Технологическая карта урока русского языка «Научный стиль речи» (5 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Базовый учебник: Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М., «Дрофа», 2010 г.
Тема урока: Книжные стили речи: Научный стиль.
Цель урока: формирование представления о научном стиле речи, его лексических, морфологических и синтаксических особенностях; формирование умения отличать научный стиль от других стилей речи, определять стилистическую принадлежность текстов (на основе изученных стилей речи).
Задачи урока:
- актуализировать знания о разговорном стиле речи (цель использования, сфера применения; лексические, морфологические и синтаксические особенности);
- познакомить с особенностями научного стиля; научить отличать тексты в научном стиле, анализировать их лексические, морфологические и синтаксические особенности;
- развивать память, операцию сравнения;
- расширять словарный запас обучающихся, повышать культуру речи.
Тип урока: Комбинированный (изучение и первичное закрепление нового материала, контроль).
Содержание урока:
1.Организационный момент.
2.Речевая разминка.
3.Актуализация имеющихся знаний.
4.Самоопределение деятельности.
5.Операционно-познавательный этап.
6.Первичное закрепление нового материала.
7.Подведение итогов урока.
8.Рефлексия, контрольно-оценочная деятельность.
Оборудование: - на доске: план характеристики стиля, схема «Стили речи», определение слова «термин», схематические изображения разговорного и научного стилей.
- индивидуально: листы с заданиями для сравнительного анализа двух текстов (приложение 1), фрагменты текста о собаке для составления текста в научном стиле (приложение 2), контрольные таблицы для заполнения (приложение 3), иллюстрация лошади.
Ход урока:
Этап | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Орг. момент | Проверка готовности к уроку, эмоционально- психологический настрой | Приветствие, проверка готовности к уроку, выдача тетрадей. | Приветствуют учителя и гостей, настраиваются на учебную деятельность. |
2.Речевая разминка | Подготовка к этапу актуализации изученного, умение правильно преобразовывать слова. | - Измените слова и словосочетания таким образом, чтобы они стали характерны только для разговорного стиля речи: -домашнее задание -здравствуйте -физическая культура -Александр -глаза -картофель -кот -книга -дом | (отвечают по цепочке): -домашка -привет/ здорово -физ-ра -Саша/ Сашенька/ Шурик… -глазки/ глазищи… -картошка/ картошечка/ картофан -котяра/ котик/ котище… -книжечка/ книжка/ книжонка… -домик/ домище… |
3.Актуализация изученного материала | Актуализация знаний о разговорном стиле речи | - Давайте послушаем один из составленных вами диалогов. - Перед вами план рассказа о стиле речи (на доске). Охарактеризуйте по этому плану разговорный стиль. План:1)Цель 2)Где используется 3)Характерные особенности | (2 чел. читают вслух по ролям диалог из д/з одного из обучающихся) 1)Разговорный стиль используется с целью общения, обмена информацией. 2)Используется в неофициальной обстановке, дружеских письмах, диалогах. 3)Для разговорного стиля характерны сленг, слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами, эмоционально окрашенная лексика и предложения (восклицательные, вопросительные); неполные предложения, односложные ответы. |
4.Самоопределение деятельности | Формулировка темы, выход на цель и задачи урока. | - Тема нашего урока записана на доске. Прочитайте её и запишите в тетрадь. - Сформулируйте цель нашего урока. -Теперь попробуйте сформулировать задачи урока в соответствии с пунктами нашего плана рассказа о стиле. | 1 ученик читает тему: «Научный стиль», все записывают число и тему. -Знакомство с научным стилем речи. -Узнать, с какой целью используется научный стиль; -узнать, где применяется научный стиль; -научиться выделять особенности научного стиля речи, чтобы отличать его от других. |
5. Операционно-познавательный этап. | Узнавание нового, подведение к самостоятельному выводу. | - Рассмотрите схему на доске и скажите, к какой группе стилей относится научный стиль? -А как вы думаете, почему? Выдача листов с заданиями, учитель курирует работу обучающихся, при необходимости проводит словарную работу (термин). -Найдите информацию о научном стиле в ваших учебниках (с.79). Прочитайте про себя и дополните ваши выводы. | -Научный стиль относится к группе книжных стилей. -Научный стиль характерен преимущественно для письменной речи. Читают тексты вслух, коллективно выполняют задания, делают вывод о характерных особенностях научного стиля по плану на доске. Читают теоретический материал в учебнике и дополняют выводы. |
Физминутка | Снятие усталости. | Игра «Назови термин»: все встают, сесть можно только тому, кто назовёт термин. -Главная часть слова. -Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. -Наука, изучающая состав слова. -Наука, изучающая происхождение слов. -Часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов. -Часть слова без окончания. -Математическое действие, результат которого называют суммой. -Результат вычитания. -Стиль речи, использующийся в неформальной обстановке для обмена сведениями. -Стиль речи, использующийся для передачи точной научной информации. -Слово или словосочетание, обозначающее научное название какого-либо понятия. -Часть слова, служащая для изменения его формы для связи с другими словами. | По очереди отгадывают термины и садятся. -Корень -Приставка -Морфемика -Этимология -Суффикс -Основа -Сложение -Разность -Разговорный стиль -Научный стиль -Термин -Окончание |
6. Первичное закрепление нового материала. | 1)Развитие умения составлять научный текст из предложенных фрагментов 2)Развитие умения работать в паре 3)Проверка усвоения материала | Выдача каждой паре фрагментов текста, инструктаж: -Работая в паре, составьте из данных фрагментов последовательный научный текст, исключив один лишний фрагмент. -А теперь подпишите и каждый самостоятельно заполните таблицы (выдача таблиц). -Попробуйте сами составить небольшой текст в научном стиле о животном на иллюстрации. | Работа в парах. Чтение получившегося текста и лишнего фрагмента. Заполняют выданные таблицы, сдают. Работают письменно, выборочно зачитывают получившиеся тексты. |
Разъяснение домашнего задания. (можно провести раньше) | Обеспечение понимания содержания д/з, способа его выполнения. | Проведение инструктажа, контроль записи домашнего задания в дневники: Р/р: с.81, упр.142, 143. | Запись д/з в дневники, вопросы. |
7.Подведение итогов урока. | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания. | | Соотносят цели с достигнутым результатом, опираясь на план рассказа о стиле. |
8.Рефлексия, контрольно-оценочная деятельность. | Формирование навыка адекватного самооценивания. | Работа со схематическими изображениями стилей на закрытой доске: -Отгадайте, какие стили речи иллюстрируют данные схемы, свои предположения обоснуйте. | Формулируют, чему научились на уроке: «Я узнал, что…/Я научился…» |
Приложение 1
Прочитайте 2 текста:
1.–Привет, Женя, сделал русский?
- А то! Там и делать-то было нечего – только списать.
-А слово по составу разобрал?
- Ой, забыл! Скоро же звонок, мне двойку поставят!
- Да там ерунда, я тебе помогу. Вот, смотри: здесь обводишь в квадратик, остальное подчёркиваешь. Сверху – дугой. И всё.
- Ну спасибо, дружище! Выручил!
2.Выполняя морфемный разбор слова, необходимо руководствоваться следующим алгоритмом:
1)Определить, какой частью речи является слово.
2)У изменяемого слова найти окончание путём изменения формы слова.
3)Указать основу слова.
4)Выделить корень путём подбора однокоренных слов.
5)Выделить приставки и суффиксы, если они есть. Правильность выделения этих морфем доказать подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.
Задания:
1.Выберите цель для каждого текста: -обмен сведениями; -передача научной информации.
2.В каком тексте используются термины? Выпишите их.
3.Охарактеризуйте тексты по следующим признакам: а)эмоциональность/неэмоциональность б)конкретность/обобщённость
4.Подумайте, где используется каждый текст.
5.Сделайте выводы о научном стиле речи, опираясь на план на доске.
Приложение 2
Фрагменты текста:
Домашняя собака – млекопитающее, происходящее от волков и шакалов, одомашненных ещё в каменном веке. Первые упоминания о собаках появились ещё 100 000 лет назад. Собака – один из верных помощников человека. Её значение колоссально: охрана имущества, защита хозяина, помощь в перевозках, участия в расследованиях полиции и тому подобное.
В зависимости от породы собаки имеют разное строение и окраску – от белого и рыжего до насыщенного чёрного с различными оттенками. Среднестатистическая собака около 30-40 см в высоту и до 50 см в длину.
Удобное телосложение позволяет ей развивать хорошую скорость, также у собак очень тонко развиты такие органы чувств, как обоняние и слух. Это делает их конкурентными среди других животных.
И у меня в детстве была собачка. Звали её Дусей. Маленькая была, беленькая. Шустрая очень. А какая наша Дуся была преданная! Ни на шаг от меня не отходила. Другие дети, бывало, зовут её за собой, вкусностями заманивают, а она, знаешь, стоит такая, облизывается, а никуда не уходит. (лишний фрагмент)
Приложение 3
Тема текста | |
Цель текста | |
Где мог быть напечатать этот текст? | |
Признаки научного стиля | |