12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Павлова Дарья Викторовна52
Россия, Вологодская обл., Вологда
Материал размещён в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»

Технологическая карта урока


Предмет: Русский язык

Класс: 5

Базовый учебник: Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М., «Дрофа», 2010 г.

Тема урока: Книжные стили речи: Научный стиль.

Цель урока: формирование представления о научном стиле речи, его лексических, морфологических и синтаксических особенностях; формирование умения отличать научный стиль от других стилей речи, определять стилистическую принадлежность текстов (на основе изученных стилей речи).

Задачи урока:

- актуализировать знания о разговорном стиле речи (цель использования, сфера применения; лексические, морфологические и синтаксические особенности);

- познакомить с особенностями научного стиля; научить отличать тексты в научном стиле, анализировать их лексические, морфологические и синтаксические особенности;

- развивать память, операцию сравнения;

- расширять словарный запас обучающихся, повышать культуру речи.

Тип урока: Комбинированный (изучение и первичное закрепление нового материала, контроль).


Содержание урока:

1.Организационный момент.

2.Речевая разминка.

3.Актуализация имеющихся знаний.

4.Самоопределение деятельности.

5.Операционно-познавательный этап.

6.Первичное закрепление нового материала.

7.Подведение итогов урока.

8.Рефлексия, контрольно-оценочная деятельность.

Оборудование: - на доске: план характеристики стиля, схема «Стили речи», определение слова «термин», схематические изображения разговорного и научного стилей.

- индивидуально: листы с заданиями для сравнительного анализа двух текстов (приложение 1), фрагменты текста о собаке для составления текста в научном стиле (приложение 2), контрольные таблицы для заполнения (приложение 3), иллюстрация лошади.






Ход урока:

Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

Проверка готовности к уроку, эмоционально- психологический настрой

Приветствие, проверка готовности к уроку, выдача тетрадей.

Приветствуют учителя и гостей, настраиваются на учебную деятельность.

2.Речевая разминка

Подготовка к этапу актуализации изученного, умение правильно преобразовывать слова.

- Измените слова и словосочетания таким образом, чтобы они стали характерны только для разговорного стиля речи:

-домашнее задание

-здравствуйте

-физическая культура

-Александр

-глаза

-картофель

-кот

-книга

-дом

(отвечают по цепочке):




-домашка

-привет/ здорово

-физ-ра

-Саша/ Сашенька/ Шурик…

-глазки/ глазищи…

-картошка/ картошечка/ картофан

-котяра/ котик/ котище…

-книжечка/ книжка/ книжонка…

-домик/ домище…

3.Актуализация изученного материала

Актуализация знаний о разговорном стиле речи

- Давайте послушаем один из составленных вами диалогов.

- Перед вами план рассказа о стиле речи (на доске). Охарактеризуйте по этому плану разговорный стиль.


План:1)Цель 2)Где используется 3)Характерные особенности

(2 чел. читают вслух по ролям диалог из д/з одного из обучающихся)

1)Разговорный стиль используется с целью общения, обмена информацией.

2)Используется в неофициальной обстановке, дружеских письмах, диалогах.

3)Для разговорного стиля характерны сленг, слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами, эмоционально окрашенная лексика и предложения (восклицательные, вопросительные); неполные предложения, односложные ответы.

4.Самоопределение деятельности

Формулировка темы, выход на цель и задачи урока.


- Тема нашего урока записана на доске. Прочитайте её и запишите в тетрадь.

- Сформулируйте цель нашего урока.

-Теперь попробуйте сформулировать задачи урока в соответствии с пунктами нашего плана рассказа о стиле.



1 ученик читает тему: «Научный стиль», все записывают число и тему.

-Знакомство с научным стилем речи.

-Узнать, с какой целью используется научный стиль;

-узнать, где применяется научный стиль;

-научиться выделять особенности научного стиля речи, чтобы отличать его от других.

5. Операционно-познавательный этап.


Узнавание нового, подведение к самостоятельному выводу.

- Рассмотрите схему на доске и скажите, к какой группе стилей относится научный стиль?

-А как вы думаете, почему?


Выдача листов с заданиями, учитель курирует работу обучающихся, при необходимости проводит словарную работу (термин).

-Найдите информацию о научном стиле в ваших учебниках (с.79). Прочитайте про себя и дополните ваши выводы.

-Научный стиль относится к группе книжных стилей.


-Научный стиль характерен преимущественно для письменной речи.

Читают тексты вслух, коллективно выполняют задания, делают вывод о характерных особенностях научного стиля по плану на доске.

Читают теоретический материал в учебнике и дополняют выводы.


Физминутка

Снятие усталости.

Игра «Назови термин»: все встают, сесть можно только тому, кто назовёт термин.

-Главная часть слова.

-Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.

-Наука, изучающая состав слова.

-Наука, изучающая происхождение слов.

-Часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов.

-Часть слова без окончания.

-Математическое действие, результат которого называют суммой.

-Результат вычитания.

-Стиль речи, использующийся в неформальной обстановке для обмена сведениями.

-Стиль речи, использующийся для передачи точной научной информации.

-Слово или словосочетание, обозначающее научное название какого-либо понятия.

-Часть слова, служащая для изменения его формы для связи с другими словами.

По очереди отгадывают термины и садятся.


-Корень

-Приставка


-Морфемика

-Этимология


-Суффикс


-Основа

-Сложение


-Разность

-Разговорный стиль



-Научный стиль


-Термин



-Окончание

6. Первичное закрепление нового материала.

1)Развитие умения

составлять научный текст из предложенных фрагментов

2)Развитие умения работать в паре

3)Проверка усвоения материала

Выдача каждой паре фрагментов текста, инструктаж:

-Работая в паре, составьте из данных фрагментов последовательный научный текст, исключив один лишний фрагмент.

-А теперь подпишите и каждый самостоятельно заполните таблицы (выдача таблиц).

-Попробуйте сами составить небольшой текст в научном стиле о животном на иллюстрации.


Работа в парах. Чтение получившегося текста и лишнего фрагмента.





Заполняют выданные таблицы, сдают.



Работают письменно, выборочно зачитывают получившиеся тексты.

Разъяснение домашнего задания.

(можно провести раньше)

Обеспечение понимания содержания д/з, способа его выполнения.

Проведение инструктажа, контроль записи домашнего задания в дневники: Р/р: с.81, упр.142, 143.

Запись д/з в дневники, вопросы.

7.Подведение итогов урока.


Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.


Соотносят цели с достигнутым результатом, опираясь на план рассказа о стиле.


8.Рефлексия, контрольно-оценочная деятельность.


Формирование навыка адекватного самооценивания.


Работа со схематическими изображениями стилей на закрытой доске:

-Отгадайте, какие стили речи иллюстрируют данные схемы, свои предположения обоснуйте.

Формулируют, чему научились на уроке: «Я узнал, что…/Я научился…»





Приложение 1


Прочитайте 2 текста:

1.–Привет, Женя, сделал русский?

- А то! Там и делать-то было нечего – только списать.

-А слово по составу разобрал?

- Ой, забыл! Скоро же звонок, мне двойку поставят!

- Да там ерунда, я тебе помогу. Вот, смотри: здесь обводишь в квадратик, остальное подчёркиваешь. Сверху – дугой. И всё.

- Ну спасибо, дружище! Выручил!


2.Выполняя морфемный разбор слова, необходимо руководствоваться следующим алгоритмом:

1)Определить, какой частью речи является слово.

2)У изменяемого слова найти окончание путём изменения формы слова.

3)Указать основу слова.

4)Выделить корень путём подбора однокоренных слов.

5)Выделить приставки и суффиксы, если они есть. Правильность выделения этих морфем доказать подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.


Задания:

1.Выберите цель для каждого текста: -обмен сведениями; -передача научной информации.

2.В каком тексте используются термины? Выпишите их.

3.Охарактеризуйте тексты по следующим признакам: а)эмоциональность/неэмоциональность б)конкретность/обобщённость

4.Подумайте, где используется каждый текст.

5.Сделайте выводы о научном стиле речи, опираясь на план на доске.










Приложение 2


Фрагменты текста:


Домашняя собака – млекопитающее, происходящее от волков и шакалов, одомашненных ещё в каменном веке. Первые упоминания о собаках появились ещё 100 000 лет назад. Собака – один из верных помощников человека. Её значение колоссально: охрана имущества, защита хозяина, помощь в перевозках, участия в расследованиях полиции и тому подобное.


В зависимости от породы собаки имеют разное строение и окраску – от белого и рыжего до насыщенного чёрного с различными оттенками. Среднестатистическая собака около 30-40 см в высоту и до 50 см в длину.


Удобное телосложение позволяет ей развивать хорошую скорость, также у собак очень тонко развиты такие органы чувств, как обоняние и слух. Это делает их конкурентными среди других животных.


И у меня в детстве была собачка. Звали её Дусей. Маленькая была, беленькая. Шустрая очень. А какая наша Дуся была преданная! Ни на шаг от меня не отходила. Другие дети, бывало, зовут её за собой, вкусностями заманивают, а она, знаешь, стоит такая, облизывается, а никуда не уходит. (лишний фрагмент)

















Приложение 3


Тема текста



Цель текста



Где мог быть напечатать этот текст?



Признаки научного стиля





Опубликовано в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.