Научно-исследовательская деятеьность студентов специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, как средство развития профессионального мышления»
Современный мир предъявляет к выпускнику техникума высокие требования: овладение высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому одним из видов деятельности образовательного учреждения является освоение профессиональных компетенций, развитие профессионального мышления выпускника, умение творчески использовать их в различных сферах жизни. Человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский же навык, приобретенный в техникуме, поможет его выпускнику быть успешным в любых ситуациях.
Приобщение студентов к исследовательской деятельности я начинаю с первого самостоятельно написанного реферата, составления кроссвордов, отчетов по экскурсии, участию в конференциях, олимпиадах, выполнению лабораторных и практических работ, участию в смотре конкурсе профмастерства.
Процесс выявления, реализации и развития данных способностей происходит как в учебной деятельности на уроке, так и во внеурочной, на занятиях в факультативах и кружках.
Учебно–исследовательская деятельность начинается с ознакомлением студентов с различными методами выполнения исследовательских работ, способам сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат.
Под термином "научно-исследовательская работа" понимается творческая работа, выполненная под руководством преподавателя. Она включает в себя составление обоснованного плана действий, которые формируются и уточняются на протяжении всего периода выполнения работы. Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, графиков. Итоги работы студентов реалистичны, т.е. теоретическая проблема завершаться ее конкретным решением, а практическая - ее результатом.
Целью своей работы я ставлю подготовку техников строительного производства компетентными строителями;
объектом своего исследования: формы исследовательской работы;
предметом исследования: влияние исследовательской работы на развитие профессионального мышления.
Определение цели, объекта и предмета исследования позволило сформулировать задачи исследования:
-Создание единого образовательного пространства.
-Формирование у студентов интереса к научному творчеству.
-Развитие профессионального мышления, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний.
-Использование творческого и интеллектуального потенциала в своей специальности.
Организация учебно - исследовательской работы со студентами предъявляет и особые требования к педагогу:
-Положительное отношение к студенту;
-проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
-признание права личности быть непохожей на других;
-предъявление права на свободу выбора;
-оценка не личности студента, а его деятельности, поступков;
-учет индивидуально-психологических особенностей студента.
Формы представления научно – исследовательской работы в виде:
-Научной статьи (описания хода работы);
-плана;
-исследования, тезисов, доклада (текст для устного выступления);
-стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций);
-фото отчет по исследовательской работе;
-элементы исследовательской работы на учебных занятиях;
-компьютерная презентация.
Мною использовались исследовательские методы при изучении профессиональных модулей по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Студенты занимались сбором информацией, исследованием и отчетом по проделанной работе:
-Реферат на тему «Современные технологии строительства в условиях крайнего севера»:
-решение конструктивных и проектных задач;
-предметная неделя (доклад по теме: «история развития технологий строительного производства»;
-конкурс газет (День строителя);
-практическая работа исследовательского направления (изучение свойств гипсокартона и гипсоволокна);
-домашняя практическая работа (определить срок износа своего дома);
-проект модели (экологически чистый дом);
-отчет по экскурсии (исследование создания архитектурного стиля города Кяхта);
-отчет по экскурсии (исследование природоресурсного строительных технологий, как фактор дизайнерского поиска оформление помещений);
-Презентации к темам исследовательских работ.
Идет работа студентов над новыми исследовательскими работами.
Результатом работы стали победы на мероприятиях и конкурсах районного, регионального и межрегионального уровня.
Из вышеизложенного можно сделать вывод:
-Студенты, активно занимающиеся научно-исследовательской работой, чаще других оканчивают техникум с повышенным квалификационным разрядом;
-расширяется кругозор и формируется профессиональное мышление, что важно для всестороннего развития личности и успешной профессиональной деятельности, а так же для тех кто планирует продолжить обучение.