Рабочая программа учебной дисциплины «Инженерная графика» по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Министерство образования и науки РТ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Сабинский аграрный колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
Инженерная графика
по Специальности 08.02.01 строительство и эксплуатация зданий и сооружений
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственногообразовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности (специальностям) 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
| Согласована Заместитель директора по ТО ___________________Ч.И.Сунгатова 31 августа 2018 г. | Утверждаю Директор ГАПОУ «Сабинский аграрный колледж» ________________З.М.Бикмухаметов 31 августа 2018 г. | 
Составитель: преподаватель ГАПОУ «Сабинский аграрный колледж» Фаляхиев Айдар Камилевич
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
 
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Инженерная графика
1.1 Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности (специальностям) 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области строительства и эксплуатации зданий и сооружений при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать полученные знания при выполнении конструкторских документов с помощью компьютерной графики;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- правила разработки, выполнения оформления и чтения конструкторской документации;
- способы графического представления пространственных образов и схем;
- стандарты единой системы конструкторской документации и системы проектной документации в строительстве;
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Подбирать строительные конструкции и разрабатывать несложные узлы и детали конструктивных элементов зданий.
ПК 1.2. Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованием информационных технологий.
ПК 1.3. Выполнять несложные расчеты и конструирование строительных конструкций.
ПК 1.4. Участвовать в разработке проекта производства работ с применением информационных технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 210 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 140 часов;
самостоятельной работы обучающегося 70 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
| Вид учебной работы | Объем часов | 
| Максимальная учебная нагрузка (всего) | 210 | 
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 140 | 
| в том числе: | |
| практические занятия | 140 | 
| контрольные работы | - | 
| Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 70 | 
| в том числе: | |
| проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; | 20 | 
| выполнение практических заданий. | 50 | 
| Итоговая аттестация в форме экзамена | |
 
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | |||
| Тема 1.Графическое оформление чертежей | Практические занятия (выполнение упражнений и графических работ) | 18 | - | |||
| 1. | Общие сведения о чертежах. Краткие сведения из истории графики. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Понятие о ЕСКД, СПДС Оформление чертежей. Обозначение и размеры формата листа. Размеры и содержание граф основной надписи. Положение, размещение форматов и основных надписей. Масштабы изображений, их обозначение на чертежах. Линии чертежа, их начертание и назначение. Чертежные шрифты, их типы. Порядок выполнения чертежного шрифта. Основные сведения о нанесении размеров. Выносные и размерные линии, стрелки, знаки диаметра, радиуса. Линейные и угловые размеры. Допуски и посадки. | 2 | ||||
| 2. | Геометрические построения. Построение перпендикулярных и параллельных прямых. Деление отрезка, угла на равные части. Правила деления окружности, дуги на равные части. Построение касательных к окружности. Сопряжение прямых и кривых линий. Порядок построения правильных многоугольников. Методы построения овала, эллипса. | 2 | ||||
| 3. | Оформление листа формата А3 рамкой и основной надписью | 2 | ||||
| 4. | Написание алфавита чертежным шрифтом | 2 | ||||
| 5. | Выполнение сопряжений | 2 | ||||
| 6. | Графическая работа № 1(формат А4) Титульный лист | 2 | ||||
| 7. | Графическая работа №2 (формат А4) Графическая композиция, составленная на основе линий чертежа | 2 | ||||
| 8. | Графическая работа №3 (формат А3) Вычерчивание двух деталей с элементами сопряжения, деления окружности, уклона и конусности. | 2 | ||||
| 9. | Графическая работа №4 (формат А3) Вычерчивание циркульных кривых | 2 | ||||
| Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; оформление графических работ. | 14 | - | ||||
| Тема 2. Начертательная геометрия | Практические занятия (выполнение упражнений и графических работ) | 30 | - | |||
| 1. | Изображения геометрических объектов в ортогональных проекциях. Ортогональные проекции. Метод проекций. Свойства параллельных проекций. | 2 | ||||
| 2. | Комплексный чертеж точки, прямой, плоскости. Построение третьей проекции по двум заданным. Проецирование углов. | 2 | ||||
| 3. | Кривые линии и поверхности. Точка на поверхности вращения. Нахождение натуральных величин плоскостей и отрезков. Метод вращения. | 2 | ||||
| 4. | Пересечение поверхностей плоскостями. Пересечение многогранника плоскостью. Развертки. Свойства разверток. | 2 | ||||
| 5. | Пересечение поверхностей вращения плоскостями. Пересечение плоскости с цилиндром. Развертка цилиндра. Пересечение плоскости с конусом. Развертка конуса. | 2 | ||||
| 6. | Взаимное пересечение поверхностей. Пересечение соосных поверхностей вращения. Пересечение гранных тел с проецирующим цилиндром. | 2 | ||||
| 7. | Решение задач на построение проекций точки, прямой, плоскости и взаимного их расположения. | 4 | ||||
| 8. | Решение задач на определение действительных величин | 2 | ||||
| 9. | Построение чертежа, аксонометрии, развертки геометрических тел; точки и линии на их поверхностях, точки и линии принадлежащих им поверхностей | 2 | ||||
| 10. | Графическая работа №5.(формат А3) Построить линию пересечения двух непрозрачных пластин. Определить натуральную величину одной из заданных пластин | 2 | ||||
| 11. | Графическая работа №6 (формат А3) Выполнение чертежа в системе трех проекций и аксонометрического изображения геометрического тела с соосным отверстием, усеченного проецирующими плоскостями. Определение натуральной величины сечения | 4 | ||||
| 12. | Графическая работа№7(формат А3) Построение линий пересечения гранных тел | 2 | ||||
| 13. | Графическая работа №8 (формат А3) Построение линий пересечения гранного тела с телом вращения | 2 | ||||
| Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; оформление графических работ. | 12 | - | ||||
| Тема 3. Проекционное черчение | Практические занятия (выполнение упражнений и графических работ) | 26 | - | |||
| 1. | Изображения в ортогональных проекциях: виды, разреза, сечения. Изображении и их условности. Простой разрез, сложный разрез. Сечение. | 2 | ||||
| 2. | Дополнительные проекции. Построение дополнительных проекций. Проецирование окружности и тел вращения. Технический рисунок. | 2 | ||||
| 1. | Построение трех видов по наглядному изображению детали | 2 | ||||
| 2. | Построение третьего вида по двум данным | 2 | ||||
| 3. | Построение аксонометрической проекции детали с разрезом | 2 | ||||
| 4. | Выполнение сложных разрезов | 2 | ||||
| 5. | Построение третьего вида по двум данным, выполнение разреза | 2 | ||||
| 6. | Выполнение технических рисунков несложных деталей | 2 | ||||
| 7. | Графическая работа №9(формат А3) По заданной аксонометрической проекции построить три вида детали. Проставить размеры | 2 | ||||
| 8. | Графическая работа №10 (формат А3) По заданным двум видам построить третий и аксонометрическую проекцию детали | 2 | ||||
| 9. | Графическая работа №11 (формат А3) Построить чертеж детали, требующей применения простого разреза (с соединением части вида и части разреза). Выполнить аксонометрическую проекцию с вырезом ближней части | 4 | ||||
| 10. | Графическая работа №12 Выполнить чертеж детали со сложным разрезом | 2 | ||||
| Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; оформление графических работ. | 18 | - | ||||
 
| Тема 4. Строительные чертежи | Практические занятия (выполнение упражнений и графических работ) | 48 | - | |
| 1. | Общие сведения о строительных чертежах. Стадии проектирования. Стандарты единой системы конструкторской документации и системы проектной документации в строительстве. | 2 | ||
| 2. | Виды строительных чертежей, проектов, монтажных схем, схем производства работ, их содержание. Наименование и маркировка строительных чертежей. Масштабы строительных чертежей. Координационные оси и размеры на чертежах. Выноски и ссылки на строительных чертежах | 2 | ||
| 3. | Основные требования к рабочей и проектной документации. Правила чтения конструкторской документации. | 2 | ||
| 4. | Правила разработки, выполнения оформления конструкторской документации. Виды нормативно- технической и производственной документации. Форматы. Дополнительные форматы, принципы их получения, размеры и обозначения. | 2 | ||
| 5. | Формы основной надписи на чертежах зданий и строительных конструкций. Масштабы изображений на чертежа зданий по ГОСТ СПДС. Особенности применения линий на строительных чертежах. Порядок нанесения размеров на строительных чертежах. | 2 | ||
| 6. | Условные обозначения уровней, уклонов. Выноски и ссылки на строительных чертежах. Правила чтения технической и технологической документации. | 2 | ||
| 7. | Условные графические обозначения и изображения. Графические обозначения материалов на разрезах и фасадах по ГОСТ ЕСКД. | 2 | ||
| 8. | Условные обозначения элементов здания. Оконные и дверные проемы, лестницы в плане и на разрезе, каналы в стенах. | 2 | ||
| 9. | Вычерчивание условных обозначений и изображений элементов зданий и санитарно- технического оборудования. | 2 | ||
| 10. | Чтение архитектурно-строительных чертежей гражданских и промышленных зданий | 2 | ||
| 11. | Выполнить чертеж плана здания. | 2 | ||
 
| 12. | Выполнить чертеж разреза здания. | 2 | ||
| 13. | Выполнить чертеж фасада здания. | 2 | ||
| 14. | Графическая работа №13 (формат А1) По исходным данным двух-, трехэтажного гражданского здания выполнить: план первого этажа (М1:100), архитектурный разрез здания по лестничной клетке (М1:50), фасад (М1:100). | 6 | ||
| 15. | Вычертить условные обозначения генпланов. | 2 | ||
| 16. | Чтение чертежей генпланов. | 2 | ||
| 17. | Графическая работа №14(формат А3) По заданной схеме выполнить чертеж генерального плана с учетом условных обозначений | 6 | ||
| 18. | Чтение чертежей стройгенпланов | 2 | ||
| 19. | Чтение чертежей инженерного и технологического оборудования зданий | 2 | ||
| 20. | Чтение чертежей строительных конструкций | 2 | ||
| Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; оформление графических работ. | 26 | - | ||
| Тема 5. Компьютерные технологии геометрического моделирования | Практические занятия(выполнение упражнений и графических работ) | 18 | - | |
| 1. | Компьютерная графика. Пользовательский интерфейс. Системы координат. Свойства примитивов. Управление экраном. | 2 | ||
| 2. | Построение объектов. Команды оформления чертежей. Редактирование чертежей. Пространство и компоновка чертежа. Пространство модели и пространство листа | 2 | ||
| 3. | Виды трехмерных моделей. Формирование трехмерных объектов. Редактирование в трехмерном пространстве. Визуализация трехмерных моделей | 2 | ||
| 4. | Построение примитивов, с помощью компьютерной графики | 4 | ||
| 5. | Редактирование примитивов, с помощью компьютерной графики | 4 | ||
| 6. | Графическая работа №15 (формат А3) Вычертить два узла строительных конструкций с применением компьютерной программы. | 4 | ||
| Всего | 210 | |||
 
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется в наличии кабинет инженерной графики
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-наглядные пособия по дисциплине «Инженерная графика»
Технические средства обучения:
- компьютер и интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением
- мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Н.А. Березина. Инженерная графика - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2014.[ЭБС ZNANIUMhttp://http://znanium.com/catalog/product/503669]
Дополнительные источники:
1. А.М. Бродский, Э.М. Фазлулин, В.А. Халдинов. Практикум по инженерной графике – М.: Академия 2004.
2. Ф. И. Пуйческу, С. Н. Муравьев, Н. А. Чванова. Инженерная графика – М.: Академия 2014
 
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
| Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | 
| Умения: - использовать полученные знания при выполнении конструкторских документов с помощью компьютерной графики; Знания: - правила разработки, выполнения оформления и чтения конструкторской документации; - способы графического представления пространственных образов и схем; - стандарты единой системы конструкторской документации и системы проектной документации в строительстве. | практические работы Графическая работа Графическая работа Графическая работа. | 
| ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Практическая работа | 
| ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Графическая работа | 
| ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Графическая работа | 
| ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Практическая работа | 
| ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Практическая работа | 
| ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Практическая работа | 
| ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | Практические работа | 
| ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Практическая работа | 
| ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Практическая работа | 
| ПК 1.1. Подбирать строительные конструкции и разрабатывать несложные узлы и детали конструктивных элементов зданий. | Графическая работа | 
| ПК 1.2. Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованием информационных технологий. | Практическая работа | 
| ПК 1.3. Выполнять несложные расчеты и конструирование строительных конструкций. | Практическая работа | 
| ПК 1.4. Участвовать в разработке проекта производства работ с применением информационных технологий. | Практическая работа | 
 
                                     
                                 
                                 
                        