12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коротун Валерия Евгеньевна1913
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»
30

Экскурсия по дисциплинам специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский техникум отраслевых технологий, финансов и права»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеклассного мероприятия для студентов первого курса

«Экскурсия по дисциплинам специальности 08.02.01

«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»»

Автор: Коротун Валерия Евгеньевна,

преподаватель спец. дисциплин

Санкт- Петербург

2016

Содержание

Введение

Основная часть:

1. Подготовительный этап

2. Ход занятия

Приложение

 

Введение

Основой для интеграции является теория межпредметных связей, которая в современной дидактике получает всё больше и больше внимания. Межпредметные связи являются формой и принципом взаимодействия между отдельными учебными дисциплинами, служат для обобщения и систематизации знаний, но не представляют нового качества знаний. Межпредметная интеграция образует целостность, которая представляет интегральное качество.

Механизм реализации межпредметных связей заключается в переносе элементов содержания одного предмета в другой и последующих действий с ними. Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен как эмпирической направленностью. Она заключается в разработке и проведении преподавателями интегрированных уроков, так и теоретической - созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многочисленные предметы. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся " мир в целом ", преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой - высвобождаемое учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Эта технология смело вторгается в учебный процесс и связывает на первый взгляд несовместимые предметы.

Преимущества интеграции на занятии:

1. Интегрированные уроки развивают потенциал обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

2.Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение за счет
переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают
познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

3. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества преподавателя, способствует раскрытию способностей обучающихся. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы.

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

Предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

Логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

Большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке

При планировании и организации таких уроков преподавателю важно учитывать следующие условия:

В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех
различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации.

Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

Подготовительный этап занятия

Чтобы заочно повысить интерес студентов к дисциплинам, которые им предстоит освоить в рамках обучения на втором курсе и показать практическое применение знаний общеобразовательных дисциплин предлагается провести данное интегрированное занятие в форме эвристической беседы. Занятие преследует своей целью: побудить студентов воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические познания, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Этому способствует коллективная беседа, которая создает атмосферу общей заинтересованности, осмыслению, систематизации знаний и опыта учащихся, а также показывает межпредметные связи по ряду общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин.

Для проведения мероприятия заранее преподавателем разрабатывается подробный план занятия, состоящий из нескольких этапов:

подготовительный,

организационный,

основной

заключительный.

Подготовительный этап включает в себя:

1) выбор общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин, через которые можно чётко проследить межпредметные связи;

2) знакомство со специальной литературой и подготовка сопровождения к лекционному материалу;

3) проводится организационная и консультационная работа с преподавателями - предметниками.

Организационный этап включает в себя:

1) сообщение студентам цели занятия;

2) настрой студентов на плодотворную работу.

Основной этап включает в себя:

1) преподаватель освещает особенности занятия;

2) сообщается о дисциплинах, МДК, ПМ, изучаемых на втором курсе специальности;

3) во время беседы, студентам задаются вопросы, которые входят в программу изучения, общеобразовательных дисциплин;

4) даются ответы на поставленные вопросы;

5) беседа сопровождается показом слайдов мультимедийной презентации.

Итоговый этап включает в себя:

В ходе этого этапа преподаватель благодарит студентов за плодотворную работу и активное участие в дискуссии. Предлагает пройти анкетирование по определению отношения к будущей профессии.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Дата: «__» _________________ 20__ года

Группа: _________

Дисциплина: Внеклассное мероприятие

Тема урока: «Экскурсия по дисциплинам специальности 08.02.01

«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» ».

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний, совершенствования знаний, умений и навыков

Вид занятия: Интегрированный урок

Метод проведения: Эвристическая беседа

Форма организации обучения: групповая

Цели урока:

Дидактическая:

Применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний.

Задачи:

1. Закрепление и углубление знаний обучающихся, полученных при изучении общеобразовательных дисциплин.

2. Предоставление студентам возможности получения информации по данной теме.

3. Знакомство с проявлением и использованием изученных явлений и законов в жизни, технике, производстве.

Развивающая:

Расширение объёма жизненных наблюдений и кругозора обучающихся и формирование умения объяснять явления, применять знания в новой ситуации.

Задачи:

1. Развивать способность выделять главное, способствовать умению объяснять понятия, делать выводы и обобщения.

2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами.

3.Обеспечение у студентов способности к оценочным действиям.

Воспитательная:

Знакомство с выбранной профессией.

Задачи:

1. Воспитание гражданской позиции обучающихся и ответственности.

2. Воспитание трудолюбия и аккуратности.

3. Воспитание инициативы и самостоятельности в учебной и трудовой деятельности.

Междисциплинарные связи: физика, математика, химия.

Обучающийся должен знать: основы теории курса физики, обозначения и единицы физических величин в СИ, физический смысл универсальных физических констант, значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике, широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе, роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества, важнейшие химические понятия, вещества и материалы, широко используемые в практике.

Обучающийся должен уметь: использовать законы физики при объяснении различных явлений в природе и технике, переводить единицы физических величин в единицы СИ, распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями, решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам, объяснять химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве.

Развиваемые общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологи в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Этап

урока

Элементы и структура занятия

Примечания

1

Организационный

Проверка присутствующих

 

2

2.1

2.2

2.3

2.4

Основной

Сообщение темы занятия.

Постановка целей и задач.

Проведение беседы по теме занятия

Ответы на вопросы обучающихся, возникшие в ходе занятия : фронтальная беседа.

 

3

3.1

3.2

Заключительный

Фронтальное обсуждение итогов беседы.

Проведение анкетирования

 

2. Ход занятия

Слайд 1

Здравствуйте! Подходит к окончанию учебный год, после каникул вы окунётесь в увлекательный и интересный мир по изучению профессиональных дисциплин и модулей вашей будущей профессии.

(на доске наименование профессиональных дисциплин и ПМ, изучаемых в раках второго курса:

Инженерная графика

Техническая механика

Основы электротехники

Основы геодезии

Информационные технологии в профессиональной деятельности

Сварка и резка металлов

Основы инженерной геологии

Строительные материалы и изделия

Строительные машины и средства малой механизации

ПМ.01 Участие в проектировании зданий и сооружений

МДК.01.01 Проектирование зданий и сооружений)

-Как Вы думаете, знания каких предметов вам пригодятся при изучении профессиональных дисциплин в следующем году?

Физика, химия, математика, биология и др.

- Давайте проверим Ваше предположение. Постараемся применить уже сейчас знания и умения, которыми вы обладаете. Установим, что будет вам действительно необходимо, что бы быть успешным студентом специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». А как Вы понимаете название вашей будущей специальности? Начнем с первых слов названия специальности- строительство и эксплуатация!

Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.

Процесс строительства включает в себя все организационные, изыскательские, проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, связанные с созданием, изменением или сносом объекта, а также взаимодействие с компетентными органами по поводу производства таких работ.

- Действительно, строительство включает в себя комплекс работ. Результатом строительства считается возведённое здание (сооружение) с внутренней отделкой, действующими инженерно-технологическими системами и полным комплектом документации, предусмотренным законом.

Cлайд 2


 

- В строительстве напрямую или опосредованно принимает участие огромное число людей и организаций. Строительные организации, возводящие здания и сооружения или осуществляющие их ремонт и эксплуатацию, являются потребителями продукции, которая изготовляется на заводах строительной индустрии.

Слайд 3

- Что нам стоит дом построить - нарисуем, будем жить! Но в зданиях можно не только жить, но и заниматься производством, они могут служить для лечения, отдыха, выращивания животных и прочее. Так какими могут быть здания по назначению?

Гражданские (жилые, общественные), промышленные, сельскохозяйственные.

Слайд 4

- Назовите здание Нью-Йорка, которое до недавнего времени считалось одним из самых высоких в мире. А сможете назвать назначение этого здания?

Общественное, в нём располагаются офисные помещения.

- Вот и у нас на доске нарисован симпатичный дом!

Это тоже гражданское здание. В нём могут проживать люди, в нём могут размещаться магазины, работать общественные организации. А если его можно нарисовать, то как называются такие объекты?

Графические

- И так, наш объект графический и создавать мы его можем ручным или механическим способом. При помощи чего?

Бумаги, карандаша, измерительных инструментов или графических редакторов (AutoCad. 3dMax, ArhiCad).

- На занятиях по инженерной графике вы покажите свои знания по геометрии, алгебре, черчении, а при изучении информационных технологий вы научитесь создавать объекты при помощи графического редактора AutoCad. На проектировании зданий узнаете о многообразии проектных и объемно- планировочных решений. А вот какие требования мы будем предъявлять к нашему зданию? Какие функции оно выполняет? Давайте проведём экскурсию в прошлое.

Люди используют жилище со времён первобытнообщинного строя. Первоначально это были различные пещеры, гроты и пр. Поскольку естественные обиталища не могли удовлетворить всем нуждам древних людей, началось их обустройство. Применялось мощение жилых площадок камнем, простые навалы камней, также выполнявшие функцию оград. Древнейшими жилищами людей, обитавших на равнинах, служили землянки и шалаши.

- Время шло, менялся климат и возрастала необходимость применения различных материалов, причём свойства материалов должны были только улучшаться! Применяемые в строительстве материалы должны обладать: низкой теплопроводностью, шумоизоляцией, небольшим весом, для снижения нагрузки, экологичностью, безопасностью для организма человека. Развитие, какой науки необходимо для этого процесса?

Химии

- Назовите элемент первой группы, третьего периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 11.

Натрий

Слайд 5

- Назовите соединение- NaF(фторид натрия). Что вам известно об этом соединении? Где оно применятся?

Фторид натрия и образующийся из него фторапатит используются для укрепления зубной эмали, натрия фторид используют как компонент составов для очистки и алитирования металлов, флюсов для сварки, пайки и переплавки металлов, стекол, эмалей, керамики, огнеупоров, как компонент кислотоупорного цемента, термостойких смазок, составов для травления стекол, твердых электролитов, как консервант для защиты древесины (антисептик).

- А вот ещё одно интересное соединение на основе натрия - NaNO2 (нитрит натрия). В строительстве нитрит натрия рекомендован ГОСТ 24211 «Добавки для бетонов. Общие технические требования» к использованию в качестве противоморозной добавки при возведении монолитных бетонных и железобетонных конструкций, монолитных частей сборно-монолитных конструкций, замоноличивания стыков сборных конструкций при установившейся устойчивой среднесуточной температуре окружающего воздуха или грунта ниже 5 °C и минимальной суточной температуре ниже 0 °C, а также при изготовлении сборных бетонных и железобетонных конструкций в зимнее время в условиях строительной площадки.

- Но давайте вернёмся к нашему зданию. Мы его нарисовали, запроектировали материалы из которых оно будет изготовлено, но достаточно ли этого? Какие требования мы ещё не учли? Для этого давайте посмотрим в каких условиях здание будет работать? Какие силы, нагрузки на него будут воздействовать?

Дождь, снег, град, температура, радиация, химические вещества, ветер, шум, вибрация, грунтовая вода, собственный вес, вес от людей и оборудования.

- Как подобрать материалы и рассчитать конструкции, что бы они отвечали современным требованиям к прочности и устойчивости? Наш запроектированный объект должен находиться в состоянии покоя. Назовите закон всех законов – наиболее важный как среди духовных, так и физических законов.

Слайд 6

Закон равновесия

- Объект, построенный с нарушением закона равновесия обязательно рухнет. На занятиях по технической механике, вам предстоит решить немало интересных задач и открыть в новом качестве законы физики. Но вернёмся к началу нашей беседы.

Слайд 7

- Что же нам необходимо, что бы правильно рассчитать, запроектировать, подобрать материалы и вычертить наш будущий объект?

Проектные изыскания.

- В основе любого строящегося объекта, лежит ОСНОВАНИЕ! То на чём будет стоять наш остов здания! Основание- это несущий слой грунта, который воспринимает нагрузку от фундамента и всего здания в целом.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

- Давайте решим несложную задачку: назовите растение, которое любит песок и не любит глину!

Это сосна!

- Значит если у нас участок под строительство, где растут сосны, имеет песчаное преобладание грунтов! И значит, мы можем, зная удельное сопротивление грунта- произвести расчёт фундамента нашего объекта. Но и не только. Например. при ландшафтном дизайне необходимо учитывать и кислотность почвы (грунта). Такое растение, как ромашка, василёк растут на слабокислых грунтах. А вот например гипсофила- на щелочных и засоленных.

- А какие машины вы можете назвать, которые участвуют при строительстве нашего объекта?

Слайд 11

Бульдозер, экскаватор, кран, самосвал.

- Одно из важнейших условий в строительстве - сокращение сроков возведения объекта. Применение машин и механизмов оказывает огромную роль для выполнения данного условия. Но без чего мы не можем представить жизнь в современном мире?

Электричество

- При изучении основ электротехники вы сможете применить свои знания в области физики. Применяемые в строительстве машины и механизмы не смогут работать без электрического напряжения. Оборудование, находящееся в здании, важнейшие системы жизнеобеспечения. Подводя итог нашей беседы, попробуем выстроить цепочку составляющих от проекта до готового объекта.

ПРОЕКТ:

Геологические изыскания

Геодезические работы

Выбор материалов

Доставка материалов

Выбор машин и механизмов

Ведение работ по возведению объекта

Эксплуатация

ОБЪЕКТ

Спасибо за внимание!


«Экскурсия по дисциплинам специальности 08.02.01
PPTX / 981.51 Кб

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (2)

Гильманова Ольга Павловна, 13.11.16 в 09:09 0Ответить Пожаловаться
Очень интересная разработка!!!
Коротун Валерия Евгеньевна, 14.11.16 в 08:17 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Павловна! В новых стандартах (08.02.01) отменили дисциплину "Введение в специальность", поэтому в конце года в группах 1 курса проводим такие внеклассные мероприятия. По опросам студентов, им интересны такие занятия.Часто от студентов слышишь такую фразу:"Нам это не пригодится!" А это совсем не так! Каждый предмет надо знать!

Отредактировано 14-11-2016 09:20

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.