Научно-исследовательская работа "Субурган Зугдэр Намжалма"
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №1»
Научно-исследовательская работа
«Субурган
Зугдэр Намжалма»
Выполнила: Баторова Виктория Сандаковна,
учитель русского языка и литературы
Оглавление:
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования:
В XX веке жизнь бурят полностью изменилась. Исчез кочевой уклад жизни, были забыты национальные обычаи и традиции, уничтожены многие духовные заветы предков. В настоящее время нация возвращается к своим корням. Восстанавливаются народная культура, дацаны, ступы (субурганы), разрушенные в прошлом веке.
В 2006 году близ нашего села Сосново-Озёрское был воздвигнут субурган. Он красиво выделяется на фоне леса и священной горы Дархитуй. На его открытии, которое состоялось 10 сентября, был устроен настоящий праздник. Субурган назвали Зугдэр Намжалма, и он был построен в честь нашего земляка бывшего ширетуй – ламы Иволгинского дацана Даши-Нимы Доржиевича Гармажапова.
Так, что же такое субурган? Что он из себя представляет? Какое значение имеет? Зачем, почему и для чего построили этот субурган? Кто такие Зугдэр Намжалма и Даши-Нима Доржиевич Гармажапов? Вот те вопросы, которые я исследовала в своей работе и на которые искала ответы.
Объект исследования: буддистская культура
Предмет исследования: субурган Зугдэр Намжалма и его составные части
Цель исследования: исследовать традицию воздвижения субургана Зугдэр Намжалма
Задачи исследования:
1.Выяснить значение слова «субурган»;
2.Определить составные части субургана;
3. Изучить историю воздвижения под священной горой Дархитуем субургана Зугдэр Намжалма;
4. Ознакомиться с жизнью и деятельностью бывшего ширетуй – ламы Иволгинского дацана Даши-Нимы Доржиевича Гармажапова.
Методы исследования:
1. Беседа со старейшинами села;
2. Сбор информации из различных источников (статьи из газет, журналов).
Основная часть
Субурган - в монгольской архитектуре - мемориальное сооружение; гробница лам или хранилище реликвий. Устройство субурганов начато было в Индии еще при жизни Будды Шакьямуни. Было выявлено, что субурган - это, своего рода, центр, который не только создает защитное поле, но и распространяет на все, что ее окружает, мощную положительную энергию в радиусе шестидесяти километров. Она защищает местность от вредоносных духов, природных катаклизмов, эпидемий и войн, от всего плохого. Если люди будут совершать гороо (круг) вокруг субургана, то они достигнут божьей милости: доброе сердце, силу и мужество, здоровье и долголетие. Если подносить цветы, то это приведёт к материальному благополучию, в душе будет мир и покой. Если разводить благовония, то это приведёт к добрым мыслям и помыслам. Если подносить пищу (молоко, мясо, хлеб), то это оградит от нужды и лишений. Субурган ограждает от всего неприятного, нехорошего, мелочного, очищает душу, делает нас добрее и мудрее.
Рассматривая фигуру субургана в архитектурном отношении, мы находим, что он состоит вообще из трех частей: пьедестала (сэнтэй), главной части (бумба) и шпица. В самом начале при закладке субургана, оказывается, в основу вкладывается сорогшон, своего рода, «позвоночник» будущего субургана. Это молодой кедр, струганный с четырёх сторон, отшлифованный четырёхгранник, символизирующий четыре стороны света, обвёрнутый жёлтым шелком, на котором написаны священные мантры. Беседуя со старейшинами села, я узнала, что в бумбэ закладываются следующие предметы:
1. Священные буддистские книги (Алтан Гэрэл, Юм и т.д.);
2. Священные пирамидки, фигурки божеств;
3. 5 цветов хадака (тонкие отрезы атласной ткани, предназначенные для поклонения божествам);
4. 5 видов зерна (ячмень, пшеница, рожь, овёс, пшено), промытые, прокаленные и просушенные, чтобы зёрна не проросли и сохранились в первозданном виде как можно долгое время;
5.Мёд;
6. Чай;
7. Аршаны из местных минеральных источников;
8. 5 видов отрезков тканей (парча, шелк, атлас и т.д.),
9. 5 видов драгоценностей (золото, жемчуг, кораллы, бирюза, сапфир).
Всё это сверху покрывается можжевельником.
Почему закладываются именно эти предметы? На этот вопрос я отвечу словами из легенды: «с рассветом в субурган спускаются божества, умываются аршаном, садятся на дорогие отрезы тканей, пьют чай, отведывают мёд, читают священные мантры, и, пожелав всего хорошего людям, живущим на этой местности, улетают. И от этого возникает положительная энергия, возрастают защитные силы земли от различных неурядиц и природных стихийных бедствий» (Информатор – Цыбикова С.Ж., с. Сосново – Озёрское, 1960 г.р.)
По словам Алдар-ламы (с. Сосново-Озёрское, 1975 г.р.), архитектура субургана может меняться от страны к стране, но всегда остаются пять составляющих ее частей: основание, лестница (ступени), купол (полушарие) шпиль и навершие. В буддизме этим частям ступы ставятся в соответствие различные значения. Например, соответствие с пятью первоэлементами: основание соотносится с элементом Земля; лестница - с Водой; купол - с Огнём; шпиль - с элементом Ветер (Воздух); навершие - с Пространством. Или другое соотношение: основание - омрачения ума; лестница и купол - начало пути к просветлённому состоянию ума; шпиль - состояние бодхисаттвы, навершие - состояние Будды.
Из интернета (сайт Иволгинского дацана) я узнала, что Зугдэр Намжалма – это богиня долголетия. Она особо помогает тем, кто отправляется в дальнюю дорогу, предотвращает от неожиданных трагических случаев, которые могут произойти в пути. Наверное, поэтому субурган богини построен близ центральной дороги, и
многие люди, проезжающие мимо, останавливаются и совершают гороо (круг).
Субурган Зугдэр Намжалма был открыт 10 сентября 2006 года близ села Сосново-Озёрское под священной горой Дархитуем, в честь бывшего ширетуй Иволгинского дацана, эмчи-ламы Даши-Нимы Доржиевича Гармажапова, нашего земляка. Вот что о нём рассказал мне его племянник Доржиев Амгалан Цыденешеевич, ловбон – лама (ширетуй) Мааниин дугана Иволгинского дацана: «Гармажапов Цыбигмит (Даши-Нима) Доржиевич родился 8 марта 1946 года в семье Гармажапа Цыбиковича и Цыпилмы Доржиевых. Был старшим сыном. С детства выделялся от других детей любознательностью, настойчивостью. Мечтал стать ламой, что в то время было несбыточной мечтой. Но всё же в 1970 году в числе 10 молодых людей был отобран и оправлен в Монголию учиться на ламу. Это был первый набор во вновь открывшийся институт «Гандан Тэкчинлин» в Улан-Баторе при монастыре Гандан. После 6 лет обучения успешно закончили 6 человек, среди них Даши-Нима-лама. После окончания был отправлен в Агинский дацан, где проработал 2 года. Тогда же начал изучать тибетскую медицину, перенимать опыт у старых бурятских лам-врачевателей. В 1991 году как один из самых уважаемых лам Пандито Хамба ламой был назначен на пост ширетуй-ламы Иволгинского дацана «Гандан Даши Чойнхорлинг», который был единственным в Бурятии. Тогда же по его инициативе был создан в городе Улан-Удэ буддийский институт по обучению лам. Времена менялись, и во вновь открывающиеся дацаны нужны были ламы. Были приглашены учителя из Монголии, Китая (Внутренняя Монголия), Индии. В 1995-1996 годах был направлен руководителем Буддийской Сангхи в Москву. В 1997 году вернулся в Иволгинский дацан и служил вплоть до кончины в 1999 году. Работал эмчи-ламой, лечил людей. Был уважаемым, умелым, опытным эмчи-ламой (врачевателем). Ежедневно принимал страждущих. Даши-Нима лама как один из самых авторитетных и уважаемых лам неоднократно выдвигался на пост Пандито Хамба ламы Центрального Духовного Управления Буддистов России. Неоценим его вклад по возвращению в Эгитуйский дацан святыни Зандан-жуу (Сандаловый Будда или Сандаловый Владыка — скульптура Будды высотой 2 м 18 см, сделанная из сандалового дерева, по преданиям, 2500 лет назад по заказу раджи Уддияны..
И в 2006 году силами жителей Еравны, тех, кто хорошо знали и помнили Даши-Нима ламу, был воздвигнут субурган Зугдэр Намжалма. Главным организатором и идейным вдохновителем благого дела явилась его супруга Цыремжит Дашинимаевна с детьми. Наиболее активным участникам воздвижения субургана были вручены Благодарственные письма от Буддийской Традиционной Сангхи России.
Заключение
Таким образом, я очень многое узнала о священных субурганах, и если мне они встречаются, то теперь с интересом рассматриваю. Я знаю, что много сил, душевных и материальных, требуется для их построения и что субурганы можно воздвигать и в честь человека, который сделал много хорошего и нужного для людей, но и бывают, что субурганы воздвигают целым родом для памяти и поклонения предкам, для процветания рода, удачи в делах.
Наши бабушки и дедушки предостерегают нас, что если разрушать субарган, сорить и вредить ей, то это приведёт к неудачам и неприятностям в этой и последующей жизни. Поэтому необходимо беречь и оберегать субурганы, соблюдать вокруг него чистоту и читать мантры с благими мыслями и помыслами.
Использованная литература:
1. Восточный календарь. 2007 год, г. Улан-Удэ
2. Районная газета «Ярууна», 2006, 2007гг.