Вводный урок по технологии в 5 классе
предмет: Технология. Вводный урок.
5 класс
тема: Знакомство с предметом «Технология»
Составила: Цехановская О.Б.
учитель технологии
МБОУ «ПСОШ №1»
Цель урока:
Познакомить учащихся с предметом «Технология» , с требованиями охраны труда, санитарии и гигиены. Правилами поведения в мастерской . С инструктажами по технике безопасности..
Задачи урока:
Образовательные:
Ознакомить учащихся: с предметом «Технология»; с требованиями охраны труда, санитарии и гигиены; с правилами поведения в мастерской, с содержанием инструкций по т.б.;
.
Развивающие:
Способствовать развитию: памяти, внимания, наблюдательности, наглядно – образного мышления; выделять главное в сказанном, прочитанном, увиденном;
умению анализировать, способностей развития индивидуально и в группах.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся чувство ответственности;
прививать навыки по сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих;
воспитывать любовь к рукоделию, прививая навыки культуры труда и аккуратности.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Кол – во часов: 2
Методы обучения: Словесные, наглядные.
Планируемые результаты:
Личностные: Будет сформирован интерес к предмету, познакомятся с правилами поведения в мастерской, с содержанием инструкций по охране труда, с санитарно- гигиеническими требованиями.
Предметные: научатся соблюдать правилами поведения в мастерской, технику безопасности и гигиенические нормы пользования инструментами, понимать информацию, представленную в учебнике.
Метапредметные:
Познавательные – научатся строить сообщения в устной форме, получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;
Коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
Регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться на страницах учебника; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками
Технические средства : компьютер, проектор , плакаты по технике безопасности, учебники, раздаточный материал.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент
2. Мотивация учащихся
3. Знакомство с новым материалом, инструктажами.
4. Закрепление изученного материала
5. Подведение итогов
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
(Парты расставлены по две вместе , в виде кубика и на них расположены номера 1-4
и таблички с указанием № каюты)
звенит звонок.
Здравствуйте девочки. Меня зовут Ольга Борисовна и я рада приветствовать вас на своём корабле. А для этого прошу приобрести билеты и занять места в каюте согласно номеру в билете.
Итак ,все заняли свои места в каютах, а их у нас четыре. Необходимые вещи положили на стол , (тетрадь, ручка, карандаши)
-Девочки скажите , а вы любите путешествовать (ответы)
2. Мотивация.
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие на необычном корабле в страну «Технология».
-А как вы думаете, почему так называется страна? (ответы)
Я предлагаю посмотреть на экран :
Слово «Технология» происходит от древнегреческого
tehne -«искусство», «мастерство», «умение» и logos – «учение», «наука».
Итак –«Технология «– это особая наука об умении, мастерстве, искусстве.
Мы побываем на разных островах и познакомимся с разными видами технологий.
А узнав и освоив их, вы станете настоящими мастерами. Итак в путь.
(звучит шум моря, крики чаек)
3.Девочки, к борту нашего корабля прибило бутылку с посланием. Я предлагаю вам прочитать содержимое. (девочки достают бутылку из сетки и записку из бутылки, читают)
Уроков много разных есть.
И всех, конечно, их не счесть
но технологии урок,
поверьте очень нужный.
Научит многому он вас,
я говорю вам без прекрас!
Сегодня много испытаний
придётся вам пройти друзья,
Загадки, ребусы, кроссворды –
всё это встретите в пути .
Задание :
Отгадать загадки
Молодцы, быстро справились.
Девочки смотрите мы подплываем к небольшому острову на котором находится сундук, давайте посмотрим его содержимое (девочки открывают сундучок)Это иголка, нитки, ножницы. Посмотрите на слайд, предлагаю прочитать интересные факты о игле.
Чтобы работать такими инструментами необходимо знать правила техники безопасности.
. Чтобы шить и вышивать,
Нужно правила нам знать.
Первым делом нужно знать:
В рот иглу не вздумай брать,
Глаз с иголки не спускай,
И в одежду не втыкай,
Не бросай ее нигде
А иначе быть беде.
Помни – иглы и булавки
Не валяются на лавке.
Поработал - не забудь
Их в игольницу воткнуть.
Работать ножницами можно,
Но только очень осторожно.
Очень важно всем понять,
Как их нужно подавать.
Не острыми конечками,
А вперед колечками.
Влево – вправо не маши,
А в пенал их уложи,
Не пугаю я напрасно.
Ножницы – предмет опасный.
Нужно правила всем знать,
Аккуратно соблюдать.
И получим ты и я
Наслажденья от шитья!
Девочки вы наверно догадались на уроках технологии вы научитесь шить , вышивать, вязать . Одним словом ,можно сказать ,освоите приёмы рукоделия и швейного дела.
Познакомитесь со швейной машинкой, узнаете из чего она состоит, как работает.
Сейчас откройте тетрадь, запишите тему: "Введение". А теперь посмотрите на слайды и запишите основные правила Т.Б. при работе с иглой. и ножницами.
Настало время отправиться к следующему острову и вам пройти следующее испытание . На слайде вы видите ребус . Предлагаю его разгадать.
. . , , . . , , . . . , . , . , , , , ,
Итак , у вас получилось слово КУЛИНАРИЯ
И перед вами остров , который называется Кулинария – это вкусный и интересный раздел предмета технологии. Изучив его, вы овладеете необходимыми навыками работы с различными продуктами, посудой, узнаете правила сервировки стола, правила приготовления блюд.
А перед вами дерево испытаний . На ветках расположены пословицы , но они перепутаны , ваша задача дать правильный ответ.
ЩИ ДА КАША - НЕ ВЕЛИКА ЧЕСТЬ (пища наша)
ИЗБА КРАСНА УГЛАМИ, БЕЗ ПИРОГА НЕ ИМЕНИНЫ (а стол пирогами)
ЧАЙ ПИТЬ – ЗАБУДЕШЬ ТОСКУ (не дрова рубить)
РЕПУ ЕСТЬ – НЕ ДРОВА РУБИТЬ (не велика честь)
ВЫПЕЙ ЧАЙКУ – ПИЩА НАША ( забудешь тоску)
БЕЗ БЛИНА - НЕ МАСЛЕНИЦА, А СТОЛ С ПИРОГАМИ (без пирога не именины)
Изучая раздел кулинария вы так же должны соблюдать правила техники безопасности и правила санитарии и гигиены. Запишите их.
Перед началом работы необходимо:
Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
Вымыть руки.
Проверить исправность кухонного инвентаря.
Проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие сколов эмали, а также отсутствие трещин и сколов столовой посуды.
Вся посуда и инвентарь должны быть чистые.
Проверить исправность электрооборудования, в случае неисправности, сказать учителю.
Во время работы соблюдать чистоту на рабочем месте, своевременно убирать очистки и мусор в специальное ведро.
Аккуратно работать с колющими и режущими инструментами.
Снимать горячую посуду с помощью прихватки.
Более подробно вы узнаете об этих правилах при изучении раздела кулинария..
А мы отправляемся дальше. На столе лежат конверты. Откройте. Вы наверно догадались это картинки – раскраски, на них изображены модели одежды, только они в чёрно-белом изображении. Ваша задача их раскрасить, дополнить какими- то деталями.
Девочки , скажите вам понравилось создавать новые модели? (ответы)
На уроках технологии вы будите изучать раздел моделирование и конструирование одежды .Узнаете на какие группы делится одежда, как создаются новые модели, как правильно строятся выкройки и переносятся на ткань. Каждый из вас побывает в роли модельера.
Готовые, получившиеся модели, вы можете взять себе.
(физкультминутка)
Настало время отправиться снова в путь. Я сейчас попрошу вас всех встать друг за другом . На полу вы видите небольшие кружочки , это кочки , по которым вы будите передвигаться до острова. (звучит весёлая музыка, девочки перепрыгивают с кочки на кочку).
Девочки у всех хорошее настроение ? немного отдохнули?
Для вас новое задание -загадка : Сама мала,а ума придала. (ответ книга)
Правильно . Я предлагаю вам сейчас познакомиться с нашим учебником .
Откройте его. Прочитайте, кто является автором. Авторы: В. Н. Синица,
В.Д. Симоненко. Видите, сколько людей трудились над созданием данного
учебника, чтобы вам интересно было учиться. Внизу расположены знаки. Это не простые знаки – это специальные обозначения. Эти обозначения находятся в каждом параграфе в конце или в середине, они помогают проверить свои знания и лучше подготовиться к уроку.
Я предлагаю полистать и посмотреть учебник. Учебник красивый, много иллюстраций к каждой теме, много правил, о которых мы говорили.
И конечно очень важное правило это-во время выполнения любой работы необходимо следить за правильной осанкой. Неправильное положение корпуса вызывает усталость, снижает работоспособность, приводит к искривлению позвоночника, ухудшает зрение.
4. Закрепление материала.
Девочки настало время подвести итог нашему путешествию в новую страну «ТЕХНОЛОГИЯ» итак , чтобы работать в кабинете, необходимо соблюдать основные правила в мастерской – это правила безопасности. В последующем, каждый новый урок будет начинаться именно с них! Знание и соблюдение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев и травматизма.
5. Девочки скажите пожалуйста, что нового вы узнали на уроке?
Что для вас уже было знакомо?
Чем бы вам хотелось больше заниматься на уроках?
Понравился ли вам урок?
У вас на столах лежат смайлики грустный и весёлый , выберете один. Если урок понравился –радостный , если нет –грустный.
Спасибо всем за работу на уроке.
Домашнее задание : выучить правила, принести тетрадь,карандаши, лоскутки разной ткани 10*10.
Медведева Татьяна Петровна