Предварительный просмотр презентации

Нейропсихологический подход в коррекции нарушений письма у обучающихся на логопедических занятиях в рамках ФАОП НОО ОВЗ Составила: Петкевич Ирина Михайловна Учитель-логопед МБОУ СОШ № 191 МУНИЦИПАЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ ОУ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

Психофизиологическая структура письма А.Р. Лурия: письмо обеспечивается согласованной деятельностью затылочной, теменной областей коры, височной области левого полушария мозга, являющихся корковыми отделами анализаторных систем, а также передних отделов коры головного мозга, связанных с организацией протекания движений во времени, с выработкой и сохранением двигательных навыков и с организацией сложных целенаправленных действий.

А.Р. Лурия четко определил психофизиологическую структуру письма Возникновение мотива к письменной речи. Создание замысла (о чем писать?); на его основе создания общего смысла (что писать?) содержания письменной речи. Анализ звукового состава слова, подлежащего записи. Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы. «перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).

Структурно-функциональная модель мозга I блок – энергетический блок регуляции тонуса ЦНС. «Я хочу» II блок – приема, переработки и хранения информации. «Я могу» III блок – программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. «Я должен!»

Практическая часть

Активация энергетического потенциала (I блок мозга) Дыхательные техники. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Самомассаж. Моторика. Кинезиологические упражнения. Каллиграфия.

Активация функций приема, переработки и хранения информации (II блок мозга) Пространственное восприятие. Кинестетическое восприятие. Операции анализа и синтеза.

Слитное письмо Развитие зрительного внимания, отработка образа слова (найди лишние буквы; найди слова; найди осмысленные слова, анаграммы, изографы). Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения (посчитай слова в предложении, сколько букв в слове (разрезная азбука); выпиши каждую 1 (2…) букву в слове и составь новое слово; буквы перепутались, допиши букву, слог; поменяй местами; составь предложение (рассказ и т.д.); найди предложение; цифровой диктант; пропавшие слова или текст с дырками. Фонематические представления. Развитие словаря, навыков словоизменения и словообразования.

Активация функций программирования, регуляции и контроля (III блок мозга) Произвольное и активное запоминание. Зрительное внимание. Зрительное восприятие. Активная поисковая деятельность (придумай, спланируй, выбери, антидиктанты).

Пропуски букв Развитие зрительно-пространственных представлений: графический диктант; сказочная каллиграфия; зеркальное письмо и рисунки; прыжки; скопируй рисунок. Развитие звукобуквенного анализа: клеточки – кружочки; услышь букву; составь слово по схеме. Развитие зрительного внимания: перепиши абракадабру, анаграммы. фонематический анализ и синтез. Сукцессивные функции во всех модальностях.

Дифференциация Фонематический слух, фонематическое восприятие. Слухоречевая память. Артикуляционная моторика. Кинестетическое восприятие. Акустический анализ и синтез. Акустическое внимание.

Послушай внимательно предложения и запомни (запиши) каждое третье слово.

Т.Г. Визель: «Если мозг представить в виде сосуда, то у наших детей, имеющих органические поражения, этот сосуд с трещинами. Нейропсихология и медицина помогают починить сосуд, а логопед и психолог наполняют его». Т.Г. Визель: «Если мозг представить в виде сосуда, то у наших детей, имеющих органические поражения, этот сосуд с трещинами. Нейропсихология и медицина помогают починить сосуд, а логопед и психолог наполняют его».

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.