12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пахунова Ольга Анатольевна73
Россия, Нижегородская обл., Вознесенский район село Криуша


Тема: Неопределенные местоимения.

Класс 6

Предмет: русский язык

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

Знать: лексическое и грамматическое значение неопределенных местоимений; способы образования неопределенных местоимений, их правописание; повторить определение местоимения.

Уметь: находить неопределенные местоимения, объяснять их синтаксическую роль, условия выбора дефисного написания и написания с не-

Сформировать: интерес к изучению местоимений, способствуя этим дальнейшему развитию интереса к русскому языку.

Развивать: самостоятельность, умение слушать собеседника и уважать его мнение.

Планируемые результаты.

Личностные:

-создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

-создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

-формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

Предметные:

-распознавать местоимения в тексте;

-корректировать индивидуальную работу в соответствии с коммуникативной целью;

-анализировать и характеризовать особенности местоимений;

-моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания.

Метапредметные:

-адекватно понимать письменные высказывания.

Регулятивные:

-формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

-развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

-сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;

-формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

-формировать умение работать с разными разрядами местоимений;

-понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять её с учетом решаемых задач;

-извлекать нужную информацию.

Используемые технологии: технология обучения на основе схемных и знаковых моделей, здоровьесберегающие, технологии развития критического мышления, создание ситуации успеха на уроке.

Методы и приемы: беседа-прием постановки вопросов, обсуждение ответов, формулирование выводов из беседы, метод иллюстраций-прием показа, обсуждение увиденного, игровые приемы, метод самостоятельной работы.

Формы работы: устная, письменная, индивидуальная, работа в группах, общеклассная.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карта звездного неба, звезды-оценки, толковый словарь, раздаточный материал.




Ход урока:

Организационный момент

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята и гости! Садитесь.

Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, а теперь улыбнитесь друг другу. Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Один древний философ сказал: «Если ты утром улыбнулся и пожелал доброго утра кому-нибудь, то значит, день твой прожит не зря». Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие от работы друг с другом.

- Сегодня у нас урок пройдёт под девизом: Кто думает – тот всегда додумается!

- Как вы думаете, почему сегодня у нас такой девиз?

- Да, вы правильно определили, сегодня у нас урок открытия новых знаний, а значит, мы выполним два шага учебной деятельности:

1 шаг – чего я не знаю?

2 шаг – сам найду способ.

2.Слово учителя

- Ребята, вы любите мечтать? Тогда я думаю, что вам будут близки строчки стихотворения.

В ночном красивом небе

Звёздочки мерцают,

И все на свете дети

К ним полететь мечтают.

Туда, где светит Марс,

Юпитер и Венера,

И на Луну попасть

Живёт в ребятах вера.

И на корабле космическом

Увидеть всё вокруг…

- А вы хотите отправиться в космос?

- Ну тогда я вам предлагаю отправиться в космическое путешествие сейчас, на уроке русского языка. Вы понимаете, что путешествие наше будет не совсем в «космос», а в такой же таинственный, такой же интересный, как космос, ещё мало изведанный вами космический мир русского языка.

В космос летят космонавты. Но мы с вами сегодня не просто космонавты, а космонавты-лингвисты. А кто такие лингвисты? Лингвистика-языкознание. Значит, лингвисты - знатоки языка.


Слайд№2

Космический мир русского языка очень широк. Мы отправляемся сегодня на необычную, загадочную планету под названием «Местоимение». У вас на партах лежат карты звездного неба.

Такая же карта отображена на экране: открытые звезды обозначены на карте яркими красками, но есть еще неоткрытые (белые) звезды. И они нас уже ждет. На ваше звездное небо вы будете прикреплять открытые вами звезды.


Слайд№3

- Давайте вспомним, какие звёзды на этой планете мы с вами уже открыли?

Хочу заметить: за успешное выполнение ответственных заданий во время путешествия активные космонавты будут отмечаться звёздами (оценками), которые в конце полета будут занесены в Почётную книгу космических достижений (журнал). Звезды лежат у вас на партах. После правильного ответа прикрепляйте их на своё звездное небо.

Во время полета вы будете делать записи в бортовом журнале, то есть в ваших тетрадях, заносить все, что будет происходить во время полёта.

Слайд №4

Запишите в них, пожалуйста, сегодняшнее число. Классная работа.

- Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наше тоже будет проходить поэтапно.

Актуализация знаний

1 этап «Подготовка к полёту».

-Путешественник, намечая маршрут, уже хоть что – то знает о том месте, в которое направляется. Он всегда готов к неожиданностям.

Проверим, что мы знаем о местоимении:

1.Что называется местоимением?

2.Какие разряды местоимений вы знаете?

3.Почему местоимения называются личными? Назовите их.

4.В чём особенность возвратного местоимения?

5.Для чего нужны относительные местоимения?

6.Какова роль вопросительных местоимений?

7.А какие местоимения склоняются как прилагательные? Назовите их.

- Давайте проверим, можете ли вы узнать звёзды с планеты «Местоимение» в лицо.


Слайд№ 5

Морфологическая разминка. Мини - исследование

-Давайте найдём в тексте все звёзды – местоимения, с которыми мы с вами уже познакомились, определим их разряд. Ребята выходят по одному, подчеркивают и определяют разряд.

На протяжении тысяч лет человека привлекали огоньки, сверкающие на небе. В течение нескольких столетий астрономы изучали звёзды и планеты. Со временем люди научились изготавливать инструменты, с помощью которых можно наблюдать за небесными светилами и определять их положение. Эти открытия изменили наше представление о Земле и месте, которое она занимает во Вселенной. Ещё в 4 в. до н. э. Аристарх Самосский определил, что Земля вращается вокруг Солнца. Но ему никто не поверил.


Проверка:

-Которых – относительное

-Их – притяжательное

-Наше – притяжательное

-Которое – относительное

Что-относительное

-Ему – личное

-Никто - отрицательное


- Вижу, космонавты готовы.

-А в течение скольких столетий астрономы изучали звёзды и планеты?

- Определите часть речи слова «нескольких»?

- Как вы определили?

- А можете ли вы определить разряд у этого местоимения?

Значит, это звезда с планеты «Местоимение», которая нам ещё неизвестна, которую нам с вами предстоит открыть.


Слайд№6


2 этап «Внимание! Неопознанный объект».

Звук тревоги!

- Ой, что это? Что-то непонятное …(читаем)


Слайд №7

Я читаю.

Несколько неопознанных летающих объектов движутся нам навстречу. Некоторые из них разлетелись по всей Галактике. Следует что-то предпринять, чтобы они не навредили кораблю. Кое-кто должен отправиться в какой-то день на помощь.


По всей видимости, какой-то неизведанный объект движется нам навстречу. Не знаешь, что и ожидать от него. Но бояться не стоит – нужно изучить и обезвредить. Рассмотрим повнимательнее.

Я читаю вопрос, ребята отвечают, я подчеркиваю.

- Сколько неопознанных летающих объектов движется к нам? (Несколько)

-Какие из них разлетелись по Галактике? (Некоторые

-Что необходимо предпринять, чтобы они не навредили кораблю? (Что-то)

- Кто и когда должен отправиться на помощь? (Кое-кто в какой-то день)

-Назовите выделенные слова.

- К какой части речи они относятся? Почему? (указывают на предметы, количества, признаки, но не называют их).

-Указывают ли данные местоимения определённо, точно количество, признак, предмет?

- Как называется звезда в созвездии Местоимение, к которой мы сегодня отправимся?


Слайд №8

Название нашей звезды – Неопределенная.

Курс определен.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Слайд№9

-Что означает слово неопределенный?

Найдите, пожалуйста, значение этого слова в толковом словаре

Неопределенный (словарь Ожегова): 1)точно не установленный;

2)не вполне отчетливый

Запишем в бортовом журнале тему урока «Неопределенные местоимения».

Ребята записывают тему урока.


- В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью.

-У нас такая цель есть?

- А какая у нас с вами цель?

- Чему мы с вами должны научиться?

- Что понять?

- Что узнать?

Слайд№10

(Дети формулируют цель урока)

Познакомиться с неопределенными местоимениями: узнать, на что они указывают, от чего и с помощью чего образованы и как правильно пишутся.


3 этап «Взлет ракеты» Полетели!

Слайд№11


-Что мы уже знаем о лексическом значении неопределенных местоимений? (указывают на неопределенные предметы, признаки и количества).


Первичное усвоение новых знаний

Слайд №12

Игра «Найди своё»

-Распределите в колонки таблицы местоимения по значению. Выходит один ученик, относит местоимения в первую группу, второй ученик- во второй столбик, третий ученик- в третий столбик.


на предметы

...на признаки

на количество

Некто

Нечто

Кто-то

Кое-какой

Некоторый

Какой-либо

Несколько

Сколько-нибудь

- На какие вопросы отвечают эти местоимения? Каким членом предложения являются?


Слайд №13

-Итак, неопределенные местоимения указывают на неопределенные предметы, их признаки и количество.

Молодцы! Взлет состоялся!


4 этап «Ориентирование по маршрутному листу»


А теперь откройте учебник (стр.77), посмотрите на экран и на таблицу в учебнике.

Слайд №14

-Как образуются неопределенные местоимения?

Слайд №15 (Делаем вывод, опираясь на слайды и таблицу учебника)

- От каких местоимений?

Слайд №16

- Что присоединяется к вопросительным местоимениям?


Первичная проверка понимания

  Упр. 458– по цепочке – как образованы данные слова. Записываем в бортовой журнал и комментируем по ходу записи. Напоминаю, за правильный ответ берите себе звезду.


Слайд №17

Физминутка

-Ребята, после выполнения задания вы немного устали. Я предлагаю вам отдохнуть: сядьте поудобнее, расправьте плечи и наслаждайтесь полетом по просторам Вселенной.

А теперь, ребята, встали,

Быстро-быстро побежали,

Руки в стороны, вперед,

Повернулись вправо, влево,

А теперь тихонько сели.


5этап «Встреча с инопланетянами»

- Каких только чудес ни бывает в космосе! Не редкость и сами инопланетяне. А вот и они. Один инопланетянин вручил мне письмо с информацией, которая позволит нам лучше узнать звезду «Неопределенная» в созвездии «Местоимение». Только он торопился и не успел всё рассказать, ещё как-то странно написал. Помогите разобраться.

(читаем)

Слайд № 18

Кто(то) просит чего(нибудь) (кое) (у) кого.

Встречайте кого(либо) в (не)котором году.


- Раскройте скобки, напишите правильно местоимения. Тогда информация восстановится.

- А сможем мы с вами правильно написать местоимения?

- А почему не сможем?

- Мы не знаем, как правильно писать неопределённые местоимения.


Слайд №19

Для того чтобы правильно написать слова, нужно знать, как пишутся местоимения с приставками и суффиксами.

-Прочитаем правило на стр.78

Слайд №20

Рассмотрите таблицу, которую вы видите на экране.

Опираясь на примеры и правила учебника, озаглавьте колонки и расскажите, как пишутся неопределенные местоимения.

«Выезд» правил - по очереди, после ответа ученика. Ученики отвечают с места.

Слайд№ 21

Слайд №22

Слайд №23


Работа с таблицей.

вместе

раздельно

Через дефис

Некто

Нечто

Некоторый

несколько

Кое с кем

Кое для кого

Кое о чем

Кое по кому

Кто-то

Чей-либо

Где-нибудь

Кое-какой

Не пишется слитно

местоимения с предлогом пишутся в три слова

Приставка кое- и суффиксы –то, –либо, -нибудь пишутся через дефис


Слайд № 24

Напоминалка:

кое, либо, то, нибудь - черточку не позабудь! (дети проговаривают хором)


Слайд №25

-Ребята, я считаю, что теперь настало время заняться расшифровкой текста и извлечь информацию. Теперь вы справитесь.

-Возвращаемся к слайду.

Задание: списываем, раскрывая скобки и обозначая орфограмму. Работаем в бортовых журналах. После этого проверяем.

(Слайды – правильные ответы «появляются» после ответа ученика)

-Какие местоимения вы написали слитно? (слайд №26)

-Раздельно? (слайд №27)

-Через дефис?(слайд №28)

- Расшифровывать вы научились, а теперь давайте попробуем зашифровать информацию.

Задание: на экране вы видите неопределённые местоимения, раскройте скобки, зашифровав правописание местоимений.


Слайд№29

Цифровой диктант

Ученики выходят к доске, напротив каждой строчки ставят соответствующую цифру.

-Что (нибудь),кое (с) кем,

-кое ( к) кому, (не)который,

-кое (кому),

-чьи (нибудь),

-(не)сколько, чего(то),

-кое(из) кого, кое(чему),какой(либо).


Слитно -1

Раздельно – 2

Через дефис3


Проверка:

Шрифт 32213313233




Слайд №30 При выполнении задания.

Самостоятельная работа (различные по уровню сложности)

Сначала дать задание группе №3


Слайд №31 (при проверке)

Задание 1 гр.: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами –то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-. (Лера, Андрей, Антон, Яна, Сергей). Пишут на этих листочках. Каждый отвечает одно предложение.

1.Поздно вечером (:) постучался к нам.

2.На берегу реки росла (:) пышная зелень.

3.Расскажите (:) о вашей поездке по Москве.

4.Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу.

5.Вскоре мы заметили на дороге (:) черное.


Слайд №32 (при проверке)

Задание 2 гр.: раскрыть скобки. (Маша, Миша, Егор, Изабелла, Арина)

1.По темному небу золотым узором звезд написано (не)что торжественное.

2.Перед костром сидело (не)сколько человек.

3.Вдруг раздались чьи(то) шаги.

4.Кто(то) постучал в дверь.

5.Что(то) прошелестело рядом, кто(то) прошёл невидимый.


Задание 3 гр.: составить 3 предложения с неопределенными местоимениями. (Ваня, Алена, Карина).


7этап «Возвращение на Землю»

- Чтобы возвратиться на Землю, нужно выполнить задания:


Слайд № 33

- Ребята, найдите, пожалуйста, лишние местоимения и объясните, почему они таковыми являются.

Ребята говорят, я подчеркиваю.

Игра «Третье лишнее»

Слайды №34,35 1)Себя, никто, ничего (себя – возвратное)

Слайд ы№36,37 2)Наш, меня, тебя (наш- притяжательное)

Слайды №38,39 3)Мой, твой, никого (никого – отрицательное)

Слайды №40,41 4)Никакой, ничей, вас (вас – личное)


Закрепление знаний

Работа по карточкам.

-Ребята, у вас на партах карточки. Определите, как пишутся неопределённые местоимения в данных в таблице предложениях. Рядом укажите номер правила.

(Карточки у детей на парте)


Слайд № 42

К доске выходит один ученик. Остальные выполняют на месте.


Я об этом уже (кое) (с) кем беседовал.

5

1. Приставка не- в неопр. местоимениях пишется слитно.

Расскажите что (нибудь) интересное.

4

2. Приставка кое- пишется через дефис.

(Не) которые из нас сразу поняли тему.

1

3.Суффикс –либо пишется через дефис.

Уже нельзя было что (либо) сделать.

3

4. Суффикс –нибудь пишется через дефис.

Мне нужно приобрести (кое) какие книги.

2

5.Если приставка кое- отделена от местоимения предлогом, то пишется отдельно.

Оценка после проверки:


- Поднимите руки, у кого 5 правильных ответов?

-4 правильных ответа?

-3 правильных ответа?

- Молодцы!

Я довольна! Мы благополучно вернулись на Землю.


8этап «Итоги полёта»

Мы побывали в созвездии «Местоимение» и привезли с собой много новой информации. Нужно применить ее к домашнему заданию.


Домашнее задание

Слайд № 43

Задание на дом:

Составьте рассказ о нашем путешествии, включая него неопределенные местоимения.

Рефлексия

Слайд №44

- Обсудим наш полёт.

- Цель достигнута?

-Какую звезду на планете «Местоимение» мы с вами открыли?

- Понравилось путешествие?

- Закончите предложение:

Сегодня на уроке

было интересно…

было трудно…

я поняла, что…

я научился…

у меня получилось…

Слайд № 45

- Отметим самых активных космонавтов. (Подсчёт звёздочек. Оценки)

Наше космическое путешествие состоялось!

Впереди ещё много неоткрытых звёзд в созвездии «Местоимение» Мы их будем с вами открывать.

Если вы получили удовольствие от общения друг с другом, со мной, считаете, что уносите в душе хорошее настроение, просигнальте звездным небом, которое лежит у вас на парте.

Спасибо за урок!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.