12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Владимирова София Николаевна26

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов №30

________________________________________________________________

357500 Ставропольский край, г. Пятигорск ул. Пестова 32

телефон, факс (88793) 33-91-93, е- mail:school_30pyatigorsk@mail.ru








t1594822879aa.gif






Выполнила: Владимирова С.Н.

Учитель истории и обществознания

















Пятигорск 2020 год



В настоящее время в современной России продолжается поиск путей выхода из социально-экономического кризиса, а также определение направлений проведения дальнейших реформ в экономике и в политической сфере. В этой связи большой интерес вызывают вопросы, связанные с историей проведения экономических реформ в СССР, и в частности в начале 20- 30-х г.г. XX в. Этот период вошел в историю страны как время новой экономической политики (НЭП).

Новая экономическая политика (НЭП) – это период в истории советского государства с начала 20-х гг. до начала 30-х гг. XX в., характеризующаяся проведением экономических и политических реформ в России. Переход к НЭПу был обусловлен тяжелым социально-экономическим положением советского государства.

События Первой мировой войны, революции, гражданской войны, политики «военного коммунизма» привели Россию не только к социальному, но и к экономическому кризису. Положение в стране было критическим: нехватка продовольствия, топлива, началась массовая безработица. К началу 20-х гг. в стране прокатилась волна крестьянских восстаний. Недовольство политикой советской власти проявили и считавшиеся опорой новой власти матросы Кронштадта, что вылилось в Кронштадский мятеж в 1921г. Нестабильным было и внешнеполитическое положение СССР. В этих условиях, важнейшей задачей советского правительства являлась стабилизация внутриполитического и экономического положения страны. Таким образом, было решено перейти к НЭПу.

Благодаря НЭПу удалось преодолеть последствия разрухи, обеспечить устойчивое развитие сельского хозяйства, стабилизировать обстановку в стране.

Таким образом, в годы НЭП было достигнуто устойчивое развитие экономики при сохранении политической системы государства.

В данном уроке истории прослеживаются межпредметные и внутрипредметные связи. Также данный урок опирается на УМК по финграмотности - Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности

(10-11 класс).














«НЭП вводится всерьёз и надолго,

но… не навсегда….»

В.И.Ленин




Цели:

Обучающая: раскрыть понятие «новая экономическая политика», уяснить, что переход к новой экономической политике был необходим и закономерен, что сущностью НЭП является экономический союз рабочего класса с крестьянством.

Развивающая: развивать логические мышления, умения осмыслить услышанное и прочитанное, иметь собственное мнение по теме, развивать память, правильно понимать и воспроизводить материал.

Воспитывающая: формировать грамотное экономическое мышление, умение разбираться в экономической и политической жизни прошлой и современной истории; учиться подвергать его критическому анализу.

Оснащение урока: наглядные пособия, раздаточный материал для учащихся, исторические документы

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока — раскрыть причины перехода к новой экономической политике и ее сущность, определить значение НЭПа для дальнейшего развития страны и установить причины ее свертывания.

Основные понятия: «военный коммунизм», новая экономическая политика; эмиссия, гиперинфляция, деноминация.

План изучения темы:

Социально-экономическое положение страны после окончание Гражданской войны и иностранной интервенции.

Сущность новой экономической политики, ее цели и реализация.

Кризисы и итоги НЭПа.



Ход урока

I . Вводное слово учителя

II. Этап актуализации знаний

1. Фронтальный опрос

- Ребята, что такое «военный коммунизм», какова была его главная цель?

- перечислите мероприятия военного коммунизма

1) в аграрной сфере,

2) сфере промышленности,

3) сфере финансов,

5) трудовых отношений,

6) политической сфере

- Охарактеризуйте отношение крестьянства к политике военного коммунизма.

(2-3 мин)

Микроитог учителя: закончилась гражданская война, она принесла с собой огромные людские и материальные потери. Необходимо было восстанавливать хозяйственную жизнь страны. Использовать прежние меры руководства экономикой большевикам становилось все более сложным.

III. Подготовка к изучению нового материала

В.И. Ленин в 1921 г. говорил: «….. Мы натолкнулись на большой – я полагаю, но самый большой – внутренний политический кризис Советской России. Этот внутренний кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих»

Таким образом, поворот к новой экономической политике был осуществлен под жестким давлением всеобщего недовольства в стране в целях нормализации внутриэкономических, социальных, политических отношений.

Задачу, которую вы должны сегодня решить на уроке «Выяснить, какие изменения произошли в Советской России, к чему они привели, в чем сущность проведённой реформы и какую оценку она получила в обществе» (задача записана на доске).



IV. Изучение нового материала:

1. Рассказ учителя - причины введения НЭП.

Учитель: Отгремели последние залпы гражданской войны, требовался переход к мирной жизни, который оказался одним из самым сложных в истории становления Советского государства. Введённая в 1919г. политика «военного коммунизма» ещё больше ухудшила плачевное состояние сельского хозяйства. Валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня. Резко сократились посевные площади. Упала производительность труда. В некоторых отраслях она достигла лишь 20% от довоенного уровня. Промышленное производство уменьшилось в 7 раз. Рабочие оказались на улице. В полнейшем упадке были транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX века! К 1921 году остановились крупные заводы страны. К ухудшению экономической ситуации в стране весной и летом 1921 года в Поволжье разразился страшный голод.

2. Сообщение ученика о голоде 1921-22гг. Зачитывает письмо 1921 г. (Приложение 1)

Учитель предлагает заслушать письмо 1921 г., чтобы ясно понимать сложившуюся ситуацию в 1921г

3. Рассказ учителя

Зимой 1920-1921 гг. кри­зис власти приобрел тя­желые формы. Открыто проявлялось недовольство продразверсткой и принудительным тру­дом. Восстания крестьян, называвшиеся кулацкими мятежами, охватили все губернии. Демобилизо­ванные из Красной Армии и дезертиры вливались в партизанские и разного рода бандитские отряды. Мятежи прокатились по Сибири, Украине; зоны партизанской борьбы возникли на Северном Кавказе, вдоль Волги. Особенно серьезные события происходили в Тамбовской губернии. Восстание, начавшееся здесь еще летом 1920 г., известно под названием «антоновщины» по фами­лии руководителя. На его подавление большевикам пришлось бросить 50-тысячный отряд войск под ко­мандованием Тухачев­ского.

Однако события марта 1921-го показали, что и на армию рассчи­тывать уже нельзя.

1.03.1921 восстали моряки Кронштадта, гордость рево­люции 1917 г. Восстание на­чалось в связи с рабочими забастовками в Петрограде. Восставшие овладели воен­ными кораблями, создали Временный Революционный Комитет. Моряки выдвину­ли требования демократи­ческих свобод, тайных вы­боров, полного права крес­тьян на землю. Основным было требование отказа большевиков от власти, от­мены партийной диктатуры. Кронштадтцы выступали под лозунгом "Вся власть Сове­там, а не партиям!"

Подавление восстания было поручено председателю РВС Троцкому. Первый штурм, предпринятый с материка 8 марта, прова­лился. Во втором принима­ли участие делегаты прохо­дившего в это время X съез­да РКП(б). Восстание было разгромлено в результате наступления в ночь на 17 марта 8 тыс. Часть мятежников сумели бежать и укрыться в Финляндии. Это была пер­вая схватка между людьми, еще недавно плечом к пле­чу сражавшимися за общие идеалы.

Учитель: предлагает учащимся сделать выводы, которые должны быть

отражены на доске и в тетрадях учащихся.)

Последствия гражданской войны

Последствия политика «военного коммунизма»

голод

безработица

упадок промышленности

детская преступность

упадок сельского хозяйства

Кронштадтский мятеж

восстания крестьян


необходимость изменения политики






Учитель: Исходя из этого на X съезде РКП(б) в марте 1921 года Ленин принимает решение ввести новую экономическую политику (НЭП).

Цель введения НЭП — стабилизировать экономическую ситуацию в стране и тем самым сохранить власть большевиков.

Злободневным на Х съезде РКП(б) стал вопрос: «Кому управлять экономикой».

По этому поводу разгорелись острые дискуссии

4. Работа в группах

Учащиеся делятся на две группы - «Рабочая оппозиция» и «Левые коммунисты»

(получают документы съезда, после изучения - озвучивают позиции своих фракций)

Выводы сделанные учащимися:

1 позиция:

«Левые коммунисты» —  Н.Крупская, Г.Зиновьев,  Л. Каменев,  были недовольны НЭПом. Разрешение торговли и появление бизнесменов было воспринято ими как поражение, уступка буржуазии.

2 позиция:

«Правые» (рабочая оппозиция)- А. Г. Шляпников, С. П. Медведев, А. М. Коллонтай предлагали устранить бюрократические образования — наркоматы, главки и т. п. — и передать профсоюзам управление всем народным хозяйством. Их идеологией была внутрипартийная демократия и усиление бюрократизации государства и общества.

Учитель: Преодолев сопротивление и недоверие многих делегатов, считавших отказ от продразверстки «отступлением», Ленин добился на X съезде РКП(б) в марте 1921 г. 

принятия решения о замене продразверстки продуктовым (натуральным, а не денежным) налогом.

5.Рассказ учителя - Сущность НЭП.

Первостепенное значение для НЭПа имела финансовое оздоровление страны. В период Гражданской войны денежная система пришла к окончательному краху: наряду с царскими банкнотами, керенками, совзнаками ходило около двух тысяч видов денежных суррогатов и местных валют. В результате денежной реформы 1922-1924 денежный хаос был преодолен. Была введена твердая валюта – червонец. Разработчиками денежной реформы были Григорий Яковлевич Сокольников и Леонид Юрковский.

6. Сообщение о разработчиках денежной реформы Г.Я. Сокольников и Л. Юрковский.

Таким образом, в данной реформе можно было выделить два этапа. На первом в обращение была введена твёрдая валюта — червонец — при параллельном обращении обесценивавшегося совзнака. На втором этапе совзнаки были изъяты из обращения.

Реформа началась с воссоздания Государственного банка. В конце ноября 1922 года Госбанк выпустил новые банкноты, номинированные в червонцах и обеспеченные золотом, иностранной валютой и товарами. Золотое содержание червонца было установлено в 7,74234 грамма чистого золота. Таким образом, он был приравнен к дореволюционным 10 рублям, но, в отличие от бумажных денег Российской империи, советские банкноты внутри страны на золото не обменивались. Червонец должен был обращаться только в коммерческой сфере, то есть обслуживать оптовый торговый оборот, стимулируя рост производства. Розничный оборот по-прежнему должны были обслуживать совзнаки.

7. Работа по карточке

Учащиеся: (получают раздаточный материал) в виде таблицы, где должны ответить на вопрос.

Считается, что введение золотого червонца укрепило доверие граждан и инвесторов к советской валюте. Почему?






В 1921 г. был принят Декрет, который освобождал кооперацию от мелочного контроля, была разрешена аренда земли и применение наемного труда в сельском хозяйстве. Что касается промышленности, то в нее был допущен частный капиталбыли отменена трудовая повинность и упразднены трудовые армии. Промышленность обеспечивалась рабочей силой через биржи труда. И, наконец, была разрешена частная торговля, но под контролем государства.



8. Заполнение таблицы

Учащиеся: (получают раздаточный материал) в виде таблицы с заполненной колонкой «военный коммунизм» и после рассказа учителя заполняют колонку «НЭП». Заполни таблицу:

Политика «военного коммунизма»

Новая Экономическая Политика

Введение продразвёрстки


Отсутствие денег, натурализация заработной платы


Национализация всей промышленности


Запрещение частной торговли


Запрещение аренда


Введение трудовой повинности


Централизация в снабжении и распределении




Учитель характеризует в пределах материала учебника экономические успехи в период НЭПа. Вместе с тем отмечает, что новая экономическая политика породила много сложных проблем. Одной из главных являлся циклический характер экономики с серьезными кризисами в 1923, 1925, 1927-1928.

Кризисы НЭПа были следствием нарушения взаимодействия и товарооборота между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством, неумения большевистского руководства грамотно регулировать экономические процессы.



годы

Причины кризисов

Сущность

Последствия







9. Работа в группах - отношение к НЭП различных категорий населения.

Учитель: ставит перед учениками проблемный вопрос: «Все ли слои населения приняли НЭП?» Класс делится на  группы по социальным слоям и получает задание в виде документа (Приложение 2)

После обсуждения в группах, выслушивается позиция каждой группы.

Примерные позиции:

Рабочие: Частично были согласны с положениями НЭПа, но сохранялась безработица, низкий жизненный уровень, отсутствие жилья.
Крестьяне: Недовольны ограничениями в развитии хозяйства.
Коммунисты: НЭП — капитуляция, предательство идеалов Октября.
Служащие: рост безработицы.

Делая вывод по изученному материалу, учащиеся понимают, что, несмотря на все положительные проявления политики НЭП, она всё больше вступала в противоречие с основными приоритетами, проповедуемыми правящей партией. Поэтому в руках у государства оставалась крупная промышленность, внешняя торговля и право контроля над частным капиталом.

Учитель: подводя итог урока, мы делаем вывод, что в Советской России в 1921 году была введена новая экономическая политика, но она  не удовлетворила все слои населения, что и привело к ее свертыванию. Так как В.И.Ленин пытался соединить не соединимое: использование рынка для построения бестоварной модели социализма и путь к демократии, при сохранении диктатуры пролетариата и поэтому слова В.И.Ленина приведённые в эпиграфе,– « НЭП вводился всерьез и на долго, но… не навсегда», оказались пророческими.

V. Закрепление изученного материала

1.Викторина «да» или «нет»

Сейчас я буду читать предложения, связанные с темой урока, а вы должны ответить да или нет.

- НЭП – это развитие рыночной экономики?

- НЭП – это продолжение политики «военного коммунизма»?

- В годы НЭПа были запрещены иностранные инвестиции?

- В годы НЭПа проводилась национальная промышленность?

- НЭП это замена продразверстки натуральным налогом?





VI. Домашнее задание:

Написать эссе: «Новая Экономическая Политика, успехи и поражения»



Список используемой литературы


1. Быстрова Н. В. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации», М.,2016.

2. Валентинов Н. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. М., 1991.

3. Горинов М.М. НЭП: поиски путей развития. М., 1990.

4. Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности (10-11 класс).


































ПРИЛОЖЕНИЕ 1


«Дорогой друг!

Как тяжело жить! Папа сидит дома и не работает. В феврале 1921 года остановились 64 самых крупных завода Петрограда. Рабочие оказались на улице. Многие уехали в деревню в поисках пропитания. Резко упала производительность труда. В некоторых отраслях она достигла лишь 20% от довоенного уровня. Промышленное производство уменьшилось в 7 раз. В полнейшем упадке были транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX века!

Валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня. Резко сократились посевные площади. Весной и летом 1921 года в Поволжье разразился страшный голод. После конфискации излишков продукции осенью у крестьян не оставалось зерна для посевов. От голода погибло более 5 млн. человек.

Одним из наиболее трагических последствий военных лет была детская беспризорность. По официальным данным в Советской республике насчитывалось 7 млн. беспризорных.

Крестьянские восстания вспыхивают в Тамбовской губернии, в Поволжье, на Дону, Кубани, Урале, Белоруссии, Сибири, Карелии, Средней Азии. Причина — высокая продразверстка, засушливый 1920 год.

Твой друг Н.»




















ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

В российском обществе второй половины 1920-х гг. все явственней стало проявляться недовольство нэпом со стороны различных социальных групп.

Новая экономическая политика была встречена в штыки партийным и государственным аппаратом, так как ему приходилось отказываться от метода приказных решений. Товарно-денежные отношения требовали гибкой профессиональной политики, знаний, опыта. Однако у аппарата отсутствовали достаточные стимулы для этого, так как свои социальные гарантии (и весьма неплохие) он имел независимо от эффективности работы.

Кроме того, нэп объективно вел к росту безработицы, в том числе и среди управленцев: к январю 1924 г. среди 1 млн безработных находилось 750 тыс. бывших служащих. Эта проблема была очень болезненной и обостряла социальные противоречия в стране.

В деревне усилилось расслоение крестьян, было разрешено применять наемный труд, в деревне возросла эксплуатация. Нэп подрывал социальную защищенность тех, кто привык жить по принципу круговой поруки, когда была община. Та часть крестьянства, которая была связана не с товарным производством, а с натуральным хозяйством, в годы нэпа значительно сократилась. Огромное количество переселенцев, хлынувших в город, растворяло промышленный пролетариат. Зажиточные крестьяне-кулаки тоже были недовольны нэповской политикой, которая отождествлялась с высокими налогами, «ножницами» в ценах между промышленной и сельскохозяйственной продукцией.

Рабочий класс не стал той социальной опорой, которая боролась бы и отстаивала принципы нэпа. Хозрасчет не доходил до рабочих мест, он был сугубо трестовским и поддерживался административным путем. Поэтому рабочий не видел материальной выгоды от получения конечных результатов.

В итоге недовольные нэпом в «низах» (бедняки и батраки в деревне, безработные, малоквалифицированные рабочие и служащие) были едины в его неприятии с «верхами» (парт– и госаппаратом). Судьба нэпа оказалась предрешенной.


Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 15.07.20 в 18:45 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за ценный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.