12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Владимирова София Николаевна26 |
НЭП вводится всерьез и надолго
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30 ________________________________________________________________ 357500 Ставропольский край, г. Пятигорск ул. Пестова 32 телефон, факс (88793) 33-91-93, е- mail:school_30pyatigorsk@mail.ru |
Выполнила: Владимирова С.Н.
Учитель истории и обществознания
Пятигорск 2020 год
В настоящее время в современной России продолжается поиск путей выхода из социально-экономического кризиса, а также определение направлений проведения дальнейших реформ в экономике и в политической сфере. В этой связи большой интерес вызывают вопросы, связанные с историей проведения экономических реформ в СССР, и в частности в начале 20- 30-х г.г. XX в. Этот период вошел в историю страны как время новой экономической политики (НЭП).
Новая экономическая политика (НЭП) – это период в истории советского государства с начала 20-х гг. до начала 30-х гг. XX в., характеризующаяся проведением экономических и политических реформ в России. Переход к НЭПу был обусловлен тяжелым социально-экономическим положением советского государства.
События Первой мировой войны, революции, гражданской войны, политики «военного коммунизма» привели Россию не только к социальному, но и к экономическому кризису. Положение в стране было критическим: нехватка продовольствия, топлива, началась массовая безработица. К началу 20-х гг. в стране прокатилась волна крестьянских восстаний. Недовольство политикой советской власти проявили и считавшиеся опорой новой власти матросы Кронштадта, что вылилось в Кронштадский мятеж в 1921г. Нестабильным было и внешнеполитическое положение СССР. В этих условиях, важнейшей задачей советского правительства являлась стабилизация внутриполитического и экономического положения страны. Таким образом, было решено перейти к НЭПу.
Благодаря НЭПу удалось преодолеть последствия разрухи, обеспечить устойчивое развитие сельского хозяйства, стабилизировать обстановку в стране.
Таким образом, в годы НЭП было достигнуто устойчивое развитие экономики при сохранении политической системы государства.
В данном уроке истории прослеживаются межпредметные и внутрипредметные связи. Также данный урок опирается на УМК по финграмотности - Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности
(10-11 класс).
«НЭП вводится всерьёз и надолго,
но… не навсегда….»
В.И.Ленин
Цели:
Обучающая: раскрыть понятие «новая экономическая политика», уяснить, что переход к новой экономической политике был необходим и закономерен, что сущностью НЭП является экономический союз рабочего класса с крестьянством.
Развивающая: развивать логические мышления, умения осмыслить услышанное и прочитанное, иметь собственное мнение по теме, развивать память, правильно понимать и воспроизводить материал.
Воспитывающая: формировать грамотное экономическое мышление, умение разбираться в экономической и политической жизни прошлой и современной истории; учиться подвергать его критическому анализу.
Оснащение урока: наглядные пособия, раздаточный материал для учащихся, исторические документы
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока — раскрыть причины перехода к новой экономической политике и ее сущность, определить значение НЭПа для дальнейшего развития страны и установить причины ее свертывания.
Основные понятия: «военный коммунизм», новая экономическая политика; эмиссия, гиперинфляция, деноминация.
План изучения темы:
Социально-экономическое положение страны после окончание Гражданской войны и иностранной интервенции.
Сущность новой экономической политики, ее цели и реализация.
Кризисы и итоги НЭПа.
Ход урока
I . Вводное слово учителя
II. Этап актуализации знаний
1. Фронтальный опрос
- Ребята, что такое «военный коммунизм», какова была его главная цель?
- перечислите мероприятия военного коммунизма
1) в аграрной сфере,
2) сфере промышленности,
3) сфере финансов,
5) трудовых отношений,
6) политической сфере
- Охарактеризуйте отношение крестьянства к политике военного коммунизма.
(2-3 мин)
Микроитог учителя: закончилась гражданская война, она принесла с собой огромные людские и материальные потери. Необходимо было восстанавливать хозяйственную жизнь страны. Использовать прежние меры руководства экономикой большевикам становилось все более сложным.
III. Подготовка к изучению нового материала
В.И. Ленин в 1921 г. говорил: «….. Мы натолкнулись на большой – я полагаю, но самый большой – внутренний политический кризис Советской России. Этот внутренний кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих»
Таким образом, поворот к новой экономической политике был осуществлен под жестким давлением всеобщего недовольства в стране в целях нормализации внутриэкономических, социальных, политических отношений.
Задачу, которую вы должны сегодня решить на уроке «Выяснить, какие изменения произошли в Советской России, к чему они привели, в чем сущность проведённой реформы и какую оценку она получила в обществе» (задача записана на доске).
IV. Изучение нового материала:
1. Рассказ учителя - причины введения НЭП.
Учитель: Отгремели последние залпы гражданской войны, требовался переход к мирной жизни, который оказался одним из самым сложных в истории становления Советского государства. Введённая в 1919г. политика «военного коммунизма» ещё больше ухудшила плачевное состояние сельского хозяйства. Валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня. Резко сократились посевные площади. Упала производительность труда. В некоторых отраслях она достигла лишь 20% от довоенного уровня. Промышленное производство уменьшилось в 7 раз. Рабочие оказались на улице. В полнейшем упадке были транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX века! К 1921 году остановились крупные заводы страны. К ухудшению экономической ситуации в стране весной и летом 1921 года в Поволжье разразился страшный голод.
2. Сообщение ученика о голоде 1921-22гг. Зачитывает письмо 1921 г. (Приложение 1)
Учитель предлагает заслушать письмо 1921 г., чтобы ясно понимать сложившуюся ситуацию в 1921г
3. Рассказ учителя
Зимой 1920-1921 гг. кризис власти приобрел тяжелые формы. Открыто проявлялось недовольство продразверсткой и принудительным трудом. Восстания крестьян, называвшиеся кулацкими мятежами, охватили все губернии. Демобилизованные из Красной Армии и дезертиры вливались в партизанские и разного рода бандитские отряды. Мятежи прокатились по Сибири, Украине; зоны партизанской борьбы возникли на Северном Кавказе, вдоль Волги. Особенно серьезные события происходили в Тамбовской губернии. Восстание, начавшееся здесь еще летом 1920 г., известно под названием «антоновщины» по фамилии руководителя. На его подавление большевикам пришлось бросить 50-тысячный отряд войск под командованием Тухачевского.
Однако события марта 1921-го показали, что и на армию рассчитывать уже нельзя.
1.03.1921 восстали моряки Кронштадта, гордость революции 1917 г. Восстание началось в связи с рабочими забастовками в Петрограде. Восставшие овладели военными кораблями, создали Временный Революционный Комитет. Моряки выдвинули требования демократических свобод, тайных выборов, полного права крестьян на землю. Основным было требование отказа большевиков от власти, отмены партийной диктатуры. Кронштадтцы выступали под лозунгом "Вся власть Советам, а не партиям!"
Подавление восстания было поручено председателю РВС Троцкому. Первый штурм, предпринятый с материка 8 марта, провалился. Во втором принимали участие делегаты проходившего в это время X съезда РКП(б). Восстание было разгромлено в результате наступления в ночь на 17 марта 8 тыс. Часть мятежников сумели бежать и укрыться в Финляндии. Это была первая схватка между людьми, еще недавно плечом к плечу сражавшимися за общие идеалы.
Учитель: предлагает учащимся сделать выводы, которые должны быть
отражены на доске и в тетрадях учащихся.)
Последствия гражданской войны | Последствия политика «военного коммунизма» |
голод | безработица |
упадок промышленности | детская преступность |
упадок сельского хозяйства | Кронштадтский мятеж |
восстания крестьян | |
необходимость изменения политики |
Учитель: Исходя из этого на X съезде РКП(б) в марте 1921 года Ленин принимает решение ввести новую экономическую политику (НЭП).
Цель введения НЭП — стабилизировать экономическую ситуацию в стране и тем самым сохранить власть большевиков.
Злободневным на Х съезде РКП(б) стал вопрос: «Кому управлять экономикой».
По этому поводу разгорелись острые дискуссии
4. Работа в группах
Учащиеся делятся на две группы - «Рабочая оппозиция» и «Левые коммунисты»
(получают документы съезда, после изучения - озвучивают позиции своих фракций)
Выводы сделанные учащимися:
1 позиция:
«Левые коммунисты» — Н.Крупская, Г.Зиновьев, Л. Каменев, были недовольны НЭПом. Разрешение торговли и появление бизнесменов было воспринято ими как поражение, уступка буржуазии.
2 позиция:
«Правые» (рабочая оппозиция)- А. Г. Шляпников, С. П. Медведев, А. М. Коллонтай предлагали устранить бюрократические образования — наркоматы, главки и т. п. — и передать профсоюзам управление всем народным хозяйством. Их идеологией была внутрипартийная демократия и усиление бюрократизации государства и общества.
Учитель: Преодолев сопротивление и недоверие многих делегатов, считавших отказ от продразверстки «отступлением», Ленин добился на X съезде РКП(б) в марте 1921 г.
принятия решения о замене продразверстки продуктовым (натуральным, а не денежным) налогом.
5.Рассказ учителя - Сущность НЭП.
Первостепенное значение для НЭПа имела финансовое оздоровление страны. В период Гражданской войны денежная система пришла к окончательному краху: наряду с царскими банкнотами, керенками, совзнаками ходило около двух тысяч видов денежных суррогатов и местных валют. В результате денежной реформы 1922-1924 денежный хаос был преодолен. Была введена твердая валюта – червонец. Разработчиками денежной реформы были Григорий Яковлевич Сокольников и Леонид Юрковский.
6. Сообщение о разработчиках денежной реформы Г.Я. Сокольников и Л. Юрковский.
Таким образом, в данной реформе можно было выделить два этапа. На первом в обращение была введена твёрдая валюта — червонец — при параллельном обращении обесценивавшегося совзнака. На втором этапе совзнаки были изъяты из обращения.
Реформа началась с воссоздания Государственного банка. В конце ноября 1922 года Госбанк выпустил новые банкноты, номинированные в червонцах и обеспеченные золотом, иностранной валютой и товарами. Золотое содержание червонца было установлено в 7,74234 грамма чистого золота. Таким образом, он был приравнен к дореволюционным 10 рублям, но, в отличие от бумажных денег Российской империи, советские банкноты внутри страны на золото не обменивались. Червонец должен был обращаться только в коммерческой сфере, то есть обслуживать оптовый торговый оборот, стимулируя рост производства. Розничный оборот по-прежнему должны были обслуживать совзнаки.
7. Работа по карточке
Учащиеся: (получают раздаточный материал) в виде таблицы, где должны ответить на вопрос.
Считается, что введение золотого червонца укрепило доверие граждан и инвесторов к советской валюте. Почему? |
В 1921 г. был принят Декрет, который освобождал кооперацию от мелочного контроля, была разрешена аренда земли и применение наемного труда в сельском хозяйстве. Что касается промышленности, то в нее был допущен частный капитал, были отменена трудовая повинность и упразднены трудовые армии. Промышленность обеспечивалась рабочей силой через биржи труда. И, наконец, была разрешена частная торговля, но под контролем государства.
8. Заполнение таблицы
Учащиеся: (получают раздаточный материал) в виде таблицы с заполненной колонкой «военный коммунизм» и после рассказа учителя заполняют колонку «НЭП». Заполни таблицу:
Политика «военного коммунизма» | Новая Экономическая Политика |
Введение продразвёрстки | |
Отсутствие денег, натурализация заработной платы | |
Национализация всей промышленности | |
Запрещение частной торговли | |
Запрещение аренда | |
Введение трудовой повинности | |
Централизация в снабжении и распределении | |
Учитель характеризует в пределах материала учебника экономические успехи в период НЭПа. Вместе с тем отмечает, что новая экономическая политика породила много сложных проблем. Одной из главных являлся циклический характер экономики с серьезными кризисами в 1923, 1925, 1927-1928.
Кризисы НЭПа были следствием нарушения взаимодействия и товарооборота между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством, неумения большевистского руководства грамотно регулировать экономические процессы.
годы | Причины кризисов | Сущность | Последствия |
| | | |
9. Работа в группах - отношение к НЭП различных категорий населения.
Учитель: ставит перед учениками проблемный вопрос: «Все ли слои населения приняли НЭП?» Класс делится на группы по социальным слоям и получает задание в виде документа (Приложение 2)
После обсуждения в группах, выслушивается позиция каждой группы.
Примерные позиции:
Рабочие: Частично были согласны с положениями НЭПа, но сохранялась безработица, низкий жизненный уровень, отсутствие жилья.
Крестьяне: Недовольны ограничениями в развитии хозяйства.
Коммунисты: НЭП — капитуляция, предательство идеалов Октября.
Служащие: рост безработицы.
Делая вывод по изученному материалу, учащиеся понимают, что, несмотря на все положительные проявления политики НЭП, она всё больше вступала в противоречие с основными приоритетами, проповедуемыми правящей партией. Поэтому в руках у государства оставалась крупная промышленность, внешняя торговля и право контроля над частным капиталом.
Учитель: подводя итог урока, мы делаем вывод, что в Советской России в 1921 году была введена новая экономическая политика, но она не удовлетворила все слои населения, что и привело к ее свертыванию. Так как В.И.Ленин пытался соединить не соединимое: использование рынка для построения бестоварной модели социализма и путь к демократии, при сохранении диктатуры пролетариата и поэтому слова В.И.Ленина приведённые в эпиграфе,– « НЭП вводился всерьез и на долго, но… не навсегда», оказались пророческими.
V. Закрепление изученного материала
1.Викторина «да» или «нет»
Сейчас я буду читать предложения, связанные с темой урока, а вы должны ответить да или нет.
- НЭП – это развитие рыночной экономики?
- НЭП – это продолжение политики «военного коммунизма»?
- В годы НЭПа были запрещены иностранные инвестиции?
- В годы НЭПа проводилась национальная промышленность?
- НЭП это замена продразверстки натуральным налогом?
VI. Домашнее задание:
Написать эссе: «Новая Экономическая Политика, успехи и поражения»
Список используемой литературы
1. Быстрова Н. В. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации», М.,2016.
2. Валентинов Н. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. М., 1991.
3. Горинов М.М. НЭП: поиски путей развития. М., 1990.
4. Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности (10-11 класс).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Дорогой друг!
Как тяжело жить! Папа сидит дома и не работает. В феврале 1921 года остановились 64 самых крупных завода Петрограда. Рабочие оказались на улице. Многие уехали в деревню в поисках пропитания. Резко упала производительность труда. В некоторых отраслях она достигла лишь 20% от довоенного уровня. Промышленное производство уменьшилось в 7 раз. В полнейшем упадке были транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX века!
Валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня. Резко сократились посевные площади. Весной и летом 1921 года в Поволжье разразился страшный голод. После конфискации излишков продукции осенью у крестьян не оставалось зерна для посевов. От голода погибло более 5 млн. человек.
Одним из наиболее трагических последствий военных лет была детская беспризорность. По официальным данным в Советской республике насчитывалось 7 млн. беспризорных.
Крестьянские восстания вспыхивают в Тамбовской губернии, в Поволжье, на Дону, Кубани, Урале, Белоруссии, Сибири, Карелии, Средней Азии. Причина — высокая продразверстка, засушливый 1920 год.
Твой друг Н.»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
В российском обществе второй половины 1920-х гг. все явственней стало проявляться недовольство нэпом со стороны различных социальных групп.
Новая экономическая политика была встречена в штыки партийным и государственным аппаратом, так как ему приходилось отказываться от метода приказных решений. Товарно-денежные отношения требовали гибкой профессиональной политики, знаний, опыта. Однако у аппарата отсутствовали достаточные стимулы для этого, так как свои социальные гарантии (и весьма неплохие) он имел независимо от эффективности работы.
Кроме того, нэп объективно вел к росту безработицы, в том числе и среди управленцев: к январю 1924 г. среди 1 млн безработных находилось 750 тыс. бывших служащих. Эта проблема была очень болезненной и обостряла социальные противоречия в стране.
В деревне усилилось расслоение крестьян, было разрешено применять наемный труд, в деревне возросла эксплуатация. Нэп подрывал социальную защищенность тех, кто привык жить по принципу круговой поруки, когда была община. Та часть крестьянства, которая была связана не с товарным производством, а с натуральным хозяйством, в годы нэпа значительно сократилась. Огромное количество переселенцев, хлынувших в город, растворяло промышленный пролетариат. Зажиточные крестьяне-кулаки тоже были недовольны нэповской политикой, которая отождествлялась с высокими налогами, «ножницами» в ценах между промышленной и сельскохозяйственной продукцией.
Рабочий класс не стал той социальной опорой, которая боролась бы и отстаивала принципы нэпа. Хозрасчет не доходил до рабочих мест, он был сугубо трестовским и поддерживался административным путем. Поэтому рабочий не видел материальной выгоды от получения конечных результатов.
В итоге недовольные нэпом в «низах» (бедняки и батраки в деревне, безработные, малоквалифицированные рабочие и служащие) были едины в его неприятии с «верхами» (парт– и госаппаратом). Судьба нэпа оказалась предрешенной.