Технологическая карта урока истории в 9 классе «Переход к НЭПу. Экономические противоречия НЭПа»
Технологическая карта урока
Учитель: Мусаткина Виктория Сергеевна
Курс: История России
Класс: 9
Автор УМК: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, XX - начала XXI века
Тема урока: Переход к НЭПу
Тип урока: усвоение новых знаний
Формы урока: нетрадиционная, ТРКМ
Цель урока: способствовать формированию знаний, умений и нравственных категорий по теме «Переход к НЭПу»
Задачи урока:
- Образовательные: учащиеся должны знать:
Факты:
А) личности: Ленин, Деникин, Колчак;
Б) хронологические: март 1921 – X съезд РКП(б),переход к новой экономической политике;
В) картографические: карта Советской России.
Теорию:
А)понятия: аренда, концессия, продналог, хозрасчет;
Б) причины перехода к нэпу;
В) выводы: результаты перехода к нэпу.
- Развивающие: школьники должны обладать умениями:
А) хронологические – соотнести дату с событием;
Б) логические – выявление причин перехода к нэпу;
В)образные – умение рассказать последовательность мероприятий нэпа;
Г) оценочные – умение оценивать итоги перехода.
- Воспитательные: ученики должны понимать нравственные категории:
А) интерес к предмету;
Б)трудолюбие;
В) требовательное отношение к себе и другом.
Оборудование : раздаточный материал; рабочие листы; УМК; разноцветные стикеры.
Ход урока.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент |
|
|
Вызов | Учитель проводит мотивационную беседу, готовит обучающихся к постановке учебной задачи. В 1920 году глава Красной Армии Л.Д. Троцкий признал: «Мы разорили страну, чтобы разбить белых». Как вы думаете, что нужно было сделать большевикам, чтобы в условиях разрухи страны сохранить и удержать теперь свою власть? Учитель записывает на доске тему «Новая экономическая политика». Зная тему урока, предположите, пожалуйста, о чём будем сегодняшний урок. Учитель параллельно с постановкой цели на доске записывает план урока:
Учитель использует приём кластер: Итак, в стране кризис. Вам необходимо познакомиться с текстом параграфа (стр. 132) и документами №1, №2, чтобы заполнить первую часть кластера «Причины перехода к НЭПу». Документ №1 Экономические и социальные последствия Гражданской войны.
Учитель ведет рассказ об осуществление данной политики с марта 1921 г. Что же представляла эта политика. На этот вопрос мы с вами ответим, поработав в группах (деление класса на группы), и заполнив следующую часть кластера «Основные мероприятия нэпа». I группа – Мероприятия НЭПа в области сельского хозяйства( Рабочий лист №1). Задание: Используя словарь, фрагменты текста учебника с.128,141;Декрет ВЦИК РСФСР, принятый на основе решений Х съезда партии большевиков «О замене развёрстки натуральным налогом», 21 марта 1921 г., сформулируйте и запишите в таблицу основные мероприятия нэпа в области сельского хозяйства. II группа – мероприятия в области промышленности( Рабочий лист №1). Задание: Используя словарь терминов и фрагменты текста учебника с.128,142, выясните и запишите в таблицу новые формы организации производства в период нэпа. III группа – товарно-денежные отношения( Рабочий лист № 1). Задание: Используя фрагмент текста учебника на с. 142 и документ « О финансовой реформе 1922-1924 г.г», сформулируйте и запишите в таблицу мероприятия нэпа в области торговли и финансов. Учитель использует приём «тонких» и «толстых» вопросов:
Учитель дает задание: На основе работы с текстом учебника с. 143 заполните последнюю часть кластера, где назовите социально-экономические последствия НЭПа. | Происходит погружение учеников в изучаемую историческую эпоху |
Возможные ответы учащихся:
Обучающиеся записывают тему в тетради. Обучающиеся самостоятельно формулируют цель урока: Новая экономическая политика, советское общество, сельское хозяйство, причины и методы перехода. Обучающиеся анализируют, обсуждают и записывают вопросы плана урока. Обучающиеся завершая вместе с учителем мотивационную беседу поставили перед собой учебную задачу, преобразовали ее и подготовились к предстоящей работе. Обучающиеся ставят перед собой задачи на поиск нового способа действия. Активизируется познавательная деятельность учащихся. Учащиеся работают с текстом параграфа и документами, параллельно занося к себе в тетрадь первую часть кластера «Причины перехода к НЭПу». Учащиеся работают с текстом параграфа и документами, параллельно занося к себе в тетрадь следующую часть кластера «Основные мероприятия нэпа». Дают характеристику основным мероприятия нэпа (каждая группа защищает результат своей работы, остальные заполняют недостающую информацию в кластере). Возможные ответы учащихся: Учащиеся работают с текстом параграфа и документами, параллельно занося к себе в тетрадь последнюю часть кластера, где называют социально-экономические последствия НЭПа. | ||
Рефлексия | Учитель предлагает решить тест: Выберите правильный ответ. - Какие цели преследовали большевики, осуществляя НЭП? А) упрочить свою власть; Б) предоставить свободу политической оппозиции; В) гарантировать свободное развитие личности; Г) преодолеть экономический кризис; Д) добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре; Е) вернуться к рыночной экономике; Ж) воссоздать демократические реформы управления обществом; З) продолжать «мировую революцию»; И) ликвидировать дипломатическую изоляцию. Учитель анализирует работу обучающихся на уроке, выделяет самых активных, эрудированных. Обговаривает систему оценивания, собирает карточки р. оценки. (Приложение 1) У вас на столах находятся цветные стикеры. Вам необходимо обсудить результаты работы вашей команды на уроке и письменно ответить на вопросы (ответы размещаются на доске)
| Учащиеся структурировав полученную информацию, позводят её к логическому завершению, дав ответ на вопрос. ОТВЕТЫ: а,г,е,и Использование карточек самооценки позволяет осуществлять пооперационный контроль. Обучающиеся выставляют оценки в листе самооценки. Подводят итоги своей работы на уроке. Отвечают на вопросы учителя, с каким настроением они работали на уроке, что нового узнали. Предлагают свои идеи по проведению последующих уроков. |
Рабочий лист №1
НЭП (новая экономическая политика) – замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, частных предприятий, возрождение рыночных отношений, т. е. полный отказ от политики «военного коммунизма», отвергнутой к 1921 г. большинством крестьян и рабочих.
КОНЦЕССИЯ (от лат. «разрешение, уступка») – договор о передаче в пользование на определенный срок природных богатств, предприятий и других объектов, принадлежащих государству.
КООПЕРАЦИЯ (лат.- сотрудничество) – добровольное товарищество, содействующее своим членам в ведении хозяйства. Распространены потребительская, промысловая, финансово – кредитная и др.
ХОЗРАСЧЕТ (хозяйственный расчет) – метод ведения социалистического хозяйства, основанный на соизмерении затрат предприятия на производство с результатами хозяйственной деятельности.
НЭПМАН – частные предприниматели периода нэпа.
ПРОДНАЛОГ (продовольственный налог) – это налог, который имел четко установленный размер и объявлялся до начала сева.
ДЕНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – процесс перехода государственной собственности в руки частного предпринимателя.
2