Технологическая карта урока истории в 9 классе «Переход к НЭПу. Экономические противоречия НЭПа»

7
0
Материал опубликован 29 August 2020

Технологическая карта урока


Учитель: Мусаткина Виктория Сергеевна

Курс: История России

Класс: 9

Автор УМК: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, XX - начала XXI века

Тема урока: Переход к НЭПу

Тип урока: усвоение новых знаний

Формы урока: нетрадиционная, ТРКМ

Цель урока: способствовать формированию знаний, умений и нравственных категорий по теме «Переход к НЭПу»

Задачи урока:

Образовательные: учащиеся должны знать:

Факты:

А) личности: Ленин, Деникин, Колчак;

Б) хронологические: март 1921 – X съезд РКП(б),переход к новой экономической политике;

В) картографические: карта Советской России.

Теорию:

А)понятия: аренда, концессия, продналог, хозрасчет;

Б) причины перехода к нэпу;

В) выводы: результаты перехода к нэпу.

Развивающие: школьники должны обладать умениями:

А) хронологические – соотнести дату с событием;

Б) логические – выявление причин перехода к нэпу;

В)образные – умение рассказать последовательность мероприятий нэпа;

Г) оценочные – умение оценивать итоги перехода.

Воспитательные: ученики должны понимать нравственные категории:

А) интерес к предмету;

Б)трудолюбие;

В) требовательное отношение к себе и другом.

Оборудование : раздаточный материал; рабочие листы; УМК; разноцветные стикеры.




Ход урока.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент


  1. Приветствие учителя.

  2. Учитель отмечает отсутствующих.

  3. 3. Учитель обращает внимание на подготовленность класса и самих обучающихся к уроку

  1. Обучающиеся приветствуют учителя молча, встав из-за парт.

  2. Обучающиеся концентрируют внимание, настраиваются на работу.

Вызов























Учитель проводит мотивационную беседу, готовит обучающихся к постановке учебной задачи.

В 1920 году глава Красной Армии Л.Д. Троцкий признал: «Мы разорили страну, чтобы разбить белых».

Как вы думаете, что нужно было сделать большевикам, чтобы в условиях разрухи страны сохранить и удержать теперь свою власть?


Учитель записывает на доске тему «Новая экономическая политика».

Зная тему урока, предположите, пожалуйста, о чём будем сегодняшний урок.

Учитель параллельно с постановкой цели на доске записывает план урока:

  1. Причины перехода к нэпу. Его основные направления;

  2. Советское общество в годы нэпа;

  3. Экономические противоречия нэпа;

  4. Хлебозаготовительный кризис.





Учитель использует приём кластер:

Итак, в стране кризис. Вам необходимо познакомиться с текстом параграфа (стр. 132) и документами №1, №2, чтобы заполнить первую часть кластера «Причины перехода к НЭПу».

1209441_1.png

Документ №1 
Из дневника Ф.А. Григорьева, преподавателя Командных курсов РККА в Петрограде:
« 3 сентября 1920 г….Оказывается, что декрет о повышении жалованья штатным преподавателям на 300% уже вышел два месяца назад, а мы получали все еще 5300. Приказ Реввоенсовета должен дойти до нас … Дай бог получить до Нового года. А паек семейству вероятно, совсем не дадут, по той причине что не из чего… А наличными – ни гроша, и кругом в долгу».
Документ №2
Из частного письма:
« Дорогой братец, если имеешь кусок хлеба, то живи там. Я начальник дивизии, получаю 15 миллионов рублей денег и не могу прожить. Пуд муки стоит 14 миллионов, сейчас здорово волнуются солдаты и крестьяне. Говорят: обещали много всего, но ничего не дали».


Экономические и социальные последствия Гражданской войны.

  1. В Гражданскую войну Россия потеряла до 12 миллионов человек. Население Петрограда и Москвы сократилось вдвое, не меньше половины этих потерь – рабочие.

  2. В социальной структуре произошли важные изменения; не стало буржуазии и помещиков; 85% населения России – крестьяне ( это около 70% состава армии в 5,5 млн.чел.); до 1,4-1,7 млн. сократилась численность рабочих. Резко увеличился бюрократический аппарат ( в 1917 г. число «управленцев» всех уровней – 1 млн., в 1921 г. – 2,5 млн. человек).

  3. Уничтожено 25% довоенного богатства страны.
    В 1921 году : промышленное производство сократилось в7 раз;продукция сельского хозяйства сократилась на 40%;

  4. продукция животноводства сократилось на 33%;
    посевные площади уменьшились на 15 млн.га.

  5. В 1921-1922 г. под угрозой голодной смерти оказалось 45 млн. человек из поволжских и украинских губерний.

  6. Весной –летом 1921 года голод в Поволжье унес жизни 5 млн. человек.

  7. В 1919 г. в 40 губерниях европейской России было зарегистрировано более 2 млн. случаев заболеваний сыпным тифом. 

  8. По данным историка Е. Салдаева в начале 1921 г. на рынке в Москве пуд ржаной муки стоил 140 тыс. руб. , пуд пшена-192 тыс.руб., пуд картошки –более 20 тыс. рублей. За проезд в трамвае нужно было заплатить 500 руб. К концу года положение ухудшилось, и к этим ценам следует приписать ноль.

  9. Январь – февраль 1921 г. было отмечены выступления рабочих Москвы и Петрограда, других городов России. Стачки в Петрограде проходили под лозунгами: «Хлеба!», «Пусть работают те, у кого комиссарские пайки!»


Учитель ведет рассказ об осуществление данной политики с марта 1921 г. Что же представляла эта политика. На этот вопрос мы с вами ответим, поработав в группах (деление класса на группы), и заполнив следующую часть кластера «Основные мероприятия нэпа».

I группа – Мероприятия НЭПа в области сельского хозяйства( Рабочий лист №1).

Задание: Используя словарь, фрагменты текста учебника с.128,141;Декрет ВЦИК РСФСР, принятый на основе решений Х съезда партии большевиков «О замене развёрстки натуральным налогом», 21 марта 1921 г., сформулируйте и запишите в таблицу основные мероприятия нэпа в области сельского хозяйства.

1209441_2.png

II группа – мероприятия в области промышленности( Рабочий лист №1).

Задание: Используя словарь терминов и фрагменты текста учебника с.128,142, выясните и запишите в таблицу новые формы организации производства в период нэпа.

1209441_2.png

III группа – товарно-денежные отношения( Рабочий лист № 1).

Задание: Используя фрагмент текста учебника на с. 142 и документ « О финансовой реформе 1922-1924 г.г», сформулируйте и запишите в таблицу мероприятия нэпа в области торговли и финансов.

1209441_2.png




Учитель использует приём «тонких» и «толстых» вопросов:

  1. Каковы основные мероприятия нэпа?

  2. Что нового появилось в экономической политике по сравнению с периодом военного коммунизма?

  3. Какова сущность нэпа?

  4. В каких сферах экономии нэповский механизм наиболее эффективный?

  5. Согласны ли вы с мнением, что введение нэпа было решением вынужденным?



Учитель дает задание: На основе работы с текстом учебника с. 143 заполните последнюю часть кластера, где назовите социально-экономические последствия НЭПа.












Происходит погружение учеников в изучаемую историческую эпоху


Возможные ответы учащихся:

  1. Идти на соглашения с крестьянством

  2. Уничтожить борьбу со всеми, кто не согласен с политикой большевиков


Обучающиеся записывают тему в тетради.



Обучающиеся самостоятельно формулируют цель урока:

Новая экономическая политика, советское общество, сельское хозяйство, причины и методы перехода.

Обучающиеся анализируют, обсуждают и записывают вопросы плана урока.

Обучающиеся завершая вместе с учителем мотивационную беседу поставили перед собой учебную задачу, преобразовали ее и подготовились к предстоящей работе.

Обучающиеся ставят перед собой задачи на поиск нового способа действия. Активизируется познавательная деятельность учащихся.


Учащиеся работают с текстом параграфа и документами, параллельно занося к себе в тетрадь первую часть кластера «Причины перехода к НЭПу».

1209441_1.png
























































Учащиеся работают с текстом параграфа и документами, параллельно занося к себе в тетрадь следующую часть кластера «Основные мероприятия нэпа».

1209441_6.png

Дают характеристику основным мероприятия нэпа (каждая группа защищает результат своей работы, остальные заполняют недостающую информацию в кластере).














































Возможные ответы учащихся:

1209441_7.jpeg


Учащиеся работают с текстом параграфа и документами, параллельно занося к себе в тетрадь последнюю часть кластера, где называют социально-экономические последствия НЭПа.

1209441_8.jpeg

Рефлексия


Учитель предлагает решить тест:

Выберите правильный ответ.

- Какие цели преследовали большевики, осуществляя НЭП?

А) упрочить свою власть;

Б) предоставить свободу политической оппозиции;

В) гарантировать свободное развитие личности;

Г) преодолеть экономический кризис;

Д) добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре;

Е) вернуться к рыночной экономике;

Ж) воссоздать демократические реформы управления обществом;

З) продолжать «мировую революцию»;

И) ликвидировать дипломатическую изоляцию.

Учитель анализирует работу обучающихся на уроке, выделяет самых активных, эрудированных. Обговаривает систему оценивания, собирает карточки р. оценки. (Приложение 1)

У вас на столах находятся цветные стикеры. Вам необходимо обсудить результаты работы вашей команды на уроке и письменно ответить на вопросы (ответы размещаются на доске)

  1. Чем был полезен для нас сегодняшний урок?

  2. Выполняя задания мы сегодня научились...

  3. Мы хотим сказать…

Учащиеся структурировав полученную информацию, позводят её к логическому завершению, дав ответ на вопрос. ОТВЕТЫ: а,г,е,и













Использование карточек самооценки позволяет осуществлять пооперационный контроль.

Обучающиеся выставляют оценки в листе самооценки. Подводят итоги своей работы на уроке.

Отвечают на вопросы учителя, с каким настроением они работали на уроке, что нового узнали. Предлагают свои идеи по проведению последующих уроков.










Рабочий лист №1

НЭП (новая экономическая политика) – замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, частных предприятий, возрождение рыночных отношений, т. е. полный отказ от политики «военного коммунизма», отвергнутой к 1921 г. большинством крестьян и рабочих.

КОНЦЕССИЯ (от лат. «разрешение, уступка») – договор о передаче в пользование на определенный срок природных богатств, предприятий и других объектов, принадлежащих государству.

КООПЕРАЦИЯ (лат.- сотрудничество) – добровольное товарищество, содействующее своим членам в ведении хозяйства. Распространены потребительская, промысловая, финансово – кредитная и др.

ХОЗРАСЧЕТ (хозяйственный расчет) – метод ведения социалистического хозяйства, основанный на соизмерении затрат предприятия на производство с результатами хозяйственной деятельности. 

НЭПМАН – частные предприниматели периода нэпа.

ПРОДНАЛОГ (продовольственный налог) – это налог, который имел четко установленный размер и объявлялся до начала сева.

ДЕНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – процесс перехода государственной собственности в руки частного предпринимателя.



1209441_2.png


2

Комментарии
Комментариев пока нет.