Урок русского языка в 6 классе «Несклоняемые имена существительные»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СОЛОДИНОЙ ИРИНЫ ЮРЬЕВНЫ.
ТЕМА: НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Цели деятельности учителя:
а) создать условия для изучения понятия «несклоняемые имена существительные», научить находить данные существительные в тексте, правильно применять их в речи; способствовать формированию познавательные и предметные УУД
б) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения; способствовать формированию личностные и регулятивные УУД
в) способствовать развитию речи учащихся, расширять их словарный запас; воспитывать интерес к языку; способствовать формированию личностных, коммуникативных УУД
Тип урока: урок усвоения новых ЗУН через решение учебных проблем.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные УУД: умеют ориентироваться на страницах учебника, правильно отвечать на вопросы, соотносят склоняемые и несклоняемые имена существительные, определяют падеж и основу несклоняемых имен существительных, умеют выбирать правильное написание слова, определять происхождение слова при помощи словаря.
Метапредметные УУД:
Личностные УУД: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного знания и «незнания»; учатся понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, понимают значение языка в процессе школьного образования; учатся уважительно относиться к родному языку; осознают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
Познавательные УУД: структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы;
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные УУД: учатся работать в парах и группах, обмениваться информацией, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, учатся слушать, задавать вопросы и отвечать на них, формировать собственные мысли, высказывания и обосновывать их.
Методы и формы обучения: проверка знаний учащихся, фронтальный опрос, словарная работа, взаимопроверка, эвристическая беседа, создание учителем проблемных ситуаций, анализ и синтез языковых явлений, частично-поисковый метод, самостоятельная работа с учебником, тренировочные упражнения, творческие задания, подведение итогов урока.
Оборудование: обыкновенная доска, экран, компьютер, проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация, выполненная учителем.
Основные понятия и термины: склонение, склоняемые и несклоняемые существительные, иноязычные слова, сложносокращенные слова, основа слова, падеж.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (СЦЕНАРИЙ) УРОКА
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществленная деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения ( универсальные учебные действия) | Контроль результатов учебной деятельности | ||||||||||||||||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово учителя: - Здравствуйте ребята. Прозвенел звонок, мы начинаем урок. Надеюсь, настроение у всех отличное и боевое, потому что работа предстоит сложная. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, самостоятельно необходимые действия и операции. | Устные ответы | ||||||||||||||||||||
2.Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Распределительный диктант, самопроверка и взаимопроверка. | 2. Учитель организует и сопровождает деятельность учащихся. Записать число, классная работа Слово учителя. Фронтальный опрос класса: Над какой частью речи мы с вами работаем? (имя существительное) Что называется именем существительным? Какие постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного вы знаете? Над каким морфологическим признаком имени существительного мы работали последние уроки? (над склонением) А что называется склонением? ( изменение по падежам) Какие существительные относятся к 1, ко 2, к 3 склонению? Какие существительные называются разносклоняемыми? Назовите их. ( 10 сущ. Ср.рода на -мя: бремя, время, вымя, племя, семя, стремя, знамя, пламя, имя, темя и 1 сущ.м.р. – путь) - Распределите существительные по склонениям и объясните орфограммы. Распределительный диктант: Работа, глушь, воробей, пламя, путь, рожь, плащ, солнце, тишь, вьюга, литература, знамя, рожь, товарищ, племя, точка. ( СЛАЙД №1) - проверка диктанта:
-Учитель: А сейчас проведём взаимопроверку. Поменяйтесь тетрадями и проверьте диктант друг у друга. (Учитель открывает СЛАЙД №1, где представлена таблица с правильным распределением слов по склонениям.) -Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы! Смело поставьте себе «5». А остальным нужно повторить склонения имен существительных. | Отвечают на вопросы учителя, выполняют работу и оценивают работу товарищей | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения поставленных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают вопросы, отвечают на них, учатся работать в самостоятельно и в парах , обмениваются информацией,. | Устные ответы на вопросы, письменная работа. | ||||||||||||||||||||
3.Выявление места и причины затруднения | Беседа, выдвижение гипотез | - Запишите предложение. ( Один человек у доски) Я назначил своему другу встречу в кафе. -Найдите в нем существительные и определите склонение. ( Другу -2 скл., встречу – 1 скл., в кафе – несклоняемое.) Создалась проблемная ситуация!!! У учащихся возник вопрос : какого же склонения слово «КАФЕ». Ученики обнаруживают недостаточное количество знаний и желание преодолеть возникшие трудности в учебном процессе при незначительной помощи учителя. Учитель: - Я вижу, что у вас возникли вопросы? Давайте вместе разбираться в сложившейся ситуации. Какие у вас есть предположения? (эти существительные не склоняются) - Правильно. В русском языке есть несклоняемые имена существительные. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. (СЛАЙД №2) Запишите тему: НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. | Осознают, что не хватает знаний, обдумывают, выдвигают гипотезы. | Фронтальная | Личностные: имеют желание осознать возникшие трудности и стремятся их преодолеть; проявляют способность к самооценке своих действий; поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации, слушают вопросы, отвечают на них. | Устные ответы на вопросы для уточнения информации | ||||||||||||||||||||
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднительной ситуации | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, знакомство с теоретическим материалом по теме | - Итак, каковы же сегодня наши цели? Что мы должны узнать и чему научиться? ( Сегодня мы знакомимся с понятием «несклоняемые имена существительные», учимся их находить их в предложениях и тексте, правильно использовать в устной и письменной речи. -А над чем продолжаем работать? ( Мы продолжаем изучать имя существительное, продолжаем совершенствовать навыка орфографии и пунктуации, обогащаем словарный запас) - Учитель: также мы продолжаем учиться работать со словарем, учебником, в парах, индивидуально. -Мы уже выяснили, что в русском языке есть несклоняемые имена существительные. -А можно ли определить падеж у таких существительных? ( СЛАЙД №3) -Запишите предложение, найдите несклоняемы существительные и определите падеж . Я пришел в школу без пальто, без кашне, а когда был в зоопарке, видел шимпанзе и разговаривал с какаду. - Давайте проверим, правы вы или нет. (СЛАЙД №4) Я пришел в школу без пальто (Р.п.), без кашне (Р.п.), а когда был в зоопарке, видел шимпанзе (В.п.) и разговаривал с какаду (Т.п.). - Выделите окончания и основы у несклоняемых существительных. Сделайте выводы. ( Ученики делают вывод6: Все слово – основа, окончания в несклоняемых существительных нет.) - Да, несклоняемые существительные не изменяются по падежам и для всех падежей имеют одну и ту же форму, - Вы, я вижу, подустали, быстро встали. Для всех нас физкультминутка. Но не простая, а тематическая. СЛАЙД С ФИЗМИНУТКОЙ СУФФИКС На слайде написаны слова: Гора — горка, лес — лесок, поле — полюшко, дом — домище, город — городок, мяч — мячик, слово — словечко. При указании на слово, в котором нет суффикса, дети чуть-чуть приседают, вытянув руки вперед. Если в слове есть суффикс — поднимают руки вверх и хлопают. -Назовите суффиксы, которые вы запомнили. Как называется такой способ образования слов? (суффиксальный) - А какую часть речи мы получили при помощи этих суффиксов? (И мы при помощи этих суффиксов образовали новые имена существительные) - А теперь вернемся к нашим именам существительным и продолжим работать. - А какие группы имен существительных относятся к несклоняемым? Мы так и не выяснили. - Вы уже поняли, что нам не хватает имеющихся знаний, чтобы полно ответить на этот вопрос, поэтому будем искать ответ вместе. Откройте учебник на стр. 140. Давайте познакомимся с теорией. (Чтение теории вслух.) - Теория сложная. Давайте мы с вами оформим правила в виде таблицы. -Я для вас подготовила вот такие заготовки. Заполним табличку вместе. (Учитель раздает заготовки) СЛАЙД № 5 Ученики вместе с учителем заполняют табличку. -Посмотрите внимательно, по какому общему признаку можно объединить пункты а) и б)? Какого происхождения слова? (иноязычные) Запишем. Найдите в правиле выражение, которым надо озаглавит первую колонку, вторую, третью и последнюю. ( Ученика оформляют таблицу) - Проверим, так ли у нас получилось ( СЛАЙД №6)
| Формируют цели урока в диалоге с учителем, воспринимают теоретическую информацию, осваивают новые лингвистические термины, работают с упражнениями. Выполняют элементарные физические действия. | Фронтальная, индивидуальная, групповая. Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием Познавательные: извлекают необходимую информацию из данного упражнения, систематизируют полученные знания, делают выводы. Регулятивные: планируют необходимые действия в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные: проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии работоспособности на уроке | Вопросы для уточнения информации, работа с таблицей, с упражнениями Выполнение упражнений | ||||||||||||||||||||
5.Первичное закрепление знаний, самостоятельная работа со взаимопроверкой и комментированием во внешней речи | Учащиеся выполняют письменную самостоятельную работу. | -А сейчас давайте проверим, как вы поняли новый материал. В нашей табличке остались пустые окошечки. Их надо заполнить. Распределите несклоняемые существительные по колонкам. СЛАЙД № 6 Колибри, кенгуру, МГУ, у Елены Рафф, тетрадь Анны Коваленко, книга Ивана Седых, ТЮЗ, стихи Ольги Бергольц, СМИ, в Осло, у знакомой миссис, романы Дюма, алоэ, поехать в Синцово, кино, вуз, плато.
- Обратите внимании, что слово «ПЛАТ'О» отмечено звездочкой? Как у нас в учебнике. Что мы должны сделать? ( Обратиться к толковому словарю в конце учебника и определить его лексическое значение.) Плато – возвышенная равнина, ограниченная чётко выраженными уступами; нескл, из французского. - Обратите внимание на орфоэпичесике нормы – ударение в этом слове – на О! | Выполняют письменную работу, сильные ученики помогают слабым. | Индивидуальная, групповая и работа в парах. | Личностные: осознают свои возможности в учении, имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач логические операции Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения и достижения своих одноклассников, осознают возникшие трудности, ищут их причины и пути преодоления Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и индивидуальную с учетом конкретных учебно-познавательных задач, учатся задавать вопросы и отвечать на них, строят небольшие монологические высказывания | Письменная работа, устные объяснения и ответы | ||||||||||||||||||||
6.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Учащиеся выполняют творческие задания, подбирая примеры, иллюстрирующие природу данного языкового явления | -А теперь составьте два предложения: одно со словом «плато», а второе с любым несклоняемым существительным из нашей таблички. Не забудьте определить падеж несклоняемых существительных. - Давайте проверим, как вы справились с поставленной задачей. Хорошо, Молодцы. Горное плато необыкновенно красиво ранним утром. Алоэ обладает целебными свойствами. | Письменная работа | Групповая и индивидуальная | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и индивидуальную с учетом конкретных учебно-познавательных задач, учатся задавать вопросы | Предложения с примерами | ||||||||||||||||||||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Осложненное списывание с проверкой по эталону. | СЛАЙ№ 8 -Давайте поработаем с текстом. Спишите его, раскрывая скобки. Определите падеж только несклоняемых существительных. Заканчивается зама. Скоро я пойду гулять без ( теплое пальто). А пока я его одену и отправлюсь в (кино) смотреть (экранизация роман Виктор Гюго). А завтра мы с папой пойдём в зоопарк. Я хочу увидеть (попугай какаду), (медвежонок), (горбатый верблюд) и покататься на ( маленький пони). - Давайте проверим. ( СЛАЙД №9) Заканчивается зама. Скоро я пойду гулять без теплого пальто (Р.п.). А пока я его одену и отправлюсь в кино (В.п.) смотреть экранизацию романа Виктора Гюго (Р.п.). А завтра мы с папой пойдём в зоопарк. Я хочу увидеть попугая какаду (В.п.), медвежонка, горбатого верблюда и покататься на маленьком пони (П.п.). - Назовите мне несклоняемые имена существительные, которые есть в этом тексте. Определите падеж этих существительных. -Молодцы. Поднимите руки, у кого нет ошибок. А у кого есть, пусть не расстраиваются, мы еще не один урок будем работать над этой темой. | Учащиеся самостоятельно находят решение учебной задачи. | Индивидуальная работа | Личностные: осознают свои возможности в учении, имеют желание осваивать новые виды деятельности. Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания на практике, выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач логические операции Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения и достижения своих одноклассников, осознают возникшие трудности, ищут их причины и пути преодоления Коммуникативные: осуществляют индивидуальную с учетом конкретных учебно-познавательных задач, учатся задавать вопросы | Письменная индивидуальная работа | ||||||||||||||||||||
8.Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы, оценивание учеников | Ученики отвечают на вопросы. - Итак, давайте подведем итог урока: над какой темой мы сегодня работали? (несклоняемые существительные). - Какие существительные называются несклоняемыми? - А какие имена существительные относятся к несклоняемым? - А для чего нам нужны эти знания? (Правильно использовать несклоняемые существительные в устной и письменной речи, уметь включать их в текст. ) - Сегодня у вас необычное домашнее задание – кроссворд. Если при решении кроссворда у вас возникнут трудности, то сможете их преодолеть, обратившись к толковому словарю и к словарю иностранных слов. (Учитель раздает кроссворд.) Педагог выставляет оценки, комментирует. | Личностные: понимают значения знаний для человека Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания на практике и в повседневной жизни Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют ошибки, адекватно воспринимают оценку учителя Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывания, обосновывают свою позицию, опираясь на полученные знания | Вопросы для подведения итогов урока, оценивание учеников | ||||||||||||||||||||||
9.Рефлексия | Заключительная беседа по вопросам, монологические высказывания учеников | - А какие трудности у вас возникли в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Дайте оценку вашей работе: если вы довольны своей работой, то хлопните в ладоши, если нет – то топните ногой. - Спасибо за урок. Все молодцы. Урок окончен. | Определение эмоционального состояния на уроке | Групповая и индивидуальная | Личностные: приобретают мотивацию к процессу обучения Познавательные: устанавливают связь между объёмом приобретённых знаний и операционных, аналитических и исследовательских умений, приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность Регулятивные: оценивают свою работу | самооценкаценка учеников,???? | ||||||||||||||||||||
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Давайте решим кроссворд По горизонтали: 1. Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу. 2. Музыкальный клавишный инструмент. 3. Род мороженого в шоколаде. 4. Дорога с жёстким покрытием. 5. Способ беспроволочной передачи и приёма звука. (пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио) По вертикали: 1. Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику. 2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов. 3. Игра в пластинки, на которые нанесены очки. 4, Шейный шарф. 5. Подземная, наземная или надземная на эстакадах (такси, депо, домино, кашне, метро) По горизонтали: 1 – пенсне, 2 - пианино, 3 - эскимо, 4 - шоссе, 5 – радио По вертикали: 1 - такси, 2 - депо, 3 - домино, 4 - кашне, 5 - метро) | ||||||||||||||||||||||||||
10. Если останется время | Прослушайте стихотворение “ Про то, как не надо говорить” и найдите ошибки: СЛАЙД №10 Как-то рано по утру с другом сели мы в метру, Хочу прочитать вам стихотворение: СЛАЙД № 11 Колибри, кенгуру, шоссе, |