Урок русского языка в 6 классе «Несклоняемые имена существительные»

2
0
Материал опубликован 6 May 2022

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СОЛОДИНОЙ ИРИНЫ ЮРЬЕВНЫ.

ТЕМА: НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Цели деятельности учителя:

а) создать условия для изучения понятия «несклоняемые имена существительные», научить находить данные существительные в тексте, правильно применять их в речи; способствовать формированию познавательные и предметные УУД

б) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения; способствовать формированию личностные и регулятивные УУД

в) способствовать развитию речи учащихся, расширять их словарный запас; воспитывать интерес к языку; способствовать формированию личностных, коммуникативных УУД

Тип урока: урок усвоения новых ЗУН через решение учебных проблем.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные УУД: умеют ориентироваться на страницах учебника, правильно отвечать на вопросы, соотносят склоняемые и несклоняемые имена существительные, определяют падеж и основу несклоняемых имен существительных, умеют выбирать правильное написание слова, определять происхождение слова при помощи словаря.

Метапредметные УУД:

Личностные УУД: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного знания и «незнания»; учатся понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, понимают значение языка в процессе школьного образования; учатся уважительно относиться к родному языку; осознают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

Познавательные УУД: структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы;

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные УУД: учатся работать в парах и группах, обмениваться информацией, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, учатся слушать, задавать вопросы и отвечать на них, формировать собственные мысли, высказывания и обосновывать их.



Методы и формы обучения: проверка знаний учащихся, фронтальный опрос, словарная работа, взаимопроверка, эвристическая беседа, создание учителем проблемных ситуаций, анализ и синтез языковых явлений, частично-поисковый метод, самостоятельная работа с учебником, тренировочные упражнения, творческие задания, подведение итогов урока.

Оборудование: обыкновенная доска, экран, компьютер, проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация, выполненная учителем.

Основные понятия и термины: склонение, склоняемые и несклоняемые существительные, иноязычные слова, сложносокращенные слова, основа слова, падеж.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (СЦЕНАРИЙ) УРОКА

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществленная деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения ( универсальные учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте ребята. Прозвенел звонок, мы начинаем урок. Надеюсь, настроение у всех отличное и боевое, потому что работа предстоит сложная.


Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, самостоятельно необходимые действия и операции.

Устные ответы

2.Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Распределительный диктант, самопроверка и взаимопроверка.

2. Учитель организует и сопровождает деятельность учащихся.

Записать число, классная работа

Слово учителя. Фронтальный опрос класса:

Над какой частью речи мы с вами работаем? (имя существительное)

Что называется именем существительным?

Какие постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного вы знаете?

Над каким морфологическим признаком имени существительного мы работали последние уроки? (над склонением)

А что называется склонением? ( изменение по падежам)

Какие существительные относятся к 1, ко 2, к 3 склонению?

Какие существительные называются разносклоняемыми? Назовите их. ( 10 сущ. Ср.рода на -мя: бремя, время, вымя, племя, семя, стремя, знамя, пламя, имя, темя и 1 сущ.м.р. – путь)


- Распределите существительные по склонениям и объясните орфограммы.


Распределительный диктант: Работа, глушь, воробей, пламя, путь, рожь, плащ, солнце, тишь, вьюга, литература, знамя, рожь, товарищ, племя, точка.


( СЛАЙД №1) - проверка диктанта:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

разносклоняемые

работа

воробей

глушь

пламя

вьюга

плащ

брошь

путь

литература

солнце

тишь

знамя

точка

товарищ

рожь

племя


-Учитель: А сейчас проведём взаимопроверку. Поменяйтесь тетрадями и проверьте диктант друг у друга. (Учитель открывает СЛАЙД №1, где представлена таблица с правильным распределением слов по склонениям.)


-Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы! Смело поставьте себе «5». А остальным нужно повторить склонения имен существительных.


Отвечают на вопросы учителя, выполняют работу и оценивают работу товарищей

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения поставленных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают вопросы, отвечают на них, учатся работать в самостоятельно и в парах , обмениваются информацией,.


Устные ответы на вопросы, письменная работа.

3.Выявление места и причины затруднения

Беседа, выдвижение гипотез


- Запишите предложение. ( Один человек у доски)


Я назначил своему другу встречу в кафе.


-Найдите в нем существительные и определите склонение. ( Другу -2 скл., встречу – 1 скл., в кафе – несклоняемое.)


Создалась проблемная ситуация!!! У учащихся возник вопрос : какого же склонения слово «КАФЕ». Ученики обнаруживают недостаточное количество знаний и желание преодолеть возникшие трудности в учебном процессе при незначительной помощи учителя.


Учитель: - Я вижу, что у вас возникли вопросы? Давайте вместе разбираться в сложившейся ситуации. Какие у вас есть предположения? (эти существительные не склоняются)


- Правильно. В русском языке есть несклоняемые имена существительные. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. (СЛАЙД №2)


Запишите тему: НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Осознают, что не хватает знаний, обдумывают, выдвигают гипотезы.

Фронтальная

Личностные: имеют желание осознать возникшие трудности и стремятся их преодолеть; проявляют способность к самооценке своих действий; поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации, слушают вопросы, отвечают на них.

Устные ответы на вопросы для уточнения информации

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднительной ситуации













































































































Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, знакомство с теоретическим материалом по теме

- Итак, каковы же сегодня наши цели? Что мы должны узнать и чему научиться? ( Сегодня мы знакомимся с понятием «несклоняемые имена существительные», учимся их находить их в предложениях и тексте, правильно использовать в устной и письменной речи.


-А над чем продолжаем работать? ( Мы продолжаем изучать имя существительное, продолжаем совершенствовать навыка орфографии и пунктуации, обогащаем словарный запас)


- Учитель: также мы продолжаем учиться работать со словарем, учебником, в парах, индивидуально.


-Мы уже выяснили, что в русском языке есть несклоняемые имена существительные.


-А можно ли определить падеж у таких существительных? ( СЛАЙД №3)

-Запишите предложение, найдите несклоняемы существительные и определите падеж .


Я пришел в школу без пальто, без кашне, а когда был в зоопарке, видел шимпанзе и разговаривал с какаду.


- Давайте проверим, правы вы или нет. (СЛАЙД №4)


Я пришел в школу без пальто (Р.п.), без кашне (Р.п.), а когда был в зоопарке, видел шимпанзе (В.п.) и разговаривал с какаду (Т.п.).


- Выделите окончания и основы у несклоняемых существительных. Сделайте выводы. ( Ученики делают вывод6: Все слово – основа, окончания в несклоняемых существительных нет.)


- Да, несклоняемые существительные не изменяются по падежам и для всех падежей имеют одну и ту же форму,


- Вы, я вижу, подустали, быстро встали. Для всех нас физкультминутка. Но не простая, а тематическая.


СЛАЙД С ФИЗМИНУТКОЙ

СУФФИКС

На слайде написаны слова:

Гора — горка, лес — лесок, поле — полюшко, дом — домище, город — городок, мяч — мячик, слово — словечко.

При указании на слово, в котором нет суффикса, дети чуть-чуть приседают, вытянув руки вперед. Если в слове есть суффикс — поднимают руки вверх и хлопают.


-Назовите суффиксы, которые вы запомнили. Как называется такой способ образования слов? (суффиксальный)

- А какую часть речи мы получили при помощи этих суффиксов? (И мы при помощи этих суффиксов образовали новые имена существительные)


- А теперь вернемся к нашим именам существительным и продолжим работать.

- А какие группы имен существительных относятся к несклоняемым? Мы так и не выяснили.


- Вы уже поняли, что нам не хватает имеющихся знаний, чтобы полно ответить на этот вопрос, поэтому будем искать ответ вместе. Откройте учебник на стр. 140. Давайте познакомимся с теорией. (Чтение теории вслух.)


- Теория сложная. Давайте мы с вами оформим правила в виде таблицы.


-Я для вас подготовила вот такие заготовки. Заполним табличку вместе. (Учитель раздает заготовки)


СЛАЙД № 5












Ученики вместе с учителем заполняют табличку.


-Посмотрите внимательно, по какому общему признаку можно объединить пункты а) и б)? Какого происхождения слова? (иноязычные)


Запишем. Найдите в правиле выражение, которым надо озаглавит первую колонку, вторую, третью и последнюю. ( Ученика оформляют таблицу)


- Проверим, так ли у нас получилось ( СЛАЙД №6)


Иноязычного происхождения

Русские и украинские фамилии и названия на -о, -их, -ых

Сложносокращенные слова звукового, буквенного и смешанного характера

Собственные и нарицательные на -о, -е, -у, -и, -ю и конечным ударным -а.

Обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный






Формируют цели урока в диалоге с учителем, воспринимают теоретическую информацию, осваивают новые лингвистические термины, работают с упражнениями.




























Выполняют элементарные физические действия.

Фронтальная, индивидуальная, групповая.








































Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием

Познавательные: извлекают необходимую информацию из данного упражнения, систематизируют полученные знания, делают выводы.

Регулятивные: планируют необходимые действия в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.






















Личностные: проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии работоспособности на уроке

Вопросы для уточнения информации, работа с таблицей, с упражнениями



































Выполнение упражнений

5.Первичное закрепление знаний, самостоятельная работа со взаимопроверкой и комментированием во внешней речи

Учащиеся выполняют письменную самостоятельную работу.

-А сейчас давайте проверим, как вы поняли новый материал. В нашей табличке остались пустые окошечки. Их надо заполнить. Распределите несклоняемые существительные по колонкам.


СЛАЙД № 6


Колибри, кенгуру, МГУ, у Елены Рафф, тетрадь Анны Коваленко, книга Ивана Седых, ТЮЗ, стихи Ольги Бергольц, СМИ, в Осло, у знакомой миссис, романы Дюма, алоэ, поехать в Синцово, кино, вуз, плато.


- Давайте проверим и исправим ошибки. ( СЛАЙД № 7)


Иноязычного происхождения

Русские и украинские фамилии и названия на -о, -их, -ых

Сложносокращенные слова звукового, буквенного и смешанного характера

Собственные и нарицательные на -о, -е, -у, -и, -ю и конечным ударным -а.

Обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный

Колибри, кенгуру,

алоэ,

кино, романы Дюма, в Осло, плато*.

у Елены Рафф, стихи Ольги Бергольц, у знакомой миссис

тетрадь Анны Коваленко, книга Ивана Седых, поехать в Синцово

МГУ, ТЮЗ, СМИ, вуз


- Обратите внимании, что слово «ПЛАТ'О» отмечено звездочкой? Как у нас в учебнике. Что мы должны сделать? ( Обратиться к толковому словарю в конце учебника и определить его лексическое значение.)


Плато – возвышенная равнина, ограниченная чётко выраженными уступами; нескл, из французского.


- Обратите внимание на орфоэпичесике нормы – ударение в этом слове – на О!


Выполняют письменную работу, сильные ученики помогают слабым.

Индивидуальная, групповая и работа в парах.

Личностные: осознают свои возможности в учении, имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач логические операции

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения и достижения своих одноклассников, осознают возникшие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Коммуникативные:

осуществляют совместную деятельность в парах и индивидуальную с учетом конкретных учебно-познавательных задач, учатся задавать вопросы и отвечать на них, строят небольшие монологические высказывания


Письменная работа, устные объяснения и ответы

6.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Учащиеся выполняют творческие задания, подбирая примеры, иллюстрирующие природу данного языкового явления

-А теперь составьте два предложения: одно со словом «плато», а второе с любым несклоняемым существительным из нашей таблички. Не забудьте определить падеж несклоняемых существительных.


- Давайте проверим, как вы справились с поставленной задачей. Хорошо, Молодцы.


Горное плато необыкновенно красиво ранним утром. Алоэ обладает целебными свойствами.



Письменная работа

Групповая и индивидуальная

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и индивидуальную с учетом конкретных учебно-познавательных задач, учатся задавать вопросы

Предложения с примерами

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Осложненное списывание с проверкой по эталону.

СЛАЙ№ 8

-Давайте поработаем с текстом. Спишите его, раскрывая скобки. Определите падеж только несклоняемых существительных.


Заканчивается зама. Скоро я пойду гулять без ( теплое пальто). А пока я его одену и отправлюсь в (кино) смотреть (экранизация роман Виктор Гюго). А завтра мы с папой пойдём в зоопарк. Я хочу увидеть (попугай какаду), (медвежонок), (горбатый верблюд) и покататься на ( маленький пони).


- Давайте проверим. ( СЛАЙД №9)


Заканчивается зама. Скоро я пойду гулять без теплого пальто (Р.п.). А пока я его одену и отправлюсь в кино (В.п.) смотреть экранизацию романа Виктора Гюго (Р.п.). А завтра мы с папой пойдём в зоопарк. Я хочу увидеть попугая какаду (В.п.), медвежонка, горбатого верблюда и покататься на маленьком пони (П.п.).


- Назовите мне несклоняемые имена существительные, которые есть в этом тексте. Определите падеж этих существительных.

-Молодцы. Поднимите руки, у кого нет ошибок. А у кого есть, пусть не расстраиваются, мы еще не один урок будем работать над этой темой.


Учащиеся самостоятельно находят решение учебной задачи.

Индивидуальная работа

Личностные: осознают свои возможности в учении, имеют желание осваивать новые виды деятельности.

Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания на практике, выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач логические операции

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения и достижения своих одноклассников, осознают возникшие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Коммуникативные: осуществляют индивидуальную с учетом конкретных учебно-познавательных задач, учатся задавать вопросы

Письменная индивидуальная работа

8.Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы, оценивание учеников

Ученики отвечают на вопросы.


- Итак, давайте подведем итог урока: над какой темой мы сегодня работали? (несклоняемые существительные).


- Какие существительные называются несклоняемыми?


- А какие имена существительные относятся к несклоняемым?


- А для чего нам нужны эти знания? (Правильно использовать несклоняемые существительные в устной и письменной речи, уметь включать их в текст. )


- Сегодня у вас необычное домашнее задание – кроссворд. Если при решении кроссворда у вас возникнут трудности, то сможете их преодолеть, обратившись к толковому словарю и к словарю иностранных слов. (Учитель раздает кроссворд.)


Педагог выставляет оценки, комментирует.




Личностные: понимают значения знаний для человека

Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания на практике и в повседневной жизни

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют ошибки, адекватно воспринимают оценку учителя

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывания, обосновывают свою позицию, опираясь на полученные знания


Вопросы для подведения итогов урока, оценивание учеников

9.Рефлексия

Заключительная беседа по вопросам, монологические высказывания учеников

- А какие трудности у вас возникли в процессе работы?


- Как вы их преодолевали?


- Дайте оценку вашей работе: если вы довольны своей работой, то хлопните в ладоши, если нет – то топните ногой.


- Спасибо за урок. Все молодцы. Урок окончен.



Определение эмоционального состояния на уроке

Групповая и индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу обучения

Познавательные: устанавливают связь между объёмом приобретённых знаний и операционных, аналитических и исследовательских умений, приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность

Регулятивные: оценивают свою работу

самооценкаценка учеников,????



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:


t1645278381aa.gif




Давайте решим кроссворд

По горизонтали:

1. Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2. Музыкальный клавишный инструмент.

3. Род мороженого в шоколаде.

4. Дорога с жёстким покрытием.

5. Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

По вертикали:

1. Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3. Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

4, Шейный шарф.

5. Подземная, наземная или надземная на эстакадах

(такси, депо, домино, кашне, метро)


По горизонтали:

1 – пенсне, 2 - пианино, 3 - эскимо, 4 - шоссе, 5 – радио


По вертикали:

1 - такси, 2 - депо, 3 - домино, 4 - кашне, 5 - метро)






10. Если останется время


Прослушайте стихотворение “ Про то, как не надо говорить” и найдите ошибки:

СЛАЙД №10

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,
Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне... 
А вернее – я и ты без кашна и без пальты.
Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

Хочу прочитать вам стихотворение:

СЛАЙД № 11

Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье –
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!














в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации