Нескучный урок - залог мотивации ученика
Нескучный урок – залог мотивации ученика
Волкова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 22, г. Тамбов
Мотивация – это то,
что заставляет вас двигаться.
Мотивация… Как много мы слышим и говорим о ней! Наверное, не раз на заседаниях методических объединений предметников, педсоветах, мастерских, мастер-классах коллеги делились авторскими или заимствованными у других приёмами повышения мотивации к изучаемому предмету.
Безусловно, каждый учитель (и я в том числе) мечтает, чтобы интерес к преподаваемому им предмету был на высоком уровне. Ведь от мотивации зависит и желание прийти на урок, и психологический комфорт во время занятия, и качество обучения, и успешность участия в олимпиадах, творческих конкурсах и других образовательных событиях.
Интерес к предмету, без сомнения, зависит и от содержания материала, и от способа его подачи, и средств обучения.
Как же решить одну из важных задач, реализуя главный принцип ФГОС «научить учиться», – формирование мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы?
Во-первых, важным аспектом, создающим положительную мотивацию, является благоприятный психологический климат, для создания которого используем, по Э. Берну, «эмоциональные поглаживания»: обращение к учащемуся по имени, похвала, одобрение, ситуация успеха. Необходимо вселить в ребёнка веру в свои силы, научить его не бояться ошибиться («На ошибках учимся!»)
Во-вторых, следующей составляющей развития мотивации служит разнообразие видов деятельности на уроке и вне его, включая творческую, исследовательскую и проектную. Здесь мы говорим о технологиях, методах и приёмах, многие из которых связаны с Интернет-ресурсами.
В-третьих, подбор занимательного языкового материала, привлекающего внимание школьника, конечно, в соответствии с возрастными особенностями. Да, есть программа, но всегда можно найти «зацепку».
Приведу примеры приёмов, способствующих повышению мотивации, которые применяю на уроках (элементы технологий ТРИЗ, ТВУ, ТРКМ, ПДО).
Обратимся к началу урока – первому шагу в развитии и активизации учебной деятельности. Важно не только назвать или записать тему урока, но и вызвать эмоциональный отклик, отношение к теме.
- Что вам известно о теме урока (если она названа, а не зашифрована)? Отмечаем, что в памяти детей это хранится, значит, нужно для жизни.
Отметим приёмы: «Ассоциации» (слова по теме, причём можно оформить через облако слов в Tagxedo, Tagul), «Кластер» (большой потенциал имеет и на стадии рефлексии), «Фантазёр» (назовите 3 способа применения навыков по теме в жизни), «Иллюстратор» (если бы вы были художником-иллюстратором, как изобразили эту тему), «Кумир» (на раздатке портреты известных людей, представьте, каким образом они бы доказали изучение данной темы), «Дерево предсказаний» (выстроить предположение по поводу содержания рассказа).
Давно известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Приём «Удивляй!» (учитель находит такой факт или угол зрения, при котором информация становится удивительной). Например, в начале урока литературы можно использовать интересные факты жизни писателя (поэта) из мемуаров, воспоминаний современников или включить презентацию, выполненную в сервисе Calameo, Canva, с примером виртуальной экскурсии в волшебный мир лирики, наглядно познакомить с жизнью и творчеством поэта, что способствует мотивации к учебной деятельности и содержит проблемный вопрос «Что послужило поводом для создания произведения?»
На уроке русского языка в 5 классе перед изучением темы «Части речи» использование известного мема Л.В. Щербы «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка» вызывает неподдельный интерес у обучающихся.
На протяжении нескольких лет отмечается падение интереса школьников к чтению, а ведь основным видом деятельности при изучении литературы является чтение, анализ произведения, поэтому мотивация крайне важна.
Задействуем Playcast – сервис для создания «современных открыток», соединяющий в единое творение текст, изображение и звук. В начале урока можно использовать как «готовый» продукт для привлечения внимания к теме, на этапе проверки домашнего задания (дети с интересом создают оригинальные открытки, прочитав перед созданием текст, найдя соответствующий материал, используя возможности сервиса, не забывая об эргономике), также в качестве фона во время чтения наизусть (музыкальное сопровождение + иллюстрация), во время групповой работы для представления результата.
Таким образом, данный сервис открывает широкие возможности для глубокого анализа произведения в интересной для детей форме, что способствует мотивации к чтению. Создавая работы на основе одного сюжета, ребята сравнивают и анализируют результаты, что увеличивает возможности для развития устной и письменной речи обучающихся.
Проверить домашнее задание можно и с помощью игры-викторины, выполненной в сервисе SlideBoom, причём составленной как учителем, так и впоследствии учеником. Такая форма проверки способствует активизации учебной деятельности, вызывает интерес и увлекает на поиск ответов, развивает внимание, память, наблюдательность.
В настоящее время в сети Интернет размещено огромное количество интерактивных упражнений, но не всегда они соотносятся с нашими требованиями, не вписываются в структуру урока, не подходят для индивидуальной работы. Поэтому учителя сами создают подобные тренажёры. Помощь в данной ситуации окажут простые и удобные онлайн-конструкторы: eTreniki, более известный LearningApps.org, позволяющий с помощью приложений создавать интерактивные упражнения: «Кто хочет стать миллионером?», «Скачки», «Парочки», «Кроссворд», «Найди пару», «Классификация» и другие. Причём подобные тренинги с интересом создают и сами ребята. Подбирая материал и встраивая в сервис, разве не повышается мотивация к изучению предмета?
К урокам литературы ученики 5-6-х классов готовят иллюстрации к произведениям. Предложите им создать интерактивный продукт (картинки, пазлы) через сервис Jigsaw Planet, тем самым ученику нужно продумать тему и средства её отображения в композиции рисунка, отобрать самые яркие образы, глубину постижения темы показать через цветовую гамму, а обосновывая свой выбор словесно, проявить речевые способности. Никого не оставит равнодушным проведённый литературный вернисаж!
С удовольствием пятиклассники включаются в объявленный библиокросс (как подготовка к прохождению квеста), по результатам которого, кроме отличных отметок, получают приз – книгу с баснями, проявляют азарт во время образовательного квеста «В поисках мудрости» (по басням Крылова), изготавливают собственную книжку «Я сочиняю сказки!» как от руки, так и через сервисы.
Использование интеллектуальных интерактивных игр (ребусы, шарады, кроссворды) на разных этапах урока делает урок эффективным, повышает интерес к изучаемому предмету. При подборе материала необходимо учитывать, чтобы задания не были очень простыми или слишком сложными, иначе мотивация снизится. При целенаправленной подготовительной работе ученики успешно справляются с ребусами или кроссвордами (можно работать группами, индивидуально): ситуация успеха обеспечена. Также ребята пробуют составлять игры сами, например, через сервис Eclipse Crossword.
Одним из факторов успеха является умение представлять результаты своей исследовательской и проектной работы в урочной и внеурочной деятельности. Важным критерием при выборе формы представления является её информативность, увлекательность для учащегося. В последнее время становится популярным предъявление результатов в виде медиапродуктов: мультимедийный постер, блог, инфографика, таймлайн, анимированное видео и другие. Создание медиаресурса, безусловно, повышает мотивацию учащегося, выполняет информационную и образовательную функцию, являясь увлекательной формой и расширяя возможности научной коммуникации.
Многофункциональный сервис для хранения, организации совместной работы Padlet показывает вклад каждого в выполнение задания, что позволит поставить индивидуальную оценку.
Таким образом, использование интерактивных технологий становится неотъемлемой частью современного урока, помогает оживить урок, увеличить его темп, способствует развитию положительной мотивации к учебной деятельности, возрастает эффективность самостоятельной работы, развивается умение участвовать в работе группы за счёт дифференциации обучения.
На этапе изучения нового материала (конечно, в зависимости от содержания) можно дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность. Чтобы достичь этого, необходимо научить понимать детей, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов смогли добиться. Именно создание проблемной ситуации (ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у ребёнка эмоциональную реакцию удивления или затруднения) на уроке позволит ученику почувствовать значимость учебной деятельности, внесёт интерес в самостоятельную работу и будет активизирующим фактором. Одной из таких технологий, позволяющих учить по-новому и добиваться результатов, является проблемно-диалогическая технология Е.Л. Мельниковой, где на каждом этапе урока открытия нового знания через подводящий или побуждающий диалог выполняются УУД и создаются благоприятные условия для реализации ФГОС к формированию метапредметных результатов образования.
Также отмечу приёмы, которые вызывают живой отклик у детей, на этапе осмысления материала: «Бортовой журнал» (во время работы с текстом ученики записывают свои мысли, отвечая на вопросы: что мне известно по данной теме? Что нового узнал из текста?, «Двухчастный или Трёхчастный дневник» (запись цитаты, её комментарий, вопрос к учителю), «Толстые и тонкие вопросы» (рефлексивные вопросы вызывают у школьников интерес к своей учебной деятельности, к своим целям и задачам, к ожидаемым и достигнутым результатам, к своим проблемным ситуациям.), «Чтение с остановками», «Своя опора» (составление конспекта), «Преобразование текста в таблицу», «Составление алгоритма правила», «Представление орфографического правила в виде схемы, рисунка», «Сопоставление иллюстративного материала с текстом», «Определение последовательности событий» (развитие навыка смыслового чтения).
Особую трудность для младших школьников представляет запоминание правил. Здесь можно попробовать предложить запоминать рифмовки (в помощь - методическое пособие Г. Арсирия «Занимательная грамматика», очерки о языке Л.Успенского «Слово о словах»), порой ребята и сами рифмуют примеры акцентологических норм или слов-исключений.
Старшеклассники проявляют интерес к таким формам работы на уроках литературы, как библиофреш (обзор самостоятельно прочитанных произведений, да, соглашусь, что детей, читающих, помимо школьной программы, мало, но есть, они-то и мотиваторы для сверстников) или бенефис читателя (показ круга читательских интересов ученика), дискуссионные качели («качались» с десятиклассниками, отвечая на вопрос «Любовь Желткова – это сумасшествие или настоящая любовь?»)
На завершающем этапе урока, как правило, осуществляется рефлексия эмоционального состояния учащегося чаще в устной форме. На мой взгляд, продуктивнее провести в письменной форме, например, приём «Незаконченное предложение «Я не знал…, теперь…», выбор афоризма, рефлексивная мишень, «ступени, «букет настроения», «три лица», ответ на вопрос «Как я нахожу в предложении причастный оборот?» (отражение знания материала), «Что показалось на уроке интересным (трудным) и почему?», «Кого можно похвалить за работу на уроке и почему?» Организация рефлексивной деятельности на уроке, причём не только в конце урока, создаёт условия для выявления и осознания школьником основных компонентов деятельности – её смысла, способов, проблем, путей их решения и получаемых результатов.
Мотивирующим средством для учащихся является освобождение от выполнения домашнего задания или зачёта. С условиями отмены дети знакомятся заранее: это может быть и выполнение определённого объёма работы на уроке, и получение «5» за тест или другой вид контроля, и активность на уроке, и выполнение творческого задания (посильное для любого ученика). Подстёгивает интерес и получение Сертификата «Антидвойка» (где прописаны условия), который можно оформить в сервисе Canva или воспользоваться готовыми шаблонами из сети Интернет.
Как вариант, можно предложить домашнее задание «по выбору», тем самым помогая ученику определить своё место в изучаемой теме: выполнить упражнение из учебника, работу на ресурсе ЯКласс, Решу ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, оформить изученное правило через сервис Canva, составить словарный диктант или интерактивное упражнение.
Не вызывает сомнения, что учение тогда для детей интересно, когда они начнут сами проектировать, исследовать, конструировать, а современные технологии и возможности ресурсов сети Интернет послужат подспорьем в учебно-познавательной деятельности.
В заключение отмечу, что мало знать методы и приёмы мотивации учебной деятельности, необходимо апробировать их в своей педагогической деятельности, искать новые пути повышения мотивации учащихся, а для этого необходима мотивация и моя, учительская. Я учу и учусь сама, мне интересно, значит, будет интересно и детям, хочется в это верить.
Информационные источники
Брыткова Е.И. Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы. – Режим доступа: https://brytkowa.jimdofree.com/приемы-мотивации-на-уроках-русского-языка/
Емельянова Н.С. Развитие мотивации на уроках русского языка и литературы. – Режим доступа: https://kopilka.edu-eao.ru/razvitie-motivatsii-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-metodicheskij-instrumentarij/
Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баллас, 2008.
Плех М.В. Использование сервисов Web 2.0 на уроках русского языка и литературы. – Режим доступа: https://infourok.ru/ispolzovanie-servisov-eb-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-841912.html