Нестандартное домашнее задание к уроку литературы в 5 классе

21
15
Материал опубликован 18 July 2019

                          Нестандартное домашнее задание к уроку литературы.

                                             Пояснительная записка

    Самая серьезная и трудная задача учителя русского языка и литературы – научить детей думать и чувствовать, развить личность ребенка через слово и творчество. Важную роль в реализации этой задачи играют творческие задания: различные задания на сочинительство, обычно с соблюдением некоторых условий.

   Безусловно, все дети от природы талантливы, только нужно позволить им творить, помочь раскрыться, поверить в себя, чтобы их способности не погасли со временем. С этой целью нужно предлагать школьникам разнообразные творческие работы, как на уроках, так и в качестве домашнего задания. Как сказал В. А. Сухомлинский, ребенок должен жить «в мире игры, сказки, фантазии и творчества. Без этого - он засушенный цветок».

Предлагаю вашему вниманию творческое домашнее задание для учащихся 5 класса по теме «Народные и литературные сказки».

Цели домашнего задания:

- подвести итог работы, проверить знания учащихся, расширить их читательский интерес;

- развить творческие способности детей, умение владеть богатством речи.

- воспитать такие положительные качества, как доброта, справедливость, уважение к старшим.

Виды творческих заданий:

Рисование.

Степень сложности: минимальный;

Тип задания: индивидуальный;

Рекомендуемое количество времени на выполнение задания: 20-40 минут;

Способ проверки: взаимная проверка.

Критерии оценивания: творческий подход учащихся, оригинальность замысла, качество и техника исполнения.

Игровые творческие задания.

Степень сложности: средний;

Тип задания: индивидуальный;

Рекомендуемое количество времени на выполнение задания: 15-45 минут;

Способ проверки: взаимопроверка, проверка учителем.

Критерии оценивания: правильность и содержательность ответа, грамотность.

Нетрадиционное сочинение.

Степень сложности: высокий;

Тип задания: индивидуальный;

Рекомендуемое количество времени на выполнение задания: 1-2 часа. Работы учащиеся сдают не сразу, им дается дополнительное время: 3-4 дня.

Способ проверки: проверка учителем.

Критерии оценивания: раскрытие темы, соответствие жанру, оригинальность сюжета, логика, последовательность повествования, владение художественными средствами языка, грамотность.

Содержательная часть

Рисование.

   Рисование - самый распространенный вид детского творчества, развивает воображение, фантазию детей, умение видеть прекрасное. Такие задания не вызывают у учеников трудностей. Пятиклассники легко справляются с ними и получают огромное удовольствие, создавая свои рисунки.

Примерные задания:

- Сделать иллюстрацию к понравившейся сказке, подписать ее словами текста.

- Нарисовать портрет любимого сказочного героя, коротко охарактеризовать его.

- Составить и художественно оформить театральную программку спектакля по мотивам любимой сказки.

- Придумать обложку любимой книги или нарисовать эмблем

                                        Игровые творческие задания.

 
    Игровые формы домашних заданий для учащихся 5 классов необходимы. Игры помогают серьезный и напряженный труд сделать занимательным и интересным, вызывают положительные эмоции у детей и способствуют их увлеченности уроком литературы. 
 
 Игра «Трехцветные» ромашки. 
     Для итогового урока дети получают домашнее задание:
- Вспомнить содержание изученных сказок и составить вопросы по ним. Вопросы должны отличаться друг от друга уровнем сложности. 
     Учитель заранее раздает каждому учащемуся по три лепестка ромашки разных цветов. На каждом лепестке дети должны написать свои вопросы. На белом – легкие вопросы, на розовом – вопросы средней сложности, на красном – самые сложные. На следующем уроке учитель собирает лепестки и формирует их в виде цветов. Дети по очереди подходят к доске, срывают лепестки (цвет выбирают сами) и отвечают на вопросы. Если ученик не смог справиться со сложным для него заданием, ему дается второй шанс: выбрать лепесток другого цвета. От цвета лепестка зависит оценка: белый цвет – «3», розовый – «4; красный – «5». Оценивают ответы учащиеся, учитывая правильность и полноту ответа.
 
Криптограмма «Мудрость из сказки». 
      Дети очень любят разгадывать и придумывать различные ребусы, кроссворды, криптограммы. Такие головоломки развивают воображение, тренируют ум, доставляют ребятам радость. Можно использовать их и в качестве домашней работы по литературе. 
 
    Задание: 
  - Расшифровать ключевые слова (названия сказок), поставить вместо цифр соответствующие буквы и прочитать высказывание из сказки В.А.Жуковского. 
- Придумать свою криптограмму. 
     
3 6 8 1 13 10 3 1 11 7 2 3 13 7 4 15 6 19 - 16 11 7 20 19 13
 
17 4 8 5 2 8 18 4 8 6 8 11 19 3 6 8 1 13 10 3 1
 
11 7 2 3 14 12 14 9

Ключевые слова: 
  17, 14, 17, 8 – «Сказка о … и о работнике его Балде» 
  7, 4, 8, 18, 11, 7 – «Спящая ц…» 
  3, 8, 6, 19 – «Сказка о мертвой царевне и о … богатырях» 
  17, 14, 1, 3, 7 – «Три …» 
  17, 14, 2, 16, 8, 6,11, 15, 8 – «Черная курица, или … жители» 
  5, 7, 12, 8 – «Сказка о… и розе» 
  3, 8, 6, 10 - «Белоснежка и … гномов» 
  9, 20, 19 – «Золотой кл…к, или Приключения Буратино» 
  13, 4, 19 – «… медведя» 
  (Ответ: «Смеяться над старыми – значит прежде времени смеяться над собою»). 
 
  При оценивании ответа криптограммы, заданной учителем, применяется взаимопроверка. Дети обмениваются тетрадями и проверяют ответы друг у друга. Высший балл - «5» ставится за безупречную работу, если есть ошибки в написании высказывания - оценка снижается. Неправильное высказывание – ответ не принимается, оценка не ставится. Криптограммы, составленные учащимися, проверяет учитель.
 
Литературный кроссворд «Тише едешь-дальше будешь». 
  Особенность этого кроссворда в том, что слова уже расставлены по своим местам. Все слова - это средство передвижения сказочных персонажей. 
 
  Задание: 
- Сделать пояснение к кроссворду, в скобке указать названия произведений.
 
1 ш а р

 

2 ч ё р т  
3 п е ч к а  
4 к а р е т а  
5 т р а м в а й  
6 к о р а б л и к  
7 п р о п е л л е р  
8 С е р ы й   В о л к  
9 г у с и - л е б е д и  
10 к о в ё р - с а м о л ё т  
11 к о н ё к - г о р б у н о к
 
(Примерный ответ учащихся)
  1. 1. Он воздушный, лёгкий. На нём известный сладкоежка поднялся за мёдом. («Винни Пух») 
  1. 2.    На ком герой повести Н.В.Гоголя отправился в Петербург за черевичками? («Ночь перед Рождеством») 
  1. 3.    Необычное средство передвижения лентяя, поймавшего говорящую рыбку. («По щучьему веленью»)
  1. 4. Это транспортное средство превратилось в тыкву, когда пассажир вовремя не вернулся домой. («Золушка») 
  1. 5.    На каком транспорте «старые» дети доехали до леса, чтобы вернуть «потерянное время»? («Сказка о потерянном времени»)
  1. 6. Бумажный транспорт оловянного солдатика. («Оловянный солдатик») 
  1. 7.    Этот предмет помогает «в меру упитанному мужчине» передвигаться по воздуху. («Малыш и Карлсон, который живет на крыше») 
  1. 8.    Верный друг Ивана- царевича, заменяющий ему коня. («Иван- царевич и Серый Волк»)
  1. 9. Крылатые слуги Бабы – Яги, укравшие мальчика. («Гуси-лебеди») 
  1. 10    Сказочный самолёт без окон, без дверей, на котором ездил «старик», исполняющий желания. («Старик - Хоттабыч») 
  1. 11    Волшебный конёк Ивана, умеющий летать. («Конёк-горбунок»)

  Работу проверяет учитель.

                               Нетрадиционное сочинение.

   Сочинение – один из наиболее интересных методов проверки знаний и умений учащихся, но самый трудный вид речевого упражнения для детей. Чтобы не потерять интерес пятиклассников к творчеству, лучше предлагать им сочинения в нетрадиционных жанрах, сочинения на свободную тему, давая полную волю их фантазии.

Примерные задания:
- Составить рекламный текст о любимой сказке. 
  - Сочинить сказку. 
  - Написать сочинение на свободную тему: «Чудеса в природе» 
  - Придумать письмо понравившемуся сказочному герою или его автору. 
  - Представить себя героем какой – либо сказки и написать письмо от его имени. 

    Как показывает практика, нестандартные творческие задания вызывают живой интерес у учащихся. Им нравится творить, создавать что-то новое и оригинальное. Творчество помогает детям раскрыться, учит ценить прекрасное и пробуждает чувства, поэтому в жизни школьников должно быть больше творческих заданий!


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Светлана Ивановна!!! В копилку!

18 July 2019

Пожалуйста, буду только рада.

19 July 2019

Спасибо! Интересная работа!

29 July 2019

Рада, что понравилась.

29 July 2019

Спасибо за идеи, Светлана Ивановна! Такие задания могут использовать все учителя-предметники. Возьму на заметку!

4 August 2019

Очень разнообразные задания! Спасибо!

4 August 2019

Спасибо за отзыв. Приятно, что кому-то понравились мои идеи.

5 August 2019

Поздравляю с заслуженной победой, Светлана Ивановна!

2 September 2019

Ответ #257254 был удален 3 September 2019

Спасибо, Вера Сергеевна. Я так довольна!!!

3 September 2019

Поздравляю с победой в конкурсе!

4 September 2019

Большое спасибо!

5 September 2019

Присоединяюсь к поздравлениям! Только вперёд!!!

18 April 2020

Спасибо! Интересные идеи!!!

18 May 2020

Светлана Ивановна, спасибо.Замечательно.

19 October 2022

Благодарю за комментарий!

20 October 2022

Похожие публикации