Сценарий нестандартного родительского собрания на тему «Порой бывает достаточно друг друга правильно понять»
Всероссийский конкурс профессионального мастерства для педагогов на лучшую разработку нестандартного родительского собрания
Сценарий нестандартного родительского собрания
на тему «Порой бывает достаточно друг друга правильно понять».
Разработала: педагог-психолог Ильина И.Л.
2023 г.
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросе развития эффективных навыков коммуникации с детьми подросткового возраста.
Задачи:
- познакомить родителей с навыками координирования совместных действий, установления взаимопонимания с детьми с помощью тренинговых упражнений;
- создать на родительском собрании ситуации для взаимодействия и сотрудничества родителей с детьми в игровых упражнениях;
- развивать навыки эмоционального контакта и взаимодействия родителей и детей через игровые ситуации.
Тренинг рассчитан: родители и подростки 11-14 лет.
Форма проведения: тренинговые игровые упражнения
Участники: родители и педагог-психолог
Материалы: портативная музыкальная колонка, телефон и флешнакопитель, игрушка би-ба-бо «Солнышко», листы бумаги А4, карандаши простые и цветные, разрезанные части картин «Мозаика», мягкая подушка в форме сердца.
Ход собрания
Стулья в классе расставлены по кругу. Родители размещены по кругу.
(Положительный настрой)
В кабинет под веселую мелодию входит педагог-психолог, в руках у нее би-ба-бо кукла – улыбающееся солнышко. Приветствуя гостей, солнышко машет своими лучами
Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшнее собрание.
- Сегодня, мы с вами обсудим и увидим на практике о то, как важно понимать и чувствовать друг друга. Особенно этот вопрос волнует родителей подростков, ведь именно в это время бывает так нелегко понять собственного ребенка.
Многие, возможно, испытывают разные ощущения от того, что оказались здесь и сейчас. И чтобы стать ближе друг другу, предлагаю нам всем познакомиться.
Вступительная часть
- Знакомство (10 минут).
Я по кругу буду передавать «солнышко», у кого оно окажется в руках, тот представляется:
Например, вот так: меня зовут – Надежда Валерьевна; Я- веселая; Я- люблю рисовать.
Родители начинают передавать друг другу солнышко и представляться.
- Продолжаем знакомиться дальше, и я вам предлагаю игру «Перебежки» ссылка: Тимбилдинг «Связанные одной целью» для педагогов (xn--j1ahfl.xn--p1ai)
2. Чувство сплоченности (10 минут)
- Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
- Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;
- Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком;
- Встать и поменяться местами тем, кому нравится проводить время с детьми;
- Встать и поменяться местами тем, кому помогают дети в домашних делах;
- Встать и поменяться местами тем, у кого дома есть домашние животные;
- Встать и поменяться местами тем, у кого дети много времени проводят у телевизора;
- Встать и поменяться местами тем, у кого дети любят рисовать.
Основная часть
- Сегодня мы с вами разберем эффективные способы коммуникации (общения), взаимодействия. Именно для этого, я вам предлагаю следующее упражнение.
3. Упражнение «атомы» (10 минут) ссылка: Упражнение "Молекулы" (azps.ru)
Ведущий предлагает всем представить себя атомами, которые выглядят следующим образом: руки согнуты в локтях, кисти прижаты к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное. Ведущий называет число атомов, которые объединяются в молекулы. Например, число 3 – по 3 атома в каждой молекуле. Таким образом, группа объединяется то в пары, то в тройки, четверки, пятерки, постоянно двигаясь по комнате.
- Следующее упражнение, направленное на развитие эффективных способов коммуникации называется «Дорисуй и передай».
4. Упражнение «Дорисуй и передай» (15 минут) ссылка:Упражнение № 4 «Доброе зеркало» (studfile.net)
Инструкция. Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как толь я включу музыку, вы начнёте рисовать, что хотите. Как только музыка останавливается, вы передаёте свой лист вместе с карандашом соседу слева и он дорисовывает на вашем рисунке то, что посчитает нужным для полного создания образа. Затем я вновь останавливаю музыку, и лист передаётся дальше по кругу до тех пор, пока не вернётся назад к хозяину.
Анализ. Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами, настроением. Трудно ли вам было поддержать тему рисунка другого человека?
В жизни это упражнение может помочь во взаимодействии с ребенком: если чувствуете, что назревает конфликт между вами и ребенком, попробуйте по принципу упражнения рассказать свое видение ситуации, а ребенку предложить дополнить свои мысли по этому поводу. В результате, можно посмотреть на картину сложившейся ситуации и прийти к взаимопониманию.
- А благодаря следующему упражнению, вы сможете наглядно увидеть, как важно правильно понимать друг друга и поддерживать.
5. Игра «мозг и руки» + рефлексия (10 минут) ссылка:Тренинг "Эффективное взаимодействие" - психологу, прочее (kopilkaurokov.ru)
Ведущий предлагает разбиться на пары. Паре дается задание, разрезанная на части картинка, которую им необходимо собрать. Один – «мозг» - говорит какую часть картинки необходимо взять, он направляет своего партнера, а второй – «руки» - становится за спиной первого, берет его руки в свои и выполняет указания «мозга».
Необходимо, чтобы все пары собрали свою картинку. После того, как задание выполнено, партнеры меняются ролями.
- Сейчас, я хочу вас познакомить с методикой «Семья в виде домика», для этого следуйте моей инструкции:
6. Методика «Семья в виде домика» (Н.Б. Кедрова) (10 минут) ссылка: «Тренинговые формы работы педагога –психолога с родителями ДОУ» (myshared.ru)
Инструкция: Нарисуйте домик, где каждый член семьи является какой-то его частью. То есть напишите прямо на рисунке, кто из указанных вами людей может быть крышей, кто - окнами, стенами и т.д.
По окончании 10 минут психолог предлагает:
Каждый (по желанию) рассказывает про свой дом. Какие у него стены, из чего они? Какая крыша и т.д. После этого можно познакомить с краткой интерпретацией данного рисунка. Каждая деталь домика знакомит нас с семейной ролью членов семьи с т. з. автора рисунка.
Возможные интерпретации:
Фундамент - значение «+» : главный материальный и духовный «обеспечитель» семьи, тот, на ком всё держится; значение «-» : человек, которому в семье тяжелее всего, на которого все давят;
Стены - человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно;
Окна - будущее, люди, от которых семья чего-то ждёт, на кого возлагает надежды (в норме, когда окна ассоциируют с детьми);
Крыша - человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создаёт чувство безопасности, или автор хотел бы это от него получать;
Чердак - символизирует секретные отношения, а также желание автора рисунка иметь с этим человеком более доверительные отношения. Чердак также может обозначать человека, с которым у автора отношения развивались в прошлом, а на данный момент менее активны;
Труба - человек, от которого клиент получает или хотел бы получать особую опеку, поддержку. Также может трактоваться как символическое обозначение человека, который помогает «выпустить пар», отрегулировать эмоции, плюс забота, создание комфорта, уюта;
Двери - информационный портал; тот, кто учит выстраивать отношения с миром; тот, у кого автор учится взаимодействовать с другими людьми; но еще и возможность уйти в любой момент;
Порог - человек, с которым клиент связывает возможность коммуникации, взаимодействия в будущем.
- Вывод. Таким образом, данная методика позволила нам понять, какую роль в своей семейной системе он отводит себе.
Заключительная часть
Психолог: Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Важно осознавать, что взаимодействие должно строиться на основе принципа равных ценностей и взаимного уважения.
- Наше собрание подходит к концу. Предлагаю вам выполнить упражнение «Ток».
7. Упражнение «Ток», ссылка: III. Заключительный этап. (studfile.net)
Инструкция: Передавая «сердечко», сказать друг другу добрые слова и пожелания.
Рефлексия.
– Что нового Вы для сегодня узнали?
– Что особенно трудно было выполнить?
– Что самое важное, на Ваш взгляд, принесла Вам наша встреча?
Психолог: Хочу вам пожелать взаимопонимания в семье и уважения друг к другу. Надеюсь, сегодняшние упражнения вам помогут в построении доверительных отношений с вашими еще маленькими, но уже взрослыми детьми.