Нестандартное занятие на прогулке по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «По следам животных»
Нестандартное занятие на прогулке
по ознакомлению с окружающим миром
во второй младшей группе «По следам животных»
Автор: Павлова Наталья Владимировна, воспитатель ГКДОУ «Детский сад №249 г.о. Донецк» ДНР
Описание: предлагаю вам конспект занятия на прогулке на тему «По следам животных». Данный материал подходит для детей дошкольного возраста 3-4 лет.
Цель: формирование у детей первоначальных представлений о следах животных и птиц как способе познания окружающего мира.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с внешним видом следов некоторых животных и птиц (собака, кошка, ворона, голубь).
• Формировать умение соотносить изображение следа с соответствующим животным или птицей.
• Обогащать словарный запас детей словами: "след", "следопыт", "коготки", "подушечки", названия животных и птиц.
• Формировать умение измерять длину и ширину следа с помощью мерной ленты (элементарные навыки измерения).
Развивающие:
• Развивать наблюдательность и внимание к деталям.
• Развивать логическое мышление и умение делать простые выводы на основе увиденного.
• Развивать познавательный интерес к миру природы.
• Развивать речь детей, побуждать к активному высказыванию и участию в беседе.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к окружающей среде и миру животных.
• Воспитывать умение работать в коллективе, делиться впечатлениями.
• Воспитывать у детей любознательность и умение задавать вопросы.
Материалы: Карточки с изображением следов разных животных и птиц (собака, кошка, ворона, голубь), мерная лента.
Ход занятия на прогулке
Начинаем прогулку. Ведем детей на участок, заранее выбираем место, где возможно найти следы – например, возле песочницы или на протоптанной тропинке. Собираем детей в кружок.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая сегодня замечательная погода! Давайте сегодня с вами превратимся в настоящих следопытов! А вы знаете, кто такие следопыты? (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно! Следопыты – это люди, которые очень внимательные и умеют находить следы! А следы нам кто может оставить? (Ответы детей)
Воспитатель: - Верно! Сегодня мы будем искать следы животных и птиц! Но для начала, давайте посмотрим, какие следы они могут оставлять.
(Показываем детям карточки с изображением следов разных животных и птиц, по одной.)
Воспитатель: - Посмотрите, это след собачки. Видите, у нее есть подушечки на лапках и коготки! След собачки обычно круглый, а коготки оставляют маленькие царапинки на земле. (Обводим пальцем на карточке контур следа.) Давайте вместе скажем: "Собачка!"
(Повторяем название животного несколько раз, просим детей повторить. Далее переходим к следующей карточке.)
Воспитатель: - А это след кошечки! Он похож на след собачки, но коготки у кошечки обычно не видны, потому что она их прячет. Давайте скажем: "Кошечка!"
(Повторяем название животного несколько раз, просим детей повторить.)
Воспитатель: - Это след вороны! Видите, у нее три пальчика смотрят вперед и один назад. След вороны похож на звездочку. Скажем: "Ворона!"
(Повторяем название птицы несколько раз, просим детей повторить.)
Воспитатель: - А это след голубя! Он тоже похож на след вороны, но пальчики у голубя немного короче. Давайте вместе скажем: "Голубь!"
(Повторяем название птицы несколько раз, просим детей повторить.)
Воспитатель: - Ну что, следопыты, теперь вы знаете, как выглядят следы! Готовы отправиться на поиски?
(Ждем положительных ответов от детей.)
Воспитатель: - Отлично! Тогда отправляемся на поиски! Будьте внимательны, смотрите под ноги! Кто первый найдет след, сразу мне покажите!
(Раздаем мерную ленту. Направляемся с детьми в сторону песочницы или предполагаемого места нахождения следов.)
Во время поиска подбадриваем детей: "Смотрите внимательнее! Кто-нибудь видит что-нибудь интересное?", "Ух ты, что это там? Похоже на след! Давай посмотрим поближе!", "Не сдавайтесь, следы обязательно найдутся!"
(Если дети находят след, подходим к ним.)
Воспитатель: - Молодец, (имя ребенка)! Ты настоящий следопыт! Что ты нашел? (Ждем ответа.) Давай посмотрим на этот след. Как ты думаешь, чей это след? (Предлагаем ребенку сравнить след с карточками.) Похож на след собачки или кошечки?
(Помогаем ребенку определить животное или птицу, оставившую след.)
Воспитатель: - Правильно! Это след (называем животное или птицу). А давайте измерим этот след! (Показываем, как использовать мерную ленту.) Какой он длинный!
(Предоставляем возможность и другим детям измерить след.)
Продолжаем поиски, помогая детям находить и идентифицировать следы.
Игра «Угадай, кто оставил след»
Воспитатель: - А теперь поиграем в игру! Я буду показывать вам след на карточке, а вы будете угадывать, кто его оставил!
(Показываем карточки по очереди и предлагаем детям угадать животное или птицу.)
Подводим итог занятия.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Сегодня вы были настоящими следопытами! Вы научились различать следы животных и птиц! Теперь вы будете знать, кто гулял на нашем участке, даже когда никого не видно! А чтобы не забыть, давайте нарисуем эти следы мелками на асфальте!
(Раздаем детям мелки и предлагаем нарисовать следы животных и птиц на асфальте.)
(Завершаем занятие, собираем детей и возвращаемся в группу.)