Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром во второй младшей группе «Куколка с секретом»
Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром во второй младшей группе
"Куколка с секретом"
Цель: Расширение представлений детей о народной игрушке – Матрешке.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить и расширить знания детей о русской народной игрушке – Матрешке;
- Учить различать и называть размеры предмета (большая, поменьше, самая маленькая);
- Закрепить представления детей о понятиях «один» и «много».
Развивающие:
- Развивать эстетическое восприятие;
- Активизировать интерес детей к участию в совместных подвижно-дидактических играх;
- Развивать речь детей, умение отвечать на вопросы;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к народным игрушкам;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость;
- Воспитывать аккуратность в работе с красками;
- Воспитывать вежливость и доброжелательность, умение слушать ответы друг друга.
Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная и дидактическая игра.
Оборудование:
Демонстрационный материал: большая матрешка, иллюстрации матрешек, бумажные силуэты матрешек на каждого ребенка, гуашь и ватные палочки.
Ход занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная часть | - Друзья, доброе утро! Я рада видеть вас! Возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. | Дети встают с воспитателем в круг |
Основная часть | - Друзья, вы заметили что-нибудь необычное в нашей группе? - Точно, красивая коробка стоит на полке. Кто мог ее принести? Дети: почтальон, грузчик, доставщик. - Хотите посмотреть, что в ней? Отгадайте сначала загадку: Есть для вас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко Наша русская… Дети: Матрешка. - Верно! Это русская народная игрушка – Матрешка (воспитатель ставит коробку на ковер и достает матрешку) - А кто знает, для чего придумали матрешку? Точно, играть. Кто мне скажет, как появилась матрешка? Не знаете? Устраивайтесь поудобнее на ковер, я вам расскажу эту интересную историю. - Давным-давно в одной стране жил один человек, который был мастером на все руки. А больше всего он любил с утра до вечера делать игрушки для детей. И вот захотелось ему сделать для детей самую необычную игрушку - куклу с секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Он выстрогал их из дерева и разрисовал яркими красками. Веселая получилась куколка, смешная. Но вот как назвать эту куклу, он не знал. Долго пришлось думать мастеру и, наконец, решил он назвать ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то все ее звали Матрешкой. Вот так и появилась русская народная игрушка – матрёшка. - Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой. - Скажите мне, почему матрешку назвали игрушкой с секретом? Дети: потому что в ней прячется другие куклы. - Давайте подойдем к нашей доске и рассмотри иллюстрации разных матрешек. Чем они отличаются? А из чего они сделаны? Верно, из дерева. Но ведь дерево светлое, а они цветные, яркие. Кто может это объяснить? Именно так, матрешку сначала выстругали из дерева, а затем разукрашивали красками. - Отлично, ребята! Сейчас мы с вами посмотрим сколько куколок прячется в этой матрешке. (Дети с воспитателем подходят к столу и открывают матрешку) - Сколько у нас матрешек? Верно, одна. А теперь? (воспитатель открывает матрешку и достает куклу поменьше) - Точно, теперь перед нами две матрешки. А сейчас? (воспитатель с детьми достают все матрешки) - Была одна матрешка, а стало? Правильно. Теперь их много, а какие они? Точно, разные по размеру. - Вика, покажи нам большую матрешку? - Ваня, покажи нам, пожалуйста, матрешку поменьше? - Аня, покажи самую маленькую? - Скажите, можно в маленькую матрешку положить вот эту, которая побольше? Соня, попробуй это сделать. Верно, нельзя! А если попробовать наоборот? Алина, попробуй сделать. Отлично! Попробуйте ребята проделать то же самое с другими куклами. - Сейчас мы с вами немного отдохнем, а наша гостья подождет нас на столе. Идем на ковер, станем в кружок. Физминутка Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка) Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши) На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе) Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши) В наших пестрых сарафанах Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши) Мы похожи словно сестры - Молодцы! А сейчас мы с вами превратимся в мастеров и украсим наших матрешек. Раз, два, три, четыре, пять! Мастером решил я стать! Проходим в нашу мастерскую, садимся на стульчики. - Ребята, перед вами матрешки. Чем они отличаются от нашей гостьи? Точно, они не такие красивые. У них не раскрашен сарафан. - А что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные? - Не торопитесь, спинку держите ровно при работе, работаем аккуратно. - Отлично! Вы настоящие мастера своего дела. Посмотрите, какие красивые получились матрешки. | Все стоят на ковре Дети отвечают на вопросы Дети отгадывают загадку Дети садятся на ковер и слушают историю Ответы детей Ответы детей Дети отвечают на вопросы Дети пробуют выполнить действия Дети выполняют физминутку Дети занимают свои места Дети самостоятельно наносят узор ватными палочками |
Заключительная часть | - Скажите мне, с кем мы сегодня познакомились? - А почему матрешка – это кукла с секретом? - Скажите, почему матрешку называют русской народной игрушкой? - Кто вспомнит, сколько пряталось матрешек в нашей большой матрешке? - Из чего делают матрешек? - А почему они такие цветные, яркие? - А как мы сделали своих матрешек? - А что вам понравилось больше всего? | Ответы детей |