Нестандартные занятия в ДОУ.

На часах 07:00, а значит – скоро здание детского сада заполнится веселым детским смехом, дружным топотом маленьких ножек и звонкими голосами моих воспитанников. Впереди целый день очень сложной и кропотливой работы.

Я стою в коридоре своей группы и с нетерпением жду своих детей. Да-да, своих детей! Ведь когда работаешь с ними каждый день, знаешь об их переживаниях, наблюдаешь за их привычками и удовлетворяешь их любопытство, они становятся родными.

Каждый день я смотрю в любопытные глазки своих воспитанников и понимаю, что на мне лежит очень важная ответственность – научить их ориентироваться во взрослой жизни, рассказать, как устроен мир, и ответить на тысячи вопросов «Почему?»

«Обучаясь учусь», – сказал древнеримский философ Сенека. Каждый педагог уверен в этой непреложной истине. Прежде чем самому научить чему-то ребенка, нужно быть компетентным в этом вопросе. Мне постоянно приходится расти и совершенствоваться вместе с детьми, вместе с ними познавать что-то новое и учиться не останавливаться на достигнутом.

Как учить, чтобы воспитать энергичного и грамотного человека, неравнодушного и ответственного, как развивать в ребенке любознательность и не сломить его интереса к новым знаниям, как развить в ребенке устойчивую жизненную позицию и как заставить его научиться отстаивать свои интересы? Этими вопросами я задаюсь каждый день. Этим вопросам и посвящена тема моей статьи «Нестандартные занятия в ДОУ».

В начале XX века советскими педагогами были выведены основные педагогические принципы обучения детей дошкольного возраста. Эти принципы во многом переняла современная российская педагогическая система. Педагоги считали, что обучение должно опережать уровень обучения ребенка, забегать вперед. В деятельности любого педагога должны быть задействованы основные принципы обучения:

-принцип воспитывающего обучения;

-принцип доступности;

-принцип систематичности и последовательности;

-принцип сознательности и активности;

-принцип осознанности;

-принцип индивидуального подхода.

Следуя этим принципам, воспитатель может создать все условия для успешного развития ребенка. Помочь правильно преподнести материал педагогу помогут неклассические средства обучения, такие как кружковая работа, метод проектов, сказкотерапия, конкурсы, игровые занятия и КВН (по классификации Н. В. Тимофеевой и Ю. В. Зотовой).

Традиционные занятия для меня в прошлом, так как я считаю, что для успешного развития ребенка необходимы нетрадиционные подходы к обучению. В своей статье я приведу несколько примеров нетрадиционных занятий, которые я провела в своей группе.



Занятие

Знания о геометрических фигурах дети получают еще до прихода в детский сад. Поэтому задача воспитателя на занятиях, посвященных этой теме, не только преподнести новый материал, но и закрепить уже существующие знания.

Подготавливая занятие по теме «Геометрические фигуры», я ориентировалась на то, чтобы научить детей работать в команде, правильно принимать решения, логически мыслить и правильно выражать свои мысли. Занятие было разделено на три части – теоретическая, практическая и закрепляющая.

В теоретической части ребята воспроизводили стихотворения об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике), выполняли несложные задания по теме. Во второй части дети разделились на две команды, которым предстояло выполнить задания сложнее. В заключительной части я предложила детям просмотреть мультфильм «Учим плоские геометрические фигуры вместе с паровозиком Томасом». В ходе просмотра мультфильма ребята узнали о новых геометрических фигурах – овале, ромбе, трапеции, прямоугольнике и шестиугольнике. В конце занятия я похвалила всех ребят за хорошо проведенное время.

Занятие проходило в средней дошкольной группе. Возраст – 4 -5 лет.

Тема: «Геометрические плоские фигуры»

Цель: сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение находить различия и общие признаки геометрических фигур.

Материалы для занятия: набор карточек Домана, карандаши, листы бумаги формата А4, ватман, краски, видео мультфильм «Учим плоские геометрические фигуры вместе с паровозиком Томасом», фетр, ножницы, набор пластмассовых палочек, бибабо (перчаточная кукла-белка).

Ход занятия:

1. Учим геометрические фигуры по стихам:

Круглый круг похож на мячик,

Он по небу солнцем скачет.

Круглый, словно диск луны,

Как бабулины блины. (Автор Мажирина Н.)



Встаем с детьми в круг. Хором повторяем стихотворение. Затем каждый ребенок приводит примеры предметов, похожих на круг (тарелка, колесо, мячик, солнце, часы, пуговица).

Треугольник – три угла,

Посмотрите детвора:

Три вершины очень острых –

Треугольник остроносый. (Автор Мажирина Н.)

Ребята хором повторяют стихотворение. Каждому ребенку раздаются лист и карандаш. Задание – нарисовать треугольник.

Четыре палочки сложил

И вот квадратик получил.

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зову его квадрат. (Автор Углицких А)



Последнее слово дети повторяют хором. Ребятам предстоит из пластмассовых палочек сделать разноцветные квадраты.

Предварительное знакомство с основными геометрическими фигурами окончено. Впереди – закрепляющее игровое занятие.

2. Игровое занятие на закрепление материала:

Основной сюжет игры: дети вместе с бельчёнком Почемучкой отправляются в сказочную страну геометрических фигур.

Воспитатель разделяет детей на две одинаковые команды. Педагог надевает на руку куклу-белку, который вместе с ребятами будет закреплять материал о геометрических фигурах.

Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня вместе с любопытным бельчёнком Почемучкой мы отправимся в занимательную страну геометрических фигур, но в нее не так-то просто попасть, нужно для начала поиграть. Готовы?

Задание № 1. Перед началом занятия воспитатель ставит на видные места геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). В таком случае можно применить карточки Домана. Дети должны собрать их. Команда, которая справилась быстрее, получает фишку (на фишке нарисованы геометрические фигуры).

Задание № 2: Перед ребятами лежит ватман и вырезанные из цветной бумаги фигуры. Задача – составить из фигур 5 домиков. Команда, которая справилась быстрее, получает фишку.

Задание № 3: Воспитатель раскладывает на полу разноцветные геометрические фигуры. Задача – пройти только по зеленым треугольникам, затем по желтым квадратам, и напоследок – по красным кругам. Команда, которая справилась быстрее, получает фишку.

Задание № 4: Каждой команде достается по два листа с нарисованными фигурами. На одном из них недостает одной фигуры. На следующих листах одна фигура лишняя. На последней паре листов некоторые фигуры раскрашены разными цветами. Дети должны их найти. Команда, которая справилась быстрее, получает фишку.

Игра окончена. Ребята все вместе попадают в страну геометрических фигур. Теперь им предстоит сделать последнее задание – вырезать из кусочков фетра фигуры (круг, квадрат и треугольник).

3. Закрепляющий этап занятия:

Дети смотрят мультфильм «Учим плоские геометрические фигуры с паровозиком Томасом». Вместе с воспитателем обсуждают историю, рассказанную паровозиком, отвечают на вопросы по мультфильму: какого цвета был круг, квадрат, треугольник, о каких новых геометрических фигурах они узнали, чем овал отличается от круга и чем они похожи, чем отличается прямоугольник от квадрата.

Считаю, что неклассические занятия в дошкольном учреждении делает обучающий процесс интересным, легким и результативным. Дети с легкостью воспринимают полученную информацию, с интересом раскрываются навстречу новым знаниям и с нетерпением ждут новых занятий.

































Список используемой литературы:



Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. М. Учитель. 2007. С. 46

Воробьева Т. К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Ансел-М», 1997.

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»

Козлова, С.А. Дошкольная педагогика (Учебное пособие) / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.2009. – 41-416 с.

Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций – М.,1992, ч.2. Теория обучения (Дидактика).

Эльконин Д.Б. Психология игры // Основная единица развернутой формы игровой деятельности. - М., 1978.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.