Внеклассное профилактическое мероприятие, направленное на профилактику буллинга «Нет чужих»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
НОВОШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ -
филиал государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«ШАХТИНСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ
им. ак. Степанова П.И.»
Социальный педагог
_______________ Канавиня Н.И.
Внеклассное профилактическое (дистанционное) мероприятие, направленное на профилактику буллинга: «Нет чужих»
Цель: создать условия для укрепления личностных ресурсов противостояния насилию и негативному влиянию.
Задачи: разъяснить студентам, что такое буллинг и чем он отличается от конфликта; сформировать у студентов негативное отношение к таким понятиям, как буллинг, агрессия, насилие.
Вступление
По своей природе человек не одиночка, а социальная личность. Каждый из нас тянется найти знакомых, друзей, расширить свою семью. Стремиться проводить в коллективе достаточно много времени. Отступать в одиночество человека толкает лишь страх быть чужим в группе. Являться мишенью, беззащитной жертвой, как в дикой природе перед стаей хищников. Откуда же корни у этого страха?
Этап №1
«Что такое буллинг и чем он отличается от конфликта?»
Буллинг – это агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого, а также часто и группой лиц. Иногда буллинг идет со стороны коллектива, в котором не состоит преследуемый человек. Буллинг – это травля. Ее организует один человек (лидер), иногда вместе с сообщниками, а остальные (большинство) остаются свидетелями. Не стоит путать буллинг с конфликтами. В чем же состоят их различия? Давайте разберемся.
1. При конфликте силы сторон примерно одинаковы, а при буллинге жертва не в состоянии защитить себя ни физически, ни морально.
Пример: У студента Иванов И.И. довольно вспыльчивый характер, ему крайне тяжело выходить из конфликтных ситуаций. В группе у него нет друзей. Когда он чувствует или видит несправедливость к себе, то готов отстаивать свою точку зрения до конца. Вплоть до того, что может затеять драку. Но однажды он заболевает, пропускает учебные занятия около месяца. Когда же возвращается, то его товарищам кажется, что тот словно издевается над ними, задавая слишком много вопросов по пройденным темам, иногда у соседа по парте списывая, когда просит о помощи. Один из студентов предлагает своим товарищам игнорировать Иванова И.И. Того никто не бьет, не оскорбляет, с ним просто прекращают общение, а сосед по парте садится к другому студенту. Иванов И.И. не понимает, почему это происходит. Если бы товарищи пояснили ему, что им не нравится в его поведении, а Иванов И.И. пояснил бы причины своих вопросов, то конфликт был бы исчерпан. Социальная изоляция – это буллинг.
2. При конфликте обе стороны несут ответственность, а при буллинге жертва не виновата в происходящем.
Пример: Студенты Петров П.П. и Сидоров С.С. никогда не были друзьями, но и не были врагами. Конфликты у них не происходили, а если и возникал спорный момент, то преподаватель всегда оказывался рядом и помогал разобраться. В начале учебного года к ним в группу пришел новый студент Журавлев Ж.Ж. Тот подружился с Петровым П.П. Вместе они начали увлекаться смешенными единоборствами. Спустя месяц-два ребята стали задевать Сидорова С.С., в том числе и по поводу его физической формы. Некоторые из товарищей к ним присоединились, некоторые молча наблюдали, некоторые не обращали внимания. Преподаватель был слишком занят. Сидоров С.С. попытался подружиться с Перовым П.П. и Журавлевым Ж.Ж., самому наладить контакт, но в ответ получал лишь новые усмешки и оскорбления. Это чистого вида буллинг. Сидоров С.С. никого не оскорблял, не обижал, это Петров П.П. и Журавлев В.В. выбрали его своей жертвой для травли.
3. При конфликте стороны стараются уладить его как можно быстрее. При буллинге же агрессивные действия повторяются регулярно, чтобы намеренно унизить жертву.
Пример: Студентку Попову П.П. воспитывает только мама, у которой заработная плата ниже среднего уровня. Они живут на съемном жилье. Товарищам Поповой П.П. родители уже покупают дорогие гаджеты, модную одежду. Мама Поповой П.П. не может этого позволить, она не всегда-то может сдать деньги и на экскурсию. Безусловно, товарищи Поповой П.П. это заметили. И теперь любой разговор про деньги, зарплаты родителей или о планах на каникулы заканчивается шуткой, что: «Попова дома будет сидеть», «Попова и деньги-то считать не умеет, она их в глаза никогда не видела». Когда у одного из товарищей пропал брелок, то сразу обвинили Попову П.П. Без разборов. Это буллинг.
4. Зачастую конфликт возникает спонтанно. При буллинге же происходит спланированное систематическое унижение одного человека группой других.
Пример: Между техникумами города проходили соревнования: «Весёлые старты». Кузнецову К.К. выбрали участвовать в них от ее группы. Она умела хорошо прыгать в длину. Но в день соревнований по дороге в техникум случайно ударилась коленкой об скамейку. Хорошо выступить у Кузнецовой К.К. не получилось. Несколько ребят прямо сказали ей, что она подвела команду. Некоторые девочки из ее группы смеялись над ней и дразнили неудачницей. Кузнецова К.К. надеялась, что через два или три дня все забудут о произошедшем событии. Но случилось иначе. Ее стали называть «хромоножка». И так говорили все чаще и все больше студентов. Кто-то даже перед ее домом написал на асфальте это обидное слово. Через неделю стало еще хуже. Кузнецову К.К. пытались толкать в коридоре или бить по ногам. В случае конфликта отношения могли быть выяснены сразу, на месте, по горячим следам. Товарищи бы высказали Кузнецовой К.К. причину своего расстройства, Кузнецова К.К. бы объяснила, почему она не смогла показать высокий результат в соревнованиях. Возможно, некоторые товарищи бы какое-то время ещё злились на Кузнецову К.К. из-за проигрыша, но страсти бы улеглись и конфликт себя исчерпал. К сожалению, дети выбрали другой путь.
5. Конфликт можно разрешить, буллинг только прекратить (в лучшем случае).
Пример: На уроке английского языка Соколова С.С. помогла соседке по парте Егоровой Е.Е. доделать годовую контрольную работу. Егоровой Е.Е. трудно давался иностранный язык, но зато она отлично танцевала, часто выступала на торжественных мероприятиях в техникуме и была обожаема в группе. Соколова С.С. хорошо училась, была доброй и отзывчивой. Увы, ее подсказки в контрольной работе оказались неверны, Егорова Е.Е. получила плохую отметку. Сама Соколова С.С. получила средний бал, но у нее до этого было много других отличных отметок. Поэтому Соколова С.С. за четверть получила хорошую оценку. Егоровой Е.Е. же предстояло пересдать контрольную работу после дополнительных занятий во время каникул. Соколова С.С. сильно переживала о случившемся событии, она боялась, что Егорова Е.Е. подговорит своих обожателей мстить. Но еще больше Соколовой С.С. было стыдно и обидно, что она не смогла помочь соседке с получением важной хорошей оценки. Попросить помощи у родителей или преподавателя Соколова С.С. не хотела, думая, что сама виновата, она боялась, что станет еще хуже, что станет больше неприятностей и у нее, и у Егоровой Е.Е. Поэтому Соколова С.С. решила прятаться от Егоровой Е.Е. и товарищей. Она надеялась, что за лето Егорова Е.Е. позабудет о ней и не станет уже сильно злиться. Но перед этим Соколова С.С. отправила Егоровой Е.Е. СМС сообщение с одним словом: «Прости». На следующей недели к удивлению Соколовой С.С. к ней в гости пришла Егорова Е.Е. и принесла небольшой торт. За кружкой чая она сказала, что хотела бы перед повторной сдачей экзамена дополнительно позаниматься с Соколовой С.С., что в плохой отметке больше виновата сама, нужно было упорней учиться, а не тратить много времени на любимые танцы. Спустя время Егорова Е.Е. сдала экзамен на отлично. С Соколовой С.С. стала хорошими подругами. Так случившаяся неприятность не привела к конфликту и травле, а благодаря человеческим взаимоотношениям, принесла пользу обоим девочкам.
Буллинг бывает разный. У него три формы:
1. Физическое проявление (пинки, удары, тычки, захваты и другие виды физического принуждения);
2. Вербальное воздействие (насмешки, издевки);
3. Изоляция (человека против его воли вытесняют из группы, т.е. жертва входит в компанию или ей дают повод думать, что она своя, затем же выбивают почву из-под ног своим взглядом, усмешками и т.п.).
Булли (агрессоры) – это дети, которые:
- Уверенны в своем превосходстве над жертвой;
- Желают быть в центре внимания;
- Не признают компромиссов;
- Имеют слабый самоконтроль;
- Не умеют сочувствовать своим жертвам;
- С высоким уровнем притязания.
«Зрители» или «союзники» булли – это в большинстве своем дети, которые:
- Бояться оказаться на месте жертвы;
- Не умеют сочувствовать другим;
- Не желают выделяться из толпы;
- Дорожат свои отношением с булли;
- Дети жестоких родителей;
- Озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения;
- Принимающие травлю за развлечение.
Жертва буллинга не имеет характерных черт. Абсолютно любой ребенок может ей стать.
Этап №2
«Кибербуллинг»
Кибербуллинг – это травля в Интернете, путем издевок, оскорблений, угроз. Чтобы не стать жертвой кибербуллинга необходимо:
- Дозировать информацию в социальных сетях (т.е. ограничить доступ к личной информации);
- Настроить приватность (ВКонтакте и Facebook позволяют ограничить доступ к странице: запретить отмечать на фотографиях, комментировать записи на стене или заблокировать отдельных людей).
Если же вас уже выбрали жертвой кибербуллинга, то необходимо:
- Рассказать родителям (если родители не будут знать, что с вами происходит, они не смогут помочь);
- Не реагировать (отсутствие вашей реакции покажет, что цель вызывания вашего ответа может занять много времени, а это идет вразрез с логикой «быстрого веселья»);
- Пожаловаться администрации социальной сети (большинство социальных сетей поддерживают дружелюбную атмосферу и в их интересах быстро реагировать на жалобы о случаях агрессивного поведения);
- Собрать доказательства буллинга (это скриншоты диалогов, СМС, звуковые сообщения,… Если буллинг не остановится, смело идите в полицию);
- Внести обидчиков в черный список.
Этап №3
«Упражнение»
Продолжите предложение:
1. Если ты упал, значит, ты двигался к _________________, а кто не падал, тот слаб _________________.
2. Важно беречь тех, кого любишь, что думают прочие _________________.
3. Сильнейший тот, кто имеет власть над _________________.
4. Главное – чувствовать себя счастливым, что скажут остальные _________________.
5. Цени каждую секунду – это то, что нельзя вернуть за _________________.
6. Берегите время – это ткань, из которой соткана наша _________________.
7. Всякая дорога к успеху начинается с _________________.
8. Все победы начинаются с победы над самим _________________.
9. Когда есть надежная опора, можно не бояться _________________.
10. Правильной и прочной лестницей можно кого угодно вывести на любую _________________.
Этап №4
«Вопросы для обсуждения»
Ответьте на вопросы:
1. Что вы чувствуете, когда не говорите другому человеку о том, что сердитесь на него? Как вы себя ощущаете, когда сообщаете об этом?
2. Есть ли такие люди, на которых вы никогда не сердитесь?
3. Есть ли такие люди, которые никогда на вас не сердились?
4. Как вы считаете, почему важно говорить, что именно рассердило?
5. Как вы считаете, гнев проходит быстрее, когда он замалчивается или когда о нем рассказывают?
Завершение
Человеческие взаимоотношения сложны. У каждого из нас личное восприятие доминирует над социально-важным умением и необходимостью оценивать ситуацию, чувства и эмоции не только со своей стороны. Важно стремиться видеть, слышать и понимать окружающих нас людей. Если вы воспринимаете их как чужих, то и вас будут оценивать так же. Роли хищника и жертвы в человеческом социуме могут меняться очень быстро. Агрессия неизбежно ведет к ответной реакции нападения. Когда вы в своих действиях нападающего поддерживаетесь группой, не забывайте, что вам лишь кажется ваша защищенность. Завтра уже вы можете стать легкой добычей для выплеска злости, обиды, неприятия. Те, кто привыкает бить, в итоге разучиваются говорить и слышать. Быстро обращаются в чужих для своих, так как распространяют от себя лишь страх. Реальная защита кроется в человеческом отношении к окружающим, в дружбе и осознании, что лишь звери живут по закону джунглей. Люди вольны выбирать: сжать руку в кулак либо протянуть ладонь, говоря этим: «Я не из чужих».