Профилактическая психолого-педагогическая программа, направленная на профилактику негативного поведения дошкольников «Учимся работать с агрессивными детьми»
Профилактическая психолого-педагогическая программа, направленная на профилактику негативного поведения дошкольников.
«Учимся работать с агрессивными детьми»
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Он идет по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые – родители, воспитатели, психологи. Грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания ребенка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.
Повышенная агрессивность детей - одна из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растет. Формирование у педагогических работников навыков адекватного восприятия таких детей позволит им грамотно выстроить систему взаимоотношений с воспитанниками и избежать конфликтных ситуаций. От взаимодействия педагога и ребенка зависит эффективность воспитательно-образовательного процесса. Как показывают исследования и опыт, отношения педагога к ребенку отражается в виде ответной симпатии, стимулирующей или блокирующей у него мотивацию учебной деятельности и общения. Вот почему проблема построения адекватных отношений между воспитателем и дошкольником в процессе педагогического взаимодействия является актуальной для современной социальной и педагогической психологии. Особое значение она приобрела в последние годы в связи с внедрением в ДОУ личностно-ориентированного подхода и технологий, которые не могут применяться на практике без соответствующей системы отношений между всеми участниками педагогического процесса.
Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, обусловили актуальность задачи изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важно анализировать проявления агрессивности в дошкольном возрасте, когда еще можно своевременно предпринять корригирующие меры. Ведь от агрессии ребенка страдают не только окружающие, но и он сам.
Учитывая актуальность данной темы, я разработала психологическую программу «Учимся работать с агрессивными детьми», которая предназначена для педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Цели данной программы:
построение благоприятных условий для адекватного восприятия и принятия детей с повышенной агрессивностью;
формирование адекватного поведения в отношении агрессивных детей, развитие коммуникативных навыков, умения снимать эмоциональное напряжение.
В соответствии с этими целями были определены следующие задачи:
усвоить правильное, более точное представление об агрессивных детях;
сформировать способности адекватно оценивать отношение к себе детей с повышенной агрессивностью;
научиться понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности агрессивных детей;
освоить позитивные формы поведения и отношения к себе и окружающим;
сформировать чувства самоценности и ценности дошкольников;
развить навыки совместной деятельности, умение сотрудничать с данной категорией детей, согласовывать собственное поведение с их поведением;
скорректировать психоэмоциональное состояние (снять психоэмоциональное напряжение, состояние агрессивности, тревожности), мышечные зажимы, преодолеть двигательный автоматизм, освоить приемы саморасслобления).
Работа с педагогами в рамках данной программы проводится в несколько этапов:
наблюдение и диагностика (анкетирование педагогов);
проведение занятий (всего их 10);
повторная диагностика и наблюдение за педагогами для определения результатов.
Я, как педагог-психолог ДОУ, провожу предварительное наблюдение за педагогами, беседую с ними, составляю анкету для выявления межличностных отношений педагога и детей. По итогам психодиагностического обследования в группу набираю тех воспитателей, которые имеют:
негативное отношение к агрессивным детям;
высокий уровень агрессии в сфере межличностных отношений педагог - агрессивный ребенок.
Повышенный или высокий уровень личностной тревожности.
Оптимальное количество педагогов в группе – 8-10 человек.
Основные формы и методы организации занятий: групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика. Проводятся они один раз в неделю в виде мини-тренингов продолжительностью 35-40 мин (во время сончаса). Все занятия проходят в соответствии с тематическим планом.
Тематический план занятий программы
«Учимся работать с агрессивными детьми»
Темы и содержание занятий |
Количество часов |
Основные цели |
Занятие 1. «Что такое агрессивность?» Упражнение «Клубочек». Лекция «Что такое агрессивность?». Упражнение «Портрет агрессивного ребенка» Упражнение «Преодолей препятствие» Упражнение «Мне трудно - тебе легко» |
35-40мин |
Сплотить группу, получить эмоциональное и мышечное расслабление, создать атмосферу единства. Получить общее представление об агрессивности детей и причинах ее возникновения. Получить более точное представление об агрессивном ребенке. Настроить педагога на преодоление различных тормозящих ситуаций и преград. Осознать трудность в общении с агрессивными детьми |
Занятие 2 «Я – причина агрессии» Упражнение «Клубочек». Лекция «Как педагоги провоцируют агрессивное поведение» Упражнение «Руки» Упражнение «Ребенку можно – ребенку нельзя» |
35-40мин |
Сплотить группу, получить эмоциональное и мышечное расслабление, создать атмосферу единства. Узнать о причинах и последствиях провокационных действий педагогов, вызывающих агрессивное поведение дошкольника. Понять, что при неполноценном развитии детей происходит провокация агрессивного поведения со стороны дошкольников. Понимание того, что педагог изначально ставит ребенка в слишком жесткие рамки, вызывая тем самым агрессию. |
Занятие 3. «Пойми его чувства.» Упражнение «Мы похожи?» Лекция «Так что же чувствует ребенок?» Упражнение «Нападающий – защищающийся» Упражнение «Бабочки» |
35-40мин |
Сплотить группу, получить эмоциональное и мышечное расслабление, создать атмосферу единства. Сформировать умение понимать чувства детей. Узнать о приемах агрессивности с помощью невербальных форм общения. Понаблюдать за проявлением невербальных форм общения при выраженном давлении на оппонента. Через собственные ощущения понять, чем были вызваны агрессивные всплески со стороны ребенка. |
Занятие 4. «Развиваем сотрудничество с агрессивными детьми» Упражнение «Мы похожи?» Лекция «Правила работы и игры с агрессивными детьми» Упражнение «Шпаргалка для педагогов» |
35-40мин |
Сплотить группу, получить эмоциональное и мышечное расслабление, создать атмосферу единства. Рассмотреть методы эффективной работы и взаимодействия педагога с агрессивным ребенком. В краткой доступной форме изложить в виде памятки основные правила работы с агрессивными детьми |
Занятие 5. «Навыки эффективного общения» Упражнение «Что в тебе изменилось? Лекция «Как мы общаемся с детьми?» Упражнение «Комплименты» Упражнение «Уговори другого» |
35-40мин |
Сплотить группу, получить эмоциональное и мышечное расслабление, создать атмосферу единства. Сформировать и развить навыки эффективного общения для преодоления трудностей при взаимодействии с агрессивным ребенком. Выработать оптимальную модель поведения для более результативного взаимодействия и быстрого достижения своей цели. |
Занятие 6. «Учимся выражать любовь и уважение» Упражнение «Здравствуйте» Лекция «Влияние жестов и прикосновений на позитивное отношение оппонента» Упражнение «Прикосновение рук» Упражнение «Козлятушки -ребятушки» |
35-40мин |
Сплотить группу, получить эмоциональное и мышечное расслабление, создать атмосферу единства. Ознакомиться с наиболее эффективными приемами релаксации, аутотренинга. Успокоиться, настроиться на доброжелательное отношение к ребенку, вызывающему негатив у педагога. Научиться выполнять упражнение, которое поможет членам группы изменить структуру своего языка. |
Занятие 7. «Уступи другому» Упражнение «Клубочек». Лекция «Развиваем терпимость к агрессивным детям» Игра «Карамбия» |
35-40мин |
Сплотить группу, получить эмоциональное и мышечное расслабление, создать атмосферу единства. Глубокое понимание агрессивного ребенка. Понять и почувствовать, каковы причины и следствия эффективного межличностного общения. |
Занятие 8 «Успокойся сам – успокой ребенка» Упражнение «Здравствуйте». Лекция «Приемы расслабления и аутотренинга» Упражнение «Растворение обиды» Упражнение «Сила языка» |
35-40мин |
Сплотить группу, получить эмоциональное и мышечное расслабление, создать атмосферу единства. Глубокое понимание агрессивного ребенка. Понять и почувствовать каковы причины и следствия неэффективного межличностного общения |
Занятие 9. «Развиваем навыки коммуникации». Упражнение «Мы похожи?» Лекция «Учимся общаться достойно». Упражнение «Один стул». Упражнение «Восторженный комплиментщик» |
35-40мин |
Сплотить группу, получить эмоциональное и мышечное расслабление, создать атмосферу единства. Развить навыки коммуникации. Рассмотреть необходимость умения договариваться при различных формах взаимодействия. Закрепить привычку видеть в людях красивое, доброе (наше внимание чаще сосредоточено на нас, а тут оно ориентируется на лучшее в окружающих). |
Занятие 10. «Подведем итоги» Упражнение «Что в тебе изменилось?» Лекция «Как работать с агрессивным ребенком?» Упражнение «Конфликт или взаимодействие?» Упражнение «Скажи громче». |
35-40мин |
Сплотить группу, получить эмоциональное и мышечное расслабление, создать атмосферу единства. Систематизировать полученную теоретическую информацию, вывести основные постулаты для использования их в дальнейшем взаимодействии с агрессивными детьми. Продемонстрировать педагогам, что зачастую люди относятся к жизненным ситуациям как к соревнованиям, в которых есть победители и проигравшие. Проанализировать смену эмоций и чувств при различных подходах к возникшей проблеме. |
Каждое занятие состоит из теоретической и практической частей: первая представляет собой лекцию с элементами дискуссии, вторая – практикум, с помощью которого педагоги должны изменить свое отношение к агрессивным детям.
Начинается занятие с ритуала приветствия, что помогает сплотить группу, получить эмоциональное и мышечное расслабление, создать атмосферу единства. Во время теоретической части педагогам рассказывается о направлениях исследования агрессивности, соответствующих разработках в области психологии и педагогики. Во второй части занятия акцент делается на практических занятиях, что дает возможность закрепить пройденный теоретический материал. Педагоги на себе испытывают ощущения и эмоциональное состояние агрессивного ребенка в тех или иных ситуациях. С помощью специальных упражнений воспитатели учатся находить причины агрессивности, правильно и конструктивно реагировать на разные формы проявления агрессии у детей.
При проведении занятий учитываются интересы всех участников взаимодействия, их чувства, эмоции и переживания. Стараемся создавать атмосферу безопасности, доверия, открытости. Такая атмосфера позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибиться.
В конце программы проводится заключительная диагностика, а также наблюдение за поведением воспитателей в ходе рабочего дня. Все данные фиксируются в аналитическом отчете. Так результаты выполнения программы показали, что педагоги начинают относиться к детям с повышенной агрессивностью более терпимо, не провоцируют своим непониманием их агрессивные реакции. Ведь известная из области экспериментальной психологии идея гласит, что человек усваивает 10%того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает, и 90% того, что делает сам.
Практическая апробация указанной программы проведена с февраля 2014 года по апреля 2015 года в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №3». Количество участников - 10 педагогов
Таким образом, подробное изучение проблемы агрессивного поведения у детей, выявление причин их возникновения, а также усвоение методов и приемов взаимодействия с ними способствует эффективности воспитательно-образовательного процесса, позволяет избежать конфликтных ситуаций, снять эмоциональное напряжение в детском и педагогическом коллективах ДОУ.
Павлова Ольга Александровна