Нетрадиционные формы и методы обучения и их роль в развитии личности студента
Нетрадиционные формы и методы обучения и их роль в развитии личности студента
«… знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью»
Л.Н. Толстой.
Сегодня преподаватель, работающий в сфере среднего профессионального образования, поставлен перед задачей: подготовить современного специалиста, способного конкурировать на рынке труда. Поэтому эта задача требует от преподавателя достаточных усилий, чтобы так построить и разнообразить занятия, чтобы развивались чтобы развить профессионализм, интеллектуально-творческое мышление обучаемых. Несомненно, что многое в этом плане зависит от мастерства, изобретательности педагога и его желания работать по-новому.
Работая многие годы в системе среднего профессионального образования, пришёл к выводу, что умение преподавателя заинтересовать студента своим предметом зависит от многих факторов, среди которых и артистизм, и манера изложения, и голос, и педагогический такт, и внешний вид педагога играют немаловажную роль. Но самыми главными, основополагающими факторами сотрудничества педагога и обучающихся являются те методы, которыми оперирует преподаватель, обучая своих студентов.
Что такое методы обучения? Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и студента, направленные на овладение студентами знаниями, умениями и навыками. Сегодня педагогическая наука и практика предлагают преподавателю богатый арсенал методов и приемов обучения, которые как раз и способствуют повышению качества знаний и умений у обучаемых..
Пришёл к выводу, что творческая деятельность педагога состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе те методы, которые обеспечивают наилучшее достижение поставленной цели – усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого мышления, познавательных интересов и способностей студентов, а также воспитание личности в процессе овладения знаниями и умениями.
В своей практике преподавания применяю информационно-развивающие методы, когда сам преподаватель играет более активную роль, чем его студенты.
Одни из методов, которые успешно использую, – лекции, рассказ, беседы, объяснения. Как правило, пользуюсь такими методами для закрепления знаний и совершенствования умений, которые являются репродуктивными методами (пересказ – воспроизведение студентами учебного материала, выполнение упражнений и заданий по образцу, практических занятий по инструкции).
Эти методы дают возможность развивать память обучаемых, потому что направлены на запоминание и воспроизведение материала, а также развитие и активизацию творческого мышления и самостоятельной познавательной деятельности.
К сожалению, можно отметить, что в большинстве случаев на сегодняшний день средняя профессиональная школа еще остается в значительной мере консервативной в содержании и методах обучения, а авторитарный стиль общения педагогов со студентами доминирует. Мы должны стремиться к тому, чтобы непосредственный контакт Преподавателя и Обучаемого стал не только привилегией энтузиастов от педагогики, но и прочно вошёл в педагогическую жизнь каждого преподавателя.
Ведь подготовленный нами квалифицированный специалист отличается не тем, что работает больше, а тем, что работает иначе и, выполняя работу лучше, затрачивает гораздо меньше непосредственного труда и времени, чем непрофессионал. Мы, педагоги, должны сегодня понять, что основным в его обучении является не овладение какой-то суммой конкретных знаний и навыков, а воспитание культуры профессионального мышления, профессиональной интуиции и профессиональной этики.
Изучая труды педагогов-новаторов, пришёл к выводу, что методика обучения должна быть построена так, чтобы стимулировать обучаемых к активным собственным действиям, направленным собственно на процесс усвоения, формирование практических навыков, активизацию их познавательной деятельности.
Меня привлекла технология развивающего обучения, которая полностью отличается от привычной «заформализованной» система получения новых знаний. Своим студентам я доказываю, что учёба – это не обязательно тяжелый труд, рассчитанный более всего на память и зубрежку. К сожалению, и сегодня есть педагоги, которые именно таким образом обучают своих подопечных, отказываясь от перспективной формулы: «играя - обучай».
Как на способ выйти из порочного круга педагогической схоластики и зубрежки, обратил внимание на нетрадиционные методы обучения (творческо-воспроизводящие), среди которых можно отметить следующие:
- деловые игры;
- ролевые игры;
- бригадные состязания;
- анализ производственных ситуаций;
- решение ситуационных производственных задач.
Раскрепощенность формы этих занятий, увлекательность игры усиливают плодо-
творность поисковой деятельности студентов. Вообще психологи убеждены, что страсть к игре правит человеком не в меньшей форме, чем любовь и голод. Если попытаться сформулировать условия, накладываемые на творческие задачи и вопросы, на «нетрадиционные» методы обучения, то они предстанут примерно в таком виде:
- в результате их решения должно достигаться неизвестное или известное, но казавшееся раннее участникам неизвестным;
- задача или вопрос должны формулироваться так, чтобы возникала познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности;
- формулировка задачи или вопроса должна учитывать интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.
Для активизации процесса интеллектуального творчества в своей педагогической практике метод «мозгового штурма». Именно он лежит в основе большинства нетрадиционных методов обучения («Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «КВН» и т.д.) По аналогичному принципу создаю различные сценарии с использованием данного метода.
Одним из признаков методов активного обучения (МАО) игрового типа можно считать их соревновательный характер. Поэтому при их разработке и проведении группа, как правило, делится или на 2 команды, или бригады по 5-6 человек. Кроме того, при проведении занятий с использованием активных методов обучения разрабатывю чёткую систему стимулирования обучаемых, которая в конце занятия позволяет определить победителя. Поощрения студента, проявившего себя в игре, – обязательное условие проведения игры. Каждая маленькая победа даже слабо успевающего обучающегося помогает становлению личности человека, ведь игра известна с древнейших времён, как способ проверки знаний и умений применять их на практике. Каждое интеллектуально-творческая игра или её элементы обязательно дают человеку хоть небольшое, но новое знание. Таковы законы мышления, которое не может быть сведено лишь к функционированию старых знаний.
Что же дают преподавателю нетрадиционные методы обучения?
- Возможность моделирования различных процессов, явлений и их составляющих компонентов.
- Копирование типичных жизненных ситуаций, в ходе которых участники ведут напряжённую умственную работу.
- Коллективный поиск оптимального решения, используя собственный практический опыт и теоретические знания.
Хочу отметить, что активные методы обучения дают и самому преподавателю своеобразный посыл, который стимулирует его и направляет на дальнейшее освоение МАО и применение этих методов в работе с обучаемыми. Хочу поделиться некоторыми видами занятий, используемых мной в процессе обучения.
1. Итоговый зачет («С о р е в н о в а н и е») по теме
Эта игра соревновательного характера проводится как итоговое зачетное занятие по какой-либо теме. Цель такого занятия - контроль и закрепление знаний обучающихся.
Занятие проводится в 3 этапа.
1 этап – подготовительный.
Преподаватель разъясняет студентам цель данного занятия, функции участников игры, интересы команд, систему их стимулирования и штрафов. Группа разбивается на бригады или команды, в которых назначается бригадир или капитан. В каждой бригаде 5 человек. Бригады получают карточки для решения ситуаций (вопросов), организуют в своей бригаде решение выбранных ситуаций, затем представляют в арбитраж в письменном виде. Члены бригад могут участвовать в решении вопросов других команд, если те затруднятся отвечать на них.
2 этап – получение заданий и их выполнение.
Бригадиры выбирают конверты с заданиями и организуют в бригаде поиск их правильного решения. В каждом конверте лежат 5 карточек с заданиями (равноценными для всех бригад), оцененными в зависимости от сложности в 20, 15 и 10 баллов. Конверты комплектуются таким образом, чтобы сумма баллов карточек в каждом из них была равна 70. В этом случае все бригады находятся в одинаковых условиях и имеют возможность получить одинаковое количество баллов за правильное решение.
Баллы начисляются бригаде при обсуждении проблемы каждой ситуации или вопроса с учетом правильности, полноты и четкости ответа.
В случае, если ситуация не решена или решена не полностью, с команды снимаются все баллы. При неточном или частично неправильном ответе снимается от 25 до 50% баллов в пользу участников других команд, которые при обсуждении вносят исправления, добавление.
Если в ходе обсуждения бригада обращалась в арбитраж за консультацией, с нее снимается 25-50% от стоимости задачи.
Арбитраж может оштрафовать бригаду за задержку решения и за нарушение игро-вого режима на 10 баллов.
В ходе игрового занятия на доске в каждой бригаде ведется таблица хода игры и начисления баллов.
Бригада | Б а л л ы | Место, оценка | |||||||
Ответы на вопросы | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Дополн. | Штрафы | Сумма | ||
Арбитры проводят анализ ответов и вносят результаты в таблицу.
3 этап – подведение итогов.
Арбитры суммируют количество баллов. По количеству баллов определяется место бригады. Все участники бригады получают оценки в зависимости от конечной суммы результата, т.е. суммы баллов, набранных бригадой: 65-70 баллов – «отлично», 55-60 баллов – «хорошо», 50-54 балла – «удовлетворительно».
Преподаватель анализирует игру, комментирует работу бригад, выставляет оценки.
В проведении игры преподавателю оказывает помощь арбитраж, сформированный из студентов.
2. «Демонстрационный кроссворд»
Этот нетрадиционный метод очень эффективен при повторении материала.
На листе ватмана размером 1000х1200 мм вычерчивается кроссворд, который составляется так, чтобы в него вошли все основные знания, которыми должны овладеть студенты при изучении данной темы.
Условие кроссворда: если в каждую строку выписать правильный ответ, то в одном из столбцов можно прочитать название темы и т.д.
Работа с кроссвордом происходит следующим образом. Назначенный ведущий читает вопросы. Специально выбранный «судья» смотрит, кто из студентов первым поднимет руку, и дает ему слово. Если ответ окажется правильным, его вписывают цветными карандашами в соответствующую строку, а ответивший получает поощрительную карточку. Выигрывает и получает отличную оценку тот, кто наберет наибольшее число карточек.
Достоинство игры в том, что она охватывает большое студентов, достигается эффект состязательности, накапливаются оценки.
3. «Кроссворд – средство контроля знаний»
Использование кроссвордов на уроках является эффективным средством учета знаний и умений студентов, при этом создаются условия для развития интереса к учебной дисциплине. Кроссворды могут быть предложены в качестве закрепления пройденного раздела. Они могут быть подготовлены самими студентами, которых можно будет разделить на несколько команд (6). Затем команды обмениваются кроссвордами и начинают работу по ним. За правильно разгаданный кроссворд команды получают оценки.
Можно организовать работу с кроссвордами и иным путем: студенты получают рисунок кроссворда с уже заполненными клетками, и им необходимо составить текст к нему, т.е. здесь требуется также хорошее знание пройденной темы.
Такие занятия помогают хорошему запоминанию терминологии, понятий, приборов.
4.Игра-взаимоконтроль «Кубики»
Все студенты группы делятся на подгруппы по 4 человека. Каждая из этих подгрупп получает кубик, на гранях которого написаны основные формулы или условные обозначения, или небольшие вопросы. Играющие по очереди бросают кубик и рассказывают по известному им алгоритму о той физической (химической, экономической, механической) величине или отвечают на вопросы, которые выпадают каждому участнику. При этом, по необходимости, играющий может делать чертежи или записи на контрольном листке. Остальные члены подгруппы сверяют правильность ответа и при необходимости могут дополнять или исправлять ответы. В конце игры контрольные листки с текстом ответов и оценками сдаются преподавателю. Оценки может выставлять сам преподаватель или же привлекаются студенты.
Главным достоинством этого приема является то, что во время опроса активно работают все студенты, каждый из них получает возможность говорить, что способствует решению проблемы развития устной речи.
5. Игра «Лото»
Данная игра может проводиться как элемент урока и как урок, если преподаватель хочет проверить всю группу.
Для проведения этой игры преподаватель составляет определенное количество вопросов, на которое дается в несколько раз большее количество ответов.
Если группа разделена на несколько команд, то каждая из них получает определенное количество карточек лото с вопросами и конверты с множеством ответов. Студенты должны найти в конвертах правильные ответы, при этом совещаясь и обсуждая их. Если команда не смогла найти правильный ответ, то это может сделать другая команда, получив за это дополнительные баллы.
В итоге преподаватель выставляет оценки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. М.И. Ерецкий. Совершенствование обучения в техникуме. – М.: Высшая школа, 1987 г.
2. А.В. Уваров. Ещё раз об играх. - ССО № 12, 1991 г.
3. Н.И. Лесных. - «Специалист» № 12, 1992 г.
4. В.С. Шимко. Активизация обучения общетехническим дисциплинам. - «Специалист» №1, 1992г.
Хвостиков Сергей Борисович