Нетрадиционные формы проведения занятий как инструмент повышения активности и мотивации студентов в процессе обучения
Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности на основе социально-нравственных ценностей является основой процесса социализации молодого поколения во всех типах общества.
Процесс социально-нравственного воспитания направлен на развитие социально-активных специалистов, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия.
Социальная сеть в интернете - самое популярное и востребованное средство коммуникации, являющееся средством обеспечения сервисов, связанных с установлением связей между его пользователями и соответствующими их интересам информационными ресурсами, установленными на сайтах глобальной сети. Однако, наступившая эпоха информации принесла с собой не только множество новых возможностей для развития, но и ряд новых рисков. В научном мире широко обсуждаются такие опасности, как возможность возникновения нового вида зависимости от виртуального мира, как порождаемая электронной техникой деперсонификация общения и уход от реальности, что делает человека малозащищённым в современном мире.
По словам психологов социальные сети планомерно ослабляют организм и оказывают негативное влияние на здоровье, прежде всего психическое, и могут вызвать патологическую зависимость пользователей.
Сегодня даже подросток имеет доступ к информационным ресурсам всемирной паутины. Всевозможные сетевые сообщества стали едва ли не самым важным атрибутом современного мира, люди отдают всё большее предпочтение виртуальному общению. Социальная сеть является универсальным средством коммуникации и поиска людей, с её помощью можно всегда находиться на связи, узнавать новости о друзьях, а также для многих людей она является весьма удобным способом самовыражения.
В советские времена школьники вели специальные тетрадки-анкеты, которые бережно передавались из рук в руки и только любимым друзьям. В этих анкетах были написаны вопросы, а-ля – «Твоя любимая музыкальная группа?» или «Кого ты любишь?», на которые надо было честно отвечать и исполнять все написанные указания, такие, например, как: нарисуй мне «красивый рисунок».
Теперь же, в наш век высоких технологий, все обстоит куда серьезней. В «Анкеты» теперь играют даже очень взрослые и серьезные люди, только теперь их называют иначе – социальные сети!
Сегодня трудно найти человека, который бы не имел страничку в той или иной социальной сети. Они стали своеобразным электронным эквивалентом реальной жизни, местом, где люди общаются, заводят новые знакомства и налаживают деловые отношения.
По данным социологических исследований количество пользователей социальных сетей в нашем регионе за последние 3 года увеличилось практически в 6 раз, а в процентном соотношении на 14%; 62% взрослого населения старше 16 лет пользуется социальными сетями.
Чтобы проверить правдивость данного утверждения, мы решили провести собственный эксперимент. Специально по моей просьбе студентами был проведен социологический опрос на предмет их активности пользования социальными сетями. Всем было задано три вопроса: зарегистрированы ли они в социальных сетях, как много времени там проводят и не мешает ли это их учебной деятельности.
Результаты оказались весьма прогнозируемыми: около 98 процентов опрошенных студентов зарегистрированы хотя бы в одной из социальных сетей. Более 25 процентов в социалках проводят все свое свободное время (около восьми часов), и лишь семь процентов опрошенных сидят там менее одного часа в день. Все респонденты однозначно ответили, что на их успеваемость социальные сети негативного эффекта не оказывают.
Чем же популярны подобные ресурсы? Во-первых, у каждого зарегистрированного пользователя появляется возможность найти своих знакомых, друзей, сослуживцев, коллег и пр. Мир находится в движении, люди постоянно что-то ищут, могут потерять контакт со своими знакомыми и близкими людьми, но социальные сети дают человеку шанс найти и не забыть.
Во-вторых, каждый человек может заводить новые знакомства, то есть находить единомышленников, людей с такими же интересами.
В-третьих, социальные сети позволяют просматривать файлы, видео и фотографии других пользователей, оставлять комментарии, обмениваться сообщениями. Функциональные возможности подобных ресурсов огромные.
Список «плюсов» можно продолжать и дальше, но вышеназванная «тройка» является базовой. Именно такие возможности привлекают пользователей. Но не всё так красиво, как может показаться на первый взгляд.
Виртуальное общение вытесняет реальное, становится преобладающим в жизни человека. В особенности данная проблема касается детей и подростков. В социальной сети всё просто и безлико, напечатал сообщение, отправил его, получил ответ. Здесь отсутствуют мимика, движение, контакт глаз, язык поз и жестов, нет реальных эмоций. Человек, находясь длительное время в сети, общаясь виртуально, отвыкает от простого человеческого общения, становится зависимым от компьютера и самой сети.
Неверный выбор целей и приоритетов. Для некоторых людей посещение личной странички становится ежедневным обрядом, человек может несколько раз в течение дня заходить на персональную страницу в надежде увидеть там какие-то изменения. Другие стремятся добавить как можно больше «друзей» на спор или просто так. Согласитесь, никчёмное и бессмысленное занятие. Однако некоторые пользователи повторяют это изо дня в день.
К основным «минусам» можно отнести бессмысленную и неоправданную трату личного времени, отсутствие результата, совершение действий «на автомате». Несовершеннолетние и совершеннолетние пользователи рискуют своим психическим здоровьем, со временем становятся раздражительными и замкнутыми, если компьютер находится не под рукой. Социальные сети сами по себе не порождают такие недостатки. В основном возникновение «минусов» обусловлено человеческим фактором, поведением отдельно взятого человека.
Зависимость от социальных сетей не является болезнью, а потому и конкретного лечения от неё нет. Но как же человеку понять, что он зависим от виртуального общения, событий и информации?! Вот некоторые признаки, по которым можно распознать зависимость от социальных сетей.
1. Вы постоянно задаетесь вопросом «почему этот человек не ответил на мое сообщение?». Симптом проявляется у многих и является первым тревожным звоночком. Ситуация ухудшается, когда автор сообщения звонит адресату и спрашивает почему нет ответа или когда отправляет сообщение с этим вопросом.
2. Вы проводите много времени в социальной сети. Чрезмерное употребление всего всегда вредит здоровью, об этом говорят в каждой второй рекламе по ТВ. С социальными сетями тот же принцип. Даже если вы не признаете, что у вас зависимость от соцсетей, то хотя бы признайте, что тратите на это слишком много своего времени, вместо того, чтобы заняться чем-либо действительно полезным.
3. Трудности с разделением реальной жизни и жизни в соцсетях. Многие из вас отлично помнят, какой из ваших онлайн-друзей обновил статус и когда он закачал новые фотографии с собой любимым, и эти события не оставляют в памяти место для воспоминаний о событиях в реальном мире. Это, опять же, весьма яркий пример зависимости – соцсети подменяют собой реальный мир.
4. Чрезмерное количество виртуальных друзей и потребность в постоянном обновлении контента на странице. У многих пользователей в разделе «Друзья» присутствует несколько сотен человек. При этом владелец страницы знает лично лишь несколько десятков. В процессе исследования специалисты выяснили, что в социальных сетях люди предпочитают рассказывать своим «друзьям» только о хорошем. В результате может сложиться мнение, что твои друзья живут и отдыхают лучше, чем ты.
Частота обновления контента (видео, фотографии, музыка) – это тоже показатель: человек хочет выделиться из толпы, хочет рассказать о себе всем. То же самое можно делать и в реальном мире с гораздо большей пользой, но не все об этом помнят.
5. Депрессия из-за недоступности социальной сети в связи с техническими неполадками. Иногда открыть свой профиль не представляется возможным – нет доступа в Интернет или сам проект временно не работает.
К примеру, если на несколько дней в городе исчезнет Интернет, тогда мы воочию сможем увидеть, как много людей будут испытывать по этому поводу сильный дискомфорт.
Эти пять симптомов характеризуют зависимого от соцсетей человека как вместе, так и по отдельности. Чем больше симптомов наблюдается у одного конкретного человека, тем выше степень его зависимости от социальных сетей.
В чем минусы времяпровождения молодежи в социальных сетях?
Отсутствие смысла. В нашем детстве взрослые проводили с нами время, читая сказки, объясняя нам, что хорошо и что плохо, создавая систему запретов и ограничений, давая нам знания о мире. Находясь в социальных сетях, играя в онлайн-игры, подросток совершает лишь механические действия, ему неоткуда почерпнуть знания о добре и зле, о моральных законах социума, о границах поведения.
Отсутствие границ. Находясь в интернете, можно открыть любую страницу, сделать любое действие, послать сообщение любого содержания, и за это ничего не будет. Может сложиться ощущение безнаказанности.
Нет эмоционального развития. В нашем обществе наблюдается тенденция к интеллектуальному развитию, в то время как эмоциональному и духовному развитию подростков внимания не уделяется. То же самое можно сказать про общение и игры в интернете. В играх отсутствует мораль, в общении с другими детьми посредством сообщений нет истинных чувств, которые проявляются только невербально (жестами, мимикой, энергетическими импульсами).
Отсутствие обратной связи. При реальном общении только 10% отводится словам, все остальное – невербальное общение. Общаясь с реальным человеком, можно сделать выводы о том, насколько человек открыт, насколько он добр и искренен. Другой человек может дать понять, что произнесенные слова его ранили или, напротив, обрадовали. Так подросток учится взаимодействовать с социумом. «Смайлики» не способны научить этому взаимодействию.
Когда вы имеете дело с эмоциями, передаваемыми через экран – любой экран – вы имеете дело с людьми, которые без капли сожаления и боязни последствий могут сказать что угодно человеку на другом конце провода.
Отсутствие контроля со стороны родителей. Казалось бы, подросток, сидя в интернете, находится на виду. И действительно, физически он вне опасности: он не ходит по подворотням в сомнительной компании, не курит и не пробует пиво или наркотики. С другой стороны, его хрупкий, не сформированный еще внутренний мир, его эмоциональная сфера абсолютно бесконтрольно находятся под влиянием другой реальности, и что с его внутренним миром происходит в данный момент, не возможно проконтролировать.
Искажение понятия дружбы. В социальных сетях можно легко добавлять или удалять друзей. Чем больше виртуальных друзей, тем больше рейтинг, тем больше ощущения популярности и значимости. В то же время реальных друзей нельзя просто так «добавить» или «удалить».
Стирается понятие интимности. В социальных сетях люди выкладывают свои личные фотографии, откровенно делятся своим эмоциональным состоянием в «статусах», дневниках и блогах. Таким образом, то, что раньше было чем-то сугубо личным, интимным, становится достоянием всех, кому доступна ваша страничка.
Проблема самоидентификации кажется нормой. Очень многие подростки в социальных сетях вместо своих реальных фотографий на аватаре размещают картинки различного содержания. С точки зрения психологии, это означает, что подросток отождествляет себя с картинкой на аватаре. И это также может означать, что он не принимает себя таким, какой он есть на самом деле. Только если в реальном мире, при реальном общении, проблемы с собственной самоидентификацией рано или поздно станут заметны родителям, учителям, одноклассникам, то в мире социальных сетей это уже становится нормой: ведь все так делают, а значит, проблемы нет.
В заключение хочется подчеркнуть, что акцент на возможных опасностях, связанных с использованием компьютера и интернета, не означает призыв воспринимать их как несомненное зло, от которого необходимо избавиться. Но о неисчерпаемых возможностях и удобствах, подаренных этими благами цивилизации, знают все, минусы, же не всегда на виду.
Время, занятое какой-то активностью – это не главный показатель психологической зависимости. Важнее, теряют ли люди что-то в своей жизни из-за того, что почти целый день проводят в социальной сети.
Литература.
1. Основы педагогики и психологии высшей школ / под ред. А.В. Петровского. – М.: Изд-во Московск. ун-та, 1986. – 303 с.
2. Ярмакеев И.Э. Духовно-нравственное воспитание будущего специалиста: становление системы: монография / под ред. Г.Г. Габдуллина. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 472 с.
3. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. – М.: Высш. шк., 1990. – 142 с.