Публикация «Нетрадиционные формы родительского собрания, как средство взаимодействия логопеда и родителей в процессе коррекционной работы»
«Нетрадиционные формы родительского собрания, как средство взаимодействия логопеда и родителей в процессе коррекционной работы»
Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе.
В.А.Сухомлинский.
Детский сад и семья - два очень важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется взаимодействие.
Значимость семьи особенно возрастает при воспитании детей с речевыми нарушениями. Систематическая и целенаправленная помощь родителей ребенку с речевыми нарушениями, в сочетании со своевременным выполнением рекомендаций логопеда на различных этапах обучения, способствует более эффективной коррекции речи и психических процессов дошкольника.
В современном обществе, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, недооценивают свою роль в развитии речи детей, испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.
Новые формы работы учителя- логопеда с родителями.
В настоящее время практикой накоплено многообразие современных (нетрадиционных) форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Новые познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Однако, логопеды при организации работы с семьями воспитанников сталкиваются с рядом проблем:
Педагогическая пассивность родителей: непонимание родителями своей воспитательной функции; нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что они вступают социальными заказчиками.
Несформированность у родителей педагогической рефлексии, то есть умения самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами.
Отсутствие должного уровня психолого-педагогических знаний у родителей.
Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание – это важный элемент стратегии общения с семьей, на нем закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.
Родительское собрание – хорошо зарекомендовавшая себя форма работы, может осуществляться разными путями: педагогическая мастерская, организационно – деятельностная, деловая или ролевая игра, конференция, консилиум, диспут, размышление, дискуссия, практикум, тренинг, опыт, «круглый стол», вечер – встреча, КВН, викторины «Поле чудес» и «Счастливый случай», конкурс, праздник вместе с детьми, в форме презентации.
Стандартный подход приглашения родителей на собрание – объявление в гардеробе, на которое родители часто не обращают внимания, если педагоги группы не сопровождают его устным комментарием. Поэтому другие эффективные пути – это смс – информирование, индивидуальные приглашения (обязательно с обращением к родителям по имени – отчеству, указанием точной даты и времени проведения мероприятия).
«Шоковая анкета»
Анкета предъявляется родителям на одном из первых родительских собраний и представляет собой половину листа формата со следующим содержанием: «Какие причины мешают мне заниматься с собственным ребёнком?».
Не хватает времени, я много работаю.
Раздражает отказ ребёнка от занятий.
Хочется поболтать по телефону с подругой.
Много домашних дел, не успеваю.
Пусть в садике занимаются.
Хочется посмотреть любимый сериал.
Надоело выполнять одни и те же упражнения.
Зачем заниматься, когда и так все «срастется»?
Я слишком устаю на работе.
Мне лень.
Отметив выбранные пункты, родитель переворачивает лист с анкетой и видит фразу: «Что я скажу своему ребёнку, когда он вырастет и спросит, почему ему в школе ставят двойки по русскому языку?»
«Аукцион».
Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов или ответов на вопросы по выбранной теме в игровой форме.
Например, Тема торгов «Вместе играем – речь развиваем». Сегодня мы научимся некоторым играм и упражнениям по развитию речи детей, которые вы сможете проводить дома.
Родителям говорят, что они Аукционеры. Аукционеры имеют право ознакомиться и приобрести тот или иной заинтересовавший их лот. Он достанется тому, кто быстрее поднимет сигнальную карточку и правильно ответит на вопрос.
«Представляем вашему вниманию лот №1.
Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос.
- Назовите наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребенка.
Аукционист: Продано! (стук молотка)
Представляем вашему вниманию лот № 2.
Лот достанется тому, кто правильно ответит на видео-вопрос. Внимание на экран.
-Что делают дети? Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»
Родители сами пытаются выполнить гимнастику.
«Игровое моделирование»
Эта форма заключается в ролевом проигрывании проблемных ситуаций, игровом взаимодействии родителей и детей в различной детской деятельности, моделировании способов родительского поведения, обмене опытом семейного воспитания и др.
Положительной стороной подобных форм является то, что они способствуют установлению неформальных контактов с родителями, исключают навязывание готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного выхода из сложившейся ситуации.
«Ток – шоу».
Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. Родители сами определяют пути решения проблемы.
На ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру,В каком возрасте обратиться к логопеду? Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Все позиции совместно обсуждаются. В конце встречи участникам каждой команды предлагается перейти в другую команду, если они изменили свою точку зрения, или остаться в своей команде. Также можно провести голосование с целью определения, какая же точка зрения победила, вызывают желание у ребенка стремиться к лучшим результатам.
«Читательская конференция».
За две недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста ребенок должен зарычать?. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.
«Семинары – практикумы»
На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.
«Мастер-классы»
Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.
Таким образом,Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
В результате внедрения новых форм работы, позиция родителей меняется. Систематическое применение в работе с родителями нетрадиционных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания и обучения детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры. Большинство родителей начинают целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников.
4