12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Турчак Алина Александровна18
Россия

Тема: Николай Носов «Затейники»

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова «Затейники».

Задачи:

Обучающая:

- отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения; формировать умение устанавливать последовательность событий, происходящих в рассказе; находить в тексте конкретные сведения, факты ;

умение высказывать собственное мнение.

Развивающая:

- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником,

отрабатывать активное умение слушать выступающего, доброжелательно и

корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в парах, группах, развивать память, логическое мышление, речь учащегося.

Воспитывающая:

- создавать условия для воспитания интереса к предмету, чувства дружбы и доброты, уважения друг к другу.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Литературное чтение 2 класс», портрет Н.Носова, выставка книг писателя, иллюстрации к его книгам, иллюстрации к произведению «Затейники», карточки и индивидуальными заданиями, план рассказа, ребус, загадки.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и дневник?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».


2. Актуализация знаний

1) Речевая разминка

- Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы?

Дыхательное упражнение «Снежинка», «Вьюга»

Работа со скороговоркой

Вёз на горку Саня за собою сани,

Ехал с горки Саня, а на Сане – сани.

- Прочитайте медленно, быстрее. Прочитайте с восклицательной интонацией, с вопросительной.

2) Беседа по разделу

- Какой раздел мы с вами изучаем? (Писатели детям). Почему он так называется? Какие произведения в него входят?

- С какими писателями и их произведениями мы уже с вами познакомились? (К.И. Чуковский «Путаница», «Радость», «Федорино горе», С.Я.Маршак «Кот и лодыри», С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок», А.Л.Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа»).

- Кто подготовил выразительное чтение? Наизусть?

 3. Самоопределение к деятельности

- Мы продолжаем работу с этим разделом. И сегодня мы познакомимся с новым писателем. А с каким узнаем, отгадав загадку.


В своей книжке самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (демонстрируется изображение Незнайки)


- Правильно, ребята, это Незнайка.

А кто знает, из каких произведений он к нам пришел?

(Незнайка на Луне, Незнайка в Цветочном городе)

- А кто автор этих замечательных книг?

(демонстрируется портрет Н.Н. Носова)


Работа по учебнику с.49

(на рисунках изображены Незнайка, ученый Знайка, доктор Пилюлькин, Винтик и Шпунтик, Пончик, Сиропчик, поэт Цветик, охотник Пулька, художник Тюбик, музыкант Гусля, Синеглазка)

- Чтобы узнать, с каким произведением Н.Носова мы познакомимся на уроке, вы должны разгадать ребус.

- Какое слово получилось? (Затейники)

- Носов очень любил наблюдать за играми детей, ему нравилась их непосредственность, их фантазии, выдумки, шалости. Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сынишки. Отнёс в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали.

Именно «Затейники» первый рассказ Н.Носова. За этим рассказом последовали другие.


- Сформулируйте тему урока. Какие цели вы перед собой поставите?

4. Работа по теме урока

- Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые.

1) Знакомство с жизнь и творчеством Н. Носова

Ученик: 1.ученик: Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 году в Киеве. Его папа был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы он мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.

2.ученик: Прежде чем стать писателем Николай Николаевич Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институт кинематографии.

3.ученик: Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том ,чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили. Свой первый рассказ он напечатал в журнале «Мурзилка» в 1938 году.


- Н. Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми. Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль.

- Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.


- Как вы думаете, о чём будет рассказ? - Каким будет это рассказ  грустным, весёлым, юмористическим?


2) Первичное восприятие текста

- Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками

3) Лексическая работа

- Прежде, чем мы познакомимся с первым произведением писателя, попытаемся объяснить значения некоторых слов, которые встретятся нам в тексте.

Затейники – веселый человек, склонный к забавным выдумкам, затеям;

Стащили- переместили, унесли куда-нибудь, принесли куда- нибудь;

Починить- исправлять, делать вновь пригодным;

Подкрался на цыпочках- подойти тихонько, незаметно на кончиках пальцев ног.


- Подберите синонимы к слову затейники (фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).

4) Словарная работа

ИС-ПУ-ГА-ЛИСЬ

ПО-ЛУ-ЧИЛ-СЯ

ВЫ-БЕ-ЖА-ЛИ

ЗА-ХЛО-ПНУ-ЛИ

ОБ-РА-ДО-ВА-ЛИСЬ


5) Беседа по прочитанному

- Вы прослушали рассказ. Наши предположения были правильными о характере произведения?

- Понравилось произведение?

- Какие чувства вы испытали, когда слушали произведение?

- Кто главные герои произведения?


Физминутка

Дружно все ребята встали (руки на пояс)

Руки дружно вверх подняли

Громко хлопнули 5 раз

А теперь морганье глаз:

Быстро – быстро поморгали ( 3-4сек.)

И ногами постучали (3-4 сек.)

Дружно влево наклонились

И сейчас же распрямились!

Вправо – влево 10 раз (наклоны по 5 раз)

Отдохнул уставший класс…

Друг на друга посмотрели

И за парты тихо сели.



5. Продолжение работы по теме урока

1) Работа по тексту

- чтение шепотом (до слов темно – темно)

-чтение по ролям (до слов не вижу стр.51)

- чтение по цепочке (до слов - А может быть, есть стр.52)

- чтение друг другу (до конца рассказа)


Физминутка для глаз


2) Работа над содержанием произведения.

- Понимание фактического содержания рассказа.

- Как называли себя дети? В какую игру они играли? Кого изображали? - Понравилась ли вам игра детей? А детям?

- Найдите в тексте и прочитайте, как организовывали игру дети?

- Найдите в тексте и прочитайте, почему прервалась игра детей?

- Найдите в тексте и прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату?

3) Работа в парах. Работа по плану текста.

- Расположите иллюстрации согласно плану рассказа. (по одному учащемуся от пары)

- Найдите в тексте и прочитайте первое и последнее предложение каждого пункта плана. (1. Мы с Валей затейники. -----Нам не страшен серый волк; 2. Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.-----Я даже себя не вижу; 3. Вдруг меня кто – то как схватит за ногу.-----А может быть, есть; 4. Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери.-----Так и не стали больше играть в «три поросёнка»)

4) Беседа

- Что вы можете сказать о ребятах? Какие они? (работа в группах) (характеристика детей на доске)

5) Игра «Разведчики»

- Работа по карточкам (найдите в тексте недостающие слова и запишите их)

- Скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию? А какое название дали бы этому рассказу? Если бы вы были иллюстраторами книг, какие вы рисунки нарисовали бы для этой книги?


6. Итог урока. Рефлексия

- С каким писателем мы знакомились на уроке? С каким произведением? Достигли ли, мы, поставленной цели? Что для вас было самым трудным? Могла бы такая история произойти с вами?

Оценивание работы «Светофор»


д/з страница 50 – 53 читать и пересказывать по плану. Творческое задание- продолжить рассказ «На следующий день дети опять остались одни дома».

7. Оценивание















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.