Урок чтения во 2 классе на тему «Николай Носов "Затейники"»
Тема: Николай Носов «Затейники»
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова «Затейники».
Задачи:
Обучающая:
- отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения; формировать умение устанавливать последовательность событий, происходящих в рассказе; находить в тексте конкретные сведения, факты ;
умение высказывать собственное мнение.
Развивающая:
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником,
отрабатывать активное умение слушать выступающего, доброжелательно и
корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в парах, группах, развивать память, логическое мышление, речь учащегося.
Воспитывающая:
- создавать условия для воспитания интереса к предмету, чувства дружбы и доброты, уважения друг к другу.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: учебник «Литературное чтение 2 класс», портрет Н.Носова, выставка книг писателя, иллюстрации к его книгам, иллюстрации к произведению «Затейники», карточки и индивидуальными заданиями, план рассказа, ребус, загадки.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и дневник?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
2. Актуализация знаний
1) Речевая разминка
- Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы?
Дыхательное упражнение «Снежинка», «Вьюга»
Работа со скороговоркой
Вёз на горку Саня за собою сани,
Ехал с горки Саня, а на Сане – сани.
- Прочитайте медленно, быстрее. Прочитайте с восклицательной интонацией, с вопросительной.
2) Беседа по разделу
- Какой раздел мы с вами изучаем? (Писатели детям). Почему он так называется? Какие произведения в него входят?
- С какими писателями и их произведениями мы уже с вами познакомились? (К.И. Чуковский «Путаница», «Радость», «Федорино горе», С.Я.Маршак «Кот и лодыри», С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок», А.Л.Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа»).
- Кто подготовил выразительное чтение? Наизусть?
3. Самоопределение к деятельности
- Мы продолжаем работу с этим разделом. И сегодня мы познакомимся с новым писателем. А с каким узнаем, отгадав загадку.
В своей книжке самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (демонстрируется изображение Незнайки)
- Правильно, ребята, это Незнайка.
А кто знает, из каких произведений он к нам пришел?
(Незнайка на Луне, Незнайка в Цветочном городе)
- А кто автор этих замечательных книг?
(демонстрируется портрет Н.Н. Носова)
Работа по учебнику с.49
(на рисунках изображены Незнайка, ученый Знайка, доктор Пилюлькин, Винтик и Шпунтик, Пончик, Сиропчик, поэт Цветик, охотник Пулька, художник Тюбик, музыкант Гусля, Синеглазка)
- Чтобы узнать, с каким произведением Н.Носова мы познакомимся на уроке, вы должны разгадать ребус.
- Какое слово получилось? (Затейники)
- Носов очень любил наблюдать за играми детей, ему нравилась их непосредственность, их фантазии, выдумки, шалости. Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сынишки. Отнёс в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали.
Именно «Затейники» первый рассказ Н.Носова. За этим рассказом последовали другие.
- Сформулируйте тему урока. Какие цели вы перед собой поставите?
4. Работа по теме урока
- Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые.
1) Знакомство с жизнь и творчеством Н. Носова
Ученик: 1.ученик: Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 году в Киеве. Его папа был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы он мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.
2.ученик: Прежде чем стать писателем Николай Николаевич Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институт кинематографии.
3.ученик: Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том ,чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили. Свой первый рассказ он напечатал в журнале «Мурзилка» в 1938 году.
- Н. Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми. Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль.
- Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.
- Как вы думаете, о чём будет рассказ? - Каким будет это рассказ грустным, весёлым, юмористическим?
2) Первичное восприятие текста
- Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками
3) Лексическая работа
- Прежде, чем мы познакомимся с первым произведением писателя, попытаемся объяснить значения некоторых слов, которые встретятся нам в тексте.
Затейники – веселый человек, склонный к забавным выдумкам, затеям;
Стащили- переместили, унесли куда-нибудь, принесли куда- нибудь;
Починить- исправлять, делать вновь пригодным;
Подкрался на цыпочках- подойти тихонько, незаметно на кончиках пальцев ног.
- Подберите синонимы к слову затейники (фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).
4) Словарная работа
ИС-ПУ-ГА-ЛИСЬ
ПО-ЛУ-ЧИЛ-СЯ
ВЫ-БЕ-ЖА-ЛИ
ЗА-ХЛО-ПНУ-ЛИ
ОБ-РА-ДО-ВА-ЛИСЬ
5) Беседа по прочитанному
- Вы прослушали рассказ. Наши предположения были правильными о характере произведения?
- Понравилось произведение?
- Какие чувства вы испытали, когда слушали произведение?
- Кто главные герои произведения?
Физминутка
Дружно все ребята встали (руки на пояс)
Руки дружно вверх подняли
Громко хлопнули 5 раз
А теперь морганье глаз:
Быстро – быстро поморгали ( 3-4сек.)
И ногами постучали (3-4 сек.)
Дружно влево наклонились
И сейчас же распрямились!
Вправо – влево 10 раз (наклоны по 5 раз)
Отдохнул уставший класс…
Друг на друга посмотрели
И за парты тихо сели.
5. Продолжение работы по теме урока
1) Работа по тексту
- чтение шепотом (до слов темно – темно)
-чтение по ролям (до слов не вижу стр.51)
- чтение по цепочке (до слов - А может быть, есть стр.52)
- чтение друг другу (до конца рассказа)
Физминутка для глаз
2) Работа над содержанием произведения.
- Понимание фактического содержания рассказа.
- Как называли себя дети? В какую игру они играли? Кого изображали? - Понравилась ли вам игра детей? А детям?
- Найдите в тексте и прочитайте, как организовывали игру дети?
- Найдите в тексте и прочитайте, почему прервалась игра детей?
- Найдите в тексте и прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату?
3) Работа в парах. Работа по плану текста.
- Расположите иллюстрации согласно плану рассказа. (по одному учащемуся от пары)
- Найдите в тексте и прочитайте первое и последнее предложение каждого пункта плана. (1. Мы с Валей затейники. -----Нам не страшен серый волк; 2. Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.-----Я даже себя не вижу; 3. Вдруг меня кто – то как схватит за ногу.-----А может быть, есть; 4. Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери.-----Так и не стали больше играть в «три поросёнка»)
4) Беседа
- Что вы можете сказать о ребятах? Какие они? (работа в группах) (характеристика детей на доске)
5) Игра «Разведчики»
- Работа по карточкам (найдите в тексте недостающие слова и запишите их)
- Скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию? А какое название дали бы этому рассказу? Если бы вы были иллюстраторами книг, какие вы рисунки нарисовали бы для этой книги?
6. Итог урока. Рефлексия
- С каким писателем мы знакомились на уроке? С каким произведением? Достигли ли, мы, поставленной цели? Что для вас было самым трудным? Могла бы такая история произойти с вами?
Оценивание работы «Светофор»
д/з страница 50 – 53 читать и пересказывать по плану. Творческое задание- продолжить рассказ «На следующий день дети опять остались одни дома».
7. Оценивание