Интегрированный бинарный урок литературного чтения во 2 классе «Н.Н. Носов "Живая шляпа"»
Урок литературного чтения во 2 «А» классе по теме: «Н.Н. Носов «Живая шляпа»»
Дата | 01.03.19 |
ОУ | ГКОУ РО Казанская школа-интернат |
Класс | 2 «А» |
ФИО учителя ФИО учителя-логопеда | Ерофеева Е.Ю. Бовина Л.Г. |
Предмет | Литературное чтение |
Время реализации урока | 45 мин. |
Авторы учебника, по которому ведётся обучение. | Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. |
Тема | Н.Н. Носов «Живая шляпа» |
Цель деятельности педагога | Ознакомление обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа». |
Тип урока | Открытие нового знания |
Вид урока по содержанию | Интегрированный. |
Вид урока по форме | Бинарный. |
Задачи | 1.Обучающие: - продолжить знакомство с биографией Н. Носова, познакомить с новым рассказом Н. Носова "Живая шляпа", учить детей выделять главную мысль, составлять картинный план, работать со словами самостоятельно и в группах, совершенствовать монологическую и диалогическую речь. 2.Развивающие: - развивать связную речь, логическое мышление, зрительную и слуховую память, расширять кругозор и словарный запас учащихся, умение рассуждать, делать выводы, правильно оформлять свои мысли. 4.Коррекционные: - корректировать недостатки познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия произведения. - содействовать развитию у обучающихся процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения; - развивать умение планировать свою работу, намечать последовательность выполнения задания. |
Планируемые | Предметные: - ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения. Метапредметные: Познавательные: - осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе; - обобщать полученные знания; - использовать знаково-символическое моделирование; - осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: обучающейся развивает навыки: - принимать и сохранять заданную учебную цель; - учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - адекватно понимать оценку взрослого; - взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; - умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; - умение интегрироваться в группы; - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Личностные: - умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении. |
Ожидаемый результат | - Высокая активность обучающихся на уроке; - усвоение материала; - продукт деятельности на уроке – страница журнала. |
Межпредметные связи | Русский язык, изобразительное искусство. . |
Методы и формы | Словесный, наглядный, практический. Фронтальная, групповая. |
Педагогические технологии | - Объяснительно – иллюстративного обучения; - словесной продуктивной и творческой деятельности; - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); - информационно — коммуникативная технология. |
Основные понятия и термины | Жанр, «живая шляпа».рассказ. |
Авторский медиапродукт | 1. Конспект урока, текст в Microsoft Word, презентация в Microsoft PowerPoint2007. 2. Вид медиапродукта: - наглядная презентация учебного материала, |
Учебно-методическое обеспечение | Л.Ф. Климанова «Литературное чтение», 2 часть. Издательство «Просвещение», 2012 г. |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация, журналы «Мурзилка», книги с рассказами Н.Н. Носова, картинки- герои Носова, портрет Н.Н. Носова, предметы для словарной работы (кочерга, лыжная палка), разные шляпы, стойка для шляп (вешалка), картинки с изображением отдельных сюжетов рассказа. |
Оборудование | Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: акварель, кисти, стаканчик-непроливайка, бумажные шляпы, ручки, листы А4, на которых изображена заготовка к синквейну, паспорта-заготовки для выполнения задания, шарфы, береты, , карточки-«невидимки», с изображением главного предмета из рассказа, заготовка из цветной бумаги под страницу журнала, шляпы из бумаги для рефлексии, дополнительное домашнее задание на полосках бумаги. |
Информационные источники (Интернет-ресурсы) | https://konspekteka.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-n-nosov-zhivaya-shlyapa/ pedagog.mosreg.ru/media/download/ED451A90C1229C0C92B5D5EC80D2E9AC |
Технологическая карта урока
Этапы урока | Содержание педагогического взаимодействия | Метапредметные результаты (УУД) Личностные | Методы, приемы, обучения для решения задач коррекционной направленности | |
Деятельность учителя (У) и учителя-логопеда (Л) | Деятельность учащихся | Познавательные (П), Регулятивные (Р), Коммуникативные (К) Личностные (Л) | ||
1. Мотивационно-побудительный Цель: создание внутренней потребности включения в деятельность. | Приветствуют обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создают эмоциональный настрой на урок. | Читают стихотворение Берестова «Как хорошо уметь читать». Самоконтроль готовности, настрой на работу. | К: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. | Приём «Положительные эмоции» |
2. Актуализация изученного материала. 1) Речевая разминка 2) Проверка домашнего задания | Л: проводит речевую разминку У: проверяет домашнее задание. | Проговаривают чистоговорку, выделяя каждое слово ударением, чётко произносят последние звуки в словах. Задают вопросы по тексту, находят ответы в тексте. | К: слушают и понимают речь других; вступают в учебный диалог с учителями и одноклассниками, находят нужную информацию Р: планируют собственную деятельность. | 1) Приём «Чистоговорка» Цель: отработка навыка произнесения звуков и их сочетаний. 2) Приём «Читаем и спрашиваем. Мой вопрос» Цель: формирование умения самостоятельной работы с печатной информацией, умения формулировать вопросы, работать в парах. |
3. Целеполагание усвоение новых знаний и способов действий. Проблемный вопрос 2) Словарная работа 3) Первичное целостное восприятие произведения. 4) Проверка первичного восприятия текста. | У: ведёт работу над заголовком. Л: предлагает поработать над лексическим значением слов, подобрать синонимы к словам У, Л, подготовленный ученик- читают новое произведение, аудиозапись отрывка. У: предлагает соотнести чувства героев и авторские слова. | Обучающиеся называют тему урока, формулируют задачи урока: познакомиться с рассказом, понять его содержание (о ком? и о чем?) активно работать в группе и помогать друг другу и др. Прослушивают аудиозапись, следят по тексту. Отвечают на вопросы. Работают в таблице «Чувства героев рассказа» | Р: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы К: строить связное высказывание. П: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя. | Приём «Удивляй». Цель: усиление непроизвольных мотивов удивления, любознательности; создание интриги с помощью предъявления карточки с рисунком «невидимкой» |
5) Вторичное восприятие произведения и его анализ. А) Картинный план Б) Чтение, с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку. В) Характеристика героев | У: предлагает назвать главных героев произведения. Л: предлагает составить паспорт героев произведения, предварительно, при помощи считалки, выбрать, какого героя будут описывать. У: предлагает восстановить в правильном порядке события, происходящие в рассказе. Л: предлагает озвучить картинки – «кадры». У: предлагает в группах составить синквейн. | Называют героев рассказа. Работают в группах. Считаются «редакторы». На выбранных героев оформляют паспорт. Все вместе расставляют «кадры» в правильной последовательности. В тексте находят отрывки к рисункам и зачитывают. Работают в группах. Дают характеристику героев в письменной форме. Описывают их действия, качества. | К: строить связное высказывание; оценивать поступок героя, характеризуют героев рассказа. Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и того, что ещё неизвестно; П: сравнивать и группировать факты и явления; использовать готовые модели для объяснения явлений; выбирать основания для сравнения, классификации объектов. | Приём «Паспорт» Цель: развитие умения анализировать образ героя путем создания для него паспорта, проявление творческого подхода к оформлению паспорта; умения совместно работать для получения общего результата; создание базы для расширения читательского кругозора и повышения интереса к чтению. Приём «Диафильм» Приём «Синквейн» Цель: развитие креативного мышления, умения классифицировать, анализировать, систематизировать полученные знания; умения совместно работать для получения общего результата. |
4. Обобщение и контроль усвоения | Л: предлагает из двух пословиц выбрать эпиграф к рассказу. У: предлагает сделать рекламу произведению. | Определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль; Рекламируют рассказ. | К: проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме. Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. | Приём «Эпиграф» Цель: развитие сжато передавать основную мысль (с помощью пословиц) Приём «Реклама» Цель: проявление творческого подхода к презентации произведения; проявление эмоционально положительного отношения к книгам, произведению. |
5. Рефлексия учебной деятельности. | Л, У: раскрывают вместе с детьми значение выражение «шапками забросать» и «шапки вверх». | Высказывают свои варианты ответов. Оценивают результаты своей работы | Р: осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. К: проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме. Л: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач | Приём «Шляпы -вверх» |
6. Оценивание. Домашнее задание. | У: даёт основное задание и задание «на выбор». Оценивает работу детей на уроке – выставляет оценки. | Прослушивают задание на дом и достают из своих шляп дополнительное задание. | Р: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения. | Приём «Задание на выбор» |