НОД для детей средней группы «Что случилось с подарком от Снежной Королевы?» с применением ТРИЗ-технологий
НОД «Что случилось с подарком Снежной Королевы?».
Цели: активизировать мышление детей; укрепить представления детей о свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.
Задачи: познакомить со свойствами воды в разных агрегатных состояниях с помощью экспериментов; развить творческие способности и воображение с помощью исполнения этюда.
Оборудование: Игрушка-помощник; коробка с мокрым дном; стакан с водой, кубики льда; тряпичный мешок; воронка, колокольчик.
Ход НОД:
I. Организационный момент. Проблемная ситуация.
Приходит Игрушка-помощник и рассказывает:
- В воскресенье я была на дне рождения у Снежной Королевы. На Севере все кругом такое красивое, сверкает, переливается… Особенно мне понравилась посуда: тонкая, прозрачная, искристая… Снежная Королева подарила мне на память одну чашечку. Я ее положила в коробочку, чтобы не разбить и привезла вам. Сейчас покажу…
Игрушка открывает коробочку, но там ничего нет, только дно –мокрое…
-Ой, где же она? Как она могла исчезнуть?
Обсуждение проблемной ситуации.
Дети предлагают разные варианты решения. Они обсуждаются. Анализ вариантов с помощью метода «»Что хорошего? Что плохого?».
В итоге обсуждения выясняется, что чашка у Снежной Королевы была сделана изо льда. Пока Игрушка-помощник везла подарок, лед растаял. Осталось мокрое дно.
II. Основная часть.
Сравнение твердых и жидких веществ.
Воспитатель: Оказывается, лед – волшебный, он умеет превращаться. Лед – твердое вещество, в нем маленькие человечки крепко держатся за руки. Когда становится тепло, человечки перестают держаться за руки. Получается жидкость – вода. А чем жидкие вещества отличаются от твердых? Что можно делать с водой, а что – со льдом?
Ответы детей сопровождаются соответствующим показом различных свойств жидких и твердых веществ.
Опыты:
1) В первый стакан налить воду, во второй – насыпать кубики льда. Сколько места занимают кубики льда? Что произошло с водой? Сколько места занимает вода?
2) Пальцем дотронуться до воды и до льда. Каким стал палец от прикосновений с водой? А с кубиками льда?
3) В тканевый мешочек налить воду. Что произошло? В такой же тканевый мешочек насыпать кубики льда. Что произошло?
4) С помощью воронки перелить воду из одной емкости в другую. Что произошло? То же самое проделать с кубиками льда. Что произошло?
5) Губкой убрать небольшую лужу воды. Что произошло? Попробовать убрать губкой кубики льда. Что произошло?
Вместе с детьми делаем выводы:
А) Жидкие человечки могут передвигаться, принимать разную форму, проходить через ткань, перескакивать на палец и губку.
Б) Твердые человечки крепко держаться за руки.
III. Физкультминутка.
Игра «Замри».
Дети свободно перемещаются по помещению. Когда воспитатель подает сигнал колокольчиком, дети превращаются в ледяные фигуры – замерзают. Повторный сигнал – таят. Игра повторяется несколько раз.
IV. Творческий этюд «Сосулька весной».
Воспитатель вызывает группу детей и предлагает проинсценировать ситуацию. Что происходит, когда солнце пригревает? Что образуется под сосулькой? Что происходит ночью?
V. Подведение итогов. Рефлексия.