12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Акатриний Олеся Владимировна756
Россия, Ростовская обл., хутор Ёлкин
12

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Свойства воды» с использование ТРИЗ-технологий

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «СОЛНЫШКО»

УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЭЛИСТЫ

 

 

Использованы современные образовательные технологии:

«ТРИЗ»- технология решения исследовательских задач

Информационно-коммуникационная технология

Технология исследовательской деятельности

 

 

 

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим

 

«Свойства воды»

Старшая группа

 

 

 

Воспитатель: Акатриний О.В.

 

2018год

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевой развитие», «Художественно - эстетичиское развитие», «Физическое развитие».

 

Задачи:

Образовательные: Знакомить детей с водными ресурсами нашей планеты. Закреплять знание детей о свойствах воды. Закреплять правила безопасности при проведении опытов.

Развивающие: Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей, развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, развивать самостоятельность у детей в процессе опытной деятельности.

Воспитательные: Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.

Материалы и оборудование: ИКТ, белый и черные круги, пластиковые стаканчики, молоко, белая бумага, ложки, «формочки» с солью и сахаром, песком, краски, тарелочки пластиковые, ложечки, камешки, лимон, кофе растворимый, термос с теплой водой, трубочки, мука.

 

Ход НОД:

Воспитатель: Доброе утро, дети! Я рада приветствовать вас в это зимнее утро! Давайте встанем в круг и скажем «Доброе утро!» сначала тихо, потом громче, а теперь громко.

В это время раздается телефонный звонок.

Воспитатель: Ребята! У меня видео-звонок от жителей Луны. Я выведу его на экран нашего компьютера, и мы все вместе сможем их увидеть и услышать.

 

Анимационный слайд 1

« Здравствуйте маленькие жители планеты Земля! Передаем вам большой инопланетный привет! Мы жители Луны. Мы очень долго наблюдаем за вашей планетой и не понимаем, почему она синего цвета. Помогите нам, пожалуйста, разобраться в этом вопросе»

 

Слайд 2


Воспитатель: Ребята, а почему Земля синяя?

Вода - уникальное вещество нашей планеты.

Игра ТРИЗ на знакомство с противоречиями. «Черное – белое».

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам назвать положительные и отрицательные качества воды. Когда я буду поднимать белый круг вы называете положительные свойства воды, когда черный – отрицательные.

 

Воспитатель: Ребята, вода имеет свои свойства, вы знаете какие?

(ответы детей)

Воспитатель: Давайте мы с вами о них расскажем инопланетным жителям.

Я предлагаю провести опыты с водой, выявить ее свойства и полученные результаты опытов отправим им по электронной почте.

Вы знаете, что вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.

Текучая и прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.

Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое?

Дети: - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель: Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Надевайте белые халаты и занимайте свои рабочие места.

Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории:

Дети: - Не шуметь – этим мы мешаем другим.

-Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

-Нужно слушаться воспитателя.

-Внимательно следить за результатом опыта.

-Закончив наблюдение, сделать вывод.

Воспитатель: Ребята, рассаживайтесь за столы, мы начинаем наши эксперименты.

Но прежде, чем начать наш первый опыт нам понадобиться молоко (игра ТРИЗ на нахождение внутренних ресурсов). Вернее нам надо решить «Молочные проблемы кота Матроскина».

Коту Матроскину его корова Мурка дала так много молока, что он наполнил все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать всё это количество молока?

 

Опыт 1.Вода бесцветная.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Воспитатель: Ребята, а есть ли цвет у воды?

Дети: Нет, у воды нет цвета.

Воспитатель: Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?

Дети: Лист белого цвета.

Воспитатель: А это стакан молока. Какого цвета молоко?

Дети: Молоко имеет белый цвет.

Воспитатель: А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

Дети: Нет.

Воспитатель: Молоко, лист белой бумаги?

Дети: Да.

(подводим детей к правильному ответу, - какой цвет у воды?)

Воспитатель: А что можем сказать о цвете воды?

Дети: Вода без цвета.

Воспитатель: Без цвета, значит, какая вода, какой делаем вывод?

Дети: Вода - бесцветная.

Слайд 7

Вывод: Первое свойство – вода без цвета

 

Опыт 2. Вода прозрачная.

Воспитатель: Перед вами стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите или камешки, или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?

Дети: В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет.

Воспитатель: Какой делаем вывод?

Дети: Вода – прозрачная.

 

Слайд 8

Вывод: Второе свойство – вода прозрачная

 

Опыт 3. Вода меняет цвет.

Воспитатель: А вода всегда прозрачная и бесцветная?

Дети: Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.

Воспитатель: Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?

Дети: Вода изменила свой цвет.

Воспитатель: Какой вывод из этого следует?

Дети: Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

 

Слайд 9

Вывод: Третье свойство – вода меняет цвет.

 

Опыт 4.Вода без вкуса.

Цель. Выяснить, имеет ли вкус вода.

Воспитатель: Как вы думаете, вода имеет вкус?

В стаканчиках вода. Попробуйте её. (Дети пьют воду)

Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)

Дети: Вода безвкусная.

Воспитатель: Добавьте в воду различные вещества (сахар, соль или лимонный сок), возьмите трубочки и попробуйте воду. Какой вкус у воды?

Дети: Сладкий, соленый.

Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

 

Слайд 10

Вывод: Четвёртое свойство – воде можно придать вкус.

 

Опыт 4.Вода без запаха.

Цель. Выяснить, имеет ли запах вода.

Воспитатель: Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?

Дети: Вода ничем не пахнет.

Воспитатель: Правильно, вода ничем не пахнет. Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.

- Добавляю в стаканчики (из предыдущего опыта) с водой (кислой, сладкой, солёной) ароматное масло. Отгадайте, чем пахнет?

Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?

Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)

Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены.

 

Слайд 11

Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

 

Воспитатель: Ребята, а теперь немного отдохнем и поиграем со мной в игру!

Игра ТРИЗ « Хорошо - плохо»

- Встаем в круг. Я вам буду кидать мячик, и задавать вопрос:

Вода – это хорошо. Почему? Или

Вода – это плохо. Почему?

Воспитатель: А теперь вернемся в нашу лабораторию, продолжим опыты

 

Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются».

Воспитатель: Вкус появился, запах появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?

Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? (добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось).

Дети: В воде сахарный песок растворился.

Воспитатель: Что произойдет, если мы добавим в воду песок?

Добавляем к воде песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворился ли песок? Стала она мутной или осталась прозрачной?

Дети: Песок не растворяется, вода становится мутной.

Воспитатель: Растворится ли в воде мука? Добавляем в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?

Дети: Мука растворяется в воде, вода становиться мутной.

 

Слайд 12

Вывод: вода растворяет вещества.

Опыт 6.«Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Воспитатель: Перед вами стаканы с водой, даю потрогать пальчиками. Скажите, чем отличается вода в одном стакане от воды в другом стакане?

Дети: Температурой, в одном стакане теплая, в другом холодная. Как получить тёплую воду? Значит, что можно сказать о воде?

 

Слайд 13

Вывод: Вода может менять свою температуру в зависимости от условий

Воспитатель: Ребята наша работа в лаборатории окончена, мы провели много опытов с водой. Какой вам опыт понравился больше всего? Что же мы с вами узнали о свойствах воды?

На слайде появляются соответствующие ответу ребенка картинки.

 

Слайд 14

«Свойства воды»

Воспитатель: Ну что же, ребята. у нас получилось вот такое электронное письмо, и мы можем его оправить нашим инопланетным друзьям.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Desteni, 15.04.19 в 08:55 1Ответить Пожаловаться
У вас отличный конспекты. Приберу в копилочку. Спасибо
Павленко Венера, 25.05.19 в 16:16 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Олеся! Это будет полезно и для моих "особенных" деток.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.