Технологическая карта НОД по речевому развитию детей дошкольного возраста «Домашние животные»
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста с использованием интерактивных технологий
Составитель: Доненко Инна Борисовна, учитель-логопед, 1 кв. категория
Тема занятия: «Домашние животные»Возраст воспитанников: 5-6 лет.
Используемые интерактивные технологии: «Хоровод», «Аквариум», «Работа в парах», «Цепочка», «Карусель», «Интервью»;
Формы организации взаимодействия: парная, групповая, фронтальная.
Цель: обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя речи по теме «домашние животные», развитие навыков фонематического анализа.
Задачи:Образовательные:
- активизация словаря по теме «Домашние животные»;
- образование притяжательных прилагательных, употребление существительных в косвенных падежах;
- упражнение в делении слов на слоги;
- совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи имен существительных с суффиксами - их, -иц, -онок, - енок, - ат, -ят , употребление в речи предлогов: за, в, под, из, из-за, из-под, расширение глагольного словаря).
Воспитательные
- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умения работать в команде, в парах, вести диалог;
- проявление самостоятельности и инициативы при выполнении задания;
Развивающие
- развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
Планируемый результат:
У детей накоплен активный словарь по теме, могут изменять слова, называя животных обоего пола и их детенышей;
- умеют образовывать притяжательные прилагательные,
- употребляют существительные в дательном, родительном падежах;
- умеют правильно производить фонематический анализ, выполняют операции деления слов на слоги (1,2,3,4-сложные слова);
- могут правильно употреблять в речи имена существительные с суффиксами - их, -иц, -онок, - енок, - ат, -ят ,
- используют в речи предлоги: за, в, под, из, из-за, из-под, могут составить предложение, используя опорную схему предлога;
- у детей накоплен глагольный словарь по теме.
- сформированы навыки сотрудничества, доброжелательности.
- развито зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.
Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей, микрофон, конверт, пособие «слоговой поезд», карточки-схемы предлогов, паззлы.ТСО: проектор, ноутбук, аудиозапись «поезд едет», интерактивная игра «кто где спрятался»
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемые результаты | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Мотивационный этап Знакомство с проблемной ситуацией | Здоровается, приглашает детей пройти, занять свои места. Сообщает: «Ребята, сегодня к нам в детский сад принесли письмо, адресовано вам, детям старшей группы. Как вы думаете, от кого оно? Как узнать?» Воспитатель говорит: «Конечно, нужно прочитать» Читает адрес: «Деревня Простоквашино. От Матроскина. Вот как интересно! (задает вопросы) Вы поняли, от кого письмо? А что такое Простоквашино? Давайте узнаем, что же пишет нам кот Матроскин». Читает: «Дорогие ребята, здравствуйте, у нас в деревне стоит прекрасная погода, и я вас приглашаю всех в гости. Приезжайте, я познакомлю вас с моими друзьями. Но сначала отгадайте загадки, и вы узнаете, кто мои друзья». Интерактивная технология «Хоровод» Воспитатель предлагает детям порассуждать, какие же друзья могут быть у Матроскина. «Ребята, я предлагаю вам сейчас, передавая друг другу этот конверт, высказать предположения, какие друзья могут быть у нашего кота Матроскина в деревне, ведь там очень много разных животных, людей…» Воспитатель: «Отлично, вы назвали очень много вариантов, а теперь давайте отгадаем загадки Матроскина и узнаем, кто же его друзья» 1. Голодна- мычит, сыта- жует, Малым ребятам молока дает. 2. Громко лает во дворе, Отдыхает в конуре, Сторожит хозяйкин дом И виляет мне хвостом. 3. Розовая спинка, на спине щетинка, Хвост крючком, а нос пятачком. 4. Даёт молоко нам, хотя не корова, Шерстью своею делиться готова. Она непоседа и егоза. Как называем её мы? 5. Подкованы ноги, Бежит по дороге: Грива дугою, А хвост метлою. 6. Он зубастый и мохнатый, Как есть начнет - песенку поет. 7. У меня живёт подружка Вся в весёлых завитушках. Щиплет травку возле речки В шубке беленькой… 8. Разных расцветок бывает, Ушки стоят иль свисают, Капусту, морковку грызёт, И в клетке просторной живёт! 9. С жарой легко справляется, Колючками питается. В пустыне она не заблудится, Горбатая дама… Воспитатель: «Ну что, догадались, кто друзья Матроскина? Хорошо, отправляемся в Путешествие в Простоквашино. А на чем мы туда поедем?» Воспитатель предлагает встать «паровозиком», включает аудиозапись, затем сообщает, что приехали. | Дети проходят, присаживаются в круг на ковер. Дети слушают, предлагают варианты ответов, приходят к выводу, что нужно прочитать. Дети отвечают, что письмо от кота, из деревни. Дети передают конверт друг другу по очереди и называют свои варианты: Почтальон Печкин, дядя Федор, Шарик, галчонок, другие коты, собаки, коровы и так далее. Дети отгадывают загадки, называют домашних животных: -корова; - собака; - свинья; - коза; - лошадь; - кот; - овца; - кролик. - верблюдица. Называют обобщающее слово, предлагают варианты, на чем можно путешествовать, приходят к общему мнению, что поедут на поезде. Дети встают друг за другом, делают круг по группе, подходят к столам, где находится пособие «Слоговой поезд», и предметные картинки «домашние животные» | Организация, мотивация и настрой детей на дальнейшую деятельность. Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности Развитие памяти, активизация речи. Развитие мышления. памяти |
2. | Организционный этап Разбивка детей на группы | «Вот мы и на месте. Поезд прибыл на конечную станцию «Простоквашино». А вот и друзья Матроскина. Кого вы видите тут? Ребята, а животным, наверное, тоже хотелось бы прокатиться на поезде». Поможем разобраться, кому в какой вагон сесть, а чтобы это узнать, надо разделиться на две группы. Всего вас восемь человек, значит, в каждой группе должно быть четыре человека. Договоритесь, кто с кем будет в группе, и решите какая группа будет выполнять задание, а какая группа будет в роли «наблюдателей». | Дети слушают, называют, кого они увидели, договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли «наблюдателя», разделяются на 2 группы, уточняют правила сотрудничества.
| У детей накоплен активный словарь по теме, умение употреблять существительные в родительном падеже; сформированы навыки сотрудничества, доброжелательности; развивается умение вести диалог. |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Обсуждение проблемы, проектирование решений проблемной ситуации, начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности | Интерактивная технология «Аквариум» Воспитатель предлагает детям (первая подгруппа) разделить животных на 4 группы и рассадить их таким образом, чтобы в первом вагоне ехали те, в названии которых 1 слог, во втором – 2 слога, в третьем – 3, в четвёртом – 4. После выполнения задания воспитатель предлагает детям «наблюдателям» проанализировать, дать оценку выполненной работы. «Вы согласны, что ребята правильно расселили животных по вагонам? Докажите, но сначала договоритесь, кто же будет отвечать?» Интерактивная технология «Работа в парах» Воспитатель: «Прокатились животные и приехали назад в свою деревню. И тут мамы встретились со своими детёнышами. Предлагаю вам игру «Найди детеныша». Ребята, чтобы вы быстрее справились с заданием, найдите себе пару, договоритесь, с кем бы вы хотели сегодня поиграть. Каждая пара находит себе карточки с картинками, изображающими маму и детенышей, затем нужно назвать, у кого сколько детенышей» | Дети первой подгруппы проводят слоговой анализ слова и, активно взаимодействуя, выясняют, кто в каком вагоне поедет, распределяют предметные картинки по вагонам. Дети второй подгруппы наблюдают, анализируют работу, затем оценивают, правильно ли дети первой подгруппы выполнили работу, договариваются, кто будет отвечать в их подгруппе. После проведенного анализа делают вывод: 1 вагон: кот; 2 вагон: свинья; коза; лошадь; овца; кролик. 3 вагон: собака; корова; 4 вагон: верблюдица. Дети распределяются парами, среди разложенных на столе предметных картинок каждая пара собирает изображения самки животного и ее детенышей, затем договариваются, кто будет отвечать. ( у крольчихи 5 крольчат; у верблюдицы- 1 верблюжонок; у овцы- 1 ягненок, у свиньи- 7 поросят… и т.д) | умеют правильно производить фонематический анализ, выполняют операции деления слов на слоги (1,2,3,4-сложные слова); сформировано умение следовать правилам, работать в команде, анализировать, оценивать. учитывать мнение партнера. - могут правильно употреблять в речи имена существительные с суффиксами - их, -иц, -онок, - енок, - ат, -ят , Умеют осуществлять взаимоконтроль, умение работать в парах, вести диалог, учитывать мнение партнера |
4. | Актуализация уже имеющихся знаний, выполнение работы | Интерактивная технология «Цепочка» Воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску, на которой изображены фрагменты тел животных, спрятавшихся в разных местах. «Ребята, посмотрите, Матроскин писал нам про хорошую погоду, но вдруг начался сильный дождь и животные все спрятались. Вы их видите? Нет. Только части тел. Предлагаю вам каждому по очереди назвать, чья часть тела видна. Если правильно назовете слово, то животные появятся на экране. А для того, чтобы правильно образовать слово, вспомните нашу игру «чей хвост» по русской народной сказке «хвосты»» Интерактивная технология «Карусель» После того, как задание будет выполнено, воспитатель предлагает поиграть в игру «Карусель». Напоминает: «Для того, чтобы сыграть в эту игру, вам необходимо найти себе пару и договориться, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем». Воспитатель раздает каждой паре символы предлогов и дает первое задание: 1. Вспомните и назовите, кто из животных куда спрятался от дождя. (Подходит по очереди к каждой паре, помогает им, по необходимости, сформулировать вопрос, с учетом того предлога, который у них, и дать верный ответ) Воспитатель хлопает в ладоши, раздает другие символы предлогов и дает второе задание: 2. «А теперь, глядя на символы предлогов, скажите, откуда появились животные, когда дождь закончился» Воспитатель приглашает детей занять свои места на ковре, напоминает, что, приходя в гости, принято дарить подарки. Предлагает обсудить, кому из животных что можно подарить. Обсуждение проводит с помощью технологии «Хоровод» Интерактивная технология «Хоровод» «Ребята, мы сегодня очень хорошо играли, веселились вместе с животными, но вы ведь не забыли, что мы у них в гостях? А что принято дарить, когда идешь в гости? Конечно, подарки, сюрпризы. Предлагаю вам сейчас присесть и придумать, что бы каждый из вас подарил, какому животному, и почему?» | Дети поочередно называют слово, образовывая притяжательное прилагательное, сочетая его с названием части тела (свиной хвостик, козья борода, верблюжий горб, собачья лапа и т.д), после того, как каждый выполнил свою задачу, на экране появляются все животные. Дети распределяются на пары, договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества: дослушивать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку. Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют правильное употребление предлогов. 1. Дети, стоящие во внутреннем круге, показывают графическое изображение предлога и задают вопрос, а дети, стоящие во внешнем круге, отвечают, куда кто спрятался на картинке, используя данный предлог. 1 пара: -куда спряталась свинья? (показ предлога «в»); - свинья спряталась в кусты. 2 пара: -куда спряталась корова? (показ предлога «за»); - корова спряталась за дерево. 3 пара: - куда спрятался кролик? (показ предлога «под») - кролик забрался под бочку и т.д 2. Дети по сигналу меняются местами, стоящие во внутреннем круге, показывают графическое изображение предлога и задают вопрос, а дети, стоящие во внешнем круге, отвечают, откуда кто появился, используя данный предлог. 1 пара: -Откуда вышла свинья? (показ предлога «из»); - свинья вышла из кустов. 2 пара: -откуда появилась корова? (показ предлога «из-за»); - корова появилась из - за дерева. 3 пара: - Откуда вылез кролик? (показ предлога «из-под») - кролик вылез из - под бочки и т.д. Дети рассаживаются на ковре в круг, и по очереди отвечают на вопросы воспитателя, сочетая существительные в дательном падеже. Рассуждают, предлагают различные варианты подарков. При необходимости помогают друг другу, уточняют. (1 реб: «Корове я бы подарил пучок сена. Чтобы она потом угостила нас молоком»; 2 реб: «А я бы свинье подарил новое корыто, старое у нее ведь наверное развалилось».. и так далее. | - умеют образовывать притяжательные прилагательные, развито зрительное восприятие, память. у детей накоплен глагольный словарь по теме. - используют в речи предлоги: за, в, под, из, из-за, из-под, могут составить предложение, используя опорную схему предлога; - сформированы навыки сотрудничества, - развито внимание, мышление, память. - проявление самостоятельности и инициативы при выполнении задания; - Сформировано чувство доброжелательности; - употребление существительных в дательном падежах; -формирование умения работать в команде, вести диалог; - проявление самостоятельности и инициативы при выполнении задания; - развитие мышления. |
5. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог Представление полученного результата. Рефлексия. | Воспитатель: «Вот и подошло наше путешествие к концу. Пора возвращаться в детский сад. Садитесь в поезд! А к кому сегодня в гости мы ездили? (дети отвечают, что в деревню Простоквашино, к коту Матроскину, к его друзьям)». В это время в группу заходит персонаж Матроскин, с микрофоном в руках, сообщает, что он, как всегда, был очень занят своими кошачьими делами и не смог их встретить в Простоквашино, но очень хочет узнать, удалось ли ребятам побывать в деревне, познакомились ли они с его друзьями, и что делали. Берет у них интервью Интерактивная технология «Интервью» | Дети встают друг за другом, делают круг по группе, встают в круг. Отвечают на вопрос воспитателя, затем отвечают на вопросы кота Матроскина, анализируя свою деятельность на занятии: - где были; - что делали; - что узнали нового; -что понравилось; - что было легко, а что трудно?; и т.д | Умение анализировать, оценивать результат своей деятельности; Умение выражать чувства; Умение делать выводы. Умение рефлексировать, понимать и принимать свои особенности. |
6. | Открытый временной конец. Перспективы применения полученных знаний, способов действий в самостоятельной деятельности | Матроскин: «Ребята, я очень рад, что вам понравилось в нашем Простоквашино. А скажите, кто-нибудь из вас летом поедет в деревню отдыхать? Все поедете? Ну вот и отлично, а вы ведь там можете встретить не только домашних животных, но и домашних… кого? Конечно, птиц. Чтобы вы заранее были готовы к этому, не забыли их названия, я приготовил вам вот такие игры- это паззлы «Чей? Чья? Чье?»Когда вы будете их собирать, сможете разобраться, где чей клюв, где чья шея(голова), и где чье крыло. | Дети вступают в диалог с Матроскиным, отвечают на его вопросы. Разбирают подарки, благодарят, прощаются. | Эмоциональный отклик от совместной партнерской деятельности. |
Язенина Ольга Анатольевна
Инна Борисовна
Инна Борисовна