Занятие «Рыбы наших рек и озер»

1
0
Материал опубликован 27 November 2017 в группе

Всероссийский конкурс для логопедов и дефектологов на лучший конспект коррекционно-развивающего занятия

Учитель-логопед: Галилкариева Ольга Викторовна

МБДОУ д/с № 43 г. Сарапул, Удмуртская республика

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с ОНР III уровня.

Тема: «Рыбы наших рек и озер»

Задачи:

1. Образовательные. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Пресноводные рыбы». Совершенствовать навык звукового анализа. Совершенствовать навык слогового анализа. Формировать навык образования и употребления приставочных глаголов. Учить подбирать родственные слова. Учить согласовывать числительное с существительным.

2. Коррекционные. Развивать артикуляционную, общую моторику. Формировать направленную воздушную струю. Развивать речевой слух, фонематическое восприятие, память, мышление.

3. Воспитательные. Формировать навык взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Магнитная доска, игра «Магнитные рыбки», 2 чашки для рыбок, 4 ведерка, наборы для звукового анализа слов, карточки для игры «Слоговое лото», предметные картинки с изображениями пресноводных рыб, игровое поле для игры «Путешествие рыбки», карточки для развития воздушной струи, набор картинок для игры «Семейка слов», индивидуальные зеркала.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, послушайте загадку:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыба)

Логопед: Конечно, это рыба. И сегодня я предлагаю еще раз поговорить о рыбах. Не забывайте следить за своей речью и правильно произносить звуки.

1. Игра «Рыбалка»

Логопед: Я вам предлагаю отправиться на рыбалку. Для этого возьмите в руки удочки, подойдите к нашему озеру и начинайте ловить рыбу. Улов складывайте в ведерки.

Дети магнитными удочками ловят рыбок (силуэты из картона) и складывают их в свое ведерко.

Логопед: Какие вы ловкие! Посчитайте, сколько рыбок у вас в ведрах. Полина, сколько у тебя лещей? Алеша, сколько у тебя карасей? Кирилл, сколько у тебя карпов? Даша, сколько у тебя ершей?

Дети считают своих рыб. Например: один сом, два сома, три сома и т.д. Название рыбы подбирается с учетом автоматизируемых звуков.

Логопед: Как называются рыбы, живущие в реках, прудах и озерах (пресноводные). Дети совместно с логопедом выясняют образование сложного слова.

 

 

2. Звуковой анализ слова сом.

Выделить гласные в слове окуни.

Выделить первый и второй звук в слове карась.

3. Слоговое лото.

Логопед: Возьмите карточки для игры «Радели на части». Работаем самостоятельно. Полина, сколько частей в названии твоей рыбы? Алеша, сколько частей в названии твоей рыбы?

4. Игра «Словесная веревочка»

Логопед: Давайте поиграем в игру «Словесная веревочка». Я назову первое слово. Полина повторяет моё слово его и добавляет новое и так все остальные. Налим.

Налим, сом.

Налим, сом, карась.

Налим, сом, карась, ерш.

Налим, сом, карась, ерш, щука.

5. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Я вам предлагаю поиграть с нашими рыбками. Поставьте зеркала и будьте внимательны. Рыба плывет и открывает рот. Губы сложила и вперед потянула. Ищет корм (губы вправо – влево). Нашла червячка и пробует его («качели»). Червяк был на крючке, и рыбка зацепилась, выталкивает крючок языком («почистим верхние зубки»).

6. Игра «Задорные рыбки»

Логопед: Давайте поможем рыбкам отправиться в плавание. Встаньте, возьмите карточки. Делаем вдох через нос, а потом дуем на рыбку, высунув язычок на нижнюю губу. Следите за тем, чтобы воздух шел строго посередине язычка.

7. Работа по автоматизации звуков.

Логопед: А теперь я предлагаю вспомнить чистоговорки про рыб. Я начну, а вы проговорите всю чистоговорку.

Даша: ась-ась-ась – в пруду плавает карась

Алеша: арп-арп-арп – в речке карп

Тимур: ал-ал-ал – я леща поймал

Полина: шах-шах-шах – щука в камышах

Кирилл: ал-ал-ал – карася поймал.

8. Приставочные глаголы. Дети подходят к столу, на котором приготовлено игровое поле «Путешествие рыбки».

Логопед: Наша рыбка решила попутешествовать. Договаривайте за мной словечко. Рыбка от берега… отплыла, мимо морской звезды… проплыла, к водорослям… подплыла и дальше… поплыла, под корягой… проплыла, за ракушку… заплыла, из-за ракушки… выплыла и всю реку… переплыла.

Дети садятся за столы.

9. Игра «Семейка слов». На магнитной доске висят перевернутые картинки:рыба,рыболов, рыбаки, рыбешка, рыбина, рыбный, рыбы, рыбалка, рыбий, рыбка.

Логопед: На доске приготовлены картинки для игры «Семейка слов». Прошу вас вспомнить слова, которые живут в семье, где главное слово РЫБА.

По мере называния слов детьми, логопед переворачивает картинки.

10. Фразеологизм «Молчать как рыба».

Логопед: Как вы думаете, почему про некоторых людей говорят «молчит, как рыба»?

Ответы детей. (Не проронить ни одного слова)

11. Итог занятия.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.