Научно-исследовательская работа «Норильский атом»
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«НОРИЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
«Молодежь, наука, инновации в промышленности и сервисе»
Научно-исследовательская работа
«Норильский атом»
Ледовской Кирилл, 2 курс
Научный руководитель:
Сычева Татьяна Серафимовна
преподаватель общественных дисциплин
Норильск
2019
Содержание
Введение…………………………………………………………………….…2
Глава I……………………………………………………………………….....3
Глава II………………………………………………………………..……......4
Глава III……………………………………………………………….………..6
Глава IV……………………………………………………………………...…9
Заключение…………………………………………………………………….11
Список литературы…………………………………………………………..12
Введение
Новой страницей в истории атома стало создание Советским Союзом атомной бомбы. Множество книг было написано о зарождении атомной промышленности в СССР. Норильский горно-металлургический комбинат имеет непосредственное отношение к решению атомной проблемы в нашей стране. По данной теме мной были изучены и проанализированы публикации в газетах, исторических журналах и в научно-публицистической литературе. В процессе изучения материалов по истории атомной промышленности и деятельности Авраамия Павловича Завенягина выяснилось, что в Норильске существовали еще два особо секретных предприятия:
1.Норильская установка по производству «тяжелой воды» - заводоуправление № 476, или как ее назвали норильчане -«Макаронка». Материалы о ней (т.е. документы, фотографии, воспоминания) стали на сегодня доступны.
2.Объект № 31, или так называемый поселок «Рыбак», занимающийся добычей урановых руд.
Данные предприятия входили в состав горнопромышленного управления № 21, которое обслуживал Норильский исправительно-трудовой лагерь. Оно вело геолого-поисковые, геолого-разведовочные работы и разрабатывало с 28.12.1949 г. по 01.10.1952 г. Каменское месторождение урана на северо-востоке Таймыра. Для работ на разведочно-эксплуатационном руднике был создан лагерь «Рыбак», в состав которого входили управление спецстроительства № 476 и заводоуправление № 476.
В данной работе используются воспоминания Лукьянова Александра Ефремовича – непосредственного участника событий в поселке «Рыбак», которого особым приказом НКВД после окончания Норильского горно-металлургического техникума отправили на объект № 31 Горно-металлургического управления № 21.
Использованы так же воспоминания группы геологов во главе с Костровым Юрием Владимировичем – главным геологом геолого-химической партии Центральной Арктической геологоразведочной экспедиции.
Целью моего исследования является – определить роль Норильского горно-металлургического комбината в решении атомной проблемы.
Объект исследования – деятельность А.П. Завенягина и других специалистов в создании атомной промышленности в Советском Союзе.
Предмет исследования – Норильская «Макаронка» и Объект № 31, или поселок «Рыбак».
Глава I Начало советской атомной эрыВ 1941г. Было предложено ознакомиться с докладом иностранных ученых, посвященным атомной энергии и дать свое заключение о достоверности сведений, изложенных в нем.
Изучив доклад, ученые высказали предложение немедленно организовать научно-исследовательские работы по атомной тематике. В начале 1943 г. Была сооружена лаборатория № 2 с целью создания первого советского атомного реактора. Работы по добыче урана набрали силу с 1943 г.
16 июля 1945 г. Соединенные Штаты Америки провели первое в мире испытание атомной бомбы. Мир был поставлен перед фактом монопольного обладания США новым, мощным оружием. События лета 1945 года торопили политическое руководство СССР предпринять срочные меры для проведения работ по созданию отечественного атомного оружия. Был создан специальный комитет, на который были возложены задачи по организации деятельности для создания атомной энергии в СССР.
В середине мая 1945 года Авраамий Павлович Завенягин возглавил группу специалистов, направленных в поверженную Германию. Их целью был розыск лабораторий, ученых, оборудования, запасов сырья и промышленных объектов, входивших в немецкий атомный проект. В Советский Союз были привезены часть немецкого оборудования, более ста тонн урана и его примесей. Также была вывезена большая группа всемирно известных ученых. Им была поставлена задача - в кратчайшие сроки наладить производство больших объемов «тяжелой воды», без которой невозможно было создание
атомного оружия.
Командировка в Германию, как сказал потом Курчатов, «Приблизила Советский Союз на год к первому испытанию советской атомной бомбы».
Глава II «Тяжелая» водаВ 1945г. в СССР приехал Макс Фольмер, известный теоретик в области физики и химии, который предложил экономичный способ производства «тяжелой» воды. Вместе с ним прибыли физик Г.А. Рихтер, В.К. Байерль, барон фон Арденн, ученый в области спектроскопии и рудопереработчик Н. Риль.
Почему немецкие ученые добровольно согласились приехать в Россию - страну недавнего врага?
Как выяснилось позднее, сам Завенягин потом рассказал, что практически все ученые вызвались работать над советской атомной бомбой добровольно, с целью отомстить Америке за бомбардировки Дрездена и других германских городов.
Целью работы немецких ученых в Советском Союзе, как уже отмечалось выше, было экономичное получение «тяжелой» воды, без которой невозможно было производство атомного оружия.
Над аналогичной схемой производства «тяжелой» воды работали советские ученые А. Розен и В. Калинин, сотрудники министерства химической промышленности, которые объединили усилия с немецкими специалистами.
Немецкие ученые работали в организованном Завенягиным Всесоюзном научно-исследовательском институте неорганической химии.
Сохранился протокол № 40 заседания Специального комитета при Совете министров СССР, четвертым пунктом котopoгo было записано: «поручить тт. Ванникову, Малышеву, Завенягину, Курчатову, Борисову, Юдину и Жигалину еще раз рассмотреть внесенный тт. Завенягиным, Первухиным и Борисовым проект Постановления Совета Министров СССР о строительстве установки №476...».
Документ свидетельствует, что в конечном итоге было принято решение, что установка должна быть построена. На документе есть пометка «Cтpoгo секретно» (Особая папка), что подчеркивает его статус и говорит о том, что строительство и эксплуатация объекта будут происходить в обстановке строжайшей тайны. Так было и на самом деле. Поэтому с самого начала и до настоящих дней историю установки № 476 в Норильске сопровождают самые невероятные истории, отсюда же и норильские названия - «макаронка» и «шоколадка».
Норильск, несмотря на сложные климатические условия, был хорошим местом, для строительства данного завода, поскольку имелось достаточно ледяной воды для охлаждения конденсата, однако были и некоторые обстоятельства, осложнявшие строительство, как например то, что завоз оборудования и сырья был возможен лишь в летнее время.
Глава III Норильская «макаронка»Для проведения проектных работ были организованы Конструкторское Бюро и лаборатория № 212.
Строительством установки по производству «тяжелой» воды занимались институт «Проектстальконструкция» и Невский машзавод имени Ленина. Технический проект установки был выполнен в 1947 году. Согласно проекту основной частью установки был уникальный каскад из пяти колонн высотой около 100 метров каждая, установленных на постаменте и окруженных 12 испарителями. Весь технологический процесс на заводе был полностью автоматизирован и управлялся с центрального пульта.
Работы по запуску были начаты в 1952 году. В проведении пусковых работ принимали участие норильчане: директор завода Е. Ф. Бражников, главный инженер завода О. В. Трофимов, а также молодые ведущие технологи, управлявшие процессом с центрального пульта: Ц. Бобовников, Е. Майоров, М. Ливкович и Н. Рязанов.
В 1955 году установка по производству «тяжелой воды» была успешно запущена. Летом была выдана продукция – «тяжелая вода» с концентрацией 99.9% по дейтерию.
Завод давал продукцию в течение семи лет, но в Норильске «тяжелая вода» оказалась слишком дорогой из-за завышенных цен на пар высокого давления.
Жители Норильска, видя стометровую колонну, прозвали ее «макаронкой» или же «шоколадкой», так как никто не знал, что там производили. В газетах местной печати конца 40-х годов нельзя отыскать хоть какое-то упоминание о необычном сооружении, воздвигнутом в Норильске. О секретности объекта говорит тот факт, что даже водителей, возивших рабочих, меняли на каждом из трех пропускных пунктов. Можно себе представить, какая секретность была внутри.
Неизвестно, где была расположена «макаронка», никто из тех людей, оставшихся в живых, дать точный ответ не может.
Знал о «макаронке» и был свидетелем демонтажа - Чалых Леонард Владимирович, который с 1959 по 1977 г.г. был главным инженером управления строительных материалов г. Норильска.
Он пишет: «Когда я приехал в Норильск, а было это в 1959 г., «макаронку» уже разобрали, а оборудование демонтировали. Мощные, по тому времени, холодильники я лично видел на утильбазе. Находилась эта установка в районе ТЭЦ, вернее в пятистах метрах от следующей от нее остановки, называемой «озеро Круглое». Остановка так называлась не случайно. Там действительно было озеро диаметром 300 метров.
Помню, что озеро очень долго засыпали, сталкивая в него отходы с лесопилки деревообрабатывающего завода. Я тогда разговаривал с одним из тех, кто там работал. Он говорил, что пропуск у него был только в один цех, ходить по всей установке работники не имели права».
В 1961 году установку с уникальным оборудованием демонтировали, вследствие её экономической невыгодности. Все материалы по строительству были строго засекречены. Естественно, никаких доказательств существования на Круглом озере «макаронки» не coxранилось, как и самого озера.
К сожалению, норильская эпопея оставила след только в отечественной науке. Часть опыта, полученного при создании установки, была опубликована в монографии А. М. Розена «Теория разделения изотопов в колоннах»
После завершения проекта Байерль в 1954 году вернулся в ГДР, где возглавил там крупную проектную организацию.
Макс Фольмер в 1953 году уже в ГДР возглавил Академию Наук.
В 1991 году, когда сведения о пуске установки были рассекречены, Адриан Михайлович Розен выступил в Северодонске на Всесоюзной конференции по ратификации, его доклад касался и работы в Норильске над установкой по производству «тяжелой» воды.
На этом роль Норильского горно-металлургического комбината в решении атомного вопроса закончилась, но не закончилась для истории Таймыра.
Глава IV «Урановый остров Таймыра»Поскольку до 1942 года уран был привозной, а найденные месторождения в Советском Союзе не удовлетворяли потребности, то с момента создания атомной бомбы американцами Сталин решил спешно развернуть работы по поискам и добыче урана в СССР.
Одно месторождение урана было обнаружено и на Таймырском полуострове. Назвали его «Каменское».
Обнаружено оно было группой геологов Таймырской экспедиции Арктического института.
В одном из сообщений периодической печати говорится: «Затерянный мир. Сенсационное открытие сделал ученый - орнитолог из Бонна Е. Hовак. Он установил, что в огромной системе сталинских лагерей на Таймыре существовал ещё один, судя по всему, особо секретный.
Во-первых, его невозможно обнаружить даже на специальных картах того времени.
Во-вторых, очевидно, ради конспирации он был назван «Рыбак», что внешне была оправдано, так как лагерь был расположен на берегу реки Широкой. Однако местные заключенные занимались своеобразной «рыбалкой»: они извлекали из недр Таймыра урановую руду...»
Во время открытия месторождения «Каменское» мир содрогнулся от событий, произошедших 29 августа 1949 года. В 7 часов утра на Семипалатинском полигоне в Казахстане была взорвана первая советская атомная бомба. Это был прорыв советских атомщиков. Взрыв первой советской атомной бомбы положил конец атомной монополии США. Советский Союз стал вторым государством, имеющим как технологию, так и саму атомную бомбу.
Стала понятна важность открытого месторождения. Вопрос о ведении зимних работ по добыче урана на Таймыре был решен почти мгновенно.
Александр Ефремович Лукьянов в своих воспоминаниях сообщил интересный факт о прибытии самоходного транспорта с десятью тоннами необходимого груза: «Осенью 1950 года, в уже наступившую полярную ночь, Москва отправила нам для объекта шесть мощных ледоколов с пароходами, везущими разную технику, транспорт, оборудование, горючие материалы, продукты питания и
многое другое.
Данный беспримерный переход был первым в то время. Лишь спустя семь лет газеты напишут о переходе в Якутии грузовых машин по непроходимой местности, но на расстояние гораздо меньшее, чем переход от арктического берега к «Рыбаку».
Всего же за два года работ на обследованной территории площадью 1750 кв. км выявлено более 15 участков, обогащенных ураном.
Месторождение было строго засекречено, было распоряжение КГБ не оставлять никаких документов - ни дневников, ни писем, ни зарисовок, ни фотографий, ни статей.
К концу 1951 года месторождение не оправдало возложенных на него ожиданий: вложены громадные средства, а результата нет. Управление бесславно закончило свой труд, «уничтожив за собой все следы своей непродуктивной деятельности». Ликвидационные работы были развернуты также поспешно, как и эксплуатационные. Принято решение: «Закрыть работы на Рыбаке», под которым каждый, от кого это зависело, поставил свою подпись.
Казалось бы, все просто - закрыть работы, но не стоит забывать, сколько сил физических, материальных затрат потребовалось, чтобы развернуть в Арктике поселок, а также добычу урановой руды. Ведь вложены были громадные средства.
В момент ликвидации работ произошло невероятное: из скважины на центральном участке месторождения подняли радиоактивный керн с глубины 188 метров. А это значило, что геологи дали Сталину ложную информацию. Это только испугало их. Кто теперь пойдет к руководству и скажет, что произошла ошибка и месторождение надо разрабатывать дальше?
Ничего не оставалось, как сбросить керн в глубокую скважину и взорвать. После этого взорвали и все остальные шурфы. Тридцать бочек с радиоактивной рудой были утоплены, всё, что можно сжечь, сожгли.
Уничтожено впоследствии на «Рыбаке» было всё, остались лишь обломки домов и следы дорог. Так или иначе, документов и свидетельств очевидцев почти не осталось.
ЗаключениеВ работе я проследил и определил роль Норильска и Таймыра в целом в решении атомного вопроса.
Несмотря на то, что объекты «Макаронка» и «Рыбак» давали продукцию сравнительно недолго, труды Авраамия Павловича Завенягина, норильчан и всех специалистов не пропали даром. На основе норильского опыта было создана теория, ныне широко применяемая в различных областях промышленности и обобщенная в книге «Масштабный переход в химической технологии».
В результате исследования выяснились, что труд рабочих и заключенных «Рыбака», «Макаронки» под руководством А.П. Завенягина был одним из первых и значимых шагов в становлении атомной промышленности в СССР.
Список литературы«Как создавалась атомная промышленность в СССР». 2-е изд., М.: ЦНИИатоминформ, 1995.
«Страницы истории ВНИИНМ. Воспоминания сотрудников». Том 1-3. М.: ЦНИИатоминформ и ВНИИНМ, 1994.
Атомный проект СССР: Документы и материалы: 3-ий том. РФЯЦ-ВНИИЭФ, 1999.
«Драгоценные металлы Норильска» сост. Л.Н. Свечников.-Д72 М.: Издательский дом «Руда и металлы». 2000.
«Норильские судьбы» А. Львов. Агенство «Престо», 1995.
«Я болельщик Норильск» - авторы-составители: А. Львов, В. Вачаева, Т. Рычкова. Норильск, 1998.
«Заполярная правда» 12 апр. 1991. «Легенда. Судьба. Память».
«Заполярный вестник» 2 августа 2000. «Урановый Остров».12