12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Долгушина Ирина Викторовна16

Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение преподавание истории и обществознания

Долгушина И.В.,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 138 города Новосибирска


В 2020-2022 учебных годах преподавание истории и обществознания в общеобразовательных организациях Новосибирской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413), с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки РФ, а также - с нормативными документами министерства образования и молодежной политики Ставропольского края.

С 2020-2021 учебного года все общеобразовательные организации приступили к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования нацеливает общеобразовательную школу и педагогов на системно-деятельностный подход в образовании, на формирование в процессе обучения различных способов деятельности и ключевых компетенций учащихся, навыков эффективного использования полученных знаний в социальной практике. Согласно примерной программе, «содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач».

Приоритетной целью образования становится уже «не передача суммы знаний, а развитие личности» каждого ученика, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Одной из наиболее сложных задач является определение личностных, предметных и метапредметных планируемых результатов изучения конкретных курсов истории и обществознания в основной и старшей школе. В практическом плане это означает, что учитель при проектировании своей методической стратегии на основе стандарта второго поколения, призван самостоятельно принимать грамотные решения по ключевым вопросам теории и методики преподавания. На основании «пакета документов» стандарта учителю необходимо определить, какие компоненты содержания курсов школьникам предстоит усвоить, что понимать и что уметь.


В настоящее время учеными Института российской истории Российской академии наук с участием преподавателей вузов и школьных учителей истории разработан историко-культурный стандарт.

Совсем скоро учителям истории предстоит работать по новым учебникам и придерживаться нового историко-культурного стандарта. Историко-культурный стандарт по истории Отечества был принят в октябре 2013 году, утвержден Российским историческим обществом. Стандарт представляет единую концепцию с едиными требованиями с точки зрения современной исторической науки. У преподавателей появился документ с перечислением обязательных для изучения тем, понятий, персоналий, на основе которого они смогут твердо работать. В конце методички прилагается ряд сложных вопросов, которые предполагают наличие различных точек зрения.

В новом историко-культурном стандарте будет учитываться федеративное устройство нашего государства - многонационального и многоконфессионального. Стандарт предполагает увеличение объема знаний, изучение дополнительного перечня вопросов, которые бы показали, что история нашего Отечества - это история не только русского народа, но история всех народов, которые входят в состав Российской Федерации. Для каждого региона страны стандарт дополнят перечнем сквозных исторических сюжетов, основанных на балансе истории государства и истории отдельных людей, между мировой историей и локальной. В рамках новых требований государственного образовательного стандарта 70 процентов времени определено на самостоятельную работу, т.е. большое количество материала будет предложено ученикам для самостоятельной работы. Это предполагает хорошее качество учебно-методического комплекса: учебных программ, методических пособий, хрестоматий, контурных карт, электронных приложений - и нового учебника, где и будут рассматриваться сложные вопросы.

Кроме того, новый историко-культурный стандарт делает ставку на формирование патриотизма, идеи служения Родине. История, ни для кого не секрет, идеологический предмет.

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.


С 2015 – 2016 учебного года реализуются не только ФГОС ООО, но и Концепция нового УМК по отечественной истории.

В феврале 2013 г. на заседании Совета по межнациональным отношениям Президент Российской Федерации В. В. Путин выдвинул задачу обновления исторического образования в стране.

Была сформирована рабочая группа по подготовке Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

Летом 2013 г. Концепция, важной частью которой стал Историко-культурный стандарт, была разработана и представлена на обсуждение. Затем она была доработана с учетом пожеланий, высказанных представителями научного и педагогического сообщества, общественных организаций.

В январе 2014 года - Президент РФ В.В. Путин одобрил работу РИО и дал поручение о внедрении Концепции нового УМК в учебный процесс.

В августе 2014 года - Глава Минобрнауки РФ Дмитрий Викторович Ливанов заявил, что в России появится несколько учебников по истории на основании единого историко-культурного стандарта.

15 мая 2015 г. на заседании Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации были озвучены результаты историко-культурной экспертизы учебников истории России. «Экспертизу Российского исторического общества успешно прошли полные линейки издательств «Просвещение», «Дрофа», и учебники истории России с 6 по 9 классы издательства «Русское слово», – сообщил академик Александр Оганович Чубарьян. По его словам учебник «Русского слова» для 10 класса экспертизу не прошел, он должен быть доработан.

Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствием с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Реализация Концепции предполагает не только подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений, но и формирование единого научно-образовательного пространства в сети Интернет.


Выпуск нового учебно-методического комплекса по отечественной истории должен сопровождаться разработкой аналогичных линеек по всеобщей истории, обществознанию, МХК. Кроме того, принципиальным становится вопрос о пересмотре подходов к организации и структуре ГИА и ЕГЭ по истории.

Историко-культурный стандарт

6 класс

Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству

7 класс

Раздел II. Россия в XVI—XVII вв.: от великого княжества к царству

8 класс

Раздел III. Россия в конце XVII—XVIII вв.: от царства к империи

9 класс

Раздел IV. Российская империя в XIX—начале XX в.

10 класс

Раздел V. Россия в годы «великих потрясений». 1914-1921 гг.

Раздел VI. Советский Союз в 1920-1930-е гг.

Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.

Раздел IX. Российская Федерация в 1992-2012 гг.

Примерный перечень «трудных вопросов истории России»

11 класс - Системный курс истории, сравнительно-исторический по своему характеру:

Основные усилия должны быть направлены на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы. При этом учащиеся (в соответствии с требованиями ФГОС) должны:

сформировать знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин;

иметь представления об историографии;

овладеть системными историческими знаниями;

понимать место и роль России в мировой истории;

овладеть приемами работы с историческими источниками;

уметь самостоятельно анализировать документы;

сформировать умение сопоставлять и оценивать различные исторические версии.

Русское слово - В линию входят следующие учебники:

История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Е.В. Пчелов, П.В. Лукин;

История России XVI–XVII века. 7 класс. Е.В. Пчелов, П.В. Лукин;

История России. XVIII век. 8 класс. В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов;

История России. 1801–1914 гг. 9 класс. К.А. Соловьев, А.П. Шевырев.

Просвещение -УМК по истории России под ред. А.В.Торкунова (6-10)

Дрофа – Авторы – Андреев, Волобуев и др.

С 2015 г. все учебники, которые находятся в федеральном перечне учебников, должны иметь электронную версию.

Обществознание

По обществознанию в большинстве ОУ района преподавание осуществляется по учебникам линии УМК под редакцией Л. Н. Боголюбова. Обществознание. 5 - 9 классы.

Отличительной особенностью новой линии учебников по курсу «Обществознание» является начало обучения с 5 класса. Линия учебников создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.


Региональный компонент

Реализуя требования примерных программ по истории и концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, при изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории. В рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории. Предусмотрено включение регионального компонента по истории Ставропольского края в пределах 10–15% учебного времени. Изучение проводится на основе национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта по истории Ставропольского края.

В 2015 г. изданы следующие учебные пособия по истории казачества:

Казачество в истории Ставрополья: учебное пособие для учащихся 6-7 классов / Учеб. пособие для учащихся 6–7 классов / Невская Т.А., Покотилова Т.Е. и др. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 247 с.: ил.

Казачество в истории Ставрополья: учеб. пособие для учащихся 8–9 классов / Невская Т.А., Покотилова Т.Е. и др. – М.: Издательство «Лепта Книга»; Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 223 с.: ил.


На сайте СКИРО ПК и ПРО размещены методические письма и другие материалы по вопросам преподавания истории и обществознания - http://staviropk.ru/index.php/component/content/article/2-uncategorised/86-istoriya-i-obshchestvoznanie


Рекомендуемая литература

1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html .)

2. Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории ( http://rushistory.org/wp-content/uploads/2013/11/2013.10.31 -Концепция_финал.pdf).

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (обращение 15.06.2015).

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/606638 /#ixzz3dOwHvSHh (обращение 17.06.2015).

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 02.02.2015 N НТ-136/08 "О федеральном перечне учебников" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176287 / (обращение 17.06.2015 г.)

6. Приказ Министерства образования РФ от 24 января 2012 г. № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. N 253 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих госаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования". http://минобрнауки.рф/новости/4136/файл/3091/Приказ%20№%20253%20от%2031.03.2014%20г..pdf

8. Приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253»

9. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, пр-1168 от 28 апреля 2011 г.

10. Приказ Министерства образования Ставропольского края от 07.06.2012 г. №537- пр «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ставропольского края, реализующих программы общего образования»;

11. Региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта общего образования по истории Ставропольского края.

12. Материалы Первого (31.03-1.04.2011 г.) и Второго (11-12.12.2012 г.) Всероссийских съездов учителей истории и обществознания. http://ipk.kuz-edu.ru/index.php ?option=com_content&view=article&id=558&Itemid=261

13. Резолюция Всероссийского съезда учителей права и обществознания «Конституционно-правовые ценности формирования личности школьника», (18-19 мая 2013 г.) http://минобрнауки.рф/пресс-центр/3418/файл/2317/13.05.19-Съезд_учителей_права-Резолюция.pdf

14. Резолюция II Всероссийского съезда учителей права (21 июня 2014 г., С-Пб.) «Современная модель правового образования: опыт гражданского воспитания личности»

15. Иоффе А.Н. Целеполагание в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе: научно-теоретический и методический журнал. – 2014. - № 5.

16. Алексашкина Л.Н. «Планируемые результаты и оценка их достижения при преподавании истории в 5–9 классах». Вебинар изд. Просвещение 26.02.2015 URL: https://my.webinar.ru/record/435550

17. Александр Данилов: «Школьники должны знать, что взгляды бывают разными, поэтому единственного учебника по истории быть не может». Интервью для издательства "Просвещение" [Электронный ресурс] URL: http://www.prosv.ru/info.aspx ?ob_no=45354 (Дата обращения 15.06.2015).

18. Быков П.Н. «УМК по истории и обществознанию издательства «Просвещение» как средство реализации требований ФГОС ООО и Историко-культурного стандарта. Структура и функциональные особенности электронной формы учебников по истории» Материалы вебинара изд. Просвещение 14.04.2015 г.

19. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2015 г.

20. Данилов А.А. «Реализуем Историко-культурный стандарт. Новый УМК по отечественной истории» Материалы вебинара изд. Просвещение 28.05.2015 г. URL: https://my.webinar.ru/record/496667 /

21. Клоков В.А. «Новая концепция преподавания истории в школе, воспитание патриотизма и формирование гражданской идентичности обучающихся средствами линий УМК издательства «Просвещение». Материалы вебинара изд. Просвещение 18.09.2014 http://my.webinar.ru/record/348068 /

22. Минобрнауки: использование электронного учебника - право учителя МОСКВА, 20 фев. 2015. - РИА Новости. [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/society/20150220/1048804040.html (обращение 18.06.2015)

23. «Открытый урок по истории России. Обсуждение историко-культурного стандарта» Вебинар в ТемоЦентре Департамента образования Москвы 20 апреля 2015 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.prosv.ru/info.aspx ?ob_no=44667#lesson7 (обращение 18.06.2015)

24. Реализация Концепции нового УМК по отечественной истории: http://staviropk.ru/index.php/component/content/article/2-uncategorised/87-realizatsiya-kontseptsii-novogo-umk-po-otechestvennoj-istorii (обращение 15.06.2015).

25. Электронный учебник как современное интерактивное дидактическое средство. Предметные особенности преподавания с использованием ЭФУ. Вебинар изд. Дрофа 18.06.2015. [Электронный ресурс] URL: https://vcs.imind.ru /?sid=5f00f1a6-a112-4b67-936c-b5c0bde53ba5#conference:d754aac7-a529-445f-88dd-48c3f0a584a3,true (обращение 18.06.2015)

26. Корсун Р.П. Применение информационных ресурсов для совершенствования правовых знаний учащихся http://www.vgf.ru/Portals/0/Metod/Base /История_вып.2.pdf

27. Лукашенко И. Комментарий к Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования// Вестник образования. - 2014. - № 6.

28. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 // Вестник образования. - 2014. - № 9.

29. Севастьянова Т.Б. Организация деятельности старшеклассников с исторической информацией в разных знаковых системах http://www.vgf.ru/Portals/0/Metod/Base/Metod/MainSchool/History /История/СПб_Севастьянова_Организация_деятельности_старшеклассников.ppt

30. Старцев Б.О проекте Концепции поддержки развития педагогического образования. Проект Концепции поддержки развития педагогического образования// Вестник образования. - 2014. - № 5.

31. О перечне «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации. № НТ-41/08 от 16.01.2013 г. /Третьяк Н.В./ http://vestnikedu.ru/uploads/2013/01/13.01.16-NT-41.08-Perechen_100_knig.pdf

32. Уроки крымоведения. Минобрнауки подготовило рекомендации школам, как проводить уроки, посвященные Крыму и Севастополю. http://www.gazeta.ru/social/2014/05/06/6020597.shtml

Электронные ресурсы

1. http://www.mon.gov.ru / - Министерство образования и науки РФ

2. http://www.ug.ru – Учительская газета

3. http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования

4. http://history.standart.edu.ru / - история – обществознание

5. http://school- collection.edu.ru / - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

6. http://histrf.ru/ru - Федеральный портал - История России

7. http://www.apkpro.ru / Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

8. http://www.edu.ru / - каталог образовательных Интернет-ресурсов

9. http://www.humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное образование

10. http://www.rsl.ru / - Российская государственная библиотека

11. http://www.fgurgia.ru/news.jsp - Российский государственный исторический архив

12. http://lib.thewalls.ru / - электронная библиотека политической литературы

13. http://www.school-history.my1.ru - Содружество учителей общественных дисциплин Южного округа города Москвы

14. http://www.vmoisto.narod.ru/index.html - Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин

15. http://it- n.ru/communities.aspx ?cat_no=2715&tmpl=com - Интернет-сообщество учителей истории и обществознания на сайте «Сеть творческих учителей»

16. http://schoolart.narod.ru/index.html - Педагогика школьного творчества – персональный сайт учителя Лукутина А.В.

17. http://www.academic.ru – словари и энциклопедии

18. http://www.history.ru - ресурсы www по истории

19. http://www.museum.ru – портал «Музеи России»

20. http://www.vivl.ru - Всемирная история в лицах

21. http://ege.edu.ru / - Портал поддержки ЕГЭ

22. http://www.apkpro.ru/content/view/599/208 / - Всемирная программа образования в области прав человека

23. http://lesson- history.narod.ru – сайт учителя истории А.И. Чернова

24. http://www.mioo.ru – МИОО, история

25. http://modern- history.narod.ru - Новая история: Учебно-методический сайт

26. http://www.rossimvolika.ru / - Российская символика: интернет-портал

27. http://simvolika.rsl.ru/index.php ?f=41 - Государственные символы России: история и реальность

28. http://www.runivers.ru / - Руниверс: портал об истории и культуре России

29. http://www.worldhist.ru/index.php - Всемирная история: единое научно-образовательное пространство

30. http://www.history.jes.su / - История: электронный научно-образовательный журнал

31. http://pish.ru / - Преподавание истории в школе: научно-теоретический и методический журнал

32. http://window.edu.ru/resource/359/58359 - Революция и Гражданская война: исторический проект

33. http://history.standart.edu.ru/info.aspx ?ob_no=11614 - Преподавание обществознания и новейшей истории в школе

34. http://socialnauki.ru / - Просвещение. Общественные науки. Интернет-издание для учителя

35. http://www.rulex.ru/portgal.htm - Русская портретная галерея

30 октября 2013 г. на заседании Президиума Российского исторического общества принята Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории.











Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 21.01.22 в 12:54 1Ответить Пожаловаться
Статья меньше списка литературы
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.