Учебно-методический материал по русскому языку «Нормы и приёмы изучения орфоэпии»
НОРМЫ И ПРИЁМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРФОЭПИИ
Самое важное в искусстве речи: во-первых, произнесение,
во-вторых, произнесение и, в-третьих, произнесение
Демосфен
Существует много норм литературного языка: грамматическая, лексическая, орфографическая, пунктуационная. Изучению орфоэпии в 5-9 классах уделяется всего несколько часов в год в каждой параллели. На уроках остаётся несколько минут на слова, приведённые в учебниках для запоминания их правильного произношения.
Если говорить о практическом применении знаний, то проверяются они в основном на ЕГЭ, при выполнении задания № 4. На самом деле, соблюдение общепринятых произносительных норм является одним из показателей уровня речевой культуры человека. Причина большого общественного интереса к проблемам речевой культуры – повышение требований к подготовке современного специалиста. Поэтому мотивация учащихся, особенно старших классов, усилится, если выпускник будет осознавать, что от того, как и что он говорит, зависит его успех. На уроках обращаю внимание учащихся на такой пример, что во время приёма на работу из нескольких кандидатов выберут того, который умеет красиво, правильно и убедительно выразить свою мысль.
Рассматривая нормы литературного произношения, мы можем поделить их на 2 блока: акцентологические, касающиеся места ударения в слове, и орфоэпические, когда мы обсуждаем образцовые, предпочтительные варианты произношения слова.
Система русского ударения, если смотреть с исторической точки зрения, достаточно сложная, намного сложнее, чем система русской морфологии. В современном мире чётких правил в орфоэпии не существует. Об этом говорит в своей лекции академик А.А. Зализняк. Здесь будет больше исключений, чем правил. [1]
Если мы возьмём современный орфоэпический словарь, например, под редакцией Т.Ф. Ивановой, то мы увидим, что там присутствует порядка 40 тыс. слов. Автор фиксирует именно литературную норму, в том числе варианты, которые существуют в её пределах, оставляя в стороне просторечные варианты. Автор стремилась сосредоточить внимание читателя на тех словах, где особенно часто встречаются ошибки. [2] Запомнить все, конечно, невозможно.
Изучая вопрос правильного произношения, ознакомилась с интересными фактами о том, каким лексическим словарём обладает современный человек. Так, к началу школы ребёнок знает в среднем 20 тыс. слов. К моменту окончания школы эта цифра увеличивается примерно в 2,5 раза, соответственно, выпускник владеет 51 тыс. слов. Словарный запас у тех, кто получил среднее специальное и высшее образование, на сегодняшний день порядка 75 тыс. слов. Те, кто закончил университет и магистратуру, оперируют 81 тыс. слов, а кандидаты и доктора наук – примерно 86 тыс. слов. Мы можем предположить, что существуют определённые многочисленные закономерности, которые есть в памяти у каждого носителя русского языка, позволяющие работать нашему мозгу с ударением в тех словах, которые мы не знаем.
Есть языки, где с ударением проблем нет. Например, во французском ударение падает на последний слог. В турецком или татарском языке ударение тоже почти всегда на последнем слоге. В чешском или латышском языках преимущественно ударным является первый слог.
В русском языке проблем масса. Ударение может быть абсолютно разным в разных формах слова, например, головА, гОлову, голОвка, головАми. У нас есть длинные слова, где ударение может быть в любом месте, например, прераспределенО, вЫкристализовавшиеся.
Почему же сложилась такая система с ударениями в русском языке? Если посмотреть на этот вопрос с исторической точки зрения, то язык, как и жизнь, претерпевает большие изменения. Сейчас происходит интересный процесс, когда старые нормы языка вступают в противодействие с новыми. И мы живём в такой период, когда рядом в качестве возможных и допустимых присутствуют нормы и старого языка, и современного произношения. В этой борьбе, конечно, победят современные нормы, потому что так говорит большая часть носителей языка. К сожалению, в такой период ухудшается ситуация с правильной речью населения. Вполне возможно, что в недалёком будущем придумают новые нормы, которые будут проще и станут более приемлемыми для запоминания.
Наибольшие трудности для русскоговорящего населения вызывают следующие нормы:
- постановка ударения,
- произношение Е или Э после согласных в заимствованных словах,
- произношение Е или Ё после согласных под ударением,
- произношение Ч или Ш в сочетаниях ЧТ, ЧН,
- произношение отдельных слов с использованием лишних гласных и согласных или, напротив, неправомерное опущение гласного или согласного звука в слове,
- произношение Ж и Ж (долгий) на месте сочетаний ЖЖ, ЖД, ЗЖ.
В последние 10 лет проведена большая работа в вопросе упорядочения произношения. Выпущено много орфоэпических словарей, например, «Орфоэпический словарь русского языка», авторы С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, 2014 г., «Орфоэпический словарь для школьников» под редакцией О.А. Михайловой, 2009 г, уже упомянутый мною «Новый орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Т.Ф. Ивановой, 2006 г. и другие.
Рассмотрим общие тенденции произношения. Сразу хочется обратить внимание на исключения, содержащиеся в каждом разделе и затрудняющие процесс запоминания. Поэтому говорить о чётко выстроенной системе ударения на сегодняшний день не приходится.
1. Сложные слова на –провод. Ударение падает на последний звук О (мусоропровОд, трубопровОд). Исключение – электропрОвод.
2. В существительных, оканчивающихся на –лог, обозначающих неодушевлённые объекты, ударение падает на последний гласный (некролОг, каталОг, монолОг, полилОг). В существительных, обозначающих людей разных профессий, ударение на О в корне -лог не падает (геОлог, стоматОлог, кинОлог).
3. Предлоги в русском языке часто принимают ударение на себя, оставляя безударными следующие за ними существительные или числительные. Чаще всего это такие предлоги: НА, ЗА, ПОД, ИЗ, ПО, БЕЗ (нА воду, зА ногу, пОд гору, пО три, бЕз толку).
Но для сравнения: зА городом (в пригороде) и за гОродом (за чертой города); Из дому (из своего дома) и из дОма (из любого дома). Поэтому нужно еще обращать внимание на значение слова.
4. Существуют варианты произношения:
А) допустим только один вариант (вЕрба, кУхонный, закУпорить);
Б) допустимы два варианта ударения (творОг – твОрог, мышлЕние – мЫшление, более грамотный 1-й вариант, кОмпас – компАс, здесь во втором слове профессиональное значение, джИнсовый – джинсОвый, казАки - казакИ).
Когда мы говорим об ударении, то современный вариант спорит с устаревшим, например, дАришь – дарИшь, даньгАм – дЕньгам, индустрИя – индУстрия, трАпеза – трапЕза, фольгА – фОльга, машлЕние – мЫшление, апострОф – апОстроф, где первое слово с современным ударением, а второе с устаревшим.
Литературный вариант иногда противоречит профессиональному, например, кОмпас – компАс, крЕйсеры- крейсерА, алкогОль – Алкоголь, шпрИцы – шприцЫ, арЕст – Аоест, осуждЁнный – осУжденный, возбужденО – возбУждено, квартАл - квАртал, бухгАлтеры – бухгалтерА, договОр – дОговор.
Говоря об акцентологических нормах произношения, нельзя не упомянуть смыслоразличительные нормы ударения, например, языковОе (явление) - языкОвая колбаса, занятОй (челвек) – зАнятое (место), консервАтоский (метод) – консерватОрский (уровень исполнения).
Есть правила, касающиеся постановки ударения в глаголах, когда оно падает на последний слог в прошедшем времени женского рода, например, понялА, далА, принялА, но позвонИла, купИла. В некоторых глаголах прошедшего времени женского рода ударение падает на последний слог (в глаголах мужского, среднего рода и во множественном числе ударение падает на первый слог).
Есть глаголы, которые нужно запомнить: клАла и крАла (для таких использую предложение про Клару: Клара клАла и крАла). Если от данных глаголов образуются причастия или деепричастия, то ударение перемещается в словах каждого рода и числа на второй слог (запомнить легче, обратив внимание, что в них буква «Я» перетягивает ударение): зАнял – занЯвший, прИнял – принЯвший, занялА – занЯвшая.
У большинства русских прилагательных в краткой форме ударение падает на окончание в форме женского рода, а в других родовых формах и во множественном числе – на основу, например, крАток – крАтко – краткА – крАтки, блИзок – блИзки – близкА – блИзкИ, далЁк – далЁко – далекО – далекА –далЁки – делекИ.
В формах сравнительной степени прилагательных ударение падает:
- на конец слова, если краткая форма женского рода этого слова имеет ударное окончание, например, ценнА – ценнЕе, желтА – желтЕе;
- на основу, если в краткой форме женского рода ударная основа, например, бецЕнна – бесцЕннее, красИва – красИвее. Исключение: здорОва – здоровЕе, рОзова – розовЕе, снОсна – сноснЕе, хИщна –хищнЕе.
Нельзя не упомянуть и другие нормы. Есть слова, при произнесении которых мы отдаём предпочтение «остаткам» старомосковского произношения в сочетаниях ЧН произносим [ШН], например, горчичник, двоечник, девичник, скворечник, конечно, прачечная, скучно яичница.
Перед Е может произноситься мягкий согласный, например, абре[р’э]к, агре[р’э]ссия, акваре[р’э]ль, бере[р’э]т, ре[р’э]гент, ре[р’э]фери, брюне[н’э]т, шине[н’э]ль. В словах, заимствованных из французского, устойчиво сохранилось использование звука [Э] с твёрдым предшествующим согласным, например, антре́[э], безе́[э], гофре́[э], кюре́[э], пасте́[э]ль. В некоторых случаях Ё произносится как [О], например, блёклый, гравёр манёвры, осуждённый, принёсший, включённый, отключённый.
Есть слова, в которые при произнесении не только учащиеся, но и взрослые люди вставляют лишние звуки, например, дермаНтин (правильно - дерматин), интриганТ (интриган), инциНдент (инцидент), компромеНтировать (компрометировать), конкурентНоспособный (конкурентоспособный), констаНтировать (констатировать), поДскользнуться (поскользнуться), прецеНдент (прецедент), юрисТконсульт (юрисконсульт), чЕрезвычайный (чрезвычайный).
Хочу остановиться на важных приёмах, используемых на уроках для запоминания постановки ударения в словах:
Записать необходимые для запоминания слова в словарик и выучить их.
2. Использование рифмованных строк для запоминания слов. Приведу пример данных предложений.
У Иры крапИва. У ФЁклы СвЁкла. ЛИка – малая толИка. Ия – санитарИя. ГЕна – гЕнезис. Чук купил каучУк. Где Ель, там щавЕль. ОстЫнь – нет простЫнь. РОта прошла через ворОта. МЕльком взглянешь – на мЕль сядешь. Рынок оптОвый, фруктОвый. Съев тОрты, не влез в шОрты. Его то целУю, то балУю. Не надо целовАть, не надо баловАть. У Ушка ракУшка. Не простИшь и не звонИшь. ПростИт и позвонИт. Будешь с нАми - будешь с деньгАми. А если «Ах!» - забудь о деньгАх. Я кремЕнь, несмотря на твой ремЕнь. ВорожеЯ и протынЯ – ударение на Я. Нельзя кричАть, бряцАть, озорничАть. ПЕтя уверял, что пЕтлю завязал. ШлифОвшик и танцОвщик, малЯр и столЯр. «Где нОты?» - спросили сирОты.
Кроме коротких предложений, есть и небольшие стихотворения:
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХадАтайство аэропОрта.
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы.
ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Ты нам шоры не возИ,
Мы повесим жалюзИ.
Срубили ель, сорвали щавЕль.
Чем человек састлИвее,
Тем выглядит красИвее.
Царапинка у лОктя
Осталась после кОгтя.
Выбрать модный пиджачок
Нам поможет каталОг.
Холодный ветер вмиг остУдит,
Одеться потеплей принУдит.
Всем здесь стало очевИдно,
Что Евлампии завИдно.
ТанцОвщик с танцОвщицей любят
Своих малышей баловАть.
На кУхонный стол по посуде
Пускают котят танцевать.
Он начальник, и в момент
Нам подпишет докумЕнт.
Красит стены нам маляр,
Полки делает столЯр.
Для строителей в момент
Машина привезёт цемЕнт. [3]
3. Распределение слов по группам однотипных терминов:
договОр – разговОр – приговОр;
докумЕнт – медикамЕнт – инструмЕнт;
облегчИть – полечИть;
шофЁр – монтЁр;
призЫв – позЫв – созЫв;
столЯр – малЯр – школЯр и т.д.
4. Следующий приём применим к словам, ударение в которых ставится в соответствии с происхождением, например, вероисповЕдание от веру исповЕдовать, Отрочество от Отрок, опОшлить от слова пОшлый, новорождЁнный от новое рождЕние, слИвовый от слИва и т.д.
5. Можно сделать карточки со словами. Такая работа способствует лучшему запоминанию. Данные карточки можно проиллюстрировать рисунками или картинками. Дети с удовольствием выполняют подобные задания творческого характера.
Подведя итог, выделим определённые стратегии обучения, применимые для запоминания произнесения слов.
Информацию для запоминания лучше всего подавать на фоне цветного зрительного или слухового восприятия.
Многократное устное воспроизведение выученного (кому-то или себе).
Тренировка способности концентрироваться.
Тренировка памяти. Запоминание как игра, а не мучение.
Рекомендуется сон после обучения, в таком случае информация запоминается в 2 раза лучше.
Литература
Лекция профессора А. А. Зализняка «Живые механизмы современного русского ударения» https://www.pravmir.ru/author/user_1444030386/
Т.Ф. Иванова. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические нормы. М. Русский язык. Медиа. 2007.
Орфоэпические запоминалки https://edusar.soiro.ru/mod/page/view.php?id=13845