Разработка урока родного языка в 5 классе «Нормы произношения и ударения»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17 р.п.Юрты
Разработка урока родного языка в 5 классе
«Нормы произношения и ударения»
Учитель русского языка и литературы
Павлюченко Виктория Юрьевна
Юрты, 2021 год
Занятие сопровождается презентационным материалом.
Сегодня наш урок посвящен нормам ударения в СРЛЯ.
Речь человека – показатель культуры, интеллекта человека, его речевой культуры.
Речь, независимо от воли говорящего создает его портрет, раскрывает личность. Ведь культура речи неотделима от общей культуры. Без нее немыслимы интеллигентность, духовность. Культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Сегодня мы и поработаем над правильным произношением слов.
Индукция.
Послушайте песню Радионяни.
Слова этой песни нам кажутся смешными, потому что в данных словах практически никто уже не делает ошибок.
А попробуйте теперь расставить ударение вот в этих словах (раздаточный материал).
Попробуем произнести их правильно.
По цепочке, начиная с первого, прочитайте, как вы расставили ударения.
Самоконструкция.
Трудно?! А таких слов много! Существует орфоэпический минимум, содержание которого проверяется на ЕГЭ. В конце урока я проверю как внимательно вы работали с произношением слов.
Как же запомнить правильное ударение в словах?
Существует несколько способов, которыми мы можем воспользоваться.
Один из них уже представлен в классе. Что это за способ? (развешать таблички).
Но не забываем, что мы находимся на уроке русского языка, поэтому поговорим о таких способах, как:
Например, сочинить стихотворения, в которых рифмуются необходимые слова.
Ваня – опытный маляр
И немножечко столЯр.
Поскорей скажите, сэр,
Как проехать в диспансЕр.
Ты сегодня привези
На окошко жалюзИ.
Посмотрели! Таким образом, рифмовка слов – действенный способ запоминания ударения.
А теперь предлагаю вам самостоятельно составить рифмовки из слов, представленных на карточке.
Каждая группа представляет свои варианты рифмовок.
III.Социоконструкция.
Слова, требующие правильного произношения, встречаются не только на уроках русского языка.
Предлагаю вам поработать в группах: (таблички с названием предмета, слайд со списком слов)
- группа учеников географии;
- группа учеников истории;
- ученики на уроке технологии.
У каждой группы свой список терминов и задание, отражающее один из приемов запоминания произношения слов.
Географы: Из данных слов нужно составить стихотворение (четверостишье), соблюдая правильную постановку ударения.
Историки: Из предложенных слов составьте слоган.
Слоган – это рекламная фраза, которая в сжатом виде излагает рекламное предложение, связывает имя, легенду и достоинство товара. («Фрутоняня - в помощь маме».)
Учителя технологии: Из данных слов, соблюдая правильную постановку ударения, составьте «предложения» или связный «креативный текст» (необычный, юмористический).
(Молодцы, начинаем сотрудничать, взаимодействуйте, объединитесь, помогайте друг другу, участвуйте в работе.)
Осталось 30 секунд. Заканчиваем!
IV.Афиширование.
Представление своих результатов.
Пожалуйста, группа учеников географии.
Теперь свои результаты представит группа учеников истории.
Давайте послушаем группу учеников технологии.
Молодцы, все справились с заданием.
Вы видите, что запомнить правильную постановку ударения можно различными способами, это:
- составление рифмованных стихотворений;
- слоганов;
- связных текстов и т.д.;
Также можно написать слова, ярко выделив в них букву, или же использовать графические способы выделения букв (цветом, шрифтом, необычно изобразить букву, на которой падает ударение).
V.Задание, отражающее приемы мнемотехники.
Один из приемов запоминания правильного произношения слов, это – мнемотехника. Общность запоминания произношения слов здесь основывается на:
- смежности во времени и пространстве;
- сходстве предметов или явлений;
- контрасте;
- обобщении;
- подчинении;
- части и целом;
- дополнении.
Например, в слове бармен ударение падает на первый слог, запомнить это можно на основе ассоциаций. Бармен – тот, кто постоянно находится у стойки. В слове стойка ударение тоже падает на первый слог.
Предлагаю вашему вниманию слова, с которыми вы должны образовать пары на основе ассоциаций и изобразить это схематично.
VI. Проверка знаний.
Учащимся раздают список слов, в которых они должны расставить ударение.