Для каждого возрастного периода характерны свои особенности звукопроизношения.
-
Дети 3-4 лет часто один и тот же звук могут произносить то правильно, то не правильно (или даже пропускать его). Нередко они переставляют в словах звуки и слоги, а при произнесении сочетания согласных один из звуков пропускают или произносят неправильно. У некоторых детей наблюдается сокращение слов (велосипед — весипед). И это нормально. Трехлетние малыши часто заменяют звуки [р] и [л]. Недостатком является так же произнесение мягких согласных вместо твердых.
-
У детей 4-5 лет, как правило, появляется устойчивый отдельный звук [р], но он еще не автоматизирован и часто в словах заменяется другими звуками. К этому возрасту большинство детей осваивают шипящие звуки, хотя может наблюдаться неустойчивость их произношения.
-
К 5-7 годам дети в основном правильно произносят все звуки родного языка, их произношение соответствует фонетической норме языка. Но у некоторой группы детей речевые недостатки остаются. В этом возрасте может наблюдаться неправильное произношение шипящих звуков [ш],[ж],[ч] и соноров [л],[р], которые срочно нужно исправить до школы.