«Особая сфера воспитательной работы –
ограждение детей, подростков, юношества от одной
из самых больших бед – пустоты души, без духовности…
Настоящий человек начинается там,
где есть святыни души…»
В.А. Сухомлинский
К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. [1]
Проблема воспитания нравственности среди подрастающего поколения сегодня стала вновь остроактуальной. Связано это с тем, что к двум традиционным факторам формирования нравственных ценностей: семье и школе добавился третий и достаточно серьезный - Интернет.
Для подростков в свободном доступе открыто пространство глобальной сети, которое помимо полезных своих сторон, имеет и негативные: дети от живого общения уходят в виртуальное, они готовы часами находиться в среде, которая дает им зачастую бесконтрольный доступ к самым запретным сторонам жизни, возможность выражать свои мысли бесконтрольно и без воспитательного ценза.
В Концепции духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Приднестровья определены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.
Формируя духовно-нравственную личность можно использовать информационные технологии. Уроки, внеклассные мероприятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.
Нравственное воспитание, по мнению К. Д. Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребёнка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга. [4]
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
Актуальность проблемы нравственного воспитания школьников связана, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. [2]
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Воздействие сети Интернет на развитие личности школьника сегодня является крайне противоречивым. Интернет представляет собой мощный инструмент, который может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие личности школьника. Вот несколько аспектов этого противоречия:
- доступ к образовательным ресурсам – Интернет предоставляет широкий доступ к образовательным материалам, онлайн-курсам, электронным книгам и другим ресурсам, которые могут помочь школьникам в обучении и развитии.
- риск зависимости и отвлечения – в то же время Интернет может стать причиной зависимости, отвлекая школьников от выполнения учебных заданий и обязанностей.
- возможность общения и социализации – Интернет предоставляет школьникам возможность общаться и взаимодействовать с одноклассниками, друзьями и людьми со всего мира. Это может способствовать развитию социальных навыков и расширению круга общения.
- риск негативного влияния и содержания – существует риск, что школьники могут столкнуться с негативным или вредным контентом в сети Интернет, таким как насилие, ненависть, сексуальные материалы и другие опасные темы.
- развитие цифровой грамотности и критического мышления – Интернет может стать площадкой для развития цифровой грамотности и критического мышления у школьников, так как они учатся анализировать информацию, проверять ее достоверность и принимать информированные решения.
- угроза приватности и безопасности – с увеличением онлайн-активности существует риск нарушения приватности и безопасности школьников, так как их личные данные могут быть скомпрометированы или использованы без их согласия.
Для решения этого противоречия необходимо обеспечить баланс в использовании сети Интернет, обучая школьников цифровой грамотности, этике онлайн-поведения и критическому мышлению. Важно также установить границы и правила использования сети, обеспечивая безопасность и защиту личной информации. Кроме того, важно создать поддерживающую обстановку, в которой школьники могут обсуждать свои впечатления от сети Интернет и обращаться за помощью, если они сталкиваются с проблемами или негативным контентом.
Возможностей использования сети огромное количество. Во-первых, подростки испытывают потребность в общении со сверстниками, во множестве контактов, новых знакомств, возможности обмениваться информацией. Эту потребность они реализуют через "чаты", "форумы" и электронную почту. Многих привлекает возможность общаться от разных лиц (бесплатные электронные адреса можно зарегистрировать на любую вымышленную фамилию и имя), многие подростки компенсируют в сети недостаток общения в повседневной жизни, используют её как способ самоутверждения. Во-вторых, Интернет позволяет подросткам получать информацию, которую они хотят получить, а не то, что им навязывают средства массовой информации, к которым постепенно они теряют доверие. Степень доверия к информации, представленной в сети несколько выше, так как там они могут найти намного больше информации по одному и тому же вопросу. Постепенно человек учится работать с информацией, а нельзя недооценивать это умение в современном информационном обществе. Интернет, как и любая технология, должна помогать человеку в преодолении его конкретных проблем и решении конкретных задач. Работа с информацией становится главным содержанием профессиональной деятельности в информационном обществе, необходимым компонентом информационной культуры.
И это становится одной из задач современного педагога, решение которой позволит сделать интернет инструментом, помощником, а не «второй реальностью» и бегством от проблем.
В практике наряду с традиционными формами обучения активно используем проектную деятельность обучающихся с целью:
1. Научить обучающегося самостоятельно достигать цели;
2. Научить предвидеть проблемы, которые могут возникнуть на пути к достижению цели;
3. Сформировать умение работать с информацией в сети Интернет;
4. Сформировать навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта;
5. Развивать навыки работы и делового общения в группе, умение видеть себя со стороны как человека способного и компетентного;
6. Развивать позитивный образ себя и других.
Примеры проектов.
1) Проект «Безопасность в сети Интернет»
Техническое обеспечение: программа Microsoft Office Publisher, текстовый редактор Microsoft Office Word, графические редакторы, сетевые ресурсы.
Идея проекта: создать буклет об угрозах сети Интернет и правилах поведения, при использовании сети Интернет.
Типология проекта:
- по доминирующей в проекте деятельности – творчески-поисковый (поиск информации для решения проблемы и творческий подход к представлению информации) и практико-ориентированный (формирование навыков поиска нужной информации, закрепление навыков работы с текстами и рисунками, интерактивными элементами).
- по предметно-содержательной области – проект в области курса информатики, культурологии.
- по характеру координации – с открытой координацией учителя и оказания необходимой помощи;
- по количеству участников — индивидуальный;
- по продолжительности - краткосрочный.
Цели для учителя:
расширение знаний учащихся в области новейших информационных технологий и Интернет-технологий;
обучение целенаправленному поиску информации, умению применять методы поиска и отбора;
обучение систематизации информации;
формирование понятия гармоничного дизайна.
Цели для учащихся: создать буклет.
2) Также, на уроках при изучении темы «Компьютерные презентации», а также на тематических классных часах обучающиеся создают проекты-презентации на темы «Соцсети, не ведите себя как дети», «Ловушки в интернете», «Семья», «Компьютер и здоровье» и т.д. Информацию для презентаций учащиеся подбирают в сети Интернет.
3) При создании проектов веб-страниц и веб-сайтов учащимся предлагается выбрать одну из следующих тем: «Моя семья – моё богатство», «Значение веры в жизни человека», «Я – патриот своей Республики», «Значение дружбы в жизни человека», «Добрые дела живут века», «Важность профессии в жизни человека». Информацию для заполнения веб-страниц учащиеся также подбирают в сети Интернет.
4) При изучении баз данных, предлагается учащимся создать проект-базу данных по теме «Достопримечательности нашего района», «Школьная библиотека», «Поликлиника», «Картинная галерея», «Спортивные заведения города» и т. д.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ и сети Интернет оказывает положительное влияние на духовное становление личности. Главное, научить детей грамотно использовать компьютерные ресурсы, с целью обогатить внутренний мир и духовную сферу человека. Научить так, чтобы современные технологии помогали, а не навредили. На уроках объяснять не только законы информатики, но и показывать, что прогресс цивилизации не есть наращивание материального блага, напоминать, что применение информационных технологий оценивается и осмысливается в духовно-нравственном аспекте.
Таким образом, теоретический анализ проблемы влияния сети Интернет на формирование ценностных ориентаций подростков показал, что ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент структуры личности, выступающий как связующее звено между объективной социокультурной средой и индивидуальным сознанием человека. Система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, и в частности подростка, так как она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными принятыми личностью ценностями и нормами общества. Это своеобразные ориентиры, с которыми человек согласует свои действия.
Причем подростковый возраст является решающим в плане формирования ценностной системы личности, так как именно в этом возрасте складывается мировоззрение человека, создающее возможность формирование внутренней, автономной системы ценностей.
Для минимизации негативного влияния Всемирной Сети необходимо: во-первых, смена роли учителя с источника знаний на роль консультанта, партнера; во-вторых, реального воплощения системно-деятельностного подхода к образованию.
Наибольших успехов на пути минимизации отрицательного воздействия сети Интернет на формирование нравственных навыков и более того, превращения Всемирной Сети в один из инструментов формирования личности, можно найти, используя технологию проектов и вытекающие из нее приемы. Уверены, что данная технология позволяет сделать нравственные ценности частью мировоззрения ребенка.
Ушинский К.Д. Три элемента школы : Статья / К.Д. Ушинский .— : [Б.и.], 1857 .— 10 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/12002 (дата обращения: 02.03.2023)
Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании/ Ушинский К.Д. Ушинский /Сост. П.А. Лебедев.- М., 1998
Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании/ Антология гуманной педагогики. Ушинский. - М., 1998 г.
Ушинский К. Д. Русская школа / Сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2015 — 688 с.
Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.