12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Клименко Марина Сергеевна16

​​​​​​​


Нравственное развитие во внеурочной деятельности

Культура поведения тесно связана с общим развитием человека, его моралью, нравственностью, с тем, из чего складывается внутренняя культура человека. Подавляющее большинство норм культурного поведения, которые характеризуют отношения между людьми и отношение человека самому к себе, следуют непосредственно из моральных и нравственных правил. Это правила вежливости, внимательности, тактичности и деликатности, ответственности и пунктуальности. Другие нормы культурного поведения связаны с гигиеной, с привитием эстетического вкуса, соблюдением правили бытового этикета.

Внутренние и внешние стороны культуры человека тесно взаимосвязаны между собой. Внешняя сторона поведения оказывает влияние на культуру внутреннего мира человека - заставляет его быть выдержанным, внутренне собранным , уметь владеть собой. Внешняя небрежность в отношениях с людьми, грубость, невнимательность постепенно формируют соответствующие качества личности. Вот поэтому не стоит пренебрегать внешней формой поведения, считать её неважной и несущественной.

Воспитание и привитие навыков культурного поведения и нравственных норм начинается с семьи, продолжается в яслях, детском саду. Уже в школе оно может быть систематическим, где работают педагоги, где ребёнок находиться в течение одиннадцати лет. В общеобразовательном учреждении помимо осуществления воспитательной программы, предусматривающей в системе нравственного формирования личности, воспитание культуры поведения, также ведётся и внеурочная деятельность , направленная на создание воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирование различных сфер личности ребенка, удовлетворение его познавательных потребностей и развитие творческих способностей.

Известно, что формирование личности ребёнка является целостным процессом. Поэтому решение любой конкретной воспитательной задачи так или иначе отражается на личности ребёнка в целом, влияет на весь его внутренний мир. С другой стороны , не следует слишком широко определять понятие «культура поведения», включая в него трудолюбие, патриотизм, дисциплинированность, дружбу и т.д. Эти качества характеризуют отношения человека к труду, к родине, к коллективу. Важно отметить, что знание общественных норм и ценностей не может являться гарантией того, что человек будет им добровольно следовать, в различных жизненных ситуациях, другими словами будет ценить их. Личностный рост школьника предполагает развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, культура, труд). Для формирования позитивного отношения к ценностям необходим опыт эмоционального переживания. В школе такой опыт переживания может возникнуть у учащихся в процессе взаимодействия в группе сверстников, классном коллективе – в защищенной , привычной, дружественной среде. Вот в такой близкой социальной среде обучающийся получает (или наоборот не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний , начинает их ценить (или пренебрегать ими). Важно стремиться к созданию целостной системы внеурочной работы, направленной на организацию такого уклада школьной жизни, который создает оптимальные условия для развития личности ребенка.

Содержательное наполнение свободного времени поможет защитить современного ребенка от разрушительного воздействия большинства компьютерных игр, телевидения, бесполезного времяпрепровождения. Воспитание культурного поведения заключается не только в фундаментальных знаниях, сколько в знаниях которые нужны человеку для полноценного проживания его обыденной жизни, успешной социализации в обществе: как надо вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать необходимую информацию, какие права есть у ребёнка, как безопасно утилизировать бытовые отходы и т.д. Отсутствие элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его близких затруднительной.

Внеурочная деятельность включает в себя пять основных направлений, которые должны реализовываться на протяжении всего образовательного процесса. Это спортивно – оздоровительное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное и духовно-нравственное направление.

В рамках спортивно-оздоровительного направления могут проводиться спортивные секции («спортивные игры», «спортивный туризм»), факультативы (факультатив «Я пешеход и пассажир»). Реализация этого направления способствует воспитанию бережного отношения к здоровью и пониманию необходимости ведения здорового образа жизни; формированию компетенции в сфере безопасности жизнедеятельности.

Казачьи игры несут своей целью – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине.


Социальное направление реализуется во внеурочной деятельности с экологической направленностью. Обучающиеся могут принимать участие в таких кружках как «Азбука содержания животных», где дети узнают как нужно ухаживать за различными животными, делятся собственными наблюдениями и опытом. На этих занятиях формируется бережное и ответственное отношение к природе. На базе МБОУ СОШ №15 проводится внеурочная деятельность с экологической направленностью под названием «Введение в экологию». Данная внеурочная деятельность направлена на формирование экологической грамотности и экологического стиля мышления у учащихся, также внеурочная деятельность способствует становлению нравственно-экологической экологической позиции.




Общеинтеллектуальное направление может осуществляться через такие виды деятельности как кружки, исследовательские объединения, факультативы. Общеинтеллектуальное направление затрагивает различные сферы окружающей нас жизни. Факультативы «Юные музееведы», «Загадки истории и современности», «интеллектуальный кружок Что? Где? Когда?», кружок «Шахматы» позволяют детям открыть для себя мир истории человечества и науки.

Общекультурное или художественно-эстетическое направление позволяет реализовать творческий потенциал обучающихся, привить любовь к искусству, эстетике, учиться видеть красоту в окружающем мире, научиться сопереживанию и состраданию.

Духовно-нравственное направление способствует формированию гражданскопатриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

На кружках «Воинские традиции кубанского казачества» и «История и культура казачества » ребята получают возможность узнать об истории родного края, о традициях и обычаях в казачьих семьях, знакомятся с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами, видами труда; узнают об основных исторических вехах кубанского казачества, знаменательных датах.


В рамках духовно-нравственного направления реализуется кружок «История православной культуры»,эта деятельность позволяет формировать и углублять представления младших школьников о культуре народов, раскрывать её особенности, формировать и углублять представление о православной вере. Раскрывать взаимосвязь  внутренней (духовной ) и внешней жизни человека. Воспитывать любовь к Родине, уважение к  отечественным традициям. Формировать ценностные установки на нравственное, доброе, красивое. Способствовать творческому развитию школьников. Воспитывать общую культуру личности подрастающего поколения.


Самое главное при разработке и реализации программ внеурочной деятельности для школьников выстроить формы деятельности и содержание таким образом, чтобы они обеспечили устойчивое развитие культурно-воспитательных результатов. Возможность выбора учителем и учащимся того или иного вида деятельности создает дополнительные предпосылки для индивидуализации познавательного и воспитательного процесса во внеурочное время.















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.