Статья «Нравственное воспитание младших школьников на материале творчества А.Л. Барто»

1
0
Материал опубликован 22 November 2019

Нравственное воспитание младших школьников на материале творчества А.Л. Барто



Для Агнии Барто отношение к детям – основа основ. Отсюда и её требования к детской литературе, к детскому поэту. Раскрыть внутренний мир ребёнка, отобразить всю его многообразную жизнь, способствовать исправлению дурных черт характера и развивать светлые, гуманные – вот что отличает поэзию Барто.

Барто глубоко убеждена в том, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в формирующемся характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными потерями в будущем. Поэтому так страстно и по – серьёзному, а не в шутку разговаривает она с детьми, поэтому в самых весёлых стихах она учит их честности и чести, душевной щедрости и доброте.

Не сразу сатирические стихи Барто были поняты критиками, педагогами, родителями. Поэтессу упрекали в жестокости, в отсутствии педагогического такта. «Разве допустимо, - писал один рассерженный папа, - чтобы книжка для маленьких вызывала слёзы? Почему автор позволяет себе омрачать счастливое детство советского ребёнка и травмировать его душу?». Речь шла о стихотворении «Зайка». Барто возражает подобным критикам : « Стоит ли нам так уж рьяно охранять детей от сильных чувств? Ведь беречь детскость совсем не значит приглушать восприимчивость к глубоким переживаниям, обогащающим душу». Поэзия Агнии Барто обостряет в детях восприимчивость к глубоким переживаниям, воспитывает в них качества борца со всем несправедливым, глупым порочным, развивает в них, по её выражению, «сердечную гражданственность».

В стихах Барто образ игрушки сопрягается в сознании детей с определённого рода переживаниями, тренирующими в человеке потенциал доброты. Ещё более действенны строчки А. Барто о «вечных» игрушках: мягких зайцах, мишках, козлятах, слонах, лошадках – каталках. Малыши плачут, когда слышат о том, что

Зайку бросила хозяйка.-

Под дождём остался зайка..

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок. [Барто, т. 3, с. 3].


И это благодатные слёзы. Стихи помогают пережить небрежное отношение к игрушке как предательство друга. Нерадивой и жестокосердной «хозяйке» тряпичного зайца противопоставляется у Барто другой маленький персонаж, который и после того, как мишка лишился лапы, продолжает играть с ним, «потому что он хороший». Так детскую привязанность к старой, пришедшей в «нетоварное состояние» игрушке поэт переплавил в прекраснейшее свойство души: в верность друзьям и близким, в благородство и любовь.

Игрушка – важная часть материально – вещественного окружения, ближайшего к ребёнку и активно им осваиваемого. Игра - то изначальное сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребёнок исполняет главенствующую роль субъекта, творца. Научить играть, воспитывая и развивая в ребёнке культуру игры в самом широком смысле,- вот цель, первозадача литературных произведениях об играх и игрушках ( что, разумеется, не отменяет других задач, которым служит детская литература в целом).

В появившейся за год до войны « Верёвочке» , А. Барто со своей непосредственность выражала ощущение спортивности, соревновательности популярной детской игры, защищая право детства на радость, на упоенность самим фактом жизни, на беспрепятственную возможность скакать «с самого утра».

Во дворе и на бульваре,

В переулке и в саду

И на каждом тротуаре

У прохожих на виду

И с разбега,

И на месте,

И двумя ногами

Вместе [ Барто, т. 1, стр.3]


То, что в стихах Барто, даже воюя по-настоящему, дети до 1941 года в войну не играют, весьма показательно. Игра у Агнии Барто - источник добра и радости; она всегда связана для поэта и для его маленького героя с желаемым, с мыслью о завтрашнем дне, который не должен быть чёрным и горьким: только светлым и счастливым.

О том, что суровый мир военной действительности и мир ребёнка пересекаются только в воображении играющего, говорят заключительные строки восьмистишия:

Мама этого не знала,

Увела меня домой.


Бесстрашный пулемётчик, гроза фашистов, для мамы – её маленький мальчик. Может быть, его отец в этот час преграждает путь врагу пулемётным огнём. Но что бы ни происходило на фронте, малышу в тылу надо вовремя лечь спать. И в этом банальном факте – великий смысл: сберегая, словно в ладонях свечной огонёк, радость и здоровье малыша, мы спасаем Будущее.

Стихотворение « Рукавички я забыла» (1978) навеяно письменной исповедью девочки, игравшей с подружками в снежки. У неё не оказалось варежек, руки зябли, а бросать игру не хотелось. У одной из играющих девочек были запасные рукавицы, но она отказалась их одолжить. И тогда другая, незнакомая девочка сняла с руки варежку и протянула автору письма со словами: « Возьми, мне и одной хватит».

В этом стихотворении Барто удалось художественно запечатлеть и осмыслить с нравственных позиций, как древняя игра, включённая в современный социальный контекст, формирует и закрепляет в маленьком человеке навыки социалистического общежития.

Ещё об одной детской игре поэт рассказала в стихотворении « Не одна», появившемся в 1964 году. Мудрость стихотворения в том, что в восприятии маленького читателя « как живая» баба из снега превращается в как бы живую. Читатель испытывает к ней те же участие, жалость, сострадание, какие вызывает у нас попавший в беду человек.

Между двумя полюсами заключено внутреннее движение героев Агнии Барто, формирование их гражданского сознания, их нравственный рост. Это движение всегда в одном направлении: от «я» эгоистического, самодовлеющего, ограниченного узкими потребительскими и прагматическими заботами, к «я» подлинно личностному, общественному, гражданскому, одухотворённому большими целями и идеалами, сочувствием, жалостью, состраданием к другим людям. Это движение к «я» позитивному, созидающему, творческому, вносящему свою неповторимую и незаменимую лепту в общее богатство человеческого бытия.

Герои Агнии Барто находятся в разных точках этого долгого и нелёгкого для них пути. Есть такие, кто ещё не сделали в нужном направлении и первого шага, поощряемые, а то и понуждаемые к тому безответственностью иных взрослых « наставников». Но затем и поэзия Агнии Барто, чтобы помочь растущему человеку оглянуться на себя, пробудить в нём самокритичность, совестливость, стремление к нравственным высотам. Чтобы не дать ему заглушить, растворить собственное «я» в однородном, безликом «мы», а раздвинуть до ощущения кровного родства с миром людей, со всей живой и « неодушевлённой» действительность.

Воспитание – тонкое, подвижное взаимоотношение старшего и младшего, управляемого опытностью и мудростью взрослого. В «Снегире» до такого идеала далеко. Но по счастью, добрые задатки даются человеку самой природой.

Из стихотворения видно, что герою не в новинку подобные интонации мамы: ведь «у мамы есть привычка отвечать всегда не то». И слова мамы отскакивают от него, не задевая души и сознания. Педагогическая некомпетентность мамы особенно ярко сказывается в том, что она не видит разницы между действительными проступками сына и естественными, нормальными проявлениями мальчишеской натуры. Для неё всякое участие сына в драке предосудительно, хотя в принципе возможна и праведная, необходимая драка.

Уже эти примеры красноречиво говорят о том, что юный герой «Снегиря» нуждается в более умном руководстве. И так у Барто всегда: она не становится безоговорочно в споре поколений на ту или иную сторону, она мудро объективна, и ее маленькие и взрослые герои часто делят вину и ответственность за всё, что происходит с юными, поровну. В ситуации «Снегиря» возможности доказывать свою правоту или в чём-то обвинить маму у мальчика нет. Он должен выбирать: или желанная птица или спор с требованиями мамы, увы, не всегда разумными. Выбирая снегиря, герой как бы капитулирует перед этими требованиями. Его поведение отмечено достаточной сложностью. Он ведёт своего рода « психологическую обработку» мамы: всё время торчит у неё на глазах и беспрерывно заводит речь о снегирях. Но он также – и это его главное оружие – безукоризненно играет роль идеального, с точки зрения мамы, ребёнка: «Было сухо, но галоши я послушно надевал… Я почти не спорил с дедом, не вертелся за обедом, я «спасибо» говорил, всех за всё благодарил…До чего же я старался! Я с девчонками не дрался».

Стихи Барто учат чуткости и вниманию к юному человеку, одновременно бичуя те пороки, которые, увы, иногда закладываются с детства. Поэт особенно чуток к неповторимому и сложному внутреннему миру ребёнка.

Мы мало говорим о воспитании чувств у детей. Верней говорим немало, делаем мало. И в этом смысле – не разговор, а дела – книга Агнии Львовны Барто «Найти человека». Агния Барто в «Найти человека» - не только писательница, но и замечательный педагог, вернула сотни детей к их родным. И дети, увлечённые учителем, - и те, кого она нашла уже взрослыми, и настоящие, не прошлые, а нынешние дети – понимают её великое душевное движение.

«Дорогая тётенька, люди, которых вы называли, у нас не проживают, а то бы я их обязательно нашла.

Валя Чуркина».

«… Мне очень хотелось бы помочь разыскать какого-нибудь человека. Ведь это такая радость…

Таня Забой».

«…Когда я вырасту, обязательно буду искать потерявшихся людей. Если мне это не удастся, то я сделаю что-нибудь тоже очень хорошее.

Тамара Олейникова».

Поступок писательницы, как всякое благородное дело, становится уже примером ребятам, действенным примером, направляющим их чувства в такое нужное русло.

Своими стихами Агния Барто горячо поддерживает гражданские чувства ребят, чувства дружбы и уважения к трудящимся всех стран и старается укрепить, развивать эти чувства в детях.

Агния Барто отлично понимала особенность детской натуры: малыши легко переключаются с грустного настроения на весёлое, стоит лишь подбодрить их, рассмешить забавным рассказом.

Читать стихи Агнии Барто всегда весело. На первый взгляд может показаться, что у автора даже и цель такая – посмешить, позабавить читателя. Но стихов ради забавы Агния Барто не писала. Каждое её произведение – пусть очень шутливое – содержит полезную мысль. Ставя своего героя в смешное положение, описывая неприятности, которые с ним происходят, она тем самым осуждает человеческие недостатки, заставляет читателя задуматься, чем же плох тот или иной несимпатичный тип и нет ли в твоём собственном характере и поведении чего-то похожего.

А. Барто не раз бывала в Японии, и оттого, вероятно, в рассказе о японском мальчике Таро, получившем множество писем от советских детей, так много верных деталей, идущих от знания быта, обычаев, образа жизни этой страны. Детский поэт предлагает и этот путь для объединения людей планеты против грозящей миру опасности: дружба детей – бескорыстная, чистая, сметающая преграда.

Воспитательный  метод А. Барто угадывается уже  в ее первом драматическом произведении - театральном обозрении 'Миллион  почтальонов'. Этот веселый, сатирический спектакль-игра был поставлен в 1934 году в театре для детей. В спектакле участвовал и зрительный зал, делившийся на 'почтальонов' и 'корреспондентов'. Весело и наглядно спектакль учил ребят, что товарищеский смех хорошо излечивает недостатки.

Младшие школьники любят и хотят быть похожими на Вовку, из цикла стихов "Вовка - добрая душа". Он добрый - помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.Эти стихи помогают детям смотреть на мир по-другому, пробуждают чувство ответственности, взаимопомощи, дружбы у дошкольников, возникает естественная потребность в чтении, желание о чем-то больше узнать. Учителя отмечают, что после таких занятий возникает меньше ссор, драк, меняется микроклимат в классе; дети становятся внимательней друг к другу, стараются больше помогать родителям, уважительно относятся к пожилым людям, заботятся о младших братишках и сестренках, домашних животных.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.