«Нравственное воспитание старших дошкольников посредством трудовой деятельности» (Информационно – методический материал для воспитателей в работе с детьми)

0
0
Материал опубликован 15 November

«Нравственное воспитание старших дошкольников посредством трудовой деятельности»

(Информационно – методический материал для воспитателей в работе с детьми)

Разработала: Рыжикова Н.В.



Кто на свете самый главный,

Самый добрый, самый славный?

Кто он? Как его зовут?

Ну, конечно, это труд!

Кто на свете самый умный,

Самый старый, самый юный?

Кто он? Как его зовут?

Ну, конечно, это труд!

Кто на все века и годы

Настоящий царь природы?

Царь полей, заводов, руд?

Кто он? Как его зовут?

Ну, конечно, это труд!

С. Михалков

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников. Дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

В.А. Сухомлинский

Трудовое воспитание – совместная деятельность воспитателя и детей, направленная на формирование у дошкольников трудовых умений и навыков, развитие интереса, положительного и ответственного отношения к труду в целом, уважения к людям разных профессий.

Нравственное воспитание – это процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников, направленный на формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения, общепринятых в обществе.

Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В ФОП ДО, образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие» предусматривает формирование у детей положительных установок к различным видам труда, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. С помощью трудовой деятельности ребенок активно получает знания, умения, навыки, которые будет применять на протяжении всей жизни.

Труд удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию всех психических процессов, в том числе, логического мышления, заключающегося в умении планировать свою деятельность.

К сожалению, не все дети проявляют интерес к труду. Одни трудятся с удовольствием, другие, ничего не хотят делать. Есть ряд причин и факторов, почему это происходит: например, в семье не прививаются определенные умения и навыки трудовой деятельности, ребенок не доводит начатое дело до конца, потребительски относится к окружающим, не бережет вещи, игрушки, не ценит тех благ, которыми обеспечивают его родители и другие члены семьи. Когда «такой» ребенок приходит в детский сад, у него естественно, возникают проблемы в общении с другими детьми и взрослыми. Ведь он привык ничего не делать и, когда его просят о помощи, зачастую реагирует эмоционально, и даже, негативно.

Роль детского сада и семьи заключается в формировании положительного отношения к труду, воспитание интереса к собственной трудовой деятельности и деятельности взрослых и ценностного отношения к результатам труда всех участников воспитательно – образовательного процесса, развитие творческой инициативы, способности самостоятельно реализовывать себя в различных видах деятельности.

Наряду с другими воспитательно – образовательными задачами дошкольной образовательной организации, задачи нравственно – трудового воспитания всегда актуальны. Это воспитание уважения к людям, их профессиональной деятельности, результатам труда. Это - воспитание в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Интерес к труду, необходимые трудовые умения и навыки, личностные качества закладываются в детстве. Дошкольный возраст – благоприятный период для открытия ребенком удивительного мира, познания окружающей действительности. Труд должен войти в жизнь ребенка, а задача педагогов и родителей – помочь ему в правильном формировании и успешном развитии в целом.

Чем старше становятся дошкольники, тем охотнее они выполняют трудовые поручения по просьбе взрослого, трудятся с удовольствием, сообща. Необходимо продолжать знакомить детей с трудом взрослых на занятиях, экскурсиях, во время прогулок, давать представления о взаимосвязи труда людей разных профессий. На основе сложившихся представлений и имеющего минимального жизненного опыта у детей формируются понятия о том, что всякий труд необходим и почетен.

Большое значение в трудовом воспитании дошкольников должно отводиться их самостоятельной деятельности. Режим жизни детей в группе надо организовывать таким образом, чтобы на каждом его этапе отводилось место труду.

К детям старшего дошкольного возраста можно применять методы опосредованного ознакомления с трудом взрослых: чтение художественной литературы, просмотр телевизионных передач, просмотр презентаций о людях труда, рассказы воспитателя, использовать дидактические игры.

Виды труда дошкольников

Самообслуживание – это обслуживание самого себя, удовлетворение своих бытовых нужд и потребностей собственными силами: прием пищи, гигиена тела, овладение навыками самостоятельного одевания и раздевания, опрятности, гигиена быта.

Хозяйственно – бытовой труд – это труд по наведению порядка в помещении детского сада и на участке, направленный на формирование у ребенка осознания труда для общей пользы и стремления создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду.

Труд в природе – это принятие детьми активного и посильного участия в облагораживании цветников, огородов, в уходе за растениями и животными.

Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетические значимые предметы и изделия для украшения быта.

Пословицы и поговорки о труде и взаимопомощи

1. Что посеешь, то и пожнешь.

2. Не бравшись за топор, избы не срубишь.

3. Руки не протянешь, так с полки не достанешь.

4. Терпение и труд – все перетрут.

5. Одни с сошкой – семеро с ложкой.

6. Пошло дело на лад – и сам ему рад!

7. Обещал – сделали, дал слово – держи.

8. Поспешишь – людей насмешишь.

9. Без волнения и заботы нет радости от работы.

10. Звону много, да толку мало.

11. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

12. Семь раз отмерь – один отрежь.

13. Землю красит солнце, а человека труд.

14. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

15. Лень, дверь отвори! Сгоришь! – Хоть сгорю, да не отворю.

16. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

17. Один собирает, другой зевает.

18. Не потрудиться, так хлеба не родится.

19. Глаза боятся, а руки делают.

20. Белые ручки чужие труды любят.

21. Муравей не велик, а горы копает.

22. Не потопаешь, не полопаешь.

23. Дорога ложка к обеду.

24. Не ленись, а трудись! Будет уважение, и слава, и почет!

25. Береги платье снову, а честь смолоду!

26. Без труда нет добра.

27. Мир не без добрых людей.



Стихи о труде

Не мешайте мне трудиться!

Я водицы притащу

И колодезной водицей

Всех, конечно, угощу

Пейте, пейте, не жалейте!

А хотите в лейку лейте –

Поливайте огород,

Он ведь тоже воду пьет!

Е. Благинина



Рая, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько,

Не жалейте мыла!

Я уж стол накрыла.

Всем поставила приборы,

Всем салфетки раздала.

Прекращайте разговоры –

Я вам супу налила.

Ножик, вилку или ложку

Не держите в кулаке.

Не кормите ту же кошку:

Плошка кошки в уголке.

Хлеб в солонку не макайте

И друг дружку не толкайте.

На второе будет рыба,

А на сладкое компот.

Пообедали? Ну вот!

Что должны сказать? –

Спасибо!

Е. Благинина



Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

И неважно, что пока

Этот домик из песка.

Б. Заходер



Не мешайте нам сейчас –

Стирка срочная у нас:

Я и мама, мы вдвоем

Управляемся с бельем.

Наше правило такое –

Не давать белью покоя!

Так и эдак повернем

И намылим, и натрем.

Воду чистую в корыто

Надо чаще подливать…

Все готово, перемыто –

Значит, будем отжимать!

Я развесила белье

Куклино и мишкино,

Мама вешает мое

И еще братишкино.

Мишкина рубаха –

Белая, как сахар!

Сохнет куклин наряд…

Наряжу своих ребят!

Е. Серова



Дети! Надобно трудиться:

Не бегите от труда;

Ах! От праздности родиться

Много горя и стыда.

Тот, кто хочет доброй славы,

Должен хлеб свой в поте есть,

Не за игры и забавы

Достается людям честь.

Дети! Дети! Не ленитесь!

Труд всегда приносит плод:

Будешь смолоду трудиться –

Встретишь старость без забот.

Я. Грот









Картотека игр по трудовому воспитанию старших дошкольников

Игра № 1. «Угадай профессию»

Программное содержание:

Развитие у детей образного, логического мышления, закрепление знаний о профессиях.

Ход игры:

Воспитатель называет предметы, которые указывают на профессиональный род деятельности человека.

Расческа, ножницы, пульверизатор, фен, фартук (парикмахер)

Молоток, кирпич, цемент, каска, шуруповерт (строитель)

Указка, мел, журнал, книга, тетрадь (учитель)

Шпатель, зажим, маска, белый халат, градусник (врач)

Товары, касса, чек, корзина, деньги (продавец)

Каток, асфальт, дорожные знаки, строительная техника, песок, щебень, обочина (рабочий по ремонту и строительству дорог, дорожник)

Машина, трасса, перевозка, дорожные знаки, светофор (шофер)

Кастрюля, половник, еда, плита, мясорубка (повар)

Занятие, прогулка, сончас, режим, игра (воспитатель)

Метла, лопата, грабли, территория, мусор (дворник)

Спецтранспорт, форма, дорога, правила дорожного движения, штраф (инспектор ГАИ)

Лекарства, реклама, форма, акции, медицинские приборы (фармацевт)

Самолет, пассажир, стюардесса, трап, посадка (пилот)

Кран, вода, инструменты, спецодежда, работник жилконторы (сантехник)

Форма, звание, бронежилет, оружие, маскировка (военный)



Игра № 2: «Кто что делает?»

Программное содержание:

Формирование у детей представлений о профессиях.

Ход игры:

Воспитатель называет любую профессию и бросает мяч ребенку, который должен сказать, чем занимается человек определенной профессии.

Игра № 3: «Сервировка стола»

Программное содержание:

Формирование у детей представления о том, как надо правильно сервировать стол, верно называть предметы посуды и приборы, необходимые для сервировки и употребления пищи. Знакомство с правилами этикета.

Ход игры:

Воспитатель обучает детей сервировки по показу, используя игровую ситуацию на любую тему, например, день рождения и т.д.

Игра № 4: «Я мечтаю стать…»

Программное содержание:

Формирование у детей умения отгадывать профессии по показу.

Ход игры:

Ребенок показывает характерные движения, отображающие суть определенной профессии, а остальные дети должны отгадать.

Игра № 5: «Лицо профессии»

Программное содержание:

Ход игры:

Группа делится на две команды. Каждая команда должна придумать профессию и нарисовать представителя этой профессии. По типу «Веселых стартов» дети поочередно дорисовывают недостающие элементы, например, профессия – доктор. Один рисует лицо, второй, - очки и т.д. Выигрывает та команда, у которой портрет окажется более точным и узнаваемым.

Вопросы и задания для беседы с детьми по выявлению трудовых умений, навыков и знаний

Какие профессии вы знаете?

Какое значение имеет профессия учителя (артиста, врача и т.д.)?

Какое значение имеет труд в жизни людей?

Расскажите, кем работают ваши родители?

В чем заключается работа библиотекаря?

Какие профессии сельского хозяйства вы знаете?

Какие стихи о труде вы знаете?

Какие песни, литературные произведения, фильмы, мультфильмы о людях труда вы знаете?

Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Почему необходимо заботиться о чистоте своего тела, зубов, всегда быть причесанным и аккуратным?

Почему необходимо бережно относиться к своим и чужим вещам, мебели, пособиям, игрушкам?

Как вы помогаете малышам?

Почему надо всегда поддерживать порядок во всем?

Что значит выражение «правильно себя вести»?

Каким трудом вы любите заниматься?

Помогаете ли вы взрослым в детском саду, дома и как?

Какие у вас есть обязанности в семье?

Какие электрические приборы, облегчающие труд людей в быту, вы знаете и как ими правильно нужно пользоваться?

В чем заключаются обязанности дежурных по столовой, в уголке природы, по занятиям?

Какое значение имеет труд дежурных?

Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

Что такое субботник?

Какие комнатные растения вы знаете?

Как надо правильно ухаживать за растениями в уголке природы в детском саду и дома?

Расскажите, как вы заботитесь о животных дома?

Расскажите, как вы ухаживаете на участке за деревьями и кустарниками?

Как вы работаете в цветнике и на огороде в детском саду и дома?

Назовите, какое оборудование для сада и огорода вы знаете?

Как можно починить книгу?



Чем пахнут ремесла?

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идешь мастерской, -

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Куртка шофера

Пахнет бензином.

Блуза рабочего –

Маслом машинным.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

Доктор в халате –

Лекарством приятным.

Рыхлой землею,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только безделье

Не пахнет никак.

Сколько ни душится

Лодырь богатый,

Очень неважно

Он пахнет, ребята!

Дж. Родари

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.