12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Тырзу Лариса Юрьевна36

Тема собрания: О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника.

«Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд» И. Кант

Задачи собрания:

1. Показать родителям значение учебной домашней работы школьника. 2. Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы. 3.Познакомить с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий.

Вопросы для обсуждения: l. Домашнее задание и его значение в умственном труде школьника. 2. Назначение домашнего задания в самостоятельной работе школьника. 3. Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.

Подготовительная работа к собранию 1. Диагностическое исследование мнения учащихся, учителей и родителей по теме собрания. 2. Подготовка с учащимися плаката - коллажа «Я учу уроки». 3. Подготовка памяток для учащихся по выполнению домашних заданий по разным предметам. 4. Выставка тетрадей учащихся с различными видами домашних заданий.

Анкетирование учащихся Уважаемый второклассник! Подумай и ответь на вопросы анкеты: 1. Какое количество времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?

*1 час *2 часа * 3 часа и более

2. Ты делаешь домашние задания самостоятельно или с помощью взрослых?

* сам * с помощью

3. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий?

* проверяют * не проверяют

4. С каким настроением ты выполняешь домашние задания? 5. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей?

*да, бывают * нет, не бывают


 

Анкетирование родителей Анкетирование родителей проводится выборочно, по их желанию. Как правило, родители, у которых есть проблемы, связанные с темой родительского собрания, активно участвуют в его подготовке. Для сравнительного анализа результатов анкетирования можно взять семьи, где данная проблема решается положительно и отрицательно. 1. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий? 2. Какие предметы требуют больших затрат времени? 3. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание? 4. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание? 5. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание? 6. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету? 7. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано?

Анкетирование учителей-предметников На вопросы анкеты отвечают все учителя, по предметам которых задаются ученикам домашние задания. 1. Всегда ли вы задаете по своему предмету домашнее задание? 2. Учитываете ли вы возраст учащихся, возможности класса при дозировке домашнего задания? 3. Предлагаете ли вы своим ученикам альтернативные задания, разноуровневые, творческие (по желанию), задания на выбор учеником? 4. Всегда ли вы даете домашнее задание на уроке? 5. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют домашнее задание по вашему предмету всегда хорошо? 6. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют задание плохо или вовсе не выполняют? 7. Как вы поступаете, если ученик по какой-то причине не выполнил домашнее задание? 8. Всегда ли вы аргументируете выставление оценки за домашнее задание? 9. Какие методы стимулирования учащихся за выполнение домашних заданий вы используете? 10. Какие рекомендации родителям вы хотели бы предложить по теме родительского собрания?

К родительскому собранию дети проводят исследование (по желанию). Они фиксируют каждый день количество затраченного времени на подготовку домашнего задания по каждому предмету. Затем ребята выводят среднюю цифру по каждому предмету и оформляют в виде плаката.

Творческим заданием учащихся к собранию является оформление коллажа «Я учу уроки». Ребята должны показать свое настроение и эмоциональное состояние при подготовке домашних заданий, а также представить в коллаже модели поведения родителей в этот момент.

Учителя-предметники готовят памятки по своему предмету. Эти памятки нужно раздать родителям, чтобы ребенок мог ими пользоваться дома.

Полезная информация

Нередко в учебе второклассников возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы часто связаны во- первых, это слабая учебная подготовка ; во-вторых, неумение анализировать, плохая речь, слабые память и внимание; в-третьих, нежелание заставить себя заниматься, неразвитая воля. Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых. 1. Нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия. 2. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады. 3. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность. 4. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. В этом ученику поможет специальная памятка «Как готовить домашние задания».

1. Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы. 2. Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос. 3. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету. 4. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений. 5. Научиться находить интересующую нужную информацию c помощью компьютера. 6. Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить. 7. Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться. 8. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам. 9. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания. 10. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них. 11. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету. 12. В процессе приготовления домашнего задания необходимо делать перерывы. 13. Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить. 14. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые тебе могут пригодиться. 15. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту. 16. Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее. 17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности. 18. Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день. 19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков. 20. Надо составлять план устного ответа и проверять себя.

Метод ключевых слов Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему текста. Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова — сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста. При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.


 

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена его величеству — домашнему заданию. Специальные исследования показывают, что проблема эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся.

Учитель проводит игру «Разброс мнений» Раздаются карточки с первым словом предложения, а родители должны продолжить. Используются следующие карточки:

-У нашего ребёнка есть специальное место, где он…

- Наш ребёнок выполняет д.з. …

- Самостоятельно справляется с …

- Готовит с трудом ..

-Когда ребёнок учит уроки, мы ...


 

-Если ребёнок небрежно выполнил д.з. ..

-Если ребёнок медленно включается в работу …

Анализ мнения учащихся, родителей и учителей по проблеме собрания

Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке — неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления — этому должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи. Домашнее задание должно учить ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом. Самое элементарное в домашнем задании — это буквальное повторение пройденного учебного материала.

Главное назначение домашнего задания:

~ воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности; ~ овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы; ~ формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей; ~ формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

Классный руководитель знакомит всех присутствующих с результатами полученных исследований. Обсуждение полученных результатов.

Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают ребёнка. Одни взрослые заявляют ребёнку: «Уроки заданы тебе, ты их и делай». Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам задано?»- и раскладывают учебники и тетради. В первом случае возникает обида на равнодушие близких к школьным делам и страдает качество выполнения д.з. А во втором формируется безответственность.

Как приучить ребёнка выполнять домашнее задание качественно и самостоятельно?

Проверьте правильно ли организованно рабочее место ребёнка. Оно должно быть достаточно освещено. Рабочий стол ставится ближе к окну, чтобы свет падал слева. В вечерние часы включается настольная лампа. Всё должно находиться на своих местах.

Не рекомендуется пользоваться тяжёлыми ручками, т.к. увеличение её веса даже на 1 грамм усиливает утомление. Утомление наступает быстрее если работаешь за столом, который не соответствует росту. При росте ребёнка от 120 до 129 см стол должен иметь высоту 59 см, при росте от 130 до 139-62 см, при росте от 140 до 149 см-68 см. Разница между высотой стола и стула от 21 до 27 см. Надо следить, чтобы ноги опирались всей ступнёй на пол или подножку стола. Не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату. Приступать к занятиям лучше через час-полтора после возвращения из школы. Продолжительность выполнения заданий не должна превышать 2 часов.

Практическая работа родителей в микрогруппах.

1 Старший ребёнок делал уроки на продлёнке кое-как, ну и успеваемость была соответствующая. Поэтому младшему мы запретили делать уроки без нас. Я прихожу в 18 часов, ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом и при необходимости подсказываю.

??? 1? Если ребёнок ходит на продлёнку, то уроки должен делать там?

2? Должен ли ребёнок дожидаться родителей, чтобы выполнить д.з.?

3? Должен ли ребёнок выполнять работу на черновик или сразу на чистовую?

2. Мы с женой договорились, что дочь учится сама, как может. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Мы считаем раз ученица -Света, то пусть сама и решает свои учебные проблемы. А уж отметки- что заработает, то и получит.

??? 1? Как вы оцениваете поведение родителей?

2? Нужно ли помогать ребёнку в учёбе?

3? Если ребёнок получит два, то какие ваши действия?

ВЫВОД: Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда:

• Ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания; • Домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика; • Вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения; • Выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

ВЫВОД: На заметку родителям

Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток;

Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу;

Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой;

Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;

Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы;

Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий;

Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;

Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Итог собрания

Родители по очереди говорят о том, что положительное они узнали в ходе собрания по данной теме, определяют для себя сроки собственного участия в тематической консультации по этой проблеме. В ходе рефлексии может быть определено участие отдельных детей в стимулирующих и дополнительных занятиях по отдельным предметам.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ

О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

       На основании СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" домашнее задание регламентируется следующим образом.

1.    В 1 классе домашние задания не задаются.

2.    Во 2 – 6 классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы, в 7 – 11 классах домашние задания задаются на выходные, праздничные дни и каникулы в облегченном варианте.

3.    Перегрузку  учащихся могут вызывать:

·       чрезмерно большое домашнее задание;

·       чрезмерно трудное домашнее задание;

·       несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;

·  неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

Основная причина перегрузки – объем домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.

Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком гро­моздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужно­го положительного эффекта, а также задания, о приемах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.

            Суммарное время выполнения учащимся домашнего задания не должно превышать во 2 классе – 1,5 ч., в 3 - 4 классах -  2 ч., в 5 – 6 классах - 2,5 ч., в 7 – 8 классах - 3 ч., в 9 – 11 классах -  4 ч.

Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут, в 5-6 классах – 1 часа, в 7-8 классах – 1,5 часов,в 9-11 классах – 2 часа.

4.      Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.

Задания, помеченные звездочкой, на дом могут задаться только как дополнительные. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему.

5.    Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию

Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.

Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.

Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.

Школьникам можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.

 Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

6.    Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем.

Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

7.    При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования.

Для учащихся 2-х классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5 – 10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз.

В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30 – 35 минут, а в четвертом – до 40 – 45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2 – 3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва учащиеся 3 – 4-х классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль). 

Методика проверки домашней работы учащихся должна быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.

Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока.

Возможные формы проверки:

·       фронтальный контроль;

·       выборочный контроль;

·       взаимоконтроль учащихся при работе в парах;

·       самоконтроль учащихся.

Список используемой литературы:

Киселёв А.Ф. «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» Начальная школа .1999 №9

Пунский В.О. «Азбука учебного труда» М, 1988

Коростелев Н.Б. «Воспитание здорового школьника» М., 1986

Интернет ресурсы.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.