Предварительный просмотр презентации
О ходе реализации рабочей программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью 1доп.,1-4 классов, принятая к печати Издательством «Просвещения». Составила: педагог-психолог высшей квалификационной категории Цуканова Ирина Владимировна МБОУ «Колыванская школа-интернат»
Цель программы: дать правильное представление об окружающей действительности на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Место коррекционного курса в учебном плане. Программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений - коррекционно – развивающую область учебного плана образовательного учреждения Программа рассчитана на 5 лет обучения: 1доп.,1-4 класс 1доп., 1 кл. по 66 часов, 2-4 класс по 68 часов. Продолжительность каждого занятия в среднем 30-40 минут.
Научная новизна программы: коррекция недостатков психического развития детей осуществляется через системный подход, в котором когнитивные и двигательные методы принимаются в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния; в самом содержании; методическом аппарате, включающем психокоррекционные технологии, методы и техники, направленные на компенсацию и исправление интеллектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития; в системно-структурном и личностно-деятельностном подходах коррекции; в разработке личностных, предметных результатов, БУД, тематического плана.
Программа состоит из двух блоков: сенсорное развитие и психомоторное развитие. Под сенсорным развитием понимается формирование в детях чувственного познания, т.е. умение видеть, слышать, осязать, представлять.
Сенсорное развитие осуществляется параллельно с психомоторным развитием, являясь неотъемлемой его частью. Развитие психомоторики проходит по 3-х уровневой системе; основанием для выделения уровней явилось представление об определённых этапах в развитии пространственно-временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности. Этот блок включает в себя развитие общей и мелкой моторики.
Первый уровень направлен на активизацию и энергоснабжение психических процессов (подкорковых образований головного мозга). Задачи первого уровня: Обучение дыхательным упражнениям и специальным способам повышения энергетического потенциала. “Развязка” синкинезий, автоматизация отдельных движений.
Развитие мелкой моторики, координации движений.
Оптимизация тонуса и обучение способам релаксации, снятия мышечных зажимов.
Повышение устойчивости, равновесия. Развитие целостного образа тела.
Второй уровень - уровень владения телом и пространством, подразумевает тонкий анализ экстероцептивной информации для осуществления сложных видов психической деятельности. Задачи второго уровня: Развитие чувства ритма. Развитие перцептивных и мнестических возможностей, повышение чувствительности к разной информации.
Формирование пространственных представлений (относительно своего тела, относительно другого предмета, ориентация на плоскости).
Развитие межполушарного взаимодействия. Через отработку сочетаемых движений правой и левой половины тела с фиксацией отдельных частей тела, с одновременными и попеременными движениями. Развитие зрительно – моторных координаций, отработка согласованности действий. Развитие ловкости. Развитие внимания.
-Переход от единичных двигательных актов к системе или серии однотипных движений.
Третий уровень – уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов. Задачи третьего уровня: Развитие произвольности, умение выполнять и принимать правила игры и роли, способности к совместному решению задач. Отработка коммуникативных навыков через парные и групповые упражнения, формирование навыков совместных действий, способствующих лучшему пониманию друг друга. Развитие произвольного внимания и памяти.
Требования к условиям комплектования групп На начальном этапе работы проводится обследование учащихся с позиции системного подхода. Устанавливаются затруднения, то есть проводится психолого-педагогическая дифференциация учащихся на группы по возможностям обучения и развития. При комплектовании коррекционной группы учитывается наличие сенсорных навыков и умений, определяется уровень сенсорного и психомоторного развития (первичные и вторичные затруднения, их причины). Совместно с учителем, логопедом анализируются особенности овладения учебными умениями и навыками, необходимые для прохождения программного материала.
В рамках диагностического направления проводится следующая диагностика: 1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича). оценка статического равновесия оценка динамического равновесия 2. Оценка ручной моторики. тесты зрительно-моторной координации. 3. Оценка тактильных ощущений. 4. Оценка владения сенсорными эталонами: Тесты цветоразличения Различение формы Восприятие величины
5. Оценка ведущего вида памяти. 6. Оценка пространственного восприятия. 7. Оценка восприятия времени. 8.Оценка уровня внимания, уровня произвольности, умения работать по образцу. По результатам обследований формируются коррекционно-развивающие группы по развитию сенсорных и психомоторных процессов.
Оценка эффективности занятий: Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает психолог учащимся при выполнении заданий; поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников; при незначительной помощи умение применять полученные знания на практике, использовать в речи характеристики сенсорных эталонов; положительная динамика при выполнении контрольных психологических заданий и тестов; косвенным показателем эффективности может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
В результате проведения курса у обучающихся (при помощи взрослого) формируются: Личностные результаты: занятия способствуют формированию мотивации к учению, позитивного отношения к себе и окружающему миру. Учащиеся стали проявлять интерес к изучаемому материалу, принимать статус ученика.
Базовые учебные действия. Регулятивные: при поступлении были свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля. Большая часть детей не могли усидеть на месте, не знали и не выполняли правила поведения на уроке, перемене. на данный момент учащиеся на достаточном уровне контролируют свои действия, под руководством взрослого могут управлять своим поведением.
Познавательные: при поступлении учащиеся имели низкий уровень представлений о сенсорных эталонах, целостном образе предметов и картин, низкий уровень пространственных и временных представлений, сниженный уровень сформированности основных ПФ. в процессе обучения дети овладевают сенсорными эталонами, у них появляется точность восприятия, формируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, тем самым создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
Коммуникативные: поступившие дети при обследовании показали низкий уровень словарного запаса, связной речи, умений вербального и невербального общения. в процессе обучения школьники учатся с помощью взрослого выражать свои мысли, овладевают монологической и диалогической формами речи на элементарном уровне. коррекционный курс представляет благоприятный контекст для формирования таких коммуникативных действий, как умение строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; работать в парах и малых группах; а также, вербальных и невербальных способов коммуникации.
Разработанный курс позволяет получить стабильные положительные результаты в развитии психомоторной и сенсорной сферы. У учащихся расширяется правильное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
В 4 а классе за период обучения в начальной школе коррекционно-развивающие занятия по сенсорному и психомоторному развитию посещало 7 учащихся, при поступлении уровень сенсорного и психомоторного развития у 2 уч. (28,6%) был низкий, у 3уч. (42,8%) ниже среднего, у 2 учащихся (28,6%) средний, к завершению обучения в начальной школе(май 2024г.) уровень повысился у 3 уч. (42,8% ) до среднего, у 1 уч. (14,4%) приблизился к хорошему, у 3 уч.-(42,8%) до хорошего уровня.
При поступлении все обследуемые функции и процессы находятся на низком и ниже среднем уровне развития, а на конец обучения в 4 классе уровень сенсорных, психомоторных, познавательных процессов повышается в основном до среднего, а некоторые до хорошего уровня. Наибольшая динамика прослеживается в развитии восприятии цвета,формы, величин, пространственной ориентации, мелкой моторике, временной ориентации, умении удерживать равновесие.