Статья на тему «О художке — с любовью»
К разделу «Творческий потенциал образовательного учреждения и его реализация»
О «Художке» - с любовью
Чернова Наталья Георгиевна,
Преподаватель рисунка, живописи, композиции
МБОУ ДО ДХШ 1 им В.М.Клыкова
гор. Курска
Данная статья приурочена к юбилею ДХШ 1 им В.М.Клыкова. Она была основана в июле 1966 года на базе художественно-графического факультета Курского ГПИ. Под руководством первого директора и методиста Н.Я.Пекарского школа развивилась и увеличивала свой контингент. В 1980 году школа обрела своё здание, в стенах которого в настоящеее время получают дополнительное художественное образование 280 детей из общеобразовательных школ города. В 2007 году постановлением администрации города Курска школе присвоено имя Народного художника России, Заслуженного деятеля искусств РФ, Лауреата Государственных премий СССР и РСФСР Вячеслава Михайловича Клыкова. В школе реализуют свой творческий потенциал высококвалифицированные опытные преподаватели.
Притягательная сила искусства во все времена объединяла художественные натуры, наделённые обострённым чувством прекрасного, непреодолимым желанием совершить это чудо сопричастности Творцу, постичь тайну рождения художественного образа, испытать эмоциональное напряжение от созерцания предмета искусства, стать властелином пространства картинной плоскости, научиться материализации чувственных образов…
Для более полного и успешного раскрытия творческого потенциала личности необходима среда, в результате взаимодействия с которой формируется способность к художественному видению, возникает устойчивый интерес к изучению предмета искусства и природы творчества. Как известно, подобное притягивается подобным, и творческие люди непостижимым образом находят друг друга, взаимообогащаясь в со-творчестве, поисках абсолютных истин и законов красоты. И чем в более нежном возрасте человек начнёт взаимодействовать с художественной средой, тем более тонкой будет его нервная организация, тем обострённее он будет чувствовать красоту и тем больше вероятность утверждения его как профессионала на поприще изящных искусств.
Вот уже 50 лет колыбелью, творческой семьёй, охранной зоной и надёжной академической площадкай для совершения первых шагов в искусстве является наша Детская художественная школа. И хочется пронести сквозь этот полувековой отрезок времени искренние слова благодарности и признательности её основателям – первой команде руководителей и наставников. Не имея своего помещения, устраивая занятия в проходных залах худграфа под взглядами студентов и статуй античных богов, не имея своих фондов, школа жила, крепла и отстаивала своё право на существование. В далёком 1966 году первый набор составил 30 человек, а сегодня – 280. Это прекрасная иллюстрация того, как правильная идея с позитивным и созидательным посылом при участии специалистов, фанатично верящих в успех своего дела, при поддержке муниципальных властей и населения имеет продолжение, превращается в традицию и становится неотъемлимой частью дня сегодняшнего. Художественная школа с годами приобрела статус престижного учебного заведения города.
Без художественной школы, которая являетя начальной базовай ступенью системы академического образования, трудно представить себе систему дополнительного образования как таковую. «Не каждый умеет петь…» - так говорил поэт. Кому-то ближе тихая радость создания картин выразительными средствами живописного и графического языка, овладение пластикой скульптурных форм или погружения в философские рассуждения о судьбах художников и значении их творчества для будущих поколений.
50 лет – это короткий временной отрезок в контексте развития мировой художественно-педагогической мысли, но если представить сотни выпускников, прошедших школу мастерства у высококлассных наставников, десятки состоявшихся творческих судеб, реализовавших себя в профессии и связавших свою жизнь и судьбу с художественным творчеством (это профессиональные художники, доценты и профессора художественных ВУЗов, дизайнеры интерьера, веб-дизайнеры, модельеры, сценографы, преподаватели средней и высшей школы, фри-лансеры, народные мастера и просто талантливые и тонко чувствующие прекрасное хорошие люди), если ознакомиться с ретроспективной выставкой работ из фондов школы, бережно и с трепетом подготовленной командой преподавателей, то Детская художественная школа предстанет фундаментальным явлением в артпространстве города.
Ученики ласково и с любовью называют школу «художкой». Это их творсческая семья, это пространство, где можно фантазировать, осуществлять невероятные творческие проекты, находить друзей и единомышленников, шутить и быть предельно серьёзными, общаться с наставниками и возрастать духовно. Здесь всегда что-то происходит и изменяется, на неизменными остаются канонические законы искусства, которые сквозными идеями проецируются и отражаются в повседневной жизни. И постепенно в процессе общения и обучения выкристаллизовывается смысл и основная задача художественного образования – научиться выстраивать свою жизнь по законам Красоты и Гармонии. Этим искусством нельзя овладеть в одночасье, долгие годы могут уйти на поиски смыслов, но истоки формируются в детстве, и когда мы в «художке» размышляем с детьми о законах равновесия, ритмическом строении плоскости, о контрасте и нюансе, о цветовой доминанте, о созидательной роли фона, то эти профессиональные термины на уровне «птичьего языка» обогащают духовно и развивают чувственность эмоциональной сферы.
На годы обучения в художественной школе приходится период становления и формирования личности учеников, время откровений, разочарований, восторга, осмысления себя… Преподаватели становятся свидетелями этого бесконечного процесса преображения обычных подростков в прекрасных профессионально образованных и талантливых юных художников.
«Художка» стала зоной комфорта для многих поколений её выпускников, которые с любовью вспоминают чудное время обучения в её стенах. Она всегда была местом притяжения творческой учащейся молодёжи города, территорией познания и освоения законов жизни через законы красоты.
14 преподавателей с разной педагогической и творческой судьбой передают эстафету академического художественного образования десяткам учеников. Они осуществляют «связь времён», вплетая в контекст объяснения учебных дисциплин художественные отступления, вспомная истории о своих любимых выпускниках и их успехах, о том, «как раньше было», демонстрируя фондовские работы высочайшего профессионального уровня. И тогда перед каждым первоклассником открывается перспектива обучения на более высоких ступенях академического уровня и возможность превзойти своего Учителя. Естественно, не каждый ученик намерен продолжать художественное образование, но память о дружной творческой атмосфере, надёжных наставниках и о чём-то ещё, чему не дано было свершиться, подталкивает многих выпускников школы приводить своих детей в родные стены и вместе с ними ещё раз проживать радости и трудности этапов художественного поиска на пути самореализации в профессии.
Ещё хочется отметить, что эти 50 выпусков дали старт не только талантливым художникам, но и прекрасным педегогам. Многие бывшие воспитанники получили профессиональное образование и вернулись в родную школу в качестве преподавателей. И не пожалели. Тот, кто приходит работать в школу, остаётся здесь навсегда, находя своё призвание. Видеть перед собой всегда только молодые лица, быть участником весёлых детских затей и свидетелем серьёзных откровений, стоять у истоков зарождения творческого авангарда будущего – это ли не награда за каждодневный кропотливый труд педагога, работающего над правильнлй постановкой глаза и руки, над освоением законов пространственного видения и перспективных искажений.
Художка сохраняет традиции русской академической школы рисунка и живописи, выявляет одарённых детей и поддерживает талантливую молодёжь. Подтверждением тому служат многочисленные победы обучающихся в творческих конкурсах и назначение им поощрительных стипендий областного, муниципального и Президентского уровней.
Хочется пожелать художке и в дальнейшем радовать нас благодарными учениками, продолжать дарить талантливым ребятам встречи с их наставниками, благодаря умению, терпению и профессионализму которых не прервётся связь времён и из творческих искорок, зажженных в детских сердцах, засияет свет большого искусства. А ученикам пожелать бескорыстно служить идеалам прекрасного, развивать интуитивно - чувственный способ определения гармонии, постоянно работать над собой, совершенствуя свой интеллект, своё художественное мастерство и, ощущая пульс времени, добиваться успехов в жизни и творчестве.