Статья «О необходимости преодоления установок ориентализма в курсе татарской музыкальной литературы»
О НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ УСТАНОВОК ОРИЕНТАЛИЗМА В КУРСЕ ТАТАРСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нуруллина Р.В.
Детская музыкальная школа №6 им. С. Сайдашева, г. Набережные Челны
Центр исламоведческих исследований АН РТ
Кандидат социологических наук
Глобальные изменения, происходящие в современном мире, затрагивающие целые страны, народы и каждого человека в отдельности, ставят нас перед необходимостью поддерживать культурное многообразие, стремиться к позитивному взаимодействию и всеобщей гармонии в жизни общества. Особую актуальность эта задача приобретает в условиях полиэтничности и поликонфессиональности, характерных для населения таких регионов, как Поволжье. Социальные вызовы подобного рода затрагивают все сферы жизни общества, в том числе и культурно-образовательную. Для нас крайне важно формировать у молодого поколения интерес к истории родной культуры и уважение к этническим и религиозным традициям соседних народов.
Изучение татарской музыкальной литературы в детских школах искусств, как правило, находится на периферии современного образовательного процесса. Причиной этому нехватка аудиторных часов, недостаток методического сопровождения, перегруженность учащихся в сфере общего и дополнительного образования, общая бюрократизация системы и многое другое. Тем важнее для преподавателя умение достичь максимального результата, при использовании минимума средств. Необходимо тщательно продумывать цели и задачи курса, стратегию, методы обучения, выбор дидактических единиц и пр. Нужно также иметь в виду, что сегодня преподавание татарской музыкальной литературы происходит в рамках устаревших дискурсивных подходов и идеологических установок, сложившихся еще в XX веке. Наиболее продуктивным для развития татарской музыкальной культуры считается советский период, когда у братских народов СССР появились условия для формирования и развития «прогрессивной» светской культуры европейского типа. В то же время, не менее интересный культурный пласт, созданный многочисленными этносами дореволюционной России (в том числе, мусульманскими народами Поволжья) представлен весьма ограниченно. Как правило, в учебном курсе рассматриваются основные характеристики, виды и жанры татарского фольклора, при этом практически без внимания остается тысячелетняя, эстетически мощная, богатая и разнообразная исламская музыкальная традиция. В советский период такое пренебрежение было связано с господствующими в обществе атеистическими идеологическими установками, однако тенденция сохранилась и впоследствии, несмотря на религиозное возрождение и повышение интереса к культуре ислама в современной России.
Объяснение этому мы можем найти в трудах американского литературного критика палестинского происхождения Эдварда В. Саида, который еще в 70-е годы XX века ввел в научный оборот термин «ориентализм» [1]. Его суть в том, что в исследованиях Востока, преобладают подходы, основывающиеся на установках западного сознания, вследствие чего неизбежным становится искаженное восприятие «другого», лишенное объективности и предвзятое. В России, которая имеет длительную историческую ретроспективу взаимодействия с мусульманскими народами и впечатляющий опыт классического исламоведения, в последние годы также неоднократно поднимался вопрос о наличии ориенталистских стереотипов в отношение ислама и исламской культуры [2, 3, 4].
Сфера музыкального образования в этом смысле представляется наиболее консервативной. В учебных планах детской музыкальной школы, утверждённых коллегией Министерства культуры РТ в 1993 году, говорится о необходимости усовершенствования начального музыкального образования, что связано с современным развитием национальных культур Республики Татарстан. В курсе татарской музыкальной литературы (включающем слушание музыки, фольклор и собственно музыкальную литературу) необходимо раскрывать специфику художественного мышления татарского народа. В темах, связанных с фольклором, должно происходить практическое освоение народных жанров. Предусматривается знакомство с народным татарским искусством устной традиции, а также с восточной монодической культурой. При этом, особо отмечается, что татарская музыка должна рассматриваться как часть мировой музыкальной культуры. «Принципиальное значение имеет опора на понятийные знания, получаемые в курсе музыкальной литературы, поскольку важно не допустить восприятия татарской музыки в качестве изолированного явления» (курсив мой – Р.Н.). [Цит. по:5]. Учитывая, что понятийные знания, получаемые в курсе музыкальной литературы, базируются на традициях европейского и русского классического музыковедения, предполагается рассматривать профессиональную татарскую музыкальную культуру как часть этой традиции. При этом ставится трудновыполнимая задача раскрыть специфику художественного мышления татарского народа на основе почти исключительно фольклорного материала и в узких рамках ориенталистского подхода.
Вместе с тем, в последние десятилетия появился целый ряд публикаций, посвященных исследованию роли и значения ислама в традиционной татарской музыкальной культуре. Еще в советский период проблему обозначила Р.А. Исхакова-Вамба, впервые представив религиозную музыку татар в контексте арабской культуры. В 1990-2000-е годы активно исследовались музыкально-культурные традиции российских мусульман Поволжья, историческая картина их формирования, проблемы бытования в XX веке, связь этих традиций с движением национально-культурного возрождения после распада СССР и в контексте культуры мусульманского мира. [6, см. также:7, 8, 9, 10]. И хотя этим работам также не чужд ориентализм, некоторые положения можно и даже необходимо использовать в курсе татарской музыкальной литературы.
Классическая средневековая исламская музыкальная культура (ИМК) сложилась в VII-X веках на Ближнем Востоке в результате синтеза арабской культуры и культуры народов, вошедших в состав Арабского халифата. В сферу ее влияния вошли многие страны и регионы, в числе которых в X веке оказалась Волжская Булгария. На протяжении тысячи лет ИМК являлась неотъемлемой частью традиционной культуры предков современных татар. Главной ее особенностью считается тесное взаимодействие со словом, что обусловлено своеобразием культовой практики мусульман: «Вокальное начало играет роль эмоционального «усилителя» и одновременно «координатора» Божественного Слова и молитвенных слов» [11, с. 233]. Приоритетное значение текста молитвы определило и преимущественную монодийность ИМК. Также в ней ярко проявились важнейшие характеристики традиционной музыки Востока — импровизационность и орнаментальность [10, 12]. Развитие науки мусульманского Востока создавало условия для осмысления закономерностей и нравственно-эстетического значения музыкального творчества, раскрывало возможности музыки в деле духовного совершенствования человека [10]. Особенно ярко эта функция музыкального искусства проявилась в рамках такого направления, как суфизм, оказавшего значительное влияние на развитие философии, литературы и искусства мусульманских стран. Суфизм (тассавуф) – мистико-аскетическое течение в исламе, направленное на поиски духовного самосовершенствования и высшего проявления веры.
Наиболее отчетливо специфика ИМК просматривается в сравнении с профессиональной европейской традицией: «Понятие сама‘, используемое в исламе для обозначения явлений музыки, не эквивалентно современному европейскому понятию «музыка» ... Сама‘ может быть слушанием пения, игры на музыкальных инструментах, распева стихов, а также может обозначать молитвенный ритуал суфиев с использованием музыкальных инструментов. Только с конца XVIII века понятие музыки начинает использоваться мусульманами соответственно его европейскому значению» [13]. Поэтому традиционные для западного музыковедения представления о музыкальнах формах и жанрах неприменимы к искусству ислама, тем не менее в качестве своеобразных ритуальных «жанров» классической мусульманской культуры, в которых особенно важна музыкальная составляющая, иследователи выделяют азан, талават, зикр, сама и др. [Здесь и далее см: 13]. Азан (в переводе с арабского «объявление, приглашение») – призыв к молитве и одновременно открытое провозглашение веры; талават – чтение нараспев (рецитация) Корана, зикр (в переводе с арабского «поминание») – ритуал поминания Бога, основанный на повторе отдельных слов (например, «Аллах») или фраз. Сама‘ – это не только понятие музыкального в широком смысле, но и особое радение суфиев, включающее пение, игру на музыкальных инструментах, иногда танец — ракс.
Помимо классических ритуальных форм, органически вписавшихся в контекст традиционной татарской музыкальной культуры, эстетика ислама оказала значительной влияние на развитие фольклора. Исследователи выделяют в татарском фольклоре комплекс так называемых «книжных» жанров, связанных с мусульманской традицией декламирования нараспев поэтических текстов – баиты, мунаджаты и исполняемые в напевной манере стихотворения классиков татарской поэзии («книжные напевы») [16], в контексте исламской культуры нередко рассматриваютсяч также многослоговые лирические песни – озын көйләр. [9]
Важнейшей категорией ИМК выступает макам (в переводе с арабского «стоянка, место, положение») – один из основных принципов музицирования, подразумевающий в каждом случае определенный тип мелодического и метроритмического развертывания композиции. Это понятие своеобразно и многозначно, оно содержит в себе «в свернутом виде» все атрибуты художественного языка – ладовые, синтаксические, композиционные, словесные, интонационно-формообразующие. «Каждый макам, как правило, представляет собой многоопорную ладовую структуру. Ладовая основа пения – модальная, опирающаяся на различные звукоряды (диатонические, хроматические, пентатонику)…» [14]. Исследователи считают, что у татар до революции было большое разнообразие макамов: «наряду с макамами, «привезёнными» с Востока … существовали и национальные («милли») макамы, которых было много: в одной деревне бывало по несколько чтецов, и к ним специально приезжали учиться со всей России». [Г. Сайфуллина: 15]
Сформировавшись в эпоху средневековья в ареале исламской цивилизации с имманентно присущими ей сущностными характеристиками и жанрово-видовой структурой, классическая татарская культура во второй половине XIX века оказалась в сфере влияния модернизационных процессов, в результате чего в нее активно привносятся элементы светской (европейской) традиции. Полемика кадимистов (сторонников исламского традиционализма) и джадидистов (в той или иной степени стремящихся к модернизации общества в европейском духе), несомненно, разнообразила ее контекстное поле и задала новый вектор развитию. Наиболее ярко эти тенденции проявились в творчестве С. Габаши [17]. К сожалению, естественное поступательное движение татарской культуры в период ее «золотого века» было прервано революцией 1917 года. В соответствии с новой коммунистической идеологией из процесса была «выключена» религиозная составляющая, вследствие чего мы получили «альтернативную» версию социального и культурного развития, в рамках которой исламская парадигма могла проявляться исключительно в латентной форме [8]. И только для татарской классической музыки последних десятилетий XX века возрождение художественных традиций татаро-мусульманской культуры становится «содержательно-смысловой задачей». Так, Л.З. Бородовская в своей диссертации выявляет символические формы суфизма в ряде сочинений А. Монасыпова, Ш. Шарифуллина, Р. Ахияровой, Р. Калимуллина, и в значительной степени, в творчестве М. Шамсутдиновой [7].
Литература
1. Said E.W. Orientalism. New York: Pantheon Books, 1978.
2. Гибадуллин Р.М. Образ ислама в постсоветском религиоведении: проблема адекватной интерпретации таухида // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2013. №10 (36): в 2-х ч. Ч.I. С.53-56.
3. Карелова Л.Б. Проблема европоцентризма и ориентализма в современной России // Тетради по консерватизму. 2015. № 5. С. 152-158.
4. Ориентализм vs. ориенталистика. Сборник статей / Институт востоковедения РАН, Фонд исследований исламской культуры. Отв. ред. и сост. В.О. Бобровников, С.Дж. Мири. М.: ООО «Садра», 2016.
5. Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» … на 2016/2017 учебный год, ДШИ № 13, г. Набережные Челны.
6. Юнусова В.Н. Музыкальные традиции праздника Мавлид у российских мусульман // Мавлид аль-Набий. 2007. № 1. Издательский дом «Медина». URL: http://www.idmedina.ru/books/history_culture/mavlid/1/music.htm?
7. Бородовская Л.З. Традиции суфизма в татарской музыке. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Казань: Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова, 2004.
8. Дулат-Алеев В.Р. Парадигма исламской культуры в татарской музыке советского периода // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. № 5A. С. 396-404.
9. Латыйпова В.М. Изучение бытования ислама в традиционной музыке татар // Государственная культурная политика и образование как часть стратегии национальной безопасности Российской Федерации: материалы Межд.. науч.-практ. конф. / сост.: В.Р.Алиакберова, А.А.Мухамадеева; науч. ред. Р.Р.Юсупов, Р.М.Валеев, Э.Р.Тагиров. Казань: изд-во Казан. государ. инст-т культуры. 2015. С. 64-66.
10. Салитова Ф. Духовный потенциал ислама как основа формирования традиционной татарской музыкальной культуры и педагогики // Издательский дом «Медина». URL: http://www.idmedina.ru/books/materials/faizhanov/5/pedagog_salitova.htm
11. Шаяхметова А. К. К вопросу о музыкальной эстетике Корана // Религия, культура, образование 2009. №3. С. 233-236.
12. Юнусова В.Н. Ислам – музыкальная культура и современное образование в России. М.: Хронограф, 1997. – 152 с.
13. Сайфуллина Г. Музыка ислама. Что такое исламская музыка и как она используется в богослужениях // Арзамас. Просветительский проект. [Электронный ресурс]. URL: https://arzamas.academy/materials/1622 (Дата обращения 21. 05.2020).
14. Шаяхметова А.К. Музыкальный аспект культовой практики ислама (на примере джума-намаза). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Новосибирск, 2012.
15. Ибрагимова Г. Священное Писание на татарский лад, или возрождение национальных макамов // IslamTuday. Информационно-аналитический портал. URL: https://islam-today.ru/istoria/svasennoe-pisanie-na-tatarskij-lad-ili-vozrozdenie-nacionalnyh-makamov/
16. Смирнова Е.М. Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар-мусульман Волго-Уралья. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. С-Пб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 2010.
17. Культура народов Татарстана. Книга для учителя / Сост. Л.А.Харисова. Казань: Магариф, 2005. — 367 с.