12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Спицына Любовь Ивановна45780
Инженер по образованию, учитель по призванию, романтик в душе, трудоголик по сути. Требовательна к себе и окружающим.
Россия, Краснодарский край, Краснодар

Об общих проблемах школьного российского образования и частных проблемах лицея: размышления учителя

Многолетняя работа с подростками-школьниками, учениками седьмых – одиннадцатых классов довольно часто заставляет сопоставлять, анализировать, сравнивать… Делаю это, прежде всего, для того, чтобы экспериментировать, корректировать, проводить рефлексию.

Гиперактивно проходящая в нынешнее время цифровизация образовательной среды, по оценке многих экспертов, становится одной из сложностей, если не сказать опасностей, системы российского общего образования. Отмечая некоторое отставание общеобразовательной среды от внедрения цифровых новаций, Евгений Малеванов, директор Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХ и ГС, тем не менее, он считает, что «бурно развивающиеся цифровые технологии создают искажение в процессе развития и воспитания детей".[1]

Выполнение требований времени об использовании информационных технологий и введении современных форм и методов в системе общего образования делает все более необходимым индивидуально-личностный подход к учителю, ведь «никакое компьютерное образование не может заменить личность учителя». Такое мнение озвучил Сергей Комков – руководитель Всероссийского фонда образования, сопредседатель движения «Образование для всех»[1]

Актуальность темы, ее «долгожительство» в системе российского образования обусловлено факторами объективного и субъективного свойства. Строки, опубликованные пять лет назад на Уроке.РФ нашей коллегой, учителем физики и математики Еленой Алексеевной Дзюрич, лишь подтверждают это. Ее стихотворное обращение к тем, кто не знаком изнутри с деятельностью учителя, но считает себя вправе «бросить камень» в его сторону, строки пронзительны и злободневны:

Вам на недельку бы в «тайфун счастливый»

Чему-то научить ваших детей!

Где каждый день средь миллион бумажек

Вам душу детскую нельзя никак терять.

И, не поверите, частенько даже

На «не хвативший» пирожок свои отдать.

И «доложить», когда не все досдали,

И в турпоход – сосиски… чтобы ВСЕМ!

А вечерами (вы этого не знали?)

Мы говорить не можем…Ну, совсем… [2]

Знакомство и систематизация материалов по теме, имеющихся в открытом сетевом доступе, дают возможность сформулировать некоторые, не теоретические, а организационно-системные, проблемы российского общего образования. Их анализ, знание реальной ситуации изнутри, позволяет мне представить собственное видение той или иной проблемы, оценить возможность её решения.

Проблема 1: Бюрократизм продолжает расцветать, повышая формализм отчетности.

Уж сколько раз нам обещали, что в работе учителя основным будет лишь небольшое число документов, которые являются официально-отчетными. Но реалии таковы, что поток директив, указаний, отчетов, связанных с различными аспектами деятельности учителя – классного руководителя – тьютора, не иссякает. По крайней мере, у нас именно так.

t1617307982aa.jpgИ решает всякий раз учитель, что первично: составить требуемый отчет или уделить время проектированию новаторского урока, нестандартного внеклассного мероприятия? Несладко в таком потоке бумаг от вышестоящих и контролирующих органов и администрации школы: завуч – куратор определенного направления деятельности тратит уйму времени для ответов на бесконечные отчеты вместо посещения уроков молодых специалистов, оказания методической и практической помощи учителю. Считаю эту проблему неискоренимой, она со временем лишь разрастается.

Проблема 2: Наполняемость классов, различный уровень подготовки учащихся в классе. Возможно, эта проблема не для всех регионов и школ актуальна. Но в Краснодаре-городе с огромным приростом населения, проблема актуальна, как никогда. Перенаселенность школ, работа в две смены при декларативном обязательном переходе в односменную школу никак не способствует качеству обучения, является несоблюдением СанПиН 2.4.2.2821-10, в пункте 10.1 которых указано, что наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек[3]. Получается, проблема известна, но нерешаема в силу каких-то «объективных» причин, при этом требований к качеству работы учителя это не снижает, а наоборот.

t1617307982ab.jpg

t1617307982ac.jpg

Урок естествознания в пятом классе. Групповая работа, представление задания группой.

Проблема 3: Профильное обучение – палка о двух концах? Получается, так. Обучение в основной школе ведется по государственным образовательным программам, обязательным к реализации в любой школе. Такие программы равновесны, так как в идеале предполагают равноценное гуманитарное и естественнонаучное образование школьника. Но такие программы содержательно и предметно не способны учесть личностно-индивидуальные предпочтения каждого ребенка. Казалось бы, профилизация общеобразовательной школы – панацея, позволяющая учитывать индивидуальные запросы и образовательные потребности каждого старшеклассника. Оказывается, не во всем. Ведь, увеличивая число учебных часов на изучение предметов одного направления, например, естественнонаучного, школа «оголяет» другое образовательное направление. Для старшеклассника допустимая недельная нагрузка–36 учебных часов, а это шестидневка с шестью обязательными уроками ежедневно.

Еще одной стороной проблемы считаю устоявшуюся у многих детей и взрослых убежденность в том, что какой-то предмет, если он не выбран для сдачи в форме ЕГЭ, не нужен в профильном классе. Не могу согласиться, ведь речь-то идет о школе общеобразовательной!

Рыночные отношения в нашем обществе не могли не коснуться школы, базовое финансирование которой учитывает и статус учебного заведения, его рейтинговые позиции в условиях конкуренции. Тогда школа, демонстрирующая высокое качество обученности выпускников, занимающая высокие места в объективном оценочном перечне, может рассчитывать на дополнительные материально-финансовые преференции. Считаю эту проблему объективно -обоснованной, решаемой при условии, что стартовые условия школ равнозначны. Хорошо было бы, если бы профессиональные достижения учителя и его учеников отмечались и оценивались подобными преференциями.

t1617307982ad.jpg

t1617307982ae.jpg

t1617307982af.jpg

Учитель российской школы успевает все: провести уроки и проверить творческие домашние работы, курировать проекты и исследования школьников, сопровождать их на муниципальных конкурсах, радоваться победам своих учеников!

Проблема 5: Профессиональная подготовка и повышение квалификации учителя. Этой проблеме, на мой взгляд, столько же лет, сколько и педагогике. Учитель должен иметь желание повышать собственную профессиональную квалификацию и иметь возможность выбора формы и периодичности прохождения качественных, новаторских, неформальных курсов, после которых будут появляться новые идеи, планы и результаты.

Если переводить размышления в плоскость методологии, и говорить о необходимости выбора форм и методов подачи учебного материала, создании условий для образования ученика, считаю, что учителя делают все возможное для максимально эффективного процесса обучения. Проблемное обучение и работа в группах, дифференцированные задания, в том числе и домашние, внеурочная и индивидуальная проектная деятельность школьников – все эти вопросы в сфере профессиональных интересов учителя. Многие вопросы методологии найдут решение, если решены будут организационные проблемы.

Обучение ребенка невозможно без его воспитания и развития. В 2020 году президент РФ Путин Владимир Владимирович в послании Федеральному собранию указал, что в нашей стране «образование должно стать сферой комплексного формирования личности, подрастающего поколения, и поэтому в систему образования надо возвращать такое понятие, как воспитание личности"[1].

Считаю, что вопросы воспитания личности не только школьника, но и родителей его, в современной общеобразовательной школе должны стать приоритетными.

Вспомнилась одна из известных теорем, доказательство которой математики искали более трехсот лет. Пришло время и теорему Ферма доказали. Хочется верить в то, что решение проблем современного российского образования, подобно многим научным головоломкам, будет найдено.

Всем, кто сегодня трудится в российских школах, желаю здоровья и человеческого счастья, творческого долголетия, успехов и удачи! 

Источники информации:

1. Статья «Эксперты назвали главные проблемы российского образования» https://sn.ria.ru/20200205/1564295666.html

2. Страница участника сообщества Дзюрич Е.А. https://урок.рф/discussion/20615

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Гроздева Ирина, 07.04.21 в 10:13 1Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, поздравляю с победой в очередном конкурсе!
Худякова Светлана Викторовна, 21.10.21 в 21:55 0Ответить Пожаловаться
Актуальная статья. Ее бы министерству образования почитать.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.