Объединение "Волшебный сундучок" (Театр мод)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«_____________________________»
Рассмотрена |
Утверждаю Директор __________________________________ Приказ № ________________------ |
на заседании методического совета |
Утверждаю Директор МБОУ ДО ЦПК «Пульс» __________________М.Г. Петченко Приказ № от 2024г. |
протокол № _________________ |
Утверждаю Директор МБОУ ДО ЦПК «Пульс» __________________М.Г. Петченко Приказ № от 2024г. |
Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № _________________ |
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебный сундучок»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 7-15 лет
| Составитель: Воронцова Наталья Александровна, педагог дополнительного клуб _____________ |
г. Ижевск, 2024г.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный сундучок» по декоративно-прикладному творчеству, рассчитана на один учебный год и реализуется Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования г. Ижевска «________» и в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022г. № 678-р).
-Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации);
- Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Положением об образовательной деятельности МБОУ ДО «_______» г. Ижевска.
Направленность программы. Программа имеет художественную направленность и ориентирована на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение практических навыков. Программа расширяет представления обучающихся о стилях и направлениях в одежде, технологической обработке изделий, развивает хореографические способности, чувство гармонии, знакомит с историей костюма, с основами сочетания цвета и фактур текстиля, именами ведущих модельеров мира. Программа направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по предметам: технология, изобразительное искусство. Программа позволяет социализировать детей, а именно помогает работать в паре, в команде, а также прививает ценности национальной культуры.
Программа «Волшебный сундучок» предназначена для обучающихся 7-15 лет, срок реализации – 1 год.
Актуальность программы. Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети получают первичные навыки шитья, создания эскизов, моделирования, узнают основы цветоведения, изучают особенности национальной культуры, экспериментируют и выдают готовый продукт из текстиля, бумаги или из вторичного сырья. Получают профориентацию в новых профессиях в текстильной промышленности.
Программа позволяет развивать межпредметные связи в образовательном процессе, соединяя в единое целое работу дизайнера и хореографа, осуществляя тесную взаимосвязь с историей, изобразительным искусством, культурологией, технологией.
Новизна дополнительной образовательной программы заключается в том, что она предоставляет возможность обучающимся, не только изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применить их, используя комплексно, при проектировании предметов одежды, интерьера, и всего того, что окружает нашу жизнь. А так же, дает возможность ознакомиться с рядом профессий и поможет в выборе будущей профессии.
Педагогическая целесообразность. Данная образовательная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей. Развивая мотивацию детей к познанию и творчеству, содействует личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы – развитие творческих способностей обучающихся на основе освоения ими технологии по конструированию, моделированию пошиву одежды.
Задачи программы:
Образовательные:
-Расширить теоретические и практические знания обучающихся по основам дизайна, изготовлению сценического костюма, технологии декорирования изделий и аксессуаров.
- Познакомить основам актерского мастерства, сценического искусства, хореографии.
Развивающие:
- развивать творческие способности (воображение, художественно-образное мышление, фантазия, зрительное восприятие чувство цвета, формы, композиционной культуры; - развивать художественный и эстетический вкус;
- раскрыть индивидуальность обучающегося, помогая ему познать и проявить себя, дать возможность для самостоятельного мышления, развития художественного воображения и образного перевоплощения.
Воспитательные:
- воспитать у обучающихся трудолюбие, усидчивость, толерантность, чувство взаимопомощи, такта;
- привить основы культуры труда, навыки публичных выступлений;
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.
Решение педагогических задач осуществляется на основе известных педагогических принципов:
-принцип системности – учебный материал программы разделен на образовательные курсы – от простого к сложному, каждый материал занятия обязательно несет и развивает основную тему курса;
- принцип доступности — выражается в соответствии информационного материала и форм его изложения с возрастными особенностями обучающихся;
- принцип сознательности - предусматривает заинтересованное усвоение обучающимися знаний, умений и навыков;
- принцип наглядности выражается в наглядной демонстрации возможностей обучающихся;
- принцип творчества – формирование образного мышления, воображения, восприятия окружающего мира через творческую деятельность;
- принцип сотрудничества предполагает взаимосвязь всех ступеней и форм образования и воспитания обучающихся (семьи, школы, творческого объединения).
Адресат программы – обучающиеся в возрасте от 7 до 15 лет.
Уровень сложности программы -- ознакомительный, базовый.
Наполняемость группы: минимальное количество обучающихся в группе – 10, максимальное – 12. Группы делятся по возрастам: 1 группа – 7-11 лет. 2 группа – 12-15 лет.
Разделение обучающихся по группам, продиктовано определёнными психофизиологическими признаками на каждом возрастном этапе.
Объём и срок освоения программы составляет 1 год (168 часов). Периодичность занятий в неделю 2 раза по 2 часа.
Формы и методы работы.
Форма обучения – очная.
Теоретические знания позволяют расширить кругозор обучающихся в области дизайна, изготовления сценического костюма, технологии декорирования изделий и аксессуаров.
Практические задания способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, умение создавать авторские модели.
Рисунок Основы цветоведения. | Построение фигуры на плоскости бумаги Изучение основ цвета: цветовой круг, растяжка по тону. Сочетания и контраст. Графика белого и черного цвета. Цветотип человека. Использование цвета в эскизах. |
Основы композиции костюма | Композиция по сочетанию цвета. Композиция по пропорциям. Статика и динамика. |
История костюма | История костюма народов мира. |
Конструктивное моделирование макетирование муляжирование | Знакомство с ассортиментом одежды: поясные и плечевые изделия. Работа с готовой выкройкой Изменение готового лекала Принцип изготовление макета одежды из бумаги Принцип наколки ткани на манекене, драпировка. |
Технология/материаловедение | Базовое представление о свойствах тканей. Первоначальные навыки ручных стежков. Пошив на прямострочной машине (на бытовой). Пошив на оверлоке, совместно с педагогом (для детей старше 11 лет). |
Оборудованне | Знакомство с видами швейных машин и оборудования. Принцип регулировки натяжения нити в бытовой швейной прямострочной машине. |
Стилистика | Знакомство со стилями на примере индустрии моды и архитектуры, на основе изобразительного искусства. Знакомство с техниками макияжа и прически. |
Изготовление аксессуаров и головных уборов | Знакомство с аксессуарами, разработка эскизов, изготовление и декорирование головного убора или сумки. Изготовления продукта по разработанным эскизам. |
Хореография | Основы демонстрации костюма. Формирование выразительной пластики. Изучение основ танцевального искусства. Театральная постановка. |
Теоретические занятия имеют определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в быту.
В теоретической части в образовательном процессе используется традиционные методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа, диспут); наглядные (демонстрация, показ – плакатов, рисунков, схем, графических изображений, фильмов, приемов работы); практические (работа с бумагой, с тканью, со швейным инструментом (ножницы, игла и т.п.), со швейным оборудованием (прямострочная машина, оверлок), книгой, справочной литературой, дидактическим материалом, выполнение заданий, дефиле.
Метод применения информационно-коммуникационных технологий позволяет обучать детей на основе самостоятельного поиска информации в сети интернет, обмена информацией на специализированных WEB-страницах по индустрии моды, истории костюма.
Занятия проводятся с использованием различных форм организации учебной деятельности (групповая, массовая, индивидуальная). Разные типы и формы занятий создают условия для развития познавательной активности, повышения интереса детей к обучению.
Рекомендуемые формы занятий: учебные занятия в кабинете, в музыкальном зале, фотозона на улице.
Кроме того используются такие формы, как конкурс, выставки, танцы, изобразительная деятельность, театральная деятельность и др.
Примерная структура занятия:
Организация начала занятия постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.
Актуализация знаний (повторение) – проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.
Объяснение нового материала – ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца эталона знаний и умений.
Закрепление – упражнения на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу.
Подведение итогов занятия, формулирование выводов, демонстрация продукта.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа предполагает соединение практических и теоретических знаний и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических задач.
Основной составляющей образовательного процесса являются регулярные занятия, как теоретические, так и практические, а так же участие в дефиле и театрализованных постановках.
Занятия в объединении имеют преимущественно практический характер. Небольшая часть занятия проводится в виде рассказа и бесед, просмотр журналов, картин и видеофильмов.
Режим занятий. Программа предусматривает 1 год обучения 168 часов. Теоретические и практические занятия проводятся на базе клуба нового поколения «Станция», 2 раза в неделю по 2 часа.
Режим занятий устанавливается в соответствии с СП 2.4.3648-20. 1 час занятия включает в себя 45 минут учебного времени и обязательный 15 минутный перерыв для отдыха обучающихся и проветривания помещения. Для каждой группы обучающихся предусмотрен свой режим занятий.
1.3. Планируемые результаты освоения Программы.
Предметные результаты:
В ходе обучения по программе «Волшебный сундучок» обучающиеся
знают: основы цветоведения, основы дизайна и теории моды; основные моменты истории костюма; основные понятия и термины, использующиеся в художественном проектировании; категории, свойства и средства композиции; этапы проектирования коллекции одежды, основные тенденции в современной моде, основы танцевального искусства и имеют выразительную пластику.
умеют: использовать знания средств и свойств композиции на практике; разрабатывать проект по изготовлению коллекции костюмов на заданную тему; точно и аккуратно выполнять все этапы создания костюма; создавать образное перевоплощение через пластические этюды; свободно оперировать полученными знаниями в реальной жизни.
Одним из важных этапов дополнительной образовательной программы является прогнозирование ожидаемых результатов и изучение эффективности учебно-воспитательного процесса. Разработаны адекватные формы контроля, как текущего, так и итогового, которые разделены на три этапа:
I этап – предварительный (диагностические методики, которые позволяют зафиксировать начальный уровень усвоения курса);
II этап – контрольно-коррекционный (реализуется контрольно-коррекционными методами, его девиз: обучая – контролируем, контролируя – обучаем. Практические задания, работа с технологическими картами, творческие задания, тестирования);
III этап – итоговый (реализуется в форме отчетных концертов, участия в выставках, конкурсах, фестивалях, но для большинства обучающихся основным результатом является изготовление изделий своими руками и его демонстрация).
Личностные результаты:
привить художественный вкус, интерес к художественному искусству и творческой деятельности;
сформировать потребность к художественному творчеству, и настойчивости в достижении цели в процессе художественно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая творческие
работы к выставкам, коллекции и выступая перед зрителями.
1.4. Содержание программы.
Учебный план
№ | Наименование разделов | Общее количество часов | Теория | Практика | Форма контроля |
| Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения во время занятий. Знакомство с программой | 2 | 2 | - | опрос |
1 | Раздел 1. Эскизная деятельность | 18 | 9 | 9 | |
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 | Введение, что такое «мода». История костюма Основы композиции костюма Основы цветоведения. Рисунок теория, практика Рисунок. Творческий отчет. | 2 4 4 4 2 | 1 2 2 2 1 1 | 1 2 2 2 1 1 | Рисунок Наблюдение Обсуждение Практика |
2 | Раздел 2. Крой и моделирование | 8 | 4 | 4 | |
2.1 2.2 2.3 2.4 | Техника снятия мерок с фигуры человека. Знакомство с деталями кроя поясных изделий Знакомство с деталями кроя плечевых изделий Основы конструктивного моделирования готового лекала | 2 2 2 2 | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | Практика Аппликация |
3. | Раздел 3. Виды нетрадиционного кроя | 8 | 4 | 4 | |
3.1 3.2 | Макетирование Муляжирование | 4 4 | 2 2 | 2 2 | Наблюдение Ручной труд |
4 | Раздел 4. Разработка концепции коллекции Коллекция №1. | 16 | 8 | 8 | |
4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 | Выбор источника вдохновения. Распределение роли для театральной постановки. Актёрское мастерство. Урок-игра на создание своего образа. Актёрское мастерство. Практическая работа. Игровые упражнения. Эскизная деятельность. Принт | 2 2 2 2 4 4 | 1 1 1 1 2 2 | 1 1 1 1 2 2 | Беседа, Просмотр видеофильма, мультфильма Игра Импровизация |
5 | Раздел 5. Технология | 6 | 3 | 3 | |
5.1 5.2 5.3 | Введение в образовательный курс. Инструктаж по ТБ и ПБ. Культура шитья в разных странах. Технология ручных стяжков. Технология шитья на оборудовании (Машинные швы) | 2 2 2 | 1 1 1 | 1 1 1 | Наблюдение Ручной труд |
| Раздел 6. Изготовление футболки (топа). | 14 | 7 | 7 | |
6.1 6.2 6.3 6.4 | Раскладка лекала, перенос выкройки, крой. Сметывание деталей кроя. Примерка. Обработка горловины. Обработка низа изделия. Декор плечевого изделия. Пришивание фатина. Приклеивание страз и т.д. | 4 4 4 2 | 2 2 2 1 | 2 2 2 1 | Наблюдение Работа с тех. картами Ручной труд Наглядные материалы |
7 | Раздел 7. Изготовление юбки. «Узелковая техника». | 4 | 2 | 2 | |
7.1 7.2 | Пошив юбки из фатина фатина. Окончательная сборка юбки. | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Работа по инструкции Наблюдение Ручной труд |
8 | Раздел 8. Аксессуары | 12 | 6 | 6 | |
8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 | Введение. Общее понятие, что такое «аксессуары». Эскизы. Бижутерия. Теория. Изготовление бус из ткани и крупных бусин. Практика Виды головного убора. История стилей. Виды головного убора. Современные изделия. Изготовление ободка для коллекции № 1. Разновидность сумок. Сумка – важный аксессуар! Дизайн, крой сумки. | 2 2 2 2 2 2 | 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 | Беседа, просмотр презентации. Наблюдение Практическая часть |
| Раздел 9. Работа Стилиста | 8 | 4 | 4 | |
9.1 9.2 9.3 9.4 | Введение в образовательный курс. «Что работает на стиль?». Инструктаж по ТБ. Косметология. Сведения о коже человека. Технология макияжа. Теория. Практика. Сценический макияж. Теория. Практика. Парикмахерское дело. Теория. Практика. | 2 2 2 2 | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | Беседа, просмотр презентации. Наблюдение Практическая часть |
| Раздел 10. Основные стили в одежде. | 12 | 6 | 6 | |
10.1 10.2 10.3 10.4 10.5 | Основные стили в одежде. Классический стиль одежды Авангардный стиль Минимализм Стиль «OVERSIZE Стиль «ANIME» | 4 2 2 2 2 | 2 1 1 1 1 | 2 1 1 1 1 | Просмотр видеоматериала Просмотр презентации Рисунок Коллаж |
| Раздел 11. Хореография (для первой коллекции) | 18 | 9 | 9 | |
11.1 11.2 11.3. 11.4 11.5 11.6 11.7 11.8 11.9 | Азбука музыкального движения. Манекенная пластика. Контрольное задание на создание образа по теме. Тренажер современной пластики. Классическое дефиле. Подиумный шаг. Актерское мастерство. Правила поведения на сцене и за кулисами. Постановочная работа. Репетиционная работа. Индивидуальная работа с учащимися. Репетиционная работа. Работа над эмоциональным исполнением сценического номера. Прогон сценического номера в костюмах. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Показ Дискуссия Демонстрация одежды Импровизация |
11.10 | Дефиле. Итоговое выступление с коллекцией №1. | 2 | 1 | 1 | Демонстрация |
| Раздел 12. Разработка концепции коллекции Коллекция №2. | 30 | 15 | 15 | |
12.1 12.2 12.3 12.4 12.5 12.6 12.7 12.8 12.9 12.10 12.11 12.12 | пошив рубашки или худи Крой плечевого изделия. Сметывание деталей кроя. Примерка. Обработка горловины. Обработка низа изделия. Декор. Приклеивание страз и т.д. пошив брюк(штанин) Раскладка лекала, перенос выкройки, крой. Сметывание деталей кроя. Примерка. Пошив на машине брючин. Пришивание пояса. пошив декоративной подушки или колпака, если «Пижамная вечеринка» или иное, согласно образу Раскладка лекала, перенос выкройки, крой. Сметывание деталей кроя. Стачивание швов. Наполнение подушки синтепоном. Декор. | 4 2 2 4 2 4 4 2 2 2 2 2 | 2 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 | 2 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 | Беседа Наблюдение Работа по схеме Работа по образцу Просмотр презентации Ручной труд |
| Раздел 13. Хореография для второй коллекции | 6 | 3 | 3 | |
13.1 13.2 13.3 | Постановочная работа. Знакомство с музыкой сценического номера (определение характера, темпа, ритма, динамики, музыкальных фраз). Репетиционная работа. Индивидуальная работа с учащимися над отдельными элементами, движениями сценической постановки. Полное хореографическое раскрытие характера музыкального сопровождения. Репетиционная работа. Работа над эмоциональным исполнением сценического номера. Прогон сценического номера в костюмах. | 2 2 2 | 1 1 1 | 1 1 1 | Беседа Показ Дискуссия Наблюдения |
13.4 | Итоговое дефиле по окончанию учебного года | 4 | 2 | 2 | Демонстрация |
| ИТОГО: | 168 | 86 | 82 | |
Содержание учебного плана.
Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория. Значение развития дизайна и текстильной промышленности для страны и влияние его на людей, а так же рассмотрение его, как способ развитии индивидуальной личности. Помощь в выборе профессии и подготовке к предстоящей трудовой деятельности. Роль художественно-театральной деятельности в формировании общей культуры личности, правильного поведения в обществе, знание культуры родного края. Задачи и план работы на месяц. Техника безопасности при занятиях в кабинете и актовом зале.
Раздел 1. Введение. Эскизная деятельность.
Тема 1.1 . Введение. Что такое «мода»? Рисунок. 2 часа
Теория. Раскрытие термина «мода», «костюм», «одежда». Исторические моменты, как возникла одежда. Эволюция одежды.
Практика. Просмотр презентации, журналов и книг. Диагностическое задание: рисунок «Мода 2025г».
Тема 1.2 История костюма. 2 часа.
Теория.
Костюмы Киевской и Московской Руси. Многообразие русского народного костюма. Костюмы Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Византии. Костюм Западной Европы в период Средневековья, костюм эпохи Возрождения, костюм 17, 18, 19 веков. Общая характеристика эпохи, эстетический идеал красоты, ткани, цвет, орнамент.
Просмотр иллюстрационного материала. Знакомство с традициями народов при создании костюмов.
Практика.
Просмотр иллюстрационного материала, зарисовки элементов костюма с учетом народных традиций. Создание костюма на бумаге.
Тема 1.3. Основы создания композиции костюма. 2 часа.
Теория. Основы создания композиции костюма. Форма. Строение и пропорции человека.
Просмотр презентации на тем: «Силуэт одежды».
Практика. Просмотр иллюстрационного материала, зарисовки силуэта человека и элементов костюма. Создание костюма на бумаге в технике «Коллаж». Игра в «ассоциации». Нужно подобрать определенной форме предмета – соответствующую модель одежды.
Тема. 1.4 Основы цветоведения. 2 часа.
Теория.Цветовой круг. Колористическая теория цветовых рекомендаций. Основные правило подбору цветов. Правило подбора одежды по цветовой гамме. Правило подбора одежды по структуре ткани.
Практика: Выполнение цветового круга на 6 и 12 цветов. Подбор одежды по цветовой гамме. Подбор ткани по цветовой гамме и по структуре ткани.
Тема 1.5. Рисунок.
Теория. Выполнение зарисовок фигуры человека. Фигура человека
в движении. Типология фигуры.
Практика. Выполнение зарисовок. Работа с журналами мод. Работа с конкретной фигурой.
Раздел 2. Крой и моделирование.
Тема. Техника снятия мерок с фигуры человека. 2 часа
Теория. Терминология измерений. Знакомство с плечевой накладкой. Для каких целей проводится измерение фигуры человека. Работа с журналами, умение находить выкройку.
Практика.
Тренировочные упражнения по измерению фигуры человека. Перенос выкройки с журнала на кальку.
Форма контроля. Работа с карточками: Измерение фигуры человека.
Тема 2.2 Знакомство с деталями кроя поясных изделий. 2 часа
Теория. Поясные изделия. Пропорции построения поясного изделия. Виды юбок и брюк. Разновидность конструирования поясного изделий.
Практика. Работа с трафаретами. Развертка, раздвижка лекал основ в масштабе 1:4. Моделирование.
Раздвижка лекал, согласно эскизу модели.
Тема 2.3 Знакомство с деталями кроя плечевых изделий. 2 часа
Теория. Плечевые изделия. Пропорции построения поясного изделия. Виды верхней одежды. Знакомство с видами рукавов, воротников, кокеток. Разновидность конструирования плечевых изделий. Варианты моделирования.
Практика. Работа с трафаретами. Развертка, раздвижка лекал основ в масштабе 1:4. Моделирование.
Раздвижка лекал, согласно эскизу модели.
Тема 2.3. Основы конструктивного моделирования готового лекала.
Теория. Моделирование лекала, согласно эскизу. Построение юбки «гофре», воротника «жабо», юбки «солнце» и другие интересные детали одежды.
Теория. Моделирование деталей кроя. Макетная деятельность в пропорциях 1:4 (можно на куклу).
Раздел 3. Виды не традиционного кроя.
Тема 3.1. Макетирование (изготовление костюма из бумаги). 2 часа.
Теория. Изучение свойств бумаги. Способы крепления. Работа по технологическим картам. Просмотр фотографий.
Практика. Построение основы полочки и спинки с помощью бумаги. Прорисовка основных линий выточек и осей на макете. Украшение изделия.
Тема 3.2. Муляжирование (изготовление одежды с помощью наколки).
Теория. Техника безопасности работы с булавками на фигуре( манекене). Просмотр видео и фото. Демонстрация драпировок при наколке.
Практика. Просмотр журналов, выбор модели, работа в соответствии с эскизом, муляжирование с помощью накалывания драпировок из ткани на фигуру или манекен.
Раздел 4. Разработка концепции коллекции Коллекция №1.
Тема 4.1. Выбор источника вдохновения.
Распределение роли для театральной постановки.
Теория. Просмотр видеофильма. Цель - определение, что является связующим в коллекции. Выделение «главного». Найти взаимосвязь между моделями.
Практика. Вся команда определяет для себя единую тематику для коллекции. Каждый ребенок определяет свой «образ» или выбирает определенного героя (возможно герой мультфильма или кино). Поисковые наброски эскиза.
Тема 4.2. Распределение роли для театральной постановки. 2 часа.
Теория. Распределение ролей, выбор образа для коллекции. Беседа. Дискуссия. Просмотр фрагментов мультфильмов и фильмов, как источник вдохновения.
Практика. Подбор пластики, танца.
Тема 4.3. Актёрское мастерство. Урок-игра на создание своего образа.
Теория. Определение, что такое актёрское мастерство. Тренинг – что это такое. Основные правила тренинга.
Практика.
Упражнения на развитие воображения, фантазии. Игровые ситуации: «Зеркало», «Художник». Игровые занятия на тему: «В стране чудес» на формирование умений исполнять знакомые движения в различных ситуациях, импровизация в драматизации. Игровые упражнения на тему: «Море». Развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка посредством музыки, рисунка, танца.
4.4. Актёрское мастерство. Практическая работа. 2 часа.
Теория. Выстраивание последовательности выступления на с цене с учетом мелодии и движений. Темп (быстро, медленно, умеренно).
Практика. Прогон дефиле с использованием творческих импровизаций. Музыкально-ритмические задания на развитие умения слышать ритмический рисунок в мелодии. Подбор соответствующего оформления сцены.
4.5. Эскизная деятельность. 2 часа.
Теория. Просмотр презентации на тему «Виды эскизов одежды. Техники выполнения эскизов (акварель, гуашь, графика, коллаж и др.)
Практика. Выбор материала для эскиза. Детальная проработка образа. Утверждение эскиза.
4.6. Принт. 2 часа.
Теория. Рассказ о том, что такое «принт» в одежде. Рассказ о новых технологиях печати рисунков на ткани. Просмотр видео фильма, как на производстве наносят принты на одежду. Виды принтов (сублимация, трафаретная сублимация, термотрансферная печать, прямая цифровая печать)
Практика. Прорисовка принта для футболки в формате А4 для сублимации.
Раздел 5. Технология.
Тема 5.1 Технология. Культура шитья в разных странах. 2 часа.
Теория. Вводный инструктаж по ТБ. Историческая справка о происхождении инструментов и швейного искусства.
Видео фильм, как шьют одежду в разных странах. Принцип ручной работы. Технология ручных стежков. Разговор о видах тканей и т.п.
Практика. Пошив игольницы из текстиля ручными стежками (работа с иглой).
Тема 5.2. Технология ручных стяжков. 2 часа.
Теория. Т.Б. при работе с инструментами (иглы, ножницы).
Правила выполнения ручных стежков, технические условия и время их применения. Соединительные, краевые стежки. Пришивание фурнитуры. Демонстрация схем стежков.
Практика.Т.Б. при работе с инструментами (иглы, ножницы). Правила выполнения краевых, соединительных стежков, технические условия выполнения стежков: прямой сметочный, косой сметочный, назад иглой, петельный, обметочный.
Тема 5.3. Технология шитья на оборудовании - машинные швы. 2 часа.
Теория.Общее знакомство с оборудованием кабинета (если занятия в швейном классе). Т.Б. при работе с оборудованием. Правила выполнения машинных швов, соблюдение технических условий. Просмотр образцов.
Практика.Тренировочные упражнения на бытовых швейных машинах без заправки нити.
Тренировочные упражнения по заправке машин.
Тренировочные упражнения по прокладыванию строчек на кусочках ткани (прямые строчки, углы выгнутые и вогнутые). Работа с образцами на тему машинные швы.
Форма контроля. Изготовление заколки «Бант» на металлическом крепеже.
Раздел 6. Изготовление футболки (топа)
Тема 6.1. Раскладка лекала, перенос выкройки, крой. 2 часа.
Теория. Терминология при изготовлении плечевого изделия. Разновидности декора в женской одежде: шнур, тесьма, стразы, цветы, ручная и машинная вышивка. Рассказ, как работать с лекалом, как определить размер одежды, как внести поправки в стандартную выкройку, согласно эскизу. Правило проведения декатирования ткани, местоположение её на столе раскроя. Правильное наложение выкроек на ткань. Знакомство с припусками при выкраивании изделия.
Практика. Раскрой изделия, перенос меловых линий.
Тема 6.2. Обметывание деталей кроя. 2 часа.
Теория: Техника безопасности при работе со швейной машиной. Конспект последовательности работы. Беседа. Работа по образцу.
Практика. Подготовка к первой примерке. Пошив футболки (топа) с учетом технологической последовательности. Последовательность окончательной обработки. Пошив на обметывающей швейной машине (совместно с педагогом).
Тема 6.3. Обработка горловины. Обработка низа изделия. 2 часа.
Теория. Т.Б. при работе с оборудованием. Технологическая последовательность по узловой обработке. Технические условия на обработку узлов. Пошив на обметывающей швейной машине (совместно с педагогом).
Практика. Выполнение образцов: обработка воротника, соединение воротника с
горловиной, обработка манжеты и соединение с рукавом.
Тема 6.4. Декор изделия. Пришивание фатина. Приклеивание страз и т.д.
Теория. Презентация на тему: «Как декорируют эстрадную одежду». ТБ в работе с клеем, ножницами. Продумывание последовательности нанесение декора, согласно эскизу.
Практика. Декорирование изделия фатином, кружевом, пайетками, бисером и др.
Раздел 7. Изготовление юбки. «Узелковая техника».
Тема 7.1. Пошив юбки из фатина.
Теория. Просмотр презентации. Пошаговая теория. Обсуждение цветовой гаммы, согласно эскизу.
Практика. Отмеряем резинку с отверстиями, согласно обхвату талии. Закрепляем срезы резинки ручными стяжками. Крой полосок фатина. Ручная сборка.
Тема 7.2. Окончательная обработка юбки.
Теория. Окончательная обработка юбки. Теория, как правильно осноровить низ юбки. Презентация: «Виды декора»
Практика. Осноровка низа изделия. Декор, согласно модели.
Раздел 8. Аксессуары. 12 часов
Тема 8.1. Введение. Общее понятие, что такое «аксессуары». Эскизы. 2 часа.
Теория. Вводный инструктаж по ТБ. Раскрытие понятия «аксессуары». Виды аксессуаров. Ведущая роль аксессуаров в индустрии моды.
Практика. Создание коллажа, эскизов, где к определенному образу нужно подобрать сумочку, бусы, часы, обувь, головной убор.
Тема 8.2. Бижутерия. 2 часа.
Теория. История возникновения украшений. Виды и разновидности бижутерии. Подбор бижутерии для конкретного костюма. Знакомство с материалом для изготовления бижутерии. Последовательность изготовления. Технология изготовления украшений из ткани, бумаги, кожи, бусинок, дерева. Иллюстрированный показ различных способов изготовления бус из платка.
Практика. Изготовление бус из ткани и крупных бусин. Работа по техническим картам.
Тема 8.3. Виды головного убора. История стилей. 2 часа.
Теория. История происхождения головных уборов. Головные уборы народов мира и их традиции. Традиционные русские головные уборы. Многообразие головного убора. Связь головных уборов с чертами лица. Зависимость головного убора от стиля.
Практика. Проектирование головных уборов (Современный кокошник или «Щляпа-корабль»). Выбор материалов. Снятие размеров. Построение конструкции. Изготовление конструкции головного убора. Последовательность изготовления. Технология изготовления головного убора.
Форма контроля. Дефиле - демонстрация головных уборов. Фотосъемка.
Тема 8.4. Современный головной убор. 2 часа.
Теория. Аналитика современной одежды. Прогнозы на последующую моду.
Практика. Нужно придумать головной убор для людей будущего поколения «2124 год». Эскиз.
Тема 8.5. Изготовление ободка для коллекции № 1.
Теория. Разработка тематического ободка, который будет нести на себе функцию яркого акцента. Пример: Роза, цветок, бант или мордочка животного и т.п. Фильм-презентация.
Практика. Изготовление «тематического» ободка.
Тема 8.6. Сумка – важный аксессуар!
Теория. Значение сумки. Презентация на тему : « история сумок».
Практика. Разработка «шопера». Изготовление лекала. Подбор соответствующих материалов.
Тема 8.8. Дизайн, крой сумки.
Теория. Решение последовательности и декора шопера.
Практика. Пошив. Декор. Выставка готового продукта.
Раздел 9. Работа стилиста. 2 часа.
Тема 9.1. Введение в образовательный курс. «Что работает на стиль?». Инструктаж по ТБ.
Теория. Инструктаж по ТБ. Раскрытие терминов «стиль», «стилист». Презентация на тему: «Что работает на стиль?».
Практика. Командная работа. Игра на создание «стиля». Нужно из большой массы одежды и аксессуаров, различных по стилю, собрать единый образ, где все моменты продуманы. Импровизация. Дефиле.
Тема 9.2. Косметология. Сведения о коже человека. Технология макияжа.
Теория. Вводный инструктаж по ТБ. История косметологии и стилистики.
Беседа по общей гигиене тела. Знакомство с различными типами кожи и этапами ухода за кожей, очищение, питание, защита. Технология макияжа. Профессиональное оборудование и терминология. Виды декоративной косметики. Правило пользования декоративной косметикой. Общие сведения о форме лица.
Практика. Работа с иллюстрациями журналов. Работа с наглядными пособиями. Определение типов кожи, этапы ухода за ней и защита.
Форма контроля. Работа по картам – определить форму лица человека.
Тема 9.3. Сценический макияж. Теория. Практика.
Практика. История сценического макияжа. Профессиональное оборудование и терминология косметолога. Средства по уходу за кожей лица (народные, промышленные) до и после макияжа. Технологическая последовательность нанесения грима на лицо. Национальный, фантазийный макияж. Стилизация грима под животных.
Практика. Работа с иллюстрационными материалами журналов. Работа с наглядными пособиями. Просмотр видеоматериала. Нанесение макияжа с учетом формы лица. Тип лица (круглое, квадратное, овальное). Техника нанесения декоративной косметики. Способы устранения дефектов кожи при использовании декоративной косметики.
Форма контроля. Творческий отчет: придумать макияж для коллекции на свободную тему. Создание эскиза на бумаге, работа по парам.
Тема 9.4. Парикмахерское дело.
Теория. Виды и типы волос, уход за волосами по типовому признаку, работа с журналами, просмотр литературы по теме. Народные и промышленные средства по уходу за волосами. Укладка волос различными способами. Создание объемной прически. Создание фантазийных причесок.
Практика.
Визуальное определение типов волос. Работа с наглядными пособиями. Просмотр видеоматериала. Плетение волос в косу различными способами. Создание гладких причесок. Начес волоса, создание объемной прически. Способы укладки волос под сценический головной убор. Создание фантазийных причесок, необходимых для более полного перевоплощения при создании коллекционных изделий.
Форма контроля. Практическая работа: создание прически, согласно выбранной коллекции, согласно своего эскиза одежды.
Раздел 10. Основные стили в одежде.
Тема 10.1 Основные стили в одежде. Классический стиль одежды
Теория. Женские и мужские стилистические направления (спортивный, классический, фантазийный). Молодежные стилистические направления. Презентация.
Практика. Определить по иллюстрациям стиль, в котором выполнена модель. Выполнение зарисовок в определенных направлениях.
Форма контроля. Выбрать из журналов классические модели.
Тема 10.2. Авангардный стиль
Теория. Показы авангардных дизайнеров иногда кажутся гротескными и слегка безумными. Кто-то восхищается полетом дизайнерской мысли, а кто-то ее не понимает. Разбираемся вместе в тенденциях авангардной моды. Определение, что такое «Авангардизм».
Практика. Создание сценического костюма из бросового материала (пакеты, стаканчики, лоскут и т.п.)
Тема 10.3. Минимализм.
Теория. Определение, что такое «Минимализм». Минимализм, как стиль в одежде, основанный на принципах простоты, удобства и спокойствия с ноткой авангарда. Презентация.
Практика. Создание женского образа из бутылки в технике «папье-маше» в стиле минимализма. Материал: бумага, клей ПВА, гуашь, лак.
Тема 10.4 Стиль «OVERSIZE»
Теория. История стиля «OVERSIZE»: от нишевого явления до главного тренда современности.Актуальность стиля в 2025г.
Практика. Изготовление коллажа. Нужно написать на коллаже, чем удобна каждая вещь гардероба. Домашнее задание: найти одежду «OVERSIZE» в своем гардеробе.
Тема 10.5. Стиль «ANIME»
Теория. Почему эстетика аниме захватывает моду и дизайн?Яркие цвета, преувеличенные пропорции и замысловатые детали стиля аниме находят отклик у тех, кто ценит его уникальную эстетику. Успешное партнерство между аниме-франшизами и модными брендами является свидетельством перекрестного потенциала аниме. Презентация.
Практика. Просмотр мультфильмов в стиле «ANIME». Зарисовки эскизов по теме.
Раздел 11. Хореография.
Тема 11.1. Азбука музыкального движения.
Теория. Мелодия и движения. Темп (быстро, медленно, умеренно). Контрастная музыка (быстрая – медленная, веселая – грустная). Динамика (громко – тихо). Настроение в музыке (грустно, смешно, испуганно, страшно, мечтательно).
Практика. Танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Музыкально-ритмические задания на развитие умения слышать ритмический рисунок в мелодии. Упражнения на развитие мышечного и вестибулярного аппарата. Ходьба на всей стопе, на носочках, на пяточках. Мягкий «кошачий» шаг, торжественный, парадный шаг. Упражнения на координацию и ориентацию в пространстве. Музыкальные игры, этюды.
Тема 11.2. Манекенная пластика.
Теория. Просмотр видеофильма. Теория.
Практика. Мимика, жесты, пантомима. Игровые ситуации. Упражнения с превращением. Стоп-кадр. Упражнения на пластику.
Тема 11.3. Тренажер современной пластики. 2 часа.
Теория. Просмотр видеофильма.
Практика. Комплексы упражнений для разминки: классическая аэробика, стрит-дан-с, джаз-дан-с. Упражнения на координацию и ориентацию в пространстве. Танцевальные этюды. Партерная гимнастика (упражнения на гибкость, пластичность, растяжку).
Тема 11.4. Классическое дефиле. Подиумный шаг.
Практика. Выход моделей под музыку: индивидуальные, в паре, массовый выход, сохраняя правильную осанку. Подиумный шаг. Классическое дефиле. Поворот: частичный, полный. «Циркуль». Приставной шаг. Художественное дефиле (создание образа). Рекламно-художественное дефиле. Упражнения на импровизационное поведение на сцене (движения в линиях, по кругу, по диагонали и т.д.).
Тема 11.5. Актерское мастерство 2 часа.
Теория. Тренинг – что это такое. Основные правила тренинга. Основы актерского мастерства.
Практика. Упражнения на развитие воображения, фантазии. Игровые ситуации: «Зеркало», «Художник». Игровые занятия на тему: «В стране чудес» на формирование умений исполнять знакомые движения в различных ситуациях, импровизация в драматизации. Игровые упражнения на тему: «Море». Развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка посредством музыки, рисунка, танца.
Тема 11.6. Правила поведения на сцене и за кулисами.
Теория. Техника безопасности на сцене, за кулисами, в чужом концертном зале. Правила выступления в больших массовых мероприятиях.
Практика. Презентация. Беседа, Аналитика.
Тема 11.7. Постановочная работа.
Теория.
Знакомство с сюжетом танцевального номера.
Практика.
Знакомство с музыкой сценического номера (определение характера, темпа, ритма, динамики, музыкальных фраз). Изучение и отработка движений сценического номера. Разводка сценического номера по рисункам.
Тема 11.8. Репетиционная работа. Индивидуальная работа с учащимися.
Теория. Индивидуальная работа с учащимися над отдельными элементами, движениями сценической постановки. Полное хореографическое раскрытие характера музыкального сопровождения.
Практика. Отработка танцевальных движений и соединение основных рисунков (фигур) сценического номера. Индивидуальная работа с учащимися над отдельными элементами, движениями сценической постановки. Полное хореографическое раскрытие характера музыкального сопровождения. Работа над эмоциональным исполнением сценического номера. Прогон сценического номера в костюмах.
Тема 11.9. Репетиционная работа. 2 часа.
Практика. Работа над эмоциональным исполнением сценического номера. Прогон сценического номера в костюмах.
Тема 11.10. Дефиле. Итоговое выступление с коллекцией №1 на сцене КНП «Станция».
Раздел 12. Разработка концепции коллекции №2.
Пошив рубашки или худи
Тема 12.1. Крой плечевого изделия. 2 часа.
Теория. Теория раскроя плечевого изделия. Декотирование ткани. Раскладка лекала, перенос выкройки.
Практика. Раскрой изделия, перенос меловых линий.
Тема 12.2. Сметывание деталей кроя. Примерка. Стачивание деталей кроя.
Теория. Техника безопасности при работе со швейной машиной. Конспект последовательности работы. Беседа. Работа по образцу.
Практика. Подготовка к первой примерке. Пошив плечевого изделия с учетом технологической последовательности. Последовательность окончательной обработки. Пошив на обметывающей швейной машине (совместно с педагогом).
Форма контроля: Примерка. Найти самостоятельно дефекты в готовом изделии, найти способы их устранения.
Тема 12.3. Обработка горловины. Обработка низа изделия.
Теория. Работа с технологическими картами, работа с образцами.
Практика. Работа индивидуально с каждым ребенком. Принцип, «делай, как я». Обработка, согласно эскизу.
Тема 12.4. Декор. Приклеивание страз и т.д.
Теория. Техника безопасности в работе с клеем, с ножницами, с мелкими бусинами и стразами.
Практика. Работа согласно эскизу. Индивидуальный подход к ребенку.
Пошив брюк(штанин)
Тема 12.5. Раскладка лекала, перенос выкройки, крой брюк.
Теория. Теория раскроя поясного изделия. Декотирование ткани. Раскладка лекала, перенос выкройки.
Практика. Раскрой изделия, перенос меловых линий.
Тема 12.6. Сметывание деталей брюк. Примерка.
Теория. Техника безопасности при работе с иглами и ножницами. Теория по распределению ткани на столе.
Практика. Работа по схемам.
Тема 12.7. Пошив на машине брючин.
Теория. Техника безопасности при работе со швейной машиной. Конспект последовательности работы. Беседа. Работа по образцу.
Практика. Подготовка к первой примерке. Стачивание брюк с учетом технологической последовательности. Последовательность окончательной обработки. Пошив на обметывающей швейной машине (совместно с педагогом).
Тема 12.8. Обработка пояса.
Теория. Выбор технологии сборки пояса, согласно эскизу. Работа с технологическими картами.
Практика. Пошив пояса совместно с педагогом.
Пошив декоративной подушки или колпака, если «Пижамная вечеринка» или иное, согласно образу
Тема 12.9. Раскладка лекала, перенос выкройки, крой.
Теория. Построение выкройки на бумаге. Декотирование ткани. Раскладка лекала, перенос выкройки.
Практика. Раскрой изделия, перенос меловых линий.
Тема 12.10. Сметывание деталей кроя. Стачивание швов.
Теория. Техника безопасности при работе со швейной машиной. Конспект последовательности работы. Беседа. Работа по образцу.
Практика. Изготовление наперника. Пошив наволочки декоративной. Пошив на обметывающей швейной машине (совместно с педагогом).
Тема 12.11. Наполнение подушки синтепоном. Нанесение рисунков на наволочку. 2 часа.
Теория. Беседа. Работа с образцом.
Практика. Набивка изделия наполнителем. Закрепление отверстия в наволочке и в напернике ручными стяжками.
Тема 12.12. Декор. 2 часа.
Теория. Выбор материала, согласно эскизу. Варианты декора: рисунок акриловыми красками, вышивка, аппликация, пуговицы, банты и другое.
Практика. Декор по задуманному варианту. Последовательность декора и сборки наволочки может меняться местами, в зависимости от технологии.
Раздел 13. Хореография для второй коллекции.
Тема 13.1. Постановочная работа. Знакомство с музыкой сценического номера (определение характера, темпа, ритма, динамики, музыкальных фраз).
Теория. Распределение ролей, выбор образа для коллекции. Беседа. Дискуссия. Просмотр фрагментов мультфильмов и фильмов, как источник вдохновения. Подборка музыки.
Практика. Подборка движений (роли) для каждой выступающей модели. Импровизация на сцене. Составление коллективного плана выхода на сцену.
Тема 13.2. Репетиционная работа.
Теория. Индивидуальная работа с учащимися над отдельными элементами, движениями сценической постановки. Полное хореографическое раскрытие характера музыкального сопровождения.
Практика. Выполнение практических задач на выбранную театральную постановку. Работа с образом и с эмоциями.
Тема 13.3.Репетиционная работа. Работа над эмоциональным исполнением сценического номера. Прогон сценического номера в костюмах.
Теория. Работа над эмоциональным исполнением сценического номера.
Практика. Прогон сценического номера в костюмах.
Тема 13.4. Итоговое дефиле по окончанию учебного года на сцене КНП «Станция». 4 часа.
2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы.
2.1. Календарный учебный график
Год обучения | Количество часов в неделю | Первое полугодие | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | ||
Первый | 4 | К | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | П |
Год обучения | Количество часов в неделю | Второе полугодие | |||||||||||||||
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | ||
Первый | 4 | К | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У |
Год обучения | Количество часов в неделю | Второе полугодие | Всего недель | Всего часов | ||||||||||||
30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | ||||
Первый | 4 | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | И | 42 | 168 |
«К» - комплектование групп
«У» - учебные занятия
«И» - итоговая аттестация (итоговый контроль)
Срок реализации программы – сентябрь 2024
Срок окончания программы - июль 2025
2.2. Условия реализации программы
Настоящая программа реализуется на базе помещений КНП «Станция» (г. Ижевск, ул., Тимирязева, 3), используя учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
Кадровое обеспечение.
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование, обладать профессиональными знаниями в художественном творчестве, знать специфику дополнительного образования, иметь практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.
2.3. Формы аттестации/контроля
Оценка образовательных результатов учащихся по программе носит вариативный характер, состоит из входящей диагностики, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Входящая диагностика – проводиться с целью установления исходного уровня знаний и умений учащихся в проведение и организации выставок.
текущий контроль успеваемости - это систематическая проверка умений, навыков учащихся, проводимая педагогом дополнительного образования на текущих занятиях и после изучения логически завершенной части учебного материала (темы, раздела) в соответствии с этапами педагогического контроля программы.
промежуточная аттестация - это процедура, проводимая с целью оценки уровня освоения образовательных результатов учащимися всего объема учебного предмета.
Для оценки предметных результатов используется:
тестирование;
выполнение практических заданий, упражнений;
изготовление конечного продукта;
выступления;
Метапредметные результаты освоения программы оцениваются при помощи педагогического наблюдения.
Для отслеживания личностных результатов освоения программы используются такие методы как педагогическое наблюдение, беседа.
Все результаты фиксируются в таблицы, согласно контрольно-измерительным материалам на основании протоколов уровня освоения программы.
Методические материалы
Предполагаемые методы и приемы организации образовательного процесса:
1. По способу организации занятия:
а) словесный (заключается в проведение короткого рассказа, лекции или беседы перед началом практических занятий);
б) наглядный (использование на занятиях иллюстраций, репродукций, пошаговое выполнение творческой работы педагогом);
в) практический (предполагает непосредственную работу по заданной теме);
2. По уровню деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративные – восприятие и усвоение информации;
- репродуктивные – воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности.
3. По форме организации деятельности учащихся:
- фронтальные, индивидуально-фронтальные, индивидуальные;
Используемые дидактические материалы:
- методическая литература;
- методические разработки занятий;
-зрительный ряд: виртуальные тематические экскурсии, слайды, фильмы, репродукции;
- литературный ряд: книги, журналы;
- материалы интернет-сайтов.
Материально – техническое обеспечение программы
- Столы, стулья;
- Компьютер и проектор для педагога;
- Музыкальный проигрыватель;
- ножницы не большие для ткани и фетра;
- иглы с большим ушком для ручного труда;
- булавки «Английские»;
- клей ПВА;
- цветная бумага, альбом для рисования, карандаши, краски акварельные.
- Инвентарь для кроя: альбомы для чертежей изделий, выкройки, лекала, раскройные ножницы, сантиметровая лента, линейка, портновский мел.
- швейное оборудование: машина бытовая прямострочная «Подолский МЗ» с рукоятью, без электричества; машина бытовая электрическая «Janome», оверлок бытовой электрический производство Китай.
2.4. Рабочая программа воспитания.
1. Характеристика объединения.
Характеристика объединения «Волшебный сундучок».
Деятельность объединения имеет художественную направленность.
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 7 до 15 лет.
Форма работы – групповая.
2. Цель, задачи и результат воспитательной работы.
Цель – создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции.
Задачи:
Воспитательные:
1) Сформировать эстетическое и художественное восприятия прекрасного;
2) Воспитать творческой, востребованной личности, способной самостоятельно мыслить и нестандартно решать поставленные задачи;
3) Воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени;
4) Воспитать чувство взаимопомощи, умения работать в коллективе.
Результаты воспитания:
- ценностное отношение к творчеству;
- интерес к занятиям творческого характера, готовность к познанию и созданию нового;
- творческий характер мышления, творческий потенциал личности.
3. Работа с коллективом обучающихся
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности.
4. Работа с родителями
- Организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации, мастер-классы);
- Оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.
5. Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия, события | Задачи | Сроки проведения |
1 | Участие в «Рыжем фестивале» в парке Космонавтов | Художественно-эстетическое воспитание, приобщение к культуре родного края. | Сентябрь |
2 | Участие в мероприятиях, посвященных Дню пожилого человека | Воспитание у обучающихся чувства уважения, внимания, чуткости к пожилым людям. | Октябрь |
3 | День народного единства | Гражданско – патриотическое воспитание. | Ноябрь |
4 | Новый год | Художественно-эстетическое воспитание, привлечение внимания обучающихся и их родителей к деятельности объединений КНП «Станция». | Декабрь-январь |
5 | День защитника Отечества | | Февраль |
6 | Международный женский день | Привлечение внимания обучающихся и их родителей к деятельности объединений КНП «Станция». | Март |
7 | Праздник Весны и Труда | Гражданско – патриотическое воспитание | Май |
8 | Участие в проведении мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы. | Гражданско – патриотическое воспитание | Май |
9 | Участие в проведении мероприятий, посвященных празднованию Дня России | Гражданско – патриотическое воспитание | Июнь |
2.6. Контрольно-измерительные материалы
Контроль над успеваемостью обучающихся базируется на представлении на просмотре их творческих работ.
Контрольно-измерительные материалы для предметного результата: для отслеживания динамики усвоения материала проводятся водные, промежуточные и итоговые контрольные работы теоретических знаний учащихся.
Наблюдение и опрос о истории одежды, цветоведении, о стилях одежды, об общих понятиях моды.
1 вариант:
Вводный контроль:
1.Тест:
№ п/п | Вопрос | Варианты ответов |
1 | Рисунки с изображением модной одежды называется – … | а) эскиз б) скульптура в) натюрморт |
2 | Вид искусства, основным средством художественной выразительности которого является цвет: | а) графика б) живопись в) скульптура |
3 | Какой цвет не относится к основным цветам: | а) желтый б) красный в) зеленый |
4 | Основными средствами выражения художественного образа в композиции являются | а) цвет б) фактура в) пространство г) форма |
5 | Как называется профессия человека, который собирает в единое целое: одежду, обувь, прическу, макияж? | а) парикмахер б) мастер по маникюру в) стилист |
Ключ к проверке теста:
1-а;
2-б;
3-в;
4-в,
5- в.
Промежуточный контроль:
1.Тест:
№ п/п | Вопрос | Варианты ответов |
1 | Как называется чертеж с припусками, используемый для шитья одежды? | а) лекало б) полочка в) набросок |
2 | Композиция – это… | а) составление целого из частей. |
3 | Что такое ритм в композиции одежды? | а) выразительность и гармония. |
4 | Какой цвет не относится к основным цветам: | а) зеленый б) красный в) желтый |
Ключ к проверке теста:
1-а;
2-а;
3-б;
4-а
Итоговый контроль:
КИМ к модулю «Композиция костюма»:
1. На каком рисунке изображён круг Иттена?
а) б) в)
2. Какой цвет нужно добавить в основной цвет чтобы получить «пастельный оттенок»»?
а) черный б) красный в) белый
3. Сколько существует законов композиции?
а) 3 б) 7 в) 5
4. На каком рисунке изображён закон композиции «Закон ритма»?
а) б) в)
5. Что такое дизайн?
а) Специфический род проектной деятельности
б) Наука, которая изучает отношения между людьми
в) Область естествознания, наука о веществах
6. На каком рисунке изображён костюм древнего Египта?
а) б) в)
7 . Костюм какой эпохи изображён на рисунке?
а) Ренессанс
б) Древняя Греция
в) Готика
8. На каком рисунке изображён стиль одежды «Аниме»?
а) б) в)
9. На каком рисунке изображена одежда «Прямого силуэта»?
а) б) в)
Ключ к проверке теста:
1 -б
2 - в
3 - а
4 - а
5 - 5
6 - в
7 - а
8 - в
9 - а
КИМ к модулю «Конструирование и технология»:
1. Что такое конструирование одежды?
а) это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание декоративных элементов;
б) это процесс проектирования чертежа, который представляет собой развертку поверхности тела человека с учетом прибавок на свободу облегания и движение;
в) это обучение в процессе практической деятельности.
2. На каком рисунке изображена фигура типа «Песочные часы»?
а) б) в) г) д)
3. На каком рисунке изображён чертёж прямой юбки?
а) б) в)
4. Что такое моделирование одежды?
а) преобразование базовой конструкции изделия с целью изменения ее модельных характеристик.
б) процесс создания моделей биологических систем.
в) построение и изучение архитектурных объектов
5 . На каком чертеже изображено моделирование «Водопада»?
а) б) в)
6 .На каком чертеже изображено моделирование рукава «Колокольчик»?
а )
б)
в)
7. Из какого волокна изготавливают хлопчатобумажные ткани?
а) лён б) вискоза в) хлопок
8. На каком рисунке изображён шов «взаутюжку»?
а) б)
9. Какие нитки используются для ручной вышивки на ткани?
а) капрон б) хлопчатобумажные в) мулине
| |
| |
Ключ к проверке теста:
1-б;
2-б;
3-б;
4-а;
5-б;
6-б;
7-в;
8-б;
9-в.
Критерии оценивания по тесту:
Количество правильных ответов | Результат |
9 | Отлично |
7 | Хорошо |
4 | Удовлетворительно |
КИМ к модулю «Сценическое движение»:
Продемонстрировать выбранный образ.
Образ выбрать по своему желанию (примеры: девушка-весна, летнее настроение, холод зимы, солнечные блики)
Подобрать одежду, макияж, причёску. В соответствии с выбранным образом подобрать музыку для дефиле. Представить выбранный образ в соответствии с его характером, и присущей ему атмосфере.
Контрольно-измерительные материалы для метапредметного результата: для определения планируется вести «карту диагностики освоения программы и творческих достижений учащегося. Карта позволяет вести поэтапную систему контроля за обучением учащегося и отслеживать динамику его образовательных результатов, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Пример:
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
входного контроля ЗУН обучающихся
творческого объединения ____________________________________________________
группа №_____________________________
ФИО педагога ______________________________________________________________
№ | ФИО учащегося | Теория | Практика | Результат | Уровень | |
п/п | | |||||
| | | | | | |
1. | | | | | | |
2. | | | | | | |
3. | | | | | | |
4. | | | | | | |
5. | | | | | | |
6. | | | | | | |
7. | | | | | | |
8. | | | | | | |
9. | | | | | | |
10. | | | | | | |
11. | | | | | | |
12. | | | | | | |
13. | | | | | | |
14. | | | | | | |
15. | | | | | | |
16. | | | | | | |
17. | | | | | | |
18. | | | | | | |
19. | | | | | | |
20. | | | | | | |
21. | | | | | | |
22. | | | | | | |
23. | | | | | | |
24. | | | | | | |
25. | | | | | | |
26. | | | | | | |
27. | | | | | | |
28. | | | | | | |
Механизм оценки уровня усвоения знаний
Максимальный результат____ балла(-ов) (100%) (высчитывается: max Теория + max Практика)
Оптимальный уровень (от 80% до 100%) – от ___ до ____ баллов
Допустимый уровень (от 50% до 79%) – от ___ до ____ баллов
Критический уровень (49% и ниже) – от ___ до _____ баллов
(за 1 блок - по 1 баллу за вопрос, 2 блок – по 2 балла за вопрос, 3 блок – 3 балла)
Дата ___________________ Подпись педагога_____________
Данные тесты подходят для любой возрастной категории обучающихся.
Контрольно-измерительные материалы для личностного результата:
1 вариант: для оценки используется рефлексия ученика. Прием «незаконченные предложения». Каждый оценивает свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из предложенных учителем (на доске):
Сегодня Я…
- узнал…
- научился…
- понял, что…
- достиг своей цели:…
- почувствовал, что…
- открыл (изучил) новые способы…
- по-новому оценил себя:…
- помог…
- приобрёл опыт…
- задумался…
- начал…
- смог…
- теперь могу…
- мне удалось…
- мне захотелось…
- мне хочется ещё…
Данные тесты подходят для любой возрастной категории обучающихся.
2 вариант: для оценки используется диагностический метод «Анкетирование»:
1. С каким настроением ты посещаешь занятия Студии «Театр моды»?
2 - с радостью;
1 - моё настроение не зависит от урока;
0 - с неохотой и раздражением;
2. Всегда ли ты доволен своим результатом работы на занятии?
2 - иногда недоволен, но стараюсь улучшить;
1 – всегда;
0 - часто недоволен, но мне это безразлично;
3. Интересуют ли тебя работы других ребят в твоей группе?
2 – всегда;
1 – иногда;
0 – никогда;
4. Хотел бы ты заниматься в Студии «Театр моды» в следующем учебном году?
2 – да;
1 - не знаю;
0 – нет;
5. Как часто ты завершаешь работу дома?
2 - часто, чтобы улучшить;
1 - иногда, когда в классе не успеваю;
0 - никогда, даже если работа незакончена;
6. Всегда ли ты готов к занятиям?
2 – всегда;
1 - иногда бываю не готов;
0 - часто не готов;
7. Тебе важны твои достижения в Студии «Театр моды»?
2 – да;
1 - лишь бы не «2»;
0 - лучше бы их не было;
8. Стремишься ли ты участвовать в конкурсах, выставках?
2 – да;
1 – иногда;
0 – нет;
9. Чего ты ждёшь от участия в конкурсах?
2 - чтобы мою работу увидели другие;
1 - получить приз;
0 – ничего;
10. В чём для тебя польза занятий в Студии «Театр моды»?
2 - дают знания, которые пригодятся в жизни;
1 - можно просто порисовать;
0 - можно отдохнуть, расслабиться.
Подсчёт результатов:
8-10 – высокий показатель
4-7 – средний
Менее 3 – низкий (проявляется обычно в равнодушии к изо-деятельности, нежелании работать на уроке, отсутствии принадлежностей)
Данный тест подходит для любой возрастной категории обучающихся.
Контрольно-измерительные материалы для личностного результата:
Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёв
Описание методики
Методика, разработанная С.В. Ковалевым, предназначена для определения уровня самооценки личности. Представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов.
Инструкция
«Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждениями, вы проставляете баллы:
4 – очень часто;
3 – часто;
2 – иногда;
1 – редко;
0 – никогда.
Стимульный материал
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу (учебу).
3. Я беспокоюсь о своем будущем.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
7. Я боюсь выглядеть глупцом.
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнаковыми людьми.
10. Я часто допускаю ошибки.
11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.
14. Я слишком скромен.
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди ждут от меня многого.
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
20. Я слегка смущаюсь.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто понапрасну волнуюсь.
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую себя скованным.
26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я не так общителен.
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.
Обработка результатов
Обработка результатов проводится суммированием баллов по всем 32 суждениям.
Интерпретация результатов
– сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия;
– сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.
– сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.
Данное задание подходит для любой возрастной категории обучающихся.
2.4. Методическое и дидактическое обеспечение программы.
Занятие по данной программе состоит из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть, в процессе которой, в основном проходит освоение программного материала. Каждое учебное занятие является звеном системы занятий, связанных в логическую последовательность, построенную друг за другом.
Важнейшим требованием современного учебного занятия является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся, с учетом их состояния здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности, особенностей развития, психических свойств и качеств. Содержание программы основывается на следующих основных педагогических принципах образования: демократизации, гуманизации, детоцентризма, природосообразности, культуросообразности, педагогики сотрудничества, дифференциации и индивидуализации.
В зависимости от поставленных педагогических задач, занятия могут быть:
- вводное (введение в предмет, постановка учебных целей и задач, определение средств и методов достижения цели, инструктаж по ТБ)
- занятия – изучение нового материала;
-занятия повторение, направленное на закрепление, совершенствование ранее закреплённых навыков;
-комбинированное (сочетающее изучение, повторение, совершенствование ранее освоенных упражнений) – имеют наибольшее распространение в процессе обучения;
- контрольное занятие – проводится после прохождения части программного материала;
- конкурс, фотосессия, экскурсия, дефиле и т. д.
Основные методы, используемые в учебно-воспитательном процессе.
1.Демонстрационные:
- показ;
- пример;
- видео иллюстрация.
2. Вербальные:
- объяснение;
- беседа;
- рассказ;
- анализ;
- инструктаж.
3. Практические:
- упражнение;
- игра;
- творческая импровизация;
- взаимоконтроль;
- самоконтроль;
3. Практические:
- упражнение
- ручной труд;
- творческая импровизация;
- взаимоконтроль;
- самоконтроль;
4. Стимулирующие:
- театральное выступление;
- конкурс;
- дефиле;
- поощрение.
Приложение № 2
Итоговая аттестация
Контрольно-измерительные материалы
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебный сундучок»
Вид контроля – __________________________________________________________
(текущий (тематический), промежуточная аттестация)
По теме/разделу ________________________________________________________
(название темы либо раздела)
Дата проведения________________________________________________________
№ п/ п | Ф.И. учащегося полностью | Теоретический материал (количество баллов) | Практический материал (количество баллов) | Итого (количество баллов); | Общий уровень учебных достижений (О, Д, Н) |
1. | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
6 | | | | | |
7 | | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
ИТОГО: общий уровень учебных достижений в группе :
«О» - чел.,_____%,
«Д» - чел.,_____%,
«Н» - чел.,_____ %
Ф.И.О. ПДО подпись
3. Список литературы.
Для педагога:
Бюлер, Р. Пэчворк [Текст] / Р. Бюлер, С. Клар // Учебный курс. – М.: АРТ - Родник, 2007
Васинская, Е.Б. Сборник программ педагогов детских театров и студий моделирования одежды Кемеровской области РФ [Текст] / Е.Б.Васинская, Н.Н. Шипачева, С.А. Пахомова // Программа детского театра моды на базе студии «Модница», Программа «Конструирование, моделирование и пошив одежды. – Кемерово, 1999
Карейд, Э. Шьем модные сумки [Текст] / Э. Карейд // перевод с английского Л.П. Яркина. – М.: Ниола-Пресс, 2006
Коршунова, Т.Т. Костюм в России XVII - начала XX века из собраний государственного Эрмитажа [Иллюстрации] / Т.Т. Коргунова // сборник иллюстраций государственного Эрмитажа. - СПб, 1997
Лущик, Л. Маленькое черное платье [Текст] / Л. Лущик // Одна выкройка много идей. - М.: Эксмо, 2007
Маббс, Л. Оригами из ткани [Текст] / Л. Маббс, В. Лоуз // Идеи для стильного интерьера. Перевод с английского У. Сапциной. – М.: «Контэнт», 2008
Могузова, Т.В. Практикум по производственному обучению профессии «Портной» [Текст] / Т.В. Могузова, Н.Н. Байкова, Е.В.Тулупова, Е.В. Стрельцова // Учебное пособие для начального профессионального образования. – М.: «Академия», 2003
Савостицкий, Н.А. Материаловедение швейного производства [Текст] / Н.А. Савостицкий, Э.К. Амирова // Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
Уэллс, Д. Пейзажи из ткани [Текст] / Д. Уэллс // Изысканная аппликация. – М.: Мой мир, 2007.
Для обучающихся
Лерпер, Л.А. Сколько цветов у радуги [Текст] / Л.А. Лерпер // пособие для начинающего художника. - М: Педагогика, 1980
Орлова, Л.В. Азбука моды [Текст] / Л.В. Орлова // Научно-популярное издание. М.: Просвещение, 1988
Спенсер, К. Выбери свой стиль [Текст] / К. Спенсер // Для женщин. – М: Экспо-пресс, 2000.
Храмова, Л. Энциклопедия моды для девочек [Текст] / Л. Храмова //, М., «Делия», 2007.
Как покрасить вещь в технике тай дай: 6 мастер классов/ Текст: электронный //burda ctyle.ru: [сайт] – URL: https://burdastyle.ru/master-klassy/decor/kak-pokrasit-veshch-v-tehnike-taj-daj-6-master-klassov_19501/.
Модульная картина/ Текст: электронный//muse.ru: [сайт] – URL: https://muse.ooo/blog/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0/
Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. – М., 2000.
Черныш М.И. Основы художественного ремесла «Поделки». М., Аст-Пресс, 1999.
СОГЛАСОВАНА:
Заместитель директора по УВР Т.С. Савина