Методические приемы для формированию навыков разметки и обработки древесины у школьников с ОВЗ
Алексей Александрович Карачёв «Методические приемы для формированию навыков разметки и обработки древесины у школьников с ОВЗ».
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №31» (ГБОУ АО СКОШ № 31), учитель трудового обучения, тел. 8-960-006-36-96, alex.cara4eov@yandex.ru
Социальная адаптация школьников с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день является приоритетным направлением работы коррекционных школ. Обучение столярному делу в этом аспекте образования и развития детей приобретает всё большее значение. Чем качественнее будут сформированы навыки обработки материалов на уроках трудового обучения, тем выше вероятность трудоустройства учеников по окончании обучения в школе.
В деле формирования основных столярных умений у школьников с разной степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) существуют определенные трудности. Главными из них, на мой взгляд, являются следующие особенности детей:
- разнообразие интеллектуальных и сопутствующих нарушений;
- трудности с планированием и контролем за выполнением собственных действий;
- неловкость движений;
- повышенная утомляемость;
- трудности с выполнением заданий, требующих точной координации, особенно при выполнении двух и более действий одновременно (например, держать линейку пальцами одной руки, карандаш – пальцами другой, следить за шкалой линейки и производить разметку);
- замедленное формирование моторных навыков;
- развитие навыков может идти не поступательно, а скачкообразно. Возможен регресс в освоении операций.
В связи с этими особенностями, работа учителя по формированию основных столярных навыков, а именно, разметки, пиления, строгания, соединения деталей требует отличных от обычной школы, приемов.
Для своих коллег – учителей столярного дела, работающих в коррекционной школе, могу предложить следующие варианты отработки навыков:
1. Пиление.
Основная проблема при пилении древесины у детей – наклон полотна пилы по отношению к линии разметки. Для того, чтобы мышцы ребенка «запомнили», как нужно держать ножовку, можно воспользоваться приспособлениями.
На первом этапе – стусло.
Фото 1. Использование стусла.
На втором – приспособление «щиток», который позволяет не только контролировать наклон полотна пилы, но и защищает руку.
Фото 2. Щиток.
Фото 3. Ученик прижимает полотно пилы к плоскости щитка, что позволяет контролировать правильность наклона.
Третий этап – использовать упор, расположенный по кромке верстака.
Фото 4.Использование только одного упора.
2. Строгание.
Один из самых сложных для формирования правильного навыка, технологический процесс. Из-за анатомических особенностей, а, конкретно, из-за определенного движения в локтевом суставе левой руки, результат строгания получается таким:
Фото 5. Заваливание прострагиваемой кромки при строгании.
Фото 6. Неверное движение рубанка вниз при строгании.
Придумать какое-либо приспособление для отработки «правильного» движения рубанком, трудно. Предлагаемые способы тренировки с помощью воображаемых движений с инструментом, считаю малоэффективными и неинтересными для ребенка. Полезнее использовать для строгания заготовки большой длины, например, при изготовлении указок, черенков для лопат и т.д.
Фото 7. Длинная заготовка не позволит рубанку двигаться вниз.
3. Забивание гвоздей.
Детям трудно выполнять разные действия одновременно двумя руками – держать гвоздь, особенно мелкий, пальцами одной руки и выполнять четкое движение молотком другой рукой. Можно воспользоваться промежуточными, подводящими упражнениями.
Первое упражнение:
Фото 8. Ученик забивает гвозди, наполовину вбитые учителем.
Второе упражнение – забивание гвоздей в заранее наколотое отверстие:
Фото 9. Наколоть отверстие можно шилом.
Фото 10. А еще лучше - перевым сверлом.
После этого – тренировки по забиванию гвоздей обычным способом.
Фото 11. Так забивать гвозди трудно даже взрослому.
4. Разметка.
Точная, аккуратная разметка – основа для любой операции по обработке материалов. Она требует и концентрации внимания, и точности движения и умения соотносить разные действия. Главные разметочные инструменты – столярный угольник и карандаш. Самая распространенная ошибка – ученик не плотно прижимает колодку угольника к заготовке, в результате чего разметочная линия получается не под прямым углом.
Фото 12. Обычная ошибка при разметке по угольнику.
Для решения этой проблемы предлагаю изготовить простое приспособление.
Фото 13. Приспособление для разметки.
Фото 14. Угольник под собственным весом плотно прижимается к заготовке.
Кроме того, сама плоскость приспособления может служить своеобразным планшетом, шаблоном для разметки нескольких заготовок. Следует лишь сделать карандашом штрихи, например, для разметки шипов или гнёзд при изготовлении ножек, царг, проножек табурета.
Фото 15. Разметка заготовки при помощи приспособления-планшета.
Разумеется, предложенные приёмы не решают все проблемы с обучением детей с ОВЗ столярным операциям, но, на мой взгляд, способны уменьшить время формирования соответствующих навыков и облегчить выполнение сложных действий.