Занимательные упражнения, применяемые для формирования первоначальных навыков чтения у младших школьников с ОВЗ
Кудрявцева Елена Геннадьевна,
учитель-логопед МБОУ СОШ №93
Барабинского района Новосибирской области
Занимательные упражнения, применяемые для формирования первоначальных навыков чтения у младших школьников с ОВЗ.
Большая часть детей, поступающих в 1 класс, не знают буквы и не умеют читать. Для некоторых учеников первого класса запоминание букв вызывает трудности. В коррекционно-развивающей работе по развитию процессов чтения можно отметить, что дети с ограниченными возможностями здоровья затрудняются сливать и читать слоги. А чтение слоговых таблиц не вызывает интереса у учащихся с речевой патологией и ограниченными возможностями здоровья.
При обучении чтению ребёнок знакомится со зрительными образами букв. Запоминание всех букв алфавита и умение узнавать (идентифицировать) каждую из них является обязательным условием овладения навыком чтения. (Б.Г.Ананьев, Т.Г.Егоров и др.) Дети должны усвоить сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи. (Корнев А.В.)
Чтобы процесс обучения чтению сделать интересным и развивающим для обучающихся с ОВЗ, я применяю приёмы занимательных упражнений.
Так при изучении букв и их запоминании предлагаю следующие приёмы.
«Оживи букву»
Рассматривая печатную, а затем письменную букву с ребёнком, обговариваем на что (кого) она похожа или что (кто) похож на букву. Дорисуй букву.
Например: Преврати букву «А» - в аиста, лестницу.
Букву «У» - в улитку. Букву «О» – в солнце, колесо, дупло дерева.
Преврати букву «И» в острые иголки. Из буквы «С» нарисуй колбасу для собаки. Букву «М» преврати в молнию и так далее.
«Составь букву»
Для запоминания графического облика букв предлагаю ребёнку собрать букву из проволоки, пуговиц, палочек сначала с опорой на образец, а потом по памяти.
«Собери букву из частей»
Ребёнку предлагается собрать букву, вырезанную по контуру из плотного картона разного цвета из разрезанных частей.
Например: печатная буква «А» красного цвета, а письменная буква «А» - синего цвета. Сначала ребёнок ищет элементы букв по наглядному образцу целой буквы, а затем собирает самостоятельно. Печатная буква должна получиться красного цвета, а письменная – синего цвета.
«Допиши букву»
В тетради или на карточке изображение недописанных элементов печатной, а потом письменной буквы. При этом буквы могут быть разного цвета и написанные яркими фломастерами. Такие цветные и яркие недописанные буквы привлекают внимание детей и задания выполняются с интересом.
«Буквенная мозаика»
Сложи элементы так, чтобы получились буквы.
Ребёнку предлагаются элементы 2-3-х букв одновременно, которые отличаются рисунком. Задание для детей осложняется тем, что ребёнок должен отделить рисунок элементов одной, потом второй и третьей буквы.
Называет каждую букву, сравнивает количество элементов.
Разнообразные занимательные упражнения на запоминание образа букв представлены во многих пособиях современных логопедов – практиков, а так же в интернете. Учитель-логопед может подобрать необходимые упражнения, опираясь на индивидуальные особенности каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Чтение однотипных слогов в слоговых таблицах для детей с ОВЗ – это скучное занятие. Для того чтобы повысить интерес детей и активизировать их познавательную мотивацию к процессу чтения слогов, я так же подбираю приёмы занимательных упражнений.
«Подружи буквы»
Сначала предлагаю детям подружить буквы, чтобы они взялись за руки и прочитать слоги. Можно на карточке написать буквы и соединить их, нарисовав ручки.
«Буквы идут в гости»
Предлагаю прочитать буквы, соединяя в слоги, а пальчиком вести по дорожке, по ступенькам, по лабиринту и тому подобное.
«Слоговые домики»
Прочитать и узнать, какие слоги живут в домике. Прочитать соседей справа, соседей слева, соседей снизу, соседей сверху.
«Разноцветные слоги»
Детям предлагается среди чёрных слогов найти и прочитать слоги, написанные синим, зелёным, фиолетовым, красным и тд. цветом.
Если ребёнок стал уверенно и хорошо читать слоги, можно переходить к чтению односложных слов с закрытым слогом. (Т.Н. Голубцова, М.А. Поваляева)
Представленные занимательные упражнения позволяют детям не только запомнить буквы, научиться читать слоги, но и развивают пространственную ориентировку, зрительную память и кинестетическое восприятие.
Таким образом, применение на логопедических занятиях приёмов занимательных упражнений для формирования первоначальных навыков чтения у младших школьников с ОВЗ повышают познавательный и обучающий интерес.
Литература:
1.Жуковская Н.В. Учим буквы интересно и легко. - М.: ТЦ Сфера, 2007-32с.
2.Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. М.:Айрис-пресс, 2006, 128 с.
3.Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Ростов н/Д: Феникс, 2006-158 с.