«Облако слов» как интерактивный прием на уроках истории и обществознания

5
0
Материал опубликован 12 October 2021 в группе

«Облако слов» как интерактивный прием на уроках истории и обществознания

"Послушайте — и Вы забудете, посмотрите — и Вы запомните, сделайте — и Вы поймете" 
Конфуций

Не секрет, что учитель планируя свой урок каждый раз задумывается над вопросом «Как заинтересовать ученика на уроке?», «Как повысить мотивацию ребенка?». Отвечая на эти вопросы, учитель отбирает наиболее эффективные технологии, приемы, методы, способствующие повышению познавательной деятельности ребенка. Ведь основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации. Повышение мотивации весьма сложный процесс, который требует учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Существует немало разнообразных методических материалов, которые может использовать педагог в своей практической деятельности. В настоящее время широко используются информационно-коммуникационные технологии на разных этапах урока с целью повышения его продуктивности и эффективности. И одной из характеристик модели современного ученика является владение способами восприятия, обработки, переработки, хранения, воспроизведения информации, основами компьютерной грамотности; техникой пользования компьютером, основными информационными технологиями, оптимальными для ученика формами, методами, средствами самостоятельной, познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. На мой взгляд, одним приемов, способствующим повышению мотивации, развитию компьютерной грамотности школьника является «облако слов». Облако слов помогает сделать процесс обучения творческим, познавательным. Этот прием имеет множество вариантов его использования на уроке, позволяет организовать работу с разной категорией учащихся с целью развития логического мышления внимательности, интереса. Отмечу несколько вариантов работы с облаком слов на уроках истории и обществознания из личного опыта.

1)На этапе актуализации знаний учащимся предлагается облако слов, по которому они должны определить тему урока. Это задание, на мой взгляд, является самым простым и распространенным вариантом использования облака слов на уроке.

t1634034525aa.jpg

(урок истории, 5 класс, тема: «Возникновение земледелия и скотоводства»

2) В рамках повторительно-обобщающего урока можно организовать работу по группам. Каждая группа получает «облако слов», которая должна определить по какому параграфу в разделе им предстоит повторение и внутри группы разделить задания, например, рассказать о каком-то сюжете, изученном событии в зависимости от предлагаемого облака слов. Дети должны сами определить свои роли и как они представят свой рассказ. Кроме того, каждая группа по завершению своей работы, должна составить свое облако слов по изучаемого разделу или предложенному вопросу учителем. Таким образом, мы получаем работу с целым комплексом технологий: информационно-коммуникационные технологии, работа по группам.

3) На этапе изучения нового материала можно предложить учащимся облако слов с постановкой какого-либо проблемного задания. Например, в облаке слов указать несколько понятий, имен, дат которые будут лишними, учащиеся должны найти эти слова и объяснить свой ответ.

t1634034525ab.jpg

Задание: рассмотрите облако слов, на котором представлены фамилии лидеров белого движения за исключением двух. Укажите лишние слова.

4) Можно организовать работу с текстом. Предложить учащимся заполнить пропуски в тексте, используя облако слов, при этом слов указать больше, чем необходимо для выполнения задания.

5) С помощью облака слов можно организовать работу с понятиями. Так можно поместить в облако слов определение какого-либо понятия. Дети должны самостоятельно сформулировать правильное определение.

t1634034525ac.jpg

Задание: используя облако слов, составьте определение понятия «протекционизм»

6) При опросе домашнего задания учащимся предлагается составить рассказ по какому-либо вопросу, раскрыв содержание приведенных понятий в облаке слов, вставить эти понятия в контекст своего ответа.


t1634034525ad.jpgЗадание: используя облако слов составьте рассказ на тему: «Особенности подросткового периода»

Представленные варианты работы с облаком слов, на мой взгляд, являются актуальными, поскольку позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, сосредоточить внимание на какой-либо проблеме, повысить интерес к изучаемой теме. Работа с облаком слов дает возможность учителю сделать урок более познавательным. Облако слов – это широкое творческое поле для развития способностей учащихся. Следует отметить, что этот прием имеет ряд преимуществ: 1) позволяет акцентировать внимание на теме;

2) наглядность – представление понятие в облаке слов способствует более быстрому его запоминанию учеником;

3) простота создания, краткая инструкция по составлению облака слов позволяет быстро осваивать этот прием. Ученики охотно составляют облака слов, развивая креативное мышление и логику.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.