12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Снаткина Ольга Юрьевна20

Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках истории и обществознания.

Сведения об авторе

Снаткина Ольга Юрьевна, учитель истории и обществознания высшей категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 имени Героя Советского Союза Константина Григорьевича Мохова р.п. Башмаково Башмаковского района Пензенской области.

Тезис

Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках истории и обществознания как средство активизации познавательной деятельности обучающихся. В данной статье даются методические рекомендации, с описанием технологии, по использованию разнообразных приемов ТРИЗ-технологии к каждому этапу урока.

«Знакомство с этой методикой не оставит равнодушным ни одного «ищущего» учителя. Преподавание истории «по-старинному» иногда заводит учителя в тупик. Выясняется, что дети постепенно отвыкают самостоятельно мыслить, зазубривая и пересказывая материал предыдущего урока. Поэтому важно обращать на это внимание, ставить задачи овладения мыслительными операциями более высокого уровня (творческого), развивая тем самым культуру мышления и формируя навыки самостоятельного подхода к новому материалу. Применение ее на уроке развивает мыслительные и творческие способности обучающихся» (Полянская Е.В. «Применение методов развивающего обучения на уроках истории»)

Основная цель использования ТРИЗ на уроках – дать школьникам возможность увидеть в изучаемых предметах инструменты творчества – доступные, сильные, изящные; выработать представление о том, как может быть использована получаемая на уроках информация. Создавалась теория в середине XX века, основы её заложил инженер и писатель Генрих Альтшуллер.

Основное положение ТРИЗ гласит: системы развиваются по определённым законам, которые могут быть выявлены и использованы для сознательного решения изобретательских задач, без случайного блуждания и бессмысленных проб.

Применение ТРИЗ как технологии на уроках истории и обществознания достаточно проблематично и не всегда оправданно. Однако использование отдельных методов и приемов ТРИЗ-педагогики позволяет обучать детей творческой деятельности. Систематическое обучение школьников творческой деятельности есть не что иное, как развивающее образование, технологии которой я придерживаюсь в своей педагогической деятельности.

Опыт применения технологии ТРИЗ в моей педагогической деятельности небольшой, с первых же дней работы по данной технологии для себя сделала вывод: применять технологию ТРИЗ регулярно на уроках истории и обществознания.

В ТРИЗ-педагогике рассматриваются различные подходы к каждому этапу урока.

На организационно-мотивационном этапе урока использую прием «Удивляй!» универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Формирует:

- умение анализировать;

- умение выделять и формулировать противоречие.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация становится удивительной. Так, по теме «Северная война» (8 класс) показываю на слайде коллаж из репродукций картин и зачитываю вопрос:

«Что пирует царь великий

В Петербурге-городке?

Отчего пальба и клики

И эскадра на реке?

Озарен ли честью новой

Русский штык иль русский флаг?

Побежден ли швед суровый?

Мира ль просит грозный враг?» (А.С. Пушкин «Пир Петра Первого»)

Также, для того, чтобы привлечь внимание ученика к учебному материалу, использую интересные факты биографии исторической личности, которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах; выдержки из стихотворений, фрагменты документального или художественного фильма; легенды, проблемные задачи и ситуации, и многое другое.

Учитель не просто сообщает удивительные истории, его цель – через анализ этих материалов добиться более глубокого понимания особенности той эпохи, исторической личности, события.

Прием «Ассоциативный ряд» использовала на уроке обществознания по теме «Право» (9 класс). На доске я записывала произносимые детьми слова-ассоциации. Затем из полученного списка они выбрали наиболее конкретные и составили определение. Полученное определение сравнили со словарным вариантом и дополнили ассоциативный ряд.

На этапе актуализации знаний применяю приемы «Игра в случайность», «Да-нет-ка», «Шаг за шагом».

Известно, что учебный материал принимается легче, если он изложен в игровой форме. ТРИЗ-педагогика показывает, что любое учебное задание может быть превращено в игру. Играть любят ученики всех возрастов, но особенно это «непоседы» 5-7-х классов.

Пройденный материал повторяли в 5 классе «летая» в прошлое на «хронолетах» («игра в случайность»). Для этого дети сами на перемене сделали бумажные самолетики для «полетов во времени». Я написала на самолетиках даты, места событий, которые мы уже изучили раньше. Запускались «хронолеты» мной, а отвечать дети должны были не по журналу (как обычно), а те, к кому он «сядет» на парту.

Настоящей находкой для меня стала простая игра «Да-нет-ка», этот универсальный приём технологии ТРИЗ способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит обучающихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:

- умение связывать разрозненные факты в единую картину;

- умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

- умение слушать и слышать друг друга.

В 7 классе: «Я загадала историческое лицо XVII века». Смысл игры в том, чтобы не отгадать сразу, а задать как можно больше вопросов, причем, таких, чтобы учитель мог ответить «да», «нет» или «и да и нет». Фантазия учеников «заработала», они меня спрашивали: «Это народный предводитель?» («нет»), «Государственный деятель?» («да»), «Относится к династии Романовых?» («да»), «Время правления относится ко 2 пол.XVII века?» («и да и нет»), и т.д. Таким образом, узнав все, что нужно для правильного ответа, они отвечают: «Это Алексей Михайлович».

Прием «Шаг за шагом», автор – Е.Д.Тимашева (г.Люберцы). Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. Так, обучающиеся 9 класса, в рамках подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, на отдельных уроках при выходе к доске на каждый шаг проговаривают основные сражения, называют событие и дату этого периода.

В процессе информационного этапа урока внедряю приемы «Своя опора», «Пресс-конференция», «Хорошо-плохо», метод «фокальльных объектов».

«Своя опора» – универсальный приём, сворачивающий информацию. Автор приема преподаватель и разработчик ТРИЗ-методик из Ростова-на-Дону Сергей Сычев.

Формирует:

- умение выделять главную мысль;

- умение устанавливать связи между объектами;

- умение представлять информацию в «свернутом виде».

Ученик составляет собственный опорный конспект по пройденному материалу. Это может быть полный ответ по тему или развернутый план ответа. Так, обучающиеся 9 класса в паре составляли собственные опорные конспект-схему по теме «Государство как основной институт политической системы» и на его основе объясняли друг другу материал, а потом делали друг другу замечания и оценивали свою работу.

В 10 классе (16 человек) пользуюсь другим вариантом. Несколько сильных учеников заранее получали творческое домашнее задание: составить опорные схемы-конспекты или таблицы (по собственному усмотрению) по пройденным темам в разделе «Россия в первой четверти XIX века». На спаренных уроках они становятся тренерами. Класс разбивается на 3 группы (по 4-5 человек), с каждой из них работает такой тренер по своему опорному конспекту.

После работы в отведенное время над определенной темой тренеры меняют группы, и процесс повторяется. Каждая группа получила от тренеров задание: найти ошибку, которая заранее специально внесена в конспект «Первые годы правления Александра I»; составить план «Внешняя политика первой четверти XIX века»; ответить на вопрос «Какое название и почему, на ваш взгляд, более подходит для событий 14 декабря 1825 года: акт гражданского неповиновения; попытка дворцового переворота или восстание?». После выполнения заданий представители от группы выступают с результатами групповой работы; обсуждают работу групп и тренеров и оценивают свою работу.

«Пресс-конференция». При объяснении темы намеренно неполно раскрываю тему, предложив школьникам задать дораскрывающие вопросы. Так, в процессе изучения темы «Народные движения первой четверти XVIII века» в 7 классе не затронула вопрос «причины народных восстаний». Ребята среагировали «молниеносно»: одни стали задавать вопросы, другие высказывать предположения. В итоге на основе имеющихся и новых, полученных знаний самостоятельно смогли выявить причины народных движения первой четверти XVIII века.

Урок пресс-конференция «Антигитлеровская коалиция во Второй мировой войне» (11 класс) моделировал возможную историческую ситуацию накануне Великой Победы – пресс-конференцию «глав» государств – участников коалиции для «журналистов» разных стран, итогом которой стали «статьи» – анализ позиций стран антигитлеровской коалиции по важнейшим вопросам второй мировой войны и послевоенного устройства мира.

Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало, но не претендуют на значительное усложнение задания.

«Хорошо-плохо» – универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности детей на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

- умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

- умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);

- умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

В 10 классе ребята получали задания: дайте оценку деятельности Александра Невского по отношению к Орде; определите итоги царствования Ивана IV. Одна группа учеников выделяла положительные моменты, другая отрицательные, третья пыталась разрешить противоречия (оставить «+» и убрать «-»).

Метод фокальных объектов

Фокальный – фокусный, относящийся к фокусу. Фокус (лат. focus очаг) – в оптике – точка в которой собирается пучок световых лучей. В центре фокуса (круга) – обобщающий объект, лучи – объекты, его составляющие. Этот метод использую при введении новых терминов. Например, в курсе обществознания при изучении темы: «Что такое общество?» в 6 классах совместно с учениками составляем следующую схему:

t1589521924aa.png

На последующих уроках даю задание ученикам: значение термина выучить, привести примеры и самостоятельно нарисовать схему.

На этапе первичного понимания материала использую приемы: «Лови ошибку!», «Диаграмма Венна», «Верные и неверные утверждение», «Свои примеры».

«Лови ошибку!» универсальный приём, активизирующий внимание обучающихся.

Формирует:

- умение анализировать информацию;

- умение применять знания в нестандартной ситуации;

- умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает ученикам информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Обучающиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время. Так, я раздаю текст с ошибками или с пропусками.

Сочинение ученика К. по теме «Северная война».

«После знакомства с историей Северной войны, могу сказать, что это была самая короткая война. Длилась она всего 21 месяц. Думаю, что поляки и не могли больше воевать с Россией, ведь у нас была такая сильная армия, что русских боялись все.

Правда, в начале войны все складывалось не так удачно, как хотелось. В сражении под Нарвой нам пришлось бежать, но через 5 лет мы её отвоевали. А дальше все происходило так: мы разбили шведов под Полтавой, потом на реке Прут, кстати, там же чуть было не поймали короля Норвегии  Карла XII.

А какой для нас был удачным 1720 год! 27 июля российский флот одержал блестящую победу при Гангуте, захватив датские корабли. Это событие решило исход Северной войны. В Финляндии в городе Митаве был подписан Ништадский мирный договор. Мы получили земли по побережью Черного моря, а также 2 млн. рублей. Пусть все знают, что с нами связываться опасно. На этом мое сочинение заканчивается».

А как вы считаете, все ли здесь правильно?

Другой прием: «верные и неверные утверждения». Заданий такого типа очень много в рабочих тетрадях по истории и по обществознанию, а также в демонстрационных вариантах при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, что во многом облегчает работу учителя. Например, началом урока в 11 классе по теме «Эпоха застоя» могут быть предложены следующие высказывания:

- в эпоху застоя была принята новая конституция, в которой были провозглашены основные права граждан;

- это было время расцвета литературы и искусства;

- была восстановлена система ГУЛАГА;

- была ужесточена цензура;

- видные деятели науки и искусства были выдворены из СССР.

После знакомства с основной информацией я возвращаюсь к данным утверждениям и прошу обучающихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

«Диаграмма Венна» прием на выявление общих и отличительных черт понятий, процессов. Этот прием также знаком по материалам ГИА. Лист делится на три части: первой колонке детям предлагается записать общее черты, а в двух других – отличительные особенности каждого.

Например:

- сравнить политику Юрия Долгорукова и Андрея Боголюбского;

- сравнить взгляды «нестяжателей» и «иосифлян»;

- сравнить программные установки «Северного общества» и «Южного общества»;

- сравнить внешнюю политику 20-х и 30-х гг.XX века;

- сравнить понятия монархия и республика и т.д.

«Свои примеры»

Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Например, очень эффективным способом закрепления знаний является домашняя работа по дополнению материала по теме урока, особенно вводных уроков. Для того чтобы провести такую работу, тетрадный лист делят на две равные части. В одной части будут содержаться сведения, сообщенные учителем, в другой – тот дополнительный материал, который обучающиеся (по заданию учителя или самостоятельно) найдут сами. Для наглядности можно посоветовать ученикам два поля тетради заполнять ручками разных цветов. Так, на вводном уроке в 7 классе «Россия в конце XVI - начале XVIII века» ребята получили задание (по выбору): составить генеалогическую таблицу династии Романовых за изучаемый период времени, выписать интересные факты из биографии представителей династии Романовых, подобрать материал под рубриками «Человек века», «Событие века», какие интересные открытия и изобретения были созданы за этот период времени.

Одним из важных этапов урока является рефлексия, на котором применяю следующие приемы: «З-Х-У», «Рюкзак».

Стратегия «З-Х-У» была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Формирует:

- умение определять уровень собственных знаний;

- умение анализировать информацию;

- умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», обучающиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.

Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» обучающиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний.

Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.), изучения нового материала обучающиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал». Например:

"Знаю"

- Первые люди жили стаей, затем общинами.

- Чтобы добыть себе питание люди кочевали.

"Хочу узнать"

- Где появились первые люди?

- Как люди заселили нашу Землю?

- Почему сейчас люди не кочуют?

"Узнал"

- Ответы на поставленные вопросы обучающиеся находят в тексте учебника в течение урока.

- Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома.

Прием рефлексии «Рюкзак» используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть – зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. «Рюкзак» перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Например:

- я научился составлять план текста;

- я разобрался в такой-то теме;

- я наконец-то запомнил, чем институт права отличается от отрасли права и т.д.

ТРИЗ-педагогика дает учителю безграничные возможности для работы. Помогает сделать историю самым интересным предметом школьного курса. Приведенные выше примеры тризовских заданий формируют у обучающихся умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца, помогают активному усвоению новых знаний и закреплению материала. Эта система обучения убеждает в возможности организовать эффективное занятие, целью которого будет не простое углубление и конкретизация исторических знаний, а главное – формирование всестороннего представления обучающихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям, развитие умения самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия.

Список рекомендуемой литературы

1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать еретиком. – Петрозаводск: Карелия, 1991.

2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004.

3. Амнуэль П.Р. РТВ – это очень просто! // http://www.triz.minsk.by

4. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества. – М.: Академия, 1999.

5. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. – 1995. – № 6. – С. 39–47.

6. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Прогресс, 1965.

7. Григорович Л.А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема. Региональная научно-практическая конференция. – Челябинск, 5-6 июня 1998 // http://www.triz.minsk.by.

8. Злотин Б.Л., Зусман A.B. К творческой педагогике // ТРИЗ. – 1992. – № 2.

9. КИФ (Клуб изобретателей и фантазеров) // Костер. – 1990. – № 1–11; 1991. – № 1–4.

10. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества. – М.: Народное образование, 1996.

11. Селюцкий А.Б. Правила игры без правил. – Петрозаводск: Карелия, 1989.

12. Селюцкий А.Б. Шанс на приключение. – Петрозаводск: Карелия, 1991.

13. Трифонов Д.Н., Сборник задач из научно-фантастической литературы (для старшеклассников, студентов вузов, преподавателей ТРИЗ)/ Система проф. разраб., консультантов и препод. "ТРИЗ-Шанс". — СПБ: Изд—во ТОО "ТРИЗ-Шанс", 1995. — 119 С.

14. Шрагина Л.И. Логика воображения (Технология творческого мышления).: Учебное пособие. — Одесса: Черноморье, 1995. — 111 С.

15. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: Изд-во Томск. ун-та. – Москва: Барс, 1997.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.