12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Тихомирова Любовь Дмитриевна19
Россия, Нижегородская обл., Балахна
1

Обличение отрицательных человеческих качеств в рассказе А. П. Чехова «Толстый и Тонкий»

Урок по рассказу А.П. Чехова “Толстый и тонкий”

Тема: обличение отрицательных человеческих качеств в рассказе А. П. Чехова «Толстый и Тонкий»

Цели урока:

1. Предметные:

Выявляют особенности чеховского стиля.

Обращаются к элементам анализа текста.

Вдумчиво читают.

Владеют техникой наблюдения над художественным текстом.

2. Личные:

Воспитывают интерес, любовь к чтению.

3. Метапредметные:

Развивают языковое чутье и устную речь.

Ход урока:

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Вступительное слово учителя. Урок начинается с обмена впечатлениями о прочитанных рассказах А.П. Чехова. Затем учитель сообщает тему и цель урока. Любое произведение начинается с названия заглавия. Учитель предлагает открыть сборники рассказов Чехова и прочитать в оглавлении книги названия рассказов. По мнению писателя, заглавие — это стержень произведения, оно должно быть ярким, кратким, ясным. Ребята обращают внимание на наиболее интересные названия. В ходе беседы выясняется первая особенность юмористических рассказов Чехова: простое, предельно краткое заглавие рассказа.

ΙΙΙ. Анализ рассказа.

Текст рассказа расчленен на 5 частей: экспозиция - изображение времени, пространства и действующих лиц;завязка; развитие действия; кульминация; развязка). Ученики работают по группам. На каждую группу выдается кусочек текста и они должны проанализировать текст и соединить все его кусочки воедино. Ученики должны обосновать по каким признакам они определили к какой части рассказа относится тот или иной фрагмент. Сначала выступает группа, которой достался определенный кусочек текста, затем остальные группы высказывают свое мнение. Это позволяет работать всем сразу, сосредотачивать свое внимание на изучаемой теме.

Учитель дает ученикам историческую справку о пространстве и времени. Место действия - вокзал Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги - то есть где-то на пути между двумя столицами России - Санкт-Петербургом и Москвой. Естественно, что среди пассажиров было всегда много богатых и влиятельных людей. Учитель дает обоснование исторической эпохе, что позволяет лучше ориентироваться в тексте при его анализе.

После того, как сложены все кусочки текста и кратко проанализоровано их содержания можно перейти к подробному анализу текста. Начинать надо с описания встречи двух старых друзей. Ученики отвечают на следующие вопросы:

Кто первый бросается к другу?

Как тонкий называет толстого?

Каково состояние обоих?

Зачитайте монолог тонкого.

Что вспоминает тонкий?

Как задает вопросы толстый?

Что мы узнаем о материальном положении тонкого?

А как обстоят дела у толстого?

Какие изменения происходят с тонким?

Затем ученики должны составить у себя в тетради в виде таблицы сравнительную характеристику толстого и тонкого по следующим параметрам:

внешний вид;

семейное положение;

социальный статус;

поведение;

особенности речи;

Затем ученики вместе с учителем осбсуждают тему хамелеонства в рассказе “Толстый и тонкий”. Тему хамелеонства можно встретить во многих других рассказах Чехова. В рассказе «Толстый и тонкий» хамелеонство «тонкого» передается изменением его тона. В первый раз, еще не зная, с кем говорит, «тонкий» представляет другу детства свою семью: «Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!.. Хо-хо... Детьми были!».

Совсем иначе, дрожащим от «приятного ошеломления голосом», говорит «тонкий», узнав, что его друг - тайный советник. Здесь появляются вводные слова как следствие крайнего смущения. Изменяется тон, появляются незаконченные фразы, официальные обращения, «слово-ерс», и даже смех заменяется робким хихиканьем! «Я, Ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно оказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с!”

ΙV. Подведение итогов урока.

Ученики отвечают на следующие вопросы:

чем закончился рассказ?

почему рассказ называется «Толстый и тонкий»? Только ли внешний вид героев характеризуют эти слова?

что смешно, а что грустно в рассказе А. П. Чехова?

Слово учителя: Чехов – признанный мастер маленького рассказа. Фраза «Краткость – сестра таланта» была любимой у писателя. Антон Павлович научился писать кратко. Короткие рассказы были очень яркими по содержанию. Они отличаются незамысловатостью сюжетов, четким композиционным построением, присутствием ярких художественных деталей, говорящих имен и фамилий, динамичностью действия, сценичных диалогов и наполненностью юмором и бодростью.

V. Домашнее задание. Прочитать рассказ “Смерть чиновника”

1. Кого вы считаете главным героем рассказа Чехова “Толстый и тонкий” и почему?

2. Почему Чехов настойчиво именует героев толстый и тонкий, хотя мы практически уже во втором абзаце рассказа узнаем имена героев?

3. Над какими проблемами заставляет нас задуматься А.П.Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»?


В чеховском юморе – истинный смех сквозь слёзы. Большинство его рассказов имеют ярко выраженный сатирический характер.

Писатель обличает и высмеивает отрицательные человеческие качества: раболепство.

беспринципность, отсутствие порядочности и благородства,

чинопочитание, приспособленчество, невежество.


В этом рассказе Чехов показывает , как сословное неравенство людей, их социальное положение мешает естественному человеческому общению, ставит человека в позу унизительной зависимости от чина и звания настолько, что под воздействием страха он забывает о своем достоинстве, принимает роль винтика в иерархии сословных отношений.






ПРИЛОЖЕНИЕ


- Предположите, почему рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» можно назвать вечным?

 - Начнем с названия.

Какой прием создания комического обнаруживается в названии рассказа?

(создание комической пары, антитеза)

Как вы думаете, кто будет главными героями этого рассказа «Толстый и тонкий»? 

Учитель: А теперь я предлагаю вам поиграть в «Ассоциации». Каким вы себе представляете толстого? А тонкого? (Учащиеся выдвигают свои предположения) А теперь давайте посмотрим, какими их изобразил А.П. Чехов. 

Осмысление содержания. 

1) Экспозиция рассказа. Создание образов главных героев (начало рассказа)

Учитель: «Работаем парами по рядам. Задание 1 вар: «Создайте словесный портрет тонкого в начале рассказа  и внесите его в рабочую карту» Задание 2 вар: «Создайте словесный портрет толстого в начале рассказа  и внесите его в рабочую карту»

Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?

Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью).

Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек)

Какие чувства испытывают герои при встрече?

 Физминутка

1). Представьте себя героями рассказа,  1 вар. –это «тонкие», а 2 вар – это «толстые». Мимикой  попробуйте изобразить радость вашей встречи.

2) 1 вар произносит восклицание толстого: «Порфирий, ты ли это?»

   2 вар. смеется, как тонкий в первой части: «Хо-хо-хо»

 Учитель: «А теперь Давайте подслушаем разговор наших героев»

2)Выразительное чтение по ролям эпизода рассказа от слов: «Ну, как живешь, друг?...Две звезды имею»

Учитель: «Итак, тонкий узнал что его друг дослужился до тайного советника.

( На проекторе – «Табель о рангах». Поясняю учащимся социальное положение  героев. Тайный советник - чин 4 класса, которому в армии соответствовало звание генерала, поэтому тонкий и обращается к толстому «ваше превосходительство». Сам же тонкий  всего лишь коллежский асессор, чиновник 8 класса)

 - Как вы думаете, что почувствовал тонкий в этот момент, когда узнал, что толстый - генерал? Аргументируйте свою точку зрения. А теперь посмотрим, изменились ли наши герои после этого известия 

3) Сравнительный анализ героев после  кульминации

Учитель объясняет, что работать нужно в паре

1 задание. Прочитайте, какие глаголы использует автор, чтобы описать внутреннее состояние героев? Предположите, что же почувствовал тонкий ,когда узнал, что толстый дослужился до генерала?

  2 задание. Опишите мимику толстого и тонкого. Какие чувства героев она выражает?

 3задание. Сравните знаки препинания в диалоге в первой и во второй части. Какие знаки в конце препинаний автор использует чаще? Почему? 

4 задание Как герои обращаются друг к другу?

Выводы по анализу образов.

- Изменились герои рассказа?

-Кто же изменился больше: толстый или тонкий? Почему?

- Предположите, что было бы, если бы герои поменялись чинами?

- Так что же испортило встречу двух друзей?

Чем отличается речь тонкого?

Определите кульминацию произведения.

Что значит слово «окаменел»? Какие изобразительные средства использует Чехов для создания этой ситуации? (метафора)

Почему толстый ничего не возразил и ушел?

Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.)

Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства угодничества, чинопочитания)

Какие элементы являются обязательными для создания комической ситуации? (противопоставление, неожиданный поворот в сюжете, речь героев, использование художественной детали)

 - Над какими же  проблемами  заставляет нас задуматься А.П.Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»? (вопросы добра и зла, социального неравенства, человеческого непонимания и взаимоотношений)

- А сейчас эти проблемы существуют? Значит, их можно назвать вечными! И эти вечные проблемы и мечты и надежды   словно узоры вплелись в один маленький рассказ. А нам с вам удалось их разгадать.

Домашнее задание. Задание по вариантам: 1 вар - синквейн « Толстый», 2 вар – синквейн «Тонкий».

Самооценка.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.