Обновленные приемы и методы в реализации концепции нового УМК по отечественной истории

3
0
Материал опубликован 25 August 2020 в группе

ОБНОВЛЕННЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ В РЕАЛИЗАЦИИ

КОНЦЕПЦИИ НОВОГО УМК ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ.

И. В. Трифанова, учитель истории

и обществознания МБОУ «Теньгинская

средняя общеобразовательная школа».


Как можно составить урок по новым требованиям ФГОС? Какие приемы и методы можно применить, соблюдая новые требования ФГОС? Каждый учитель задумывается над этими вопросами. Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе будет, является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей – познавательной, социально-адаптивной гражданственной, информационно-технологической, коммуникативной.

Большим подспорьем для освоения перечисленных компетенций является учебник. Роль учебника как «хранилища знаний» приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций[1, с.2].

Предлагаю вашему вниманию обновленные приемы работы с учебниками нового поколения:

УМК И.Л. Андреев, И.Н. Федоров «История России» 6-8 классах изд-во «Дрофа»;

УМК Л.М.Ляшенко, О.В. Симонова, Е.В.Волобуев «История России. XIX - начало XX века». 9 класс. «Дрофа. Вертикаль».

Познавательная компетентность: проблемные ситуации главное на уроках истории, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Активность обучающихся проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми историческими или обществоведческими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде.

Примером эффективного средства, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке:

Проблемные задания и вопросы: «История России» 6 класс стр. 90 урок «Начало удельного периода» начинается с проблемы и в конце урока возвращаемся к проблеме делаем письменно вывод.

Рабочая тетрадь стр.36 выполнения заданий по картине В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами»

Социально –адаптивная компетентность: означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности. В эту компетенцию входят, например, умения обобщать и анализировать ситуацию общественной жизни общества, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

1)стр. 111 учебник «Истории России» 6класс «Новгородское вече». Социально -ролевая игра «Мы на новгородском вече»: распределение ролей; постановка проблемы; планировать сценария; проигрывание; обсуждение «+»и «-».

2) п. 25 «Правление Александра 3» история 9 класс. Стр. 210-212 работа с текстом проанализировать данные «Социально-экономическое развитие России в пореформенное время» составить диаграмму «Модернизация российской экономики в конце 19века».

Гражданственная компетентность: это совокупность способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике. Гражданскую позицию личность реализует в общественных делах, общественных объединениях, союзах, ассоциациях. Например: стр.150 уч. История России 6класс урок «Русские земли под властью Орды» «Выберите ответ на главный вопрос урока и докажите свою точку зрения»;

Создания учебных проектов «Народные восстания в 17веке» и дальнейшее афиширование на уроке.

Информационно -технологическую компетентность: информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников. Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. Им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией.

Реализация Концепции предполагает не только подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений, но и формирование единого научно-образовательного пространства в сети Интернет. [2, с.1]

Для развития данного вида компетентности учитель использую  следующие приемы: при изучении новых терминов учащиеся, пользуясь, интернет словарем, дают определения понятиям, и выделить ключевые слова стр.121 7класс теме «Сословия в 17веке: «верхи» общества».

- подготовка собственных презентаций, с использованием материала из разных источников, включая Internet, например: 7класс стр.204, «Темы для проектной деятельности» по определенной теме.

При подготовке к уроку учитель использует задания из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников, интерактивных карт, оживших картин.

Предоставляет учащимся возможность составлять самим всевозможные  тестовые конструкции и кроссвордов, реализация возможна на уроках и участия в конкурсах. Создание проектов, рефератов вследствие чего у учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливается жизненный опыт.

Коммуникативная компетентность: для развития этой компетенции использую следующие методы и приемы:

- использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;

- сдача различных устных зачетов в паре или группе.

Учебник 8класс стр.110 «Лента времени» заполнение и взаимопроверка парами.

Составление рассказа по предложенным терминам по изучаемой теме.

В процессе такой систематической работы формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия, что позволяет ребёнку получать знания не в готовом виде, а «добывает» их в процессе своего труда.

С целью формирования учебных компетенций учитель применяет новые педагогические технологии: технологию перспективно-проблемное обучение; информационно-коммуникативную технологию; технологию развития критического мышления. Благодаря этому у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются  у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития. Сухомлинский В.А. говорил: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Желаю всем нам «гореть» самим, быть всегда в поиске новых приемов и «зажигать» увлекать знаниями сердца наших детей.


Использованная литература:

1.Померанцева Ю.Б. "Формирование новых подходов в преподавании истории в рамках современного историко-культурного стандарта" [Электронный ресурс] https://videouroki.net/razrabotki/statya-dlya-uchiteley-istorii-formirovanie-novykh-podkhodov-v-prepodavanii-istorii-v-ramkakh-sovremennogo-istoriko-kulturnogo-standarta.html

2. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс] https://histrf.ru/biblioteka/b/kontsieptsiia-novogho-uchiebno-mietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.