12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ксения15

Муниципальное учреждение культуры г. Новоалтайска

«Центральная городская библиотека им. Л.С. Мерзликина»

библиотека филиал №4







«Обо всем на свете»

(научно – популярная литература)

t1590383769aa.gif

Составила: Колерова К.Н.











2020

Слайд 1 Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас библиотечный урок. Мы с вами вспомним, для чего нужны людям такие книги как словари, энциклопедии, справочники, и как нужно ими пользоваться? Отправляемся в путешествие по книжным полкам.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас

Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – незнакомо…

Язык – и стар, и вечно нов,

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

(А. Шибаев)

Слайд 2 Действительно, ребята, все явления, все предметы, которые нас окружают, имеют свои названия. В жизни встречается много слов, с которыми возникают разные проблемы. То мы затрудняемся сформулировать значение слова, то вызывает сомнение, как слово написать или произнести, а иногда просто интересно, как произошло какое -то слово. Что делать в такой ситуации? Надо обратиться к словарям

СЛОВАРИ

Слайд 3 Словарь – это книга, содержащая перечень слов с теми или иными объяснениями.

Словари появились, очень давно. Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем печатные словари эпохи Средневековья.

Слайд 4 Самые первые словари назывались азбуковниками.

Древнейший сохранившийся до нашего времени азбуковник 1282 года содержит 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова.  В 16-18 веках появились азбуковники большего объема, с алфавитным расположением слов. До наших дней сохранилось более двухсот азбуковников, среди которых есть учебные, энциклопедические, нравоучительные.

В разное время на Руси выходили в свет печатные словари. Они назывались лексиконами. Самый последний из них – словарь Петра Алексеевича Алексеева, выдержал 4 издания и содержал 20 000 слов.

Слайд 5 В 1783 году была создана Российская Академия наук, одной из главных задач которой было составление грамматик и словарей русского языка. Так появились «Словарь Академии Российской», который содержал более 43 тысяч слов, четырехтомный «Словарь церковно-славянского и русского языка» (114 тысяч слов).

А в 1863-1866 годах вышло первое издание «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Над этим замечательным, уникальным памятником русского языка и русской культуры автор беззаветно трудился около 50 лет.  Повсюду, в любых ситуациях, Владимир Иванович не переставал записывать слова. Из многих краёв России добровольные корреспонденты присылали ему местные слова и их толкования. Словарь содержит более двухсот тысяч слов, а также 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. Конечно же, в наше время словарь не может быть использован как справочник по современному русскому языку, он отражает состояние языка в 19 веке. С тех пор значения многих слов изменились. Но ценность словаря  от этого нисколько не уменьшилась.

Не менее известны в наше время и толковые словари, выпущенные  под редак-цией Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова. В них вклю-чены новые слова, уточнены толкования многих слов. Общедоступность и удобст-во пользования сделали эти словари очень популярными. А в 1991 году словарю Ожегова была присуждена премия Академии наук.

Слайд 6 Составление словарей – долгий и кропотливый труд. В наше время над их соз-данием трудятся целые институты. Человек, знающий много слов, лучше владеет языком. Чем богаче словарный запас человека, тем лучше он понимает тексты и речь других людей.

Однажды известный французский литератор  Теофиль Готье спросил молодого поэта Шарля Бодлера: «Читаете ли вы словари?», чем очень его удивил. Разве можно читать словари? Ведь это не детектив, не сказка. Но именно читая словари, можно расширить свой словарный запас. Поэтому, почаще заглядывайте в словарь, и не стесняйтесь спрашивать значения непонятных вам слов.  

Словари многочисленны и разнообразны они бывают самыми разными, а материал в них расположен также по алфавиту.

Слайд 7

1.Значение слова можно найти в толковом словаре русского языка - "Толковом словаре живого великорусского языка" Владимира Даля или «Словаре русского языка» Ожегова. Например, объяснение значения слова. "Бирюлька –дудочка, трубочка; второе значение –мелкая игрушка".

Слайд 8 Кстати, толковые словари могут быть и многотомными. Тогда на их корешках пишутся буквы или слова начальных и конечных статей, как в энциклопедиях.

2. Если нам не надо знать значение слова, а только его правописание, мы обратимся к "Орфографическому словарю". Например, как написать слово "кочерга" во множественном числе? Много кочерёг.

3. Существует интересный словарь, в котором можно посмотреть значение не отдельных слов, а целых оборотов речи. Такой словарь называется". Фразеологический словарь русского языка" . Вот, например, выражение "барашек в бумажке" означает «взятка». Или такое выражение: "камень преткновения" -помеха, преграда, затруднение в чем -либо. Выражение заимствовано из Библии, где рассказывается о камне, положенном Богом в Сионе..Об этот камень спотыкались неверующие и не соблюдающие законы.

4. Очень важно, чтобы мы говорили правильно, красиво, верно в словах расставляли ударения. Например: "кулинария", "творог", "мастерски". Здесь помогут орфоэпический и орфографический словари.

5. Откуда произошло то или иное географическое название мы можем узнать из«Топонимического словаря». Например, название озера Байкал прои-зошло от якутского слова «байхал», «байгал», т.е. «большая, глубокая вода», «море». Действительно, Байкал – амое глубокое озеро в мире.

6.Объяснение разных мифологических имен и выражений даст «Мифологический словарь». Например, кто такой Зефир? Бог западного ветра.

7.Если для урока литературы нужно узнать значение каких-либо специальных литературоведческих терминов, например, что такое «эпитет», «гипербола», «метафора» и т.п., необходимо обратиться к Краткому словарю литературоведческих терминов или к «Толковому словарю русского языка». «Гипербола» - художественное средство, основанное на преувеличении.

8.Тематические словари энциклопедического характера – нечто среднее между энциклопедиями, словарями и справочниками. Они посвящены определенной теме, материал в них расположен по алфавиту, но дополнен разными небольшими статьями, которые «привязаны» к данной статье по смыслу. Например, в «Энциклопедическом словаре юного математика» статья об арифметике, расположенная в общем алфавитном порядке, дополнена краткой биографией древних математиков Пифагора и Архимеда. Как найти статью именно об ученом, если неточно знаешь, какие именно открытия он совершил?

В тематических «Энциклопедических словарях» на помощь придут указатели в конце книги. Пользуются ими так же, как и в тематических энциклопедиях.

9. Универсальный энциклопедический словарь-словарь, в котором, как и в энциклопедии , можно найти все, но в очень краткой ,сжатой форме .

Итак, запомните: энциклопедия всегда описывает предметы, а словарь - слова. Поэтому энциклопедия дает более глубокие представления о чем-либо.

Это и двуязычные словари, которые помогают нам изучать иностранные языки.

О том, как произносить слово, мы с вами можем узнать из орфоэпического словаря.

О происхождении слов содержит информацию этимологический словарь.

Мы с вами узнали ребята, что кроме толковых словарей, есть еще и другие. Какие же? Вы можете их назвать? (Ответы детей).

Молодцы! У вас на партах лежат обычные орфографические словарики. Для чего они нужны?

(Ответы детей: чтобы правильно написать нужное слово и верно поставить ударение).

Слайд 9 Ну что ж, ребята, мы отдохнули. Продолжаем наш урок и  переходим к энциклопедиям. Что же такое энциклопедия?

(Ответы детей).

ЭНЦИКЛОПЕДИИ.

Энциклопедия – это научное справочное пособие в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний, адресованное либо широким массам, либо специалистам. Первоначально словом энциклопедия в русском языке называли только французскую «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств или ремесел».

В 1862 году в России появилась «Техническая энциклопедия», а вслед за ней стали появляться разные другие энциклопедии, и это слово стало нарицательным.

Энциклопедии бывают двух видов: универсальные (в них сосредоточен мате-риал из разных отраслей знаний) и отраслевые (отражается какая -то одна тема или отрасль).

Универсальные энциклопедии рассказывают обо всем. Статьи в них рас-положены в алфавитном порядке. Материал так огромен, что могла бы получить-ся книга шириной в метр и больше. Чтобы удобнее было пользоваться такой кни-гой, ее разбили на части–тома. К каждому тому дали порядковый номер, а на корешке пишут либо буквы, которыми начинаются и заканчиваются статьи в томе, либо смысловые слова –названия статей, которыми начинается и заканчи-вается том (примеры -БСЭ, «Что такое? Кто такой?»)

Отраслевые энциклопедии посвящены одной теме, одному предмету, одной отрасли знаний. Материал в них расположен также по алфавиту. Иногда такие энциклопедии также разбивают на тома, а на корешке помещают номер тома и начальное и конечное слово данного тома (примеры: однотомные -энциклопедия Москва; многотомные – Советская историческая энциклопедия и т.д.)

Иногда отраслевые энциклопедии делят на тома не по алфавиту, а по другому признаку. Например, Школьная историческая энциклопедия разбита по томам по хронологии, т.е. по историческим периодам и по странам. Но внутри каждого тома расположение материала -алфавитное.

Среднее место между универсальными и тематическими энциклопедиями занимают Детская энциклопедия и Энциклопедия для детей «Я познаю мир»

Все их тома, собранные вместе, расскажут обо всем –от строения Вселенной до искусства и техники. Но особенность в том, что каждый том посвящен только одной теме и внутри материал расположен не по алфавиту, а по содержанию, по смыслу.

Например, в исторических томах – по хронологии. Том «Биология» имеет разделы «Растения», «Животные», далее – по семействам, отрядам и видам и т.д. В томах с таким сложным расположением материала на помощь придет справочный аппарат.

Те из вас, у кого есть дома компьютер, наверно уже знают, что кроме известных нам энциклопедий есть и другие – на электронных носителях. Это словари, энциклопедии и даже целые библиотеки, как, например, известная многим «Библиотека Кирилла и Мефодия», Библиотека Мошкова, «Большая электронная детская энциклопедия», справочники по отдельным областям науки. Они значительно облегчают работу многим людям. С их помощью можно, не выходя из дома, отыскать необходимую информацию. В нашей библиотеке тоже есть такие диски, которыми пользуются и учащиеся, и педагоги.

Справочный аппарат -– различные указатели. Если нужно найти статью о человеке -придет на помощь именной или предметно именной указатель; если о предмете –предметный или предметно именной; иногда (например, в географи-ческих томах) существуют указатели географических названий; а часто бывает, что в конце книги есть упрощенный алфавитный указатель.

В указателях напротив нужного нам слова, имени перечисляются все страницы данной книги, на которых это слово или имя упомянуто. А если среди указанных страниц одна выделена особенно –жирным шрифтом –значит, именно на этой странице собран главный материал об этом человеке или предмете.

А теперь, ребята, попробуйте сами найти в энциклопедиях указанные слова или понятия. Но сначала давайте вспомним правила обращения с книгами.

Я – книга! Я – товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Мой переплёт не выгибай,

Мой корешок не поломай!

Привычку скверную оставь,

Листая, пальцы не слюнявь!

Не забывай меня в саду,

Вдруг дождь нагрянет на беду!

Меня в бумагу оберни!

Где взял меня – туда верни!

Не загибай мои листы,

А про закладку помнишь ты?

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук!

(С.Маршак)

Спасибо, ребята. Так  как же нужно обращаться с книгами? Бережно.

Продолжаем нашу работу. Перед вами – серии Большая Российская энцикло-педия и карточки с заданиями. И, так задание: Найди значение слова в энциклопедии. Кто первый выполнит задание, пусть поднимет руку.

(Самостоятельная работа по карточкам, ответы учащихся). (Приложение 1.)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Молодцы, ребята! Вы замечательно поработали, и, я ду-маю, научились пользоваться энциклопедиями.

Слайд 10 СПРАВОЧНИКИ

Но у нас остался еще один помощник, к услугам которого мы часто обращаемся – это справочник. Что это такое? Справочники –книги, которые содержат краткие и точные сведения по какому -либо предмету. Мы можем сказать, что справочник – это младший брат энциклопедии и словаря. Материал здесь расположен по отдельным темам. Одни справочники подскажут названия рек, морей, городов, другие расскажут о растениях, животных, кораблях или самолетах.

Обычно справочники бывают тематическими. Для вас вышла целая серия современных учебных пособий под общим названием "Справочник школьника"

Эти книги охватывают материалы по всей школьной программе. Материал расположен в алфавитном порядке, а для упрощения поиска необходимой информации можно воспользоваться "Предметным указателем"

КНИГИ СПРАВОЧНОГО ХАРАКТЕРА

Это особый вид энциклопедической литературы. Это не энциклопедии и не справочники, но из статей в таких книгах можно узнать много интересного. Яркий пример такой литературы –многотомное издание «Все обо всем». Каждый том –маленькая универсальная энциклопедия, где собран материал на разные темы. «Все обо всем» -не строго энциклопедическое издание, над которым работали многие ученые, поэтому не следует принимать на безусловную веру все, что там написано. Последние выпуски (тома) «Все обо всем» стали снабжаться указателями к данному тому, а некоторые содержат указатели ко всему изданию.

Слайд 11 КАК БЫСТРО НАЙТИ МАТЕРИАЛ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОН РАСПОЛОЖЕН ПО ПРОСТЕЙШЕМУ АЛФАВИТНОМУ ПРИНЦИПУ?

1.Надо хорошо знать алфавит. Найдя букву, с которой начинается искомое слово, ищем первый слог, затем ищем по второй букве слова и т.д. Например, на-до найти в словаре краткое значение слова «Кашалот». Берем «Словарь русского языка» Ожегова и открываем букву «К» (для нашего удобства наверху страниц пишутся и буквы, и целые слоги, которыми начинается и заканчивается страница, а в некоторых энциклопедиях –целые слова ), а затем –страницу со слогом КАШ и ищем слово «кашалот».

2. Если название искомой статьи состоит из нескольких слов, и с такого же первого слова начинается несколько других статей, ищем по второму слову так же, как в пункте 1. Например, «Московская битва». Берем энциклопедию «Москва» , ищем слово «московская» , находим: «Московская агломерация», «Московская ассоциация пролетарских писателей» и только потом «Московская битва»

3.Иногда на первое слово (особенно если оно очень распространенное) нужной статьи в энциклопедии не оказывается. Значит, надо попробовать поис-кать на второе, третье слово. Например, в Краткой литературной энциклопедии можно найти статью о памятниках литературным героям. Но поскольку слово «литературный» и слово «памятник» встречаются в ней очень часто, авторы назвали статью «Герои литературные в памятниках»

4. Если вы ищете в энциклопедии статью о каком-то человеке и оказывается, что там несколько таких фамилий, значит, нужно смотреть на имена, а если и имена одинаковые– то на отчества. Например, нужен Державин Гаврила Романович. В КЛЭ видим: Державин Вл. Вас., Державин Конст.Ник. и т.д.

Слайд 12 Интернет ресурсы в помощь

Слайд 13 Вот и подошел к концу наш урок. Давайте посмотрим, внимательны ли вы были на уроке, всё ли запомнили. А теперь я вам предлагаю проверить полученные знания на практике. Вам предлагается ряд заданий, которые необходимо выполнить. На карточках записаны вопросы, ваша задача – сориентироваться в предложенных справочных изданиях и найти ответы (Приложение 2.)

А теперь проверим ваши пути поиска ответов

БИБЛИОТЕКАРЬ:

(Энциклопедия. Где найти материал о Даниловском монастыре Москвы? «Москва»).

Где нужно поставить ударение в слове «жалюзи» - на первом или на

последнем слоге? (Орфографический, орфоэпический словари)

Объясните значение слова «бирюльки» (любой толковый словарь

русского языка)

Объясните значение слова «Авантюра», взятого из другого иностранного языка. (Словарь иностранных слов)

Где можно подробно узнать о тиграх? (Детская энциклопедия том «Биология»)

Объясните происхождение названия реки ОРИНОКО? (Топонимический словарь)

Где найти материал о полководце Кутузове Михаиле Илларионовиче? (БСЭ)

Объясните фразеологизм "бить челом". (Школьный фразеологический словарь русского языка).

Как назывались первые словари? (Азбуковники).

Из какого языка пришло к нам слово «энциклопедия»? (Из французского).

Как расположены слова в словарях? (По алфавиту).

Какие бывают энциклопедии? (Универсаль-ные и отраслевые).

Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка»? (В.И. Даль).

Как назывались печатные словари? (Лексиконы).

Какой новый вид словарей и энциклопедий появился в последние годы? (Электронные)

Молодцы! Я вижу, вы хорошо усвоили полученные сегодня знания. Надеюсь, они вам пригодятся. А в заключении предлагаю вам послушать стихотворение,

В моём шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке – словно дом.

Обложку-дверь откроешь второпях –

И ты уже вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

А весь мой шкаф – чудесный Книгоград.

Когда ты будешь в этот город вхож –

Из Прошлого в Грядущее пройдёшь…

Заглянешь в страны и во времена:

Любая книга – время и страна…

Здесь, в комнате моей, из года в год,

Всё человечество в ладу живёт.

Давид Кугультинов

Надеюсь, ребята, у каждого из вас дома есть такой шкаф или книжная полочка. А если нет – не беда. К вашим услугам – как школьная библиотека так и библиотека филиал №4.

И хочу закончить наш урок словами Константина Георгиевича Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги».

Спасибо за внимание.





































Список использованной литературы



Журнал «Библиотека «Первого сентября»

Журнал «Библиотека в школе» №2(14)/2007 «Как работать со словарями» библиотечные игры и уроки для 6-9 классов).\





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.